ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-10360/15 от 16.10.2015 АС Брянской области

Арбитражный суд Брянской области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации  

Решение

город Брянск  Дело № А09-10360/2015

  октября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 16.10.2015 года.

Арбитражный суд Брянской области в составе: судьи Кулинич Е.И.,    

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скоробогатько Т.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области 

к ООО "ФЭФ"

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

3-е лицо: ФГУП «Радиочастотный центр Центрального федерального округа» в лице филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО»

при участии в судебном заседании:

от административного органа: Лисник И.В. – гос. инспектор (уд. №009 от 09.08.2011); Климушкина В.В. - гос. инспектор (уд. №0019 от 03.03.2014)

от ответчика: Новиков А.В. – представитель (доверенность № 9 от 26.07.2015);

от третьего лица: Черныш С.В. - представитель (доверенность №298 от 28.09.2015),

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области (далее - Управление Роскомнадзора по Брянской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ФЭФ" (далее - ООО "ФЭФ", общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

ФГУП «Радиочастотный центр Центрального федерального округа» в лице филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» (третье лицо по делу) поддержало позицию Управления Роскомнадзора по Брянской области.

Изучив представленные документы, доказательства и доводы сторон, арбитражный суд установил следующее:

Как следует из материалов дела, ООО "ФЭФ" является радиовещателем и обладает Лицензией №23222 от 04.04.2013г. на осуществление радиовещание радиоканала, предоставленной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на срок до 15.04.2023 (далее - Лицензия).

В ходе проведения планового мероприятия систематического наблюдения в отношении ООО "ФЭФ" в соответствии с приказом Руководителя Управления от 24.06.2015 №136-нд «О проведении планового систематического наблюдения в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ФЭФ» было выявлено нарушение ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» - несоблюдение программной направленности радиоканала «Чистые ключи».

Выявленные нарушения лицензионных требований зафиксированы администравным органом в акте систематического наблюдения №А-32/144 от 20.07.2015.

По данному факту 13.08.2015 г. должностным лицом Управления Роскомнадзора по Брянской области – ведущим специалистом-экспертом отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий -И.В. Лисник, в соответствии со статьями 28.1, 28.2 КоАП РФ, был составлен протокол об административном правонарушении №02.03-06/354-ю о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

С целью привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление Роскомнадзора по Брянской области обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными заявлениями.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельны видов деятельности» лицензионные требования — это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретны видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно ст. 8 ФЗ «О лицензировании отдельны видов деятельности» лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.

В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены иные требования, установленные федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 1 части 4 статьи 1 ФЗ «О лицензировании отдельны видов деятельности» особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание.

Согласно ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 №1025 утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания.

В соответствии с подпунктом а) пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 №1025, лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату, является соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, соблюдение программной концепции вещания.

Согласно представленным в материалы дела документам административным органом установлено, что ООО "ФЭФ" при осуществлении вещания указанного в Лицензии №23222 от 04.04.2013г. радиоканала «Чистые ключи» на территории г. Брянска не соблюдает программную направленность радиоканала.

А именно, согласно приложению "Програмная концепция вещания" к лицензии №23222 от 04.04.2013г. от общего объема вещания 168 часов в неделю за вычетом рекламы имеют место следующие направления вещания:

- культура (новости культуры) - 0,08 % представлено программой «Киномания», вместо установленного лицензией 15%;

- просвещение (новости, репортажи, обзор газет) — 2,88°/о представлено программами «Новости», «Новости экономики», «Прогноз погоды», «Гороскоп», «Курс доллара», «Ключевой патруль», «Народный календарь», вместо установленного лицензией 15%;

- музыка (концерты отечественной и зарубежной музыки, программы о музыке) — 96,33% представлено программами «Поздравления», «Брянский хит-парад», музыкой, вместо установленного лицензией 30% ;

- воспитание молодежи (программы, посвященные разнообразным направлениям в музыке, ток-шоу), - 0,59 % представлено программой «Беседы в Изборском клубе», вместо установленного лицензией 15%;

- пропаганда национальных интересов, народного творчества (патриотическая страница, историческая программа) - 0,12 % представлено программой «Исторический хронограф», вместо установленного лицензией 20% .

