ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-13195/08 от 23.12.2008 АС Брянской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

241000 г. Брянск, пер. Трудовой, 6

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Брянск Дело №   А09-13195/08-15

23 декабря 2008 года

Арбитражный суд Брянской области в составе :

судьи   Петрунина С.М.

при ведении протокола судебного заседания:   судьей Петруниным С.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление  : ООО «СМ», г. Брянск

к   Федеральной антимонопольной службе Управление по Брянской области

о   признании незаконным и отмене постановления от 02.12.08 г. № 4524 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

при участии в заседании:

от заявителя  : ФИО1 – представитель (дов. № 33 от 28.11.08),

ФИО2 – представитель (дов. № 32 от 28.11.08);

от административного органа:   ФИО3 – представитель (дов. № 5 от 09.01.2008);

установил:

  Общество с ограниченной ответственностью «СМ» (далее - ООО «СМ», общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее- Управление, административный орган) от 02.12.08 г. № 4524 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.

Административный орган заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Суд, заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, установил следующее.

Брянским УФАС России была проведена проверка по вопросам соблюдения ООО «СМ» положений Федерального Закона от 13.03.06 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Управлением установлено, что на телеканалах «Первый канал», Канал Россия», «ДТВ» в период с сентября по ноябрь 2008 г. демонстрировался видеоролик «Детская страна» следующего содержания:

«Дети просыпаются утром, и одна девочка сообщает другой, что сегодня она ей покажет новое место, другую страну. После чего они садятся в автомобиль марки «Лексус» и едут одни в магазин «Детская страна». Затем демонстрируется ассортимент магазина, дети набирают себе много товаров. Девочка говорит другой, что ей необходимо обновить гардероб. В это же время показывают мальчика едущего на велосипеде в этот магазин, но не заходящего туда. Девочка говорит мальчику о том, что это место где она отдыхает душой, потому что там ее любимые вещи».

Начальник отдела естественных монополий и рекламы Брянского УФАС России ФИО4, усмотрев в размещенной рекламе признаки нарушений п. 6 ст. 6 Федерального Закона от 13.03.06 г. № 38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в показе несовершеннолетних в опасных ситуациях, 01.12.08 составила в отношении ООО «СМ» протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев протокол от 01.12.08 г. и материалы дела об административном правонарушении, зам. руководителя Управления принял постановление от 02.12.2008 о привлечении ООО «СМ» по статье 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 рублей.

ООО «СМ», полагая, что данное постановление нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 38-ФЗ, ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона N 38-ФЗ, в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается показ несовершеннолетних в опасных ситуациях.

Однако в нарушение указанных требований в данной рекламе показываются дети в опасной ситуации, а именно несовершеннолетние дети садятся за руль автомобиля и едут в магазин.

Под опасной ситуацией следует понимать неблагоприятную обстановку, стечение обстоятельств, закономерное развитие которых вследствие воздействия вредных факторов различной природы ставит под угрозу жизнь, здоровье человека, целостность его имущества и окружающей среды. Крайняя степень опасности - экстремальность. Она предполагает приложение максимальных физических усилий, материальных затрат и проявления моральной устойчивости для предотвращения нежелательных последствий. Это пожар, война, несоблюдение норм эксплуатации технических средств и правил дорожного движения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» к сдаче экзамена на получение водительских прав на вождение транспортным средством категории «В» и «С» допускаются лица достигшие 18 лет. Использование детского образа в подобной обстановке расценивается как нарушение правил дорожного движения и законодательства о рекламе. Смысл запрета в неприкосновенности детской жизни и здоровья, даже если опасность только предполагается. Умышленное создание угрожающей атмосферы вокруг ребенка претит нормальному его воспитанию и развитию.

Таким образом, в данной рекламе показаны несовершеннолетние в опасной ситуации. Следовательно, вышеуказанная реклама в соответствии со ст. 3 Закона является ненадлежащей.

Согласно ст. 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст.3 ФЗ № 38-ФЗ);

Рекламопроизводителем является лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму (п. 6 ст.3 ФЗ № 38-ФЗ);

Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст.3 ФЗ № 38-ФЗ);

В соответствии с договором № 124 от 26.09.08 заказчиком услуг по проведению рекламной компании путем размещения рекламы магазина «Детская страна» в эфире телеканалов является ООО «СМ».

Согласно п. 3.2.1, 3.2.2 договора, видеоматериалы исполнителю предоставляет заказчик. Следовательно, ООО «СМ», в силу п. 6 ст.3 ФЗ № 38-ФЗ, является рекламопроизводителем.

Учитывая, что факт допущенного нарушения законодательства о рекламе со стороны Общества подтвержден материалами дела, вина заявителя в его совершении доказана, нарушений административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности не допущено, размер штрафа определен в соответствии с законом, поэтому отсутствуют основания для отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 02.12.08 г. № 4524 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.

Довод заявителя о том, что в соответствии с рабочими кадрами видеосъемки рекламного ролика магазина «Детская страна» представление о том, что девочка самостоятельно управляет автотранспортным средством является результатом видеомонтажа, судом не принимается, поскольку конечный результат рекламы, доводимый до потребителя, создает полное впечатление того, что ребенок самостоятельно управляет автомобилем.

Дети относятся к категории самой незащищенной от внешнего психологического воздействия в силу наивности, отсутствия жизненного опыта и возможности практического сравнения, достаточного объема знаний, находчивости и сформировавшегося собственного мнения. Получая инструкцию к действию, ребенок воспринимает ее как должное, не требуя доказательств правильности поведения. Сопротивляемость внушению у ребенка минимальная, а потому опасность ошибки в выборе (при фактическом отсутствии выбора) очень велика.

Реклама практически всегда яркое, красочное событие. Ребенок попадает под власть ее сюжета и динамики. Для детей рекламные герои - часть реальности. Видя своего сверстника в "опасном" ролике или на плакате, он неосознанно помещает себя на его место, что идет вразрез с нормами морали.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 167-170,180,211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Обществу с ограниченной ответственностью «СМ» в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 02.12.08 г. № 4524 о привлечении ООО ТЦ «Мальцовский» к административной ответственности на основании ст. 14.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 50000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).

СУДЬЯ С.М. Петрунин