94/2020-3521(1)
Арбитражный суд Брянской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Брянск Дело № А09-11903/2019 23 января 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 21.01.2020.
Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Петрунина С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гришиной Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению и.о. Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры
к АО «МАБ»
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: ФИО1 – помощник прокурора (дов. б/н от 01.07.2019); от ответчика: ФИО2 – представитель (дов. № 1560 от 27.11.2019);
установил:
И.о. Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о привлечении акционерного общества «Международный аэропорт «Брянск» (далее - АО «МАБ», общество, ответчик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Представитель ответчика факт совершения вменяемого правонарушения не оспаривал по существу.
Суд, реализуя право, закрепленное в ч.4 ст.137 АПК РФ, завершил предварительное заседание и продолжил рассмотрение дела в судебном заседании первой инстанции.
Заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, суд установил следующее.
АО «МАБ» осуществляет деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на основании лицензии МЧС России от 10.11.2017 № 32-А/00008.
Брянской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры в АО «МАБ».
В АО «МАБ» имеется служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов.
В ходе проверки выявлены нарушения лицензионных требований, а именно: работники АО «МАБ» ФИО3, ФИО4, ФИО5, участвующие в действиях по тушению пожаров не прошли периодический медицинский осмотр
(обследование); работники Борисенко Р.В., Данекин А.В., Солопеев С.Н., Андрюшин Д.Г. на момент проверки допущены к непосредственному исполнению обязанностей без прохождения обучения по специальным программам и аттестации в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ; личный состав общества не обеспечен требуемым количеством дыхательных аппаратов на сжатом воздухе (всего 10 аппаратов), а также резервными аппаратами из расчета 30 % от штатного количества газодымозащитников в карауле (дежурной смене) и 100 % запаса наполненных баллонов, находящихся в расчете; оперативный план действий не соответствует требованиям пункта 107 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденного приказом МЧС России от 25.10.2017 N 467; ежегодные совместные учения не проводились в 2017, 2018 годах; типовые программы подготовки личного состава лицензиата не предъявлены; заместитель начальника службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов - начальник ведомственной пожарной охраны Репин Д.В. не аттестован на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций; работники лицензиата не в полном объеме обеспечены специальной одеждой со знаками различия.
По результатам проверки в отношении АО «МАБ» и.о. Брянского транспортного прокурора вынесено постановление от 07.11.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании указанного постановления заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - в виде предупреждения или административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - лицензируемая деятельность), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 N 69 (далее - Положение N 69).
Лицензионные требования и условия указанного вида деятельности приведены в пункте 3 Положения N 69.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 69 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений в соответствии со статьей 76 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании (в силу статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо);
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности пожарной техники, огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата):
юридического лица - специалиста, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности "пожарная безопасность", либо иное высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в Государственной противопожарной службе на руководящих должностях не менее 3 лет, либо прошедшего профессиональную подготовку в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля;
индивидуального предпринимателя - высшего или среднего профессионального образования по специальности "пожарная безопасность", либо иного высшего или среднего профессионального образования и стажа работы в Государственной противопожарной службе на руководящих должностях не менее 3 лет, либо профессиональной подготовки в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля;
г) наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки);
д) отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта;
е) повышение квалификации лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет;
ж) выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, установленных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.
Приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361 утверждено Положение о ведомственной пожарной охране службы поискового и аварийно- спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России.
В соответствии с п. 2.3. приказа Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361 нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы организации деятельности ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, разрабатываются Службой поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов ФАС России в соответствии с общегосударственными нормами и правилами и требованиями нормативных актов государственной противопожарной службы МВД России.
Согласно п. 4.3.1. приказа Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361 заместитель начальника СПАСОП авиационного предприятия - начальник подразделения ВПО СПАСОП ФАС России обязан разработать оперативный план действий (соглашение о взаимопомощи) пожарно - спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению аварийно - спасательных работ на воздушных судах, потерпевших бедствие, с практической отработкой его (проведение совместных учений) с пожарными подразделениями ГПС МВД России не реже одного раза в год.
В силу п. 5.2. приказа Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N361 к непосредственному исполнению обязанностей в ведомственной пожарной охране СПАСОП ФАС России допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (общее) образование, прошедшие обучение по специальным программам и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно - спасательных и противопожарных работ.
Работники ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России при исполнении служебных обязанностей должны носить установленную форменную одежду и знаки различия. Специальная одежда должна иметь отличительные знаки и выдаваться работникам ВПО СПАСОП ФАС России в бесплатное пользование на установленный срок носки при выполнении служебных обязанностей (п.п. 8.1., 8.6. приказа).
Согласно пункту 107 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденного приказом МЧС России от 25.10.2017 N 467, планами тушения пожаров разрабатываются согласно приложению N 11 к настоящему Положению и включают в себя: титульный лист, содержание, основную часть и приложения.
В соответствии с п. 43 приказа МЧС России от 21.04.2016 N 204 "О техническом обслуживании, ремонте и хранении средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения" на посту ГДЗС обеспечивается хранение: резервных ДАСК караула (дежурной
смены) из расчета два ДАСК на звено ГДЗС; резервных ДАСВ караула (дежурной смены) из расчета 30% от штатного количества газодымозащитников в карауле (дежурной смене); 100% запаса наполненных баллонов и снаряженных регенеративных патронов от количества соответствующих типов СИЗОД, находящихся в расчете.
Факт нарушения обществом лицензионных требований подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Доказательств, свидетельствующих о том, что АО «МАБ» приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм действующего законодательства, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях АО «МАБ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Судом проверена процедура привлечения общества к административной ответственности и процессуальных нарушений не установлено, также оснований для применения малозначительности совершенного правонарушения суд из материалов дела не усматривает.
Учитывая обстоятельства дела, суд находит, что ответчик подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.
При определении размера административного штрафа судом были учтены все обстоятельства дела и применен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией вышеуказанной статьи Закона.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление и.о. Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры удовлетворить.
Привлечь акционерное общество «Международный аэропорт «Брянск» (241522, <...>; ИНН <***>; ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.
Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по г.Москве (Московская межрегиональная транспортная прокуратура л/с <***>), ИНН <***>, КПП 770801001, Банк: ГУ Банка России по ЦФО г. Москва, БИК 044525000, р/с <***>, КБК 41511690010016000140, ОКТМО 45378000.
Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.
Судья С.М. Петрунин
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 10.06.2019 11:04:09
Кому выдана Петрунин Сергей Михайлович