АРБИТРАЖНЫЙ СУД БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
241050, г. Брянск, пер. Трудовой, 6
Именем Российской Федерации
Решение
город Брянск Дело №А09-12975/2009
18 мая 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13.05.2010 г.
Полный текст решения изготовлен 18.05.2010 г.
Арбитражный суд в составе судьи Кожанова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кожановым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску МУП «Брянскгорводоканал», г. Брянск
к ООО «Парк-Сервис», г.Брянск
о взыскании 22258 руб. 78 коп.
при участии в заседании:
от истца: ФИО1- представитель, доверенность №7 от 11.01.2010 г.;
от ответчика: ФИО2- представитель, доверенность от 02.02.2010 г.;
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Брянскгорводоканал», г. Брянск (далее - МУП «Брянскгорводоканал») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Парк-Сервис» (далее- ООО «Парк-Сервис») о взыскании 22258 руб. 78 коп. долга.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ суд принял от истца уменьшение исковых требований до 19504 руб. 72 коп. долга.
Суд, рассмотрев материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом из материалов дела, между МУП «Брянскгорводоканал» (Поставщик) и ООО «Парк-Сервис» (Абонент) был заключен договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению №11303 от 01.04.2009 г. сроком действия с 01.04.2009 г. по 31.03.2010г. с ежегодным продлением при отсутствии заявления одной из сторон об отказе от него или его пересмотре.
В соответствии с заключенным договором поставщик принял на себя обязательства по обеспечению Абонента питьевой водой до места подключения к сетям Абонента, и принятию и отводу от него сточных вод в согласованных объемах от места подключения сетей Абонента к сетям Поставщика, а Абонент, в свою очередь, обязался оплачивать полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды (п.1.1. договора).
Согласно п.2.1. договора поставщик принял на себя обязательства:
- обеспечить питьевой водой Абонента по качеству в соответствии с требованиями СанПиНа №2.1.4.1074-01, и временно согласованными ФГУ «Центр Госсанэпиднадзора» величинами ингредиентов (№ 386 от 26.03.2003г.) ориентировочно в количестве:
А) для населения: по тарифу населения - 8-00 руб. за 1 м 3 в количестве 12 000,0 м3 в год; 1000,0 м3 в месяц, на сумму 96 000 руб. в год; на сумму 8 000 руб. в месяц;
Б) для прочих: по тарифу прочих потребителей 14-70 руб. за 1 м 3, в количестве 12000,0 м3 в год; 1 000,0 м3 в месяц сумму 208 152-00 руб. в год без НДС, на сумму 17346-00 руб. в месяц без НДС;
-принимать сточные воды в систему канализации Поставщика от Абонента ориентировочно в количестве:
А) для населения: по тарифу населения - 5-31 руб. за 1 м3 в количестве 21504,0 м3 в год; 1 792,0 м3 в месяц, на сумму 114186-24 руб. в год, 9 515-52 руб. в месяц.
Б) для прочих: по тарифу прочих потребителей - 9-90 руб. за 1 м 3 в количестве 2016,0 м3 в год; 168,0 м3 в месяц на сумму 23 550-91 руб. в год без НДС, на сумму 1 962-58 руб. в месяц без НДС.
Пунктами 5.1-5.4. договора стороны предусмотрели, что расчеты за питьевую воду, израсходованную Абонентом и принятые от него сточные воды, производятся по тарифам, утверждаемым Постановлением Брянской городской администрации.
В случае изменения Брянской городской администрацией тарифов на оказываемые услуги, а также в случае изменения норм потребления, цена настоящего договора подлежит изменению. Расчетный период по настоящему договору принимается равным одному месяцу.
Оплата за водопотребление и водоотведение производится Абонентом ежемесячно до 25 числа месяца текущего за отчетным в полном объеме, согласно платежным документам, предъявляемым Поставщиком в банк Абонента, с акцептом платежа.
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что во исполнение условий договора №11303 от 01.04.2009 г. оказывал ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению.
Предъявленные ответчику платежные требования на сумму 22258 руб. 78 коп. №11303 от 25.09.2009 г., №11303 от 28.10.2009 г. оставлены ответчиком без оплаты, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
К отношениям, связанным со снабжением водой и оказанием услуг по водоотведению применяются нормы гражданского законодательства о договоре энергоснабжения, закрепленные в ст. ст. 539-547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Статьями 539, 544 ГК РФ предусмотрено, что по договору водоснабжения водоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) питьевую воду, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в порядке, определенном законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
02.09.2008 г. между ООО «Парк-Сервис» и ЖСК «Серебряный ручей» заключен договор, в соответствии с которым ООО «Парк-Сервис» приняло на себя совершение юридически значимых и иных действий, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также организацию обеспечения собственников жилищными, коммунальными и прочими услугами.
В рамках принятых на себя обязательств между ООО «Парк-Сервис» и МУП «Брянскгорводоканал» заключен договор от 01.04.2009 N 11303, согласно которому истец оказывает ответчику услуги по подаче питьевой воды, приему и отводу сточных вод.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор №11303 от 01.04.2009 г., согласно которому истец обязался обеспечивать ответчика питьевой водой и принимать сточные воды в систему канализации, в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к публичным, поэтому на него распространяются требования пункта 3 статьи 539, предусматривающего применение к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, законов и иных правовых актов об энергоснабжении, а также обязательных правил, принятых в соответствии с ними.
