АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
г. Белгород
Дело № А08-9461/2019
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Полухина Р. О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сапенко В.Е.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
ИФНС России по г. Белгороду (ИНН 3123021768, ОГРН 1043107046531)
к ИП Галищеву С. А. (ИНН 312322313373, ОГРН 317312300037233)
о взыскании 32 769,84 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Пирогова Т.В., дов-ть от 15.08.2019
от ответчика: Андросов В.Д., дов-ть от 25.10.2019г.
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Белгороду (далее - взыскатель, налоговый орган, Инспекция) (ИНН 3123021768) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Галищеву Сергею Александровичу (далее - должник, налогоплательщик) (ИНН 312322313373) с требованиями о взыскании с налогоплательщика индивидуального предпринимателя Галищева Сергея Александровича (ИНН 312322313373) задолженности в соответствии с требованием № 21012 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, процентов от 25.02.2019 на общую сумму 32 769,84 руб., где недоимка страховым взносам на ОПС в размере 26 545,00 руб., на ОМС размере 5 840,00 руб., и пени за период с 10.01.2018 по 25.02.2019 составляют на ОПС в размере 315,44 руб. и на ОМС размере 69,40 руб.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, просит в иске отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации статьями 3, 23 Налогового Кодекса РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября
2004 года № 506 утверждено Положение о Федеральной Налоговой Службе (ФНС России).
Согласно Положению Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Выполнение вышеперечисленных функций в г. Белгороде возложено на ИФНС России по г. Белгороду (далее - Инспекция, Налоговый орган).
Следовательно, при неуплате налогов нарушаются права и законные интересы государства (Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 13.08.2019 по делу №А08- 6939/2019 отменён судебный приказ от 25.07.2019г. о взыскании задолженности в соответствии с требованием № 21012 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, процентов от 25.02.2019 на общую сумму 32 769,84 руб., где недоимка по страховым взносам на ОПС в размере 26 545,00 руб., на ОМС размере
5 840,00 руб., и накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 названной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
В соответствии со ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Кодекса суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 ООО рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В 2018 году страховые взносы за себя в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) определяются в порядке, установленном п. 1 ст. 430 НК РФ:
- в случае если величина дохода индивидуального предпринимателя не превышает
300 000 руб. в размере - 26 545 руб.;
При этом размер страховых взносов на ОПС за расчетный период не может быть больше восьмикратного фиксированного размера страховых взносов. Так, максимальная сумма пенсионных взносов за 2018 год составляет 212 360 рублей (8 х 26 545 руб.).
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) за расчетный период 2018 год составляет - 5 840 руб.
Таким образом, в отношении индивидуального предпринимателя (далее - ИП) Галищева Сергея Александровича за 2018 год были произведены начисления на ОПС в размере - 26 545,00 руб. и на ОМС размере - 5 840,00 руб.
Доводы ответчика о том, что получив Решение №8118А об отказе в государственной регистрации от7 июля 2017 года, он посчитал, что ему отказано в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя суд считает необоснованными по следующим основаниям.
На основании заявления о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) от 24.05.2017 и приложенных к нему документов (документа об оплате государственной пошлины и документ, удостоверяющий личность гражданина), Галищев Сергей Александрович был зарегистрирован в качестве ИП в ИФНС России по г. Белгороду и включен Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
При подаче заявления о прекращении деятельности в качестве ИП от 07 июня 2017 года, с приложением только документа об оплате государственной пошлины, решением №8118А ИФНС России по г. Белгороду об отказе в государственной регистрации, Галищеву Сергею Александровичу было отказано в государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП, с указанием на право обжалования данного ненормативного акта путем подачи жалобы в порядке, установленном главой VIIL1 Федерального закона, в вышестоящий налоговый орган.
Согласно п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Дополнительно сообщаем, что налоговым органом в адрес ОПФР по Белгородской области 07.06.2017 14:06:03 направлен запрос № 4615095 о «Наличие документов, подтверждающих представление в ПФР сведений в соответствии с №27-ФЗ и № 59-ФЗ» в отношении ИП (КФХ) Галищева Сергея Александровича.
Согласно ответу от 08.06.2017 16:04:53, полученному от ОПФР по Белгородской области, сведения в соответствии с №27-ФЗ и № 59-ФЗ, не представлялись.
Также Галищев Сергей Александрович в своем отзыве указывает, «что в качестве ИП не осуществлял деятельность не одного дня, а в июле был принят на постоянную работу в качестве менеджера другой организации, где и работаю до настоящего времени».
В соответствии с главой 34 Налогового кодекса РФ, не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, временно приостановивших предпринимательскую деятельность, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность (п. 7 ст. 430 Налогового кодекса РФ) (например, за периоды прохождения военной службы, ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и за др.). Данные периоды включаются в страховой стаж, учитываемый при определении права таких лиц на трудовую пенсию.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ по общему правилу гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-0-0 предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в , качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в : Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Не предприняв действий по исключению из ЕГРИП, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы независимо от того, осущёствляет он предпринимательскую деятельность или нет, и, соответственно, независимо от факта получения дохода (письма Минфина России от 05.02.2018 N 03-15-05/6566, от 25.01.2018 N 03-15-05/4029, от 11.05.2017 N 03-15- 05/28397, от 02.05.2017 N 03-15-05/26484, от 03.04.2017 N 03-15-05/19447, от 29.03.2017 N03-15-05/18269).
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога,; если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В абзаце 3 п. 1 ст. 45 НК РФ указано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В сроки, установленные налоговым законодательством налогоплательщик сумму задолженности не уплатил.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начисляются пени, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 70 НК РФ должнику 04.03.2019 заказным письмом направлено Требование № 21012 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, процентов от 25.02.2019 на общую сумму 32 769,84 руб., где недоимка по страховым взносам на ОПС в размере 26 545,00 руб. и на ОМС размере 5 840,00 руб., пени за период с 10.01.2018 по 25.02.2019 составляют на ОПС в размере 315,44 руб. и на ОМС размере 69,40 руб., в котором было предложено; в срок до 21.03.2019 года погасить имеющуюся задолженность.
В сроки, указанные в требованиях об уплате налога, налогоплательщик суммы задолженности не уплатил.
На основании п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с правилами ст. 6, 7, 8, 9, 10 АПК РФ законность при рассмотрении арбитражных дел обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением арбитражными судами правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, равноправии сторон, состязательности и непосредственности судебного разбирательства.
Статья 41 АПК РФ, устанавливая права и обязанности лиц, участвующих в деле лиц, указывает на добросовестное пользование этими лицами всеми принадлежащими им процессуальными правами и обязанностями.
Злоупотребление процессуальными правами и неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом неблагоприятные последствия.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявления на основании п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ИФНС России по г. Белгороду (ИНН 3123021768, ОГРН 1043107046531 удовлетворить.
Взыскать с налогоплательщика ИП Галищева Сергея Александровича (ИНН 312322313373) в пользу бюджета задолженность по налогам в соответствии с требованием № 21012 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, процентов от 25.02.2019 на общую сумму 32 769,84 руб., где недоимка по страховым взносам на ОПС в размере 26 545,00 руб., на ОМС размере 5 840,00 руб., и пени за период с 10.01.2018 по 25.02.2019 составляют на ОПС в размере 315,44 руб. и на ОМС размере 69,40 руб.
Взыскать с ИП Галищева Сергея Александровича (ИНН 312322313373) в доход федерального бюджета 2 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в установленный законом срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области.
Судья
Полухин Р. О.