ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-1226/2022 от 17.05.2022 АС Брянской области


Арбитражный  суд  Брянской  области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Решение

24 мая 2022 года                                                                                  Дело № А09-1226/2022

город Брянск

Резолютивная часть решения объявлена 17.05.2022.

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Копыта Ю.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шабашовой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МО МВД России «Клинцовский»

к ИП Дубенец С.И.

о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, 

от ответчика: Дубенец С.И. – предприниматель,

у с т а н о в и л :

Заявитель – Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Клинцовский» (далее – МО МВД России «Клинцовский», административный орган) – обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Дубенец С.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

Ответчик – индивидуальный предприниматель Дубенец Светлана Ивановна (далее – ИП Дубенец С.И., предприниматель) – в письменном отзыве и в судебном заседании факт допущенного правонарушения признал, просил суд при назначении административного наказания учесть смягчающие обстоятельства и уменьшить размер административного штрафа.

Административный орган, извещенный в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился.

Дело рассмотрено судом в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие административного органа.

Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании пояснения ответчика, арбитражный суд установил следующее.

08.12.2022 сотрудником ОИАЗ МО МВД России «Клинцовский» было установлено, что в торговом роллете №780, расположенном на территории МУП «Торговые ряды» по адресу: г.Клинцы, ул.Кюстендильская, д.4, ИП Дубенец С.И. организовала розничную продажу алкогольной продукции, а именно, продала гражданину Цабульникову В.Г. 1 (одну) бутылку спиртосодержащей жидкости с этикеткой «Finskaya silver» объемом 0,5 литра, имеющую технологическую закупорку, по цене 150 рублей. В ходе осмотра торгового роллета №780 с реализации было изъято 10 (десять) бутылок объемом 0,5 литра со спиртосодержащей жидкостью, изготовленной из спирта этилового путем разбавления его водой, крепостью 33% и имеющих технологическую закупорку, и 17,95 литров спиртосодержащей пищевой продукции домашней выработки (самогона), крепостью 33%, разлитой в тару различных объемов.

Установив в действиях ИП Дубенец С.И. факт реализации алкогольной продукции с нарушением норм пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон №171-ФЗ), а также наличие в указанных действиях предпринимателя признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, уполномоченным лицом МО МВД России «Клинцовский» составлен протокол от 24.01.2022 №463/П0084685 об административном правонарушении, на основании которого административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд находит заявление административного органа подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

Частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В свою очередь, правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации подлежат регулированию нормами Закона №171-ФЗ.

Согласно подпункту 7 статьи 2 Закона №171-ФЗ алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха. Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 18 Закона №171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе по хранению алкогольной продукции.

Пунктом 1 статьи 26 Закона №171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.

На основании пункта 3 статьи 26 Закона №171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования данного Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона №171-ФЗ производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются только организациями.

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в силу положений Закона №171-ФЗ, в том числе пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.

При этом возможность получения индивидуальными предпринимателями лицензии на осуществление видов деятельности из числа указанных в пункте 2 статьи 18 Закона №171-ФЗ, в том числе на розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, указанным Законом не предусмотрена.

В том случае, если индивидуальный предприниматель в нарушение указанных норм осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа перечисленных в пункте 2 статьи 18 Закона, он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии.

Кроме того, оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, предусмотренных статьей 10.2 Закона №171-ФЗ.

В рассматриваемом случае в ходе проведенной административным органом проверки установлено, что ИП Дубенец С.В. осуществляет розничную продажу и хранение алкогольной продукции в торговом роллете №780, расположенном на территории МУП «Торговые ряды» по адресу: г.Клинцы, ул.Кюстендильская, д.4, то есть осуществляется оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии и при отсутствии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота данной продукции.

 Частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ установлена административная ответственность индивидуального предпринимателя за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Объектом указанного административного правонарушения является установленный порядок розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективную сторону состава данного правонарушения составляет осуществление предпринимательской деятельности по розничной реализации алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии) и в отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота данной продукции.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт незаконнойреализации ИП Дубенец С.И. спорной алкогольной продукции подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, актом от 08.12.2021проверочной закупки, объяснениями предпринимателя, объяснениями покупателя, протоколом от 08.12.2021 осмотра места происшествия, протоколомот 24.01.2022 №463/П0084685 об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях ИП Дубенец С.И. состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

Нарушения административным органом порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлено.

В свою очередь, ответчик, признавая факт совершенного административного правонарушения, просил суд уменьшить размер подлежащего взысканию в соответствии с санкцией нормы части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ административного штрафа.

Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения размера административного штрафа, суд исходит из следующего.

В силу части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.

При этом в соответствии с частью 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимание, что ответчик факт совершенного правонарушения признает, ранее к административной ответственности по статье 14.17.1 КоАП РФ не привлекался, в настоящее время находится в тяжелом материальном положении в связи с невысоким доходом от своей предпринимательской деятельности и наличием на иждивении троих несовершеннолетних внуков, суд считает возможным снизить размер административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 17.10 КоАП РФ, - до 50 000 руб.

Согласно части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона №171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.

Документы, подтверждающие легальность производства и (или) оборота алкогольной продукции, изъятой у предпринимателя, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, изъятая спиртосодержащая пищевая продукция находится в незаконном обороте.

С учетом вышеизложенного, алкогольная продукция, указанная в протоколе от 08.12.2021 осмотра места происшествия, являющаяся предметом административного правонарушения, подлежит изъятию из оборота и направлению на уничтожение в порядке, определенном Законом №171-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Руководствуясь статьями 167, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Требования  административного органа удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Дубенец Светлану Ивановну (ОГРНИП 304324128900242, ИНН 320300119801; дата рождения: 02.11.1969; место рождения: г.Дятьково Брянской области; адрес места жительства: 243140, Брянская область, г.Клинцы, ул.Александрова, д.49, кв.120; дата и место государственной регистрации индивидуального предпринимателя: 15.10.2004, Администрация г.Клинцы Брянской области) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Алкогольную продукцию, изъятую по протоколу от 08.12.2021 осмотра места происшествия, в количестве 10-ти бутылок объемом по 0,5 литра, имеющих технологическую закупорку, со спиртосодержащей жидкостью крепостью 33%, изготовленной из спирта этилового путем разбавления его водой, и 17,95 литров спиртосодержащей пищевой продукции крепостью 33% домашней выработки (самогона), разлитой в тару различных объемов, уничтожить в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Получатель: МО МВД России «Клинцовский» по Брянской области

ИНН 3203003490

КПП 324101001

р/с 03100643000000012700

Банк получателя: Отделение Брянск Банка России // УФК по Брянской области г.Брянск

КБК 18811601331010000140

БИК 011501101

ОКТМО 15715000  

УИН 18880432220000846852.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в 20-й Арбитражный апелляционный суд (г.Тула).

Судья                                                                                                      Ю.Д.Копыт