Направление вещания: - вопросы семьи (программы, посвященные домашнему хозяйству, женщинам, детям, ток-шоу) в эфире радиоканала «Чистые ключи» отсутствует, однако согласно нормативному показателю лицензии данная направленность должна занимать 5% вещания.

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения ООО "ФЭФ": 241020, г. Брянск, проспект Московский, д. 67а.

Следовательно, ООО "ФЭФ" допустило нарушение статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», подпункта а) пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025 и лицензионных требований лицензии, выразившееся в несоблюдении программной направленности указанного в Лицензии радиоканала «Чистые ключи».

Таким образом материалами дела установлено, что ООО "ФЭФ" при осуществлении предпринимательской деятельности допустило нарушение лицензионных условий, то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Нарушение подтверждается записью эфира вещания радиоканала «Чистые ключи», справкой анализа эфира радиоканала «Чистые ключи» на частоте 107,6 МГц за период с 02.07.2015 по 09.07.2015.

Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий следует понимать занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, которые предусмотрены в специальном разрешении (лицензии), предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Данная позиция отражена также в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2008г. №11938/07 и от 26.02.2008г. №9199/07, согласно которым длящееся правонарушение выражается в длительном непрекращающемся невыполнении обязанности, возложенной на нарушителя законом.

Поскольку объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет не нарушение той или иной обязанности, установленной нормативным актом, а осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий, то оно является длящимся правонарушением.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении срок привлечения к административной ответственности составляет три месяца и начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003г. №2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. В пункте 14 Постановления Пленума ВС РФ №5 также разъяснено, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В этой связи срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение подлежит исчислению с момента выявления факта осуществления лицензируемой деятельности с нарушением требований законодательства.

Временем обнаружения рассматриваемого правонарушения является 10 час. 00 мин. 20.07.2015 — время составления акта проверки.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда РФ, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод ответчика о малозначительности правонарушения является несостоятельным, поскольку объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит не в отсутствии какого - то конкретного направления вещания, а в нарушении концепции вещания в целом.

Выявленное нарушение подтверждается тем фактом, что музыкальное направление превышает заявленный в лицензии объем в 3 раза (вместо 30% составляет 96,33%) следовательно, остальные направления автоматически не могут вещаться в указанном в лицензии объеме. Нарушение концепции вещания, а, следовательно, и условий лицензии подтверждается.

Вина ООО "ФЭФ" в данном случае выражается в том, что общество при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей должно было предпринять своевременные меры по недопущению нарушений законодательства о лицензировании, но не сделало этого.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего законодательства о лицензировании, в материалах дела не имеется. Документов, свидетельствующих об объективности причин совершения административного правонарушения ООО "ФЭФ" не представлено, а также не опровергнуты доказательства нарушения лицензионных требований, представленные административным органом.

По данному факту Постановлением мирового судьи участка №72 Фокинского судебного района г. Брянска к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения была привлечена генеральный директор ООО "ФЭФ" Лапина Т.М.

На основании изложенного суд считает, что имеются основания для привлечения ООО "ФЭФ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде назначения административного штрафа в размере 30000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области требования удовлетворить.

Привлечь ООО "ФЭФ" (241020, г.Брянск, пр-кт Московский, д.67А; ИНН 3235003277, ОГРН 1023201287416; дата и место регистрации: 14.05.1997, Администрация г.Брянска) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30000 руб.

Административный штраф перечислить по следующим реквизитам: Получатель: ИНН 3250055537, КПП 325701001, УФК Брянской области (для Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области), Отделение Брянск г.Брянск, КБК 09611690040046000140, ОКТМО 15701000, БИК 041501001, р/с 40101810300000010008.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тула.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.

Судья                                                                                               Кулинич Е.И.