241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
город Брянск Дело № А09-1635/2015
апреля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 26.03.2015.
Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Петрунина С.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казачковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
о признании недействительным отказа в государственной регистрации от 17.12.2014 №01/098/2014-52,
при участии:
от заявителя: Талюко В.А. – главный специалист (доверенность №29/04-03 от 12.01.2015);
от ответчика: Горбунова А.А. - специалист-эксперт (доверенность № 2.13-48/1420 от 09.02.2015);
установил:
Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области) о признании недействительным отказа от 17.12.2014 №01/098/2014-52 в государственной регистрации права собственности муниципального образования город Брянск на нежилое помещение общей площадью 56,0 м², расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Ульянова, 124, и об обязании Управления Росреестра по Брянской области зарегистрировать право собственности муниципального образования город Брянск на нежилое помещение общей площадью 56,0 м², расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Ульянова, 124.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации обратилось в Управление Росреестра по Брянской области с заявлением о регистрации права собственности муниципального образования город Брянск на нежилое помещение общей площадью 56,0 м², расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Ульянова, 124, № подвал.
Сообщением от 17.12.2014 № 01/098/2014-52 Управление Росреестра по Брянской области отказало заявителю в государственной регистрации права собственности в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт, что указанное помещение не является общим имуществом в многоквартирном доме.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности не соответствует закону, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статей 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее- Закон о регистрации) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации права собственности муниципального образования город Брянск на нежилое помещение общей площадью 56,0 м², расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Ульянова, 124, № подвал, явилось непредставление заявителем документов, необходимых для государственной регистрации прав (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации), а именно документов, подтверждающих, что указанное помещение не является общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, здание, расположенное по адресу: г. Брянск, ул.Ульянова, д. 124, является многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства, Управлением Росреестра по Брянской области в соответствии со статьями 13 «Порядок проведения государственной регистрации», 16 «Представление документов на государственную регистрацию прав», 17 «Основания для регистрации прав», 18 «Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав» Закона о регистрации, а также в рамках информационного взаимодействия были направлены запросы в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, ГУП «Брянскоблтехинвентаризациия» МО по г.Брянску № 2, ГУПТИ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Брянский филиал, с просьбой уточнить назначение вышеуказанного нежилого помещения, а также предоставить информацию о том, имеются ли в данном нежилом помещении инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование.
Из полученных на запросы ответов Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, ГУП «Брянскоблтехинвентаризациия» МО по г.Брянску № 2, ГУПТИ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Брянский филиал не следовало, что спорное нежилое помещение не является общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации 17.11.2014 государственная регистрация была приостановлена сроком на один месяц, о чем было направлено заявителю уведомление о приостановлении государственной регистрации от 17.11.2014 №01/098/2014-052 с указанием причин, препятствующих проведению государственной регистрации.
Однако заявитель документов, свидетельствующих о том, что нежилое помещение общей площадью 56,0 м², расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Ульянова, 124, №подвал, не является общим имуществом в многоквартирном доме, в Управление Росреестра по Брянской области не представил.
При таких обстоятельствах Управление Росреестра по Брянской области правомерно отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Поскольку оспариваемый отказ Управления Росреестра по Брянской области в государственной регистрации соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, требования Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области от 17.12.2014 № 01/098/2014-52 в государственной регистрации права собственности муниципального образования город Брянск на нежилое помещение общей площадью 56,0 м², расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Ульянова, 124, и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области зарегистрировать право собственности муниципального образования город Брянск на нежилое помещение общей площадью 56,0 м², расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Ульянова, 124, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тулы в месячный срок.
Судья С.М. Петрунин