АРБИТРАЖНЫЙ СУД БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Решение
город Брянск Дело №А09-11077/2008-25
05 февраля 2009 года
Арбитражный суд Брянской области в составе: судьи Богдановой М.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Богдановой М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Климовского района Брянской области, п.Климово Брянской области
к Управлению записи актов гражданского состояния Брянской области, г.Брянск
о взыскании 42 693 руб. 75 коп.
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Климовского района Брянской области, п.Климово Брянской области, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Управлению записи актов гражданского состояния Брянской области, г.Брянск, о взыскании 92 660 руб. задолженности по договору аренды.
До принятия решения по делу истец в порядке, установленном ст.49 АПК РФ, заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 42 693 руб. 75 коп. Ходатайство судом удовлетворено в соответствии со ст.49 АПК РФ.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Истец и ответчик своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Дело рассмотрено по имеющимся материалам в отсутствие представителей сторон в порядке, установленном ст.156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в уточненной сумме по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Климовского района (Арендодатель), Отделом культуры администрации Климовского района (Балансодержатель) и Управлением записи актов гражданского состояния Брянской области (Арендатор) был заключен договор аренды от 22.12.2004г., согласно которому Арендодатель при участии Балансодержателя сдает, а Арендатор принимает в аренду помещение общей площадью 148,5 кв.м, расположенное по адресу: <...>, для общественно-деловых целей – для работы специалистов Управления ЗАГС Брянской области.
В соответствии с п.1.2 договора срок аренды помещения устанавливался с 01.01.2005г. по 30.12.2005г.
Согласно п.3.1 договора арендная плата устанавливалась 0,25 МРОТ за 1 кв.м в месяц, что на момент заключения договора составляло 22 275 руб. в год, или 1 856 руб. 25 коп. в месяц, оплата должна производиться в местный бюджет.
Пунктом 3.2 договора было предусмотрено, что арендная плата за текущий месяц должна перечисляться Арендатором не позднее 10 числа оплачиваемого месяца.
Во исполнение условий заключенного сторонами договора истец передал ответчику арендуемое нежилое помещение по акту приема-передачи, являющемуся приложением к договору (л.д.12).
Ответчик свои обязанности по своевременному и полному внесению платы за пользование арендуемым нежилым помещением надлежащим образом не исполнял, в связи с чем за ним сложилась задолженность по арендной плате по договору аренды от 22.12.2004г.
Поскольку в добровольном порядке сумма задолженности за пользование нежилым помещением ответчиком погашена не была, истец обратился в суд с настоящим иском.
Как было указано выше, договор аренды от 22.12.2004г. был заключен на срок с 01.01.2005г. по 30.12.2005г. Однако, после истечения срока действия договора арендатор (Управление записи актов гражданского состояния Брянской области) продолжал пользоваться арендуемым нежилым помещением.
В соответствии с п.2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
При таких обстоятельствах на основании п.2 ст. 621 ГК РФ договор аренды от 22.12.2004г., заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Климовского района и Управлением ЗАГС Брянской области, был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
Согласно ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии со ст.606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу ст.614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Наличие у ответчика задолженности по арендной плате в сумме 42 693 руб. 75 коп. за период с 01.01.2007г. по 01.12.2008г. подтверждается материалами дела.
Довод ответчика о том, что договор аренды нежилого помещения от 22.12.2004г., заключался сроком на один год, и дополнительным соглашением от 30.12.2005г. был продлен по 31.12.2006г., и соответственно прекратил свое действие 31.12.2006г. по истечении срока действия договора, является несостоятельным. В случае заключения указанного дополнительного соглашения в установленном законом порядке между сторонами начал бы действовать новый договор аренды сроком на один год. Следовательно, дополнительное соглашение от 30.12.2005г. к договору аренды (л.д.47), подписанное сторонами, в соответствии с требованиями п.2 ст.651 ГК РФ подлежало государственной регистрации и из-за отсутствия таковой не может считаться заключенным.
Кроме того, как было указано выше, договор аренды нежилого помещения от 22.12.2004г., заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Климовского района и Управлением ЗАГС Брянской области, на основании п.2 ст.621 ГК РФ был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
Ссылка ответчика на то, что договор аренды от 22.12.2004г. является незаключенным, поскольку заключен на срок более одного года и не прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке, судом не может быть принята во внимание в силу следующего.
Договор аренды был заключен на срок менее одного года и не подлежал государственной регистрации. Впоследствии договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок. Договоры, заключенные на неопределенный срок, не требуют обязательной государственной регистрации.