Таким образом, при заключении договора от 01.04.2009 №11303 стороны обязаны были руководствоваться Правилами N 167, согласно пункту 5 которых они действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Фактически абонентом является ЖСК «Серебряный ручей», которое в силу пункта 1 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе заключать договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 исполнитель в сфере предоставления коммунальных услуг - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. В этом же пункте Правил указано, что исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Применительно к договору для товарищества собственников жилья (исполнителя коммунальных услуг) предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства) является ресурсоснабжающей организацией, поскольку осуществляет продажу коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 13.02.2007 N 2479-РМ/07, требование пункта правил распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), в частности, регулирующих: условия оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод), в том числе условия и порядок расчета платы, внесения платы, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при иных нарушениях качества подачи коммунальных ресурсов.
Таким образом, при заключении договора №11303 от 01.04.2009 г. помимо норм параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации следует руководствоваться нормами как Правил № 167, так и Правил № 307.
В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Правил №307, в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Следовательно, исходя из приведенного требования абзаца 2 пункта 15 указанных Правил, расчет размера платы за приобретение ООО "Парк-Сервис" коммунального ресурса для ЖСК «Серебряный ручей» должен осуществляться по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги (гражданами, т.е. по категории «население»).
Пунктом 5.1. заключенного между сторонами договора №11303 от 01.04.2009 г. стороны предусмотрели, что расчеты за поставляемую воду и принятые сточные воды производится по тарифам, утверждаемым Постановлением Брянской городской администрацией.
В выставляемых к оплате в адрес ООО «Парк-Сервис» счетах, МУП «Брянский городской водоканал» исходит из тарифов, установленных Постановлением Брянской городской администрацией №1295-п от 27.11.2008 г.
Однако при выставлении счетов ООО «Парк-Сервис», МУП «Брянский городской водоканал» использует не только тарифы по категории «население», но и тарифы для потребителей «кроме населения» (без НДС): За 2009 год - услуги водоснабжения - 14,70 руб.; услуги водоотведения и очистки сточных вод - 9,90 руб.
Применение тарифа по категории «кроме населения» вызвано, по мнению истца, использованием ЖСК «Серебряный ручей» крышной котельной для производства тепловой энергии и, как следствие, поступаемое на котельную количество воды (следовательно и принятые сточные воды) подлежит оплате именно по тарифу «кроме населения».
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 крышные котельные, эксплуатируемые ЖСК "Серебряный ручей" являются автономными, поскольку согласно Строительных норм и правил «Котельные установки» (утверждены Постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1976 г. N 229) СНиП П-35-76, автономной котельной признается котельная, предназначенная для одного здания или сооружения, а централизованной котельной является котельная, предназначенная для нескольких зданий или сооружений, связанных с котельной наружными тепловыми сетями.
Приобретение управляющей организацией коммунального ресурса «вода», вызвано, в том числе, необходимостью функционирования крышной котельной жилых домов ЖСК "Серебряный ручей" для их отопления и изготовления горячей воды. Работа указанных автономных систем отопления не обеспечивает отопление и подачу горячей воды иным потребителям, кроме членов кооператива ЖСК «Серебряный ручей», проживающих в многоквартирных жилых домах.
Таким образом, в данном случае коммунальный ресурс «вода» приобретается у ресурсоснабжающей организации управляющей организацией как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам -потребителям коммунальной услуги отопление и горячая вода.
Приобретая коммунальный ресурс «вода» для крышных котельных, управляющая организация действует в интересах и от имени собственников жилого дома, которые самостоятельно, с использованием собственного оборудования обеспечивают теплоснабжение и горячее водоснабжение своего дома, приобретая для этого не только воду, но и газ и электричество. В таком случае указанные коммунальные ресурсы должны приобретаться по тарифу, установленному для категории «население».
В соответствии с п.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец не представил в суд доказательств, документов, подтверждающих правомерность применение тарифа «кроме населения».
Согласно постановлению Брянской городской администрации от 27.11.2008 г. №1295-п с 1 января 2009 года тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые МУП "Брянскгорводоканал", утверждены в следующих размерах:
- экономически обоснованные тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на1 куб. м (без НДС): услуги водоснабжения - 9,93 руб.; услуги водоотведения и очистки сточных вод - 6,32 руб.;
- тарифы для потребителей, кроме населения, на 1 куб. м (без НДС): услуги водоснабжения -14,70 руб.; услуги водоотведения и очистки сточных вод - 9,90 руб.;
- тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для населения на 1 куб. м (с НДС): услуги водоснабжения - 8,00 руб.; услуги водоотведения и очистки сточных вод - 5,31 руб.
Ответчик представил в суд полные сведения по расчетам по водомерам №001100, №006458, №04412711 за период с апреля по декабрь 2009 г., согласно которому общая стоимость поставленного ответчику коммунального ресурса, исходя из применения тарифа, установленного Постановлением Брянской городской администрации, составляет 61430 руб. 66 коп.
Из представленных в материалы дела платежных документов следует, что ответчиком произведена оплата по договору №11303 от 01.04.2009 г. за период сентябрь-октябрь 2009 года в полном объеме.
При таких обстоятельствах обязательства ответчика по договору №11303 от 01.04.2009 г. прекращены надлежащим исполнением в силу п. 1 ст. 408 ГК РФ, следовательно, исковые требования МУП «Брянскгорводоканал» о взыскании с ООО «Парк-Сервис» 19504 руб. 72 коп. долга заявлено необоснованно и удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы относятся на истца в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 104, 167-170, 180 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия «Брянскгорводоканал» к обществу с ограниченной ответственностью «Парк-Сервис» 19504 руб. 72 коп. долга- отказать.
Муниципальному унитарному предприятию «Брянскгорводоканал», выдать справку на возврат из федерального бюджета РФ 110 руб. 16 коп. госпошлины, уплаченной платежным поручением №3511 от 22.12.2009 г.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Судья А.А. Кожанов