Судом также отклоняется довод Управления записи актов гражданского состояния Брянской области о том, что ответчик пользовался спорным помещением во взыскиваемый период на праве безвозмездного пользования, на основании положений п.1.1 ст.83, п.3 ч.8 ст.85 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.11 ст.154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г.
Положения п.11 ст.154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. (в редакции Федерального закона от 31.12.2005г.), устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти РФ и субъектов РФ и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти РФ или субъекта РФ, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ или в собственность РФ в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
Указанная правовая позиция изложена Конституционным Судом РФ в Определении от 07.12.2006г. №542-О.
Данным Определением Конституционного Суда РФ также предусмотрено, что в силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основании правовых позиций, изложенных в Постановлении от 30.06.2006г. №8-П, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Как установлено судом, 05.02.2007г. Администрация Климовского района направила в адрес Управления записи актов гражданского состояния Брянской области письмо №118 (л.д.17), в котором сообщалось, что в просьбе (исх.№777 от 25.12.2006г.) о передаче занимаемого Управлением ЗАГС Брянской области помещения из муниципальной собственности в государственную собственность отказано, в связи с тем, что помещение используется в муниципальных целях, и предложила продлить договор аренды.
13.04.2007г. ответчик обратился с просьбой (письмо №366) к Главе Муниципального образования «Климовский район» и Председателю Климовского районного Совета народных депутатов рассмотреть вопрос о передаче в безвозмездное пользование помещения арендуемого Управлением записи актов гражданского состояния Брянской области на основании п.3 ч.8 ст.85 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.11 ст.154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. (л.д.18).
27.09.2007г. Администрация Климовского района направила в адрес ответчика письмо №901 (л.д.21), в котором сообщила, что принятым решением Климовского районного Совета народных депутатов №3-407-149 от 04.05.2007г. определен режим пользования спорным помещением Управлением ЗАГС Брянской области на правах аренды, в связи с чем передача в безвозмездное пользование указанного помещения не представляется возможной, и предложила в срок до 10.10.2007г. заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 22.12.2004г. и погасить образовавшуюся задолженность. Направленное адрес ответчика предложение было оставлено без удовлетворения.
Таким образом, со стороны Муниципального образования «Климовский муниципальный район» в лице его органов волеизъявление на передачу спорного объекта в федеральную собственность отсутствует. Кроме того, решением Климовского районного Совета народных депутатов от 14.12.2007г. Управлению записи актов гражданского состояния Брянской области отказано в заключении договора безвозмездного пользования нежилым помещением площадью 148,5 кв.м, расположенным по адресу: <...>, и оставлено в прежней редакции решение Климовского районного Совета народных депутатов от 04.05.2007г. о передаче в пользование Управлению ЗАГС Брянской области на правах аренды вышеуказанного нежилого помещения (л.д.25-26).
При таких обстоятельствах у ответчика не возникло право на безвозмездное использование муниципального нежилого помещения, в отношении которого решение о его безвозмездной передаче в федеральную собственность либо в собственность субъекта РФ в установленном законом порядке принято не было.
На основании изложенного, исковые требования о взыскании 42 693 руб. 75 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.01.2007г. по 01.12.2008г. подлежат удовлетворению. Расчет задолженности за указанный период в сумме 42 693 руб. 75 коп. произведен в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем долг в указанной сумме подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
Государственная пошлина по иску с учетом уменьшения истцом размера исковых требований составляет 1 707 руб. 75 коп. При подаче иска истцом было уплачено 3 279 руб. 80 коп. госпошлины. Судебные расходы относятся на ответчика в соответствии со ст.110 АПК РФ, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию в пользу истца 1 707 руб. 75 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины. Государственная пошлина в размере 1 572 руб. 05 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета, как излишне уплаченная, в соответствии со ст.104 АПК РФ, п.п.3 п.1 ст.333.22., п.п.1 п.1 ст.333.40. Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 180 АПК РФ, арбитражный суд
Решил:
Исковые требования МУ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Климовского района Брянской области к Управлению записи актов гражданского состояния Брянской области о взыскании 42 693 руб. 75 коп. удовлетворить.
Взыскать с Управления записи актов гражданского состояния Брянской области, г.Брянск, в пользу Муниципального учреждения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Климовского района Брянской области, п.Климово Брянской области, 42 693 руб. 75 коп. долга, а также 1 707 руб. 75 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Выдать Муниципальному учреждению Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Климовского района Брянской области, п.Климово Брянской области, справку на возврат из федерального бюджета 1 572 руб. 05 коп. госпошлины, уплаченной по платежному поручению №195 от 31.10.2008г.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в г.Туле.
Судья М.В. Богданова