17/2019-67295(1)
Арбитражный суд Брянской области
241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Брянск Дело № А09-17084/2017
Резолютивная часть решения суда объявлена в судебном заседании 29 августа 2019 года. В полном объеме решение изготовлено 30 августа 2019 года.
Арбитражный суд Брянской области в составе: судьи Прудниковой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гудиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, г. Брянск, ИНН 3250512568, ОГРН 1093254008858, к Товариществу собственников жилья «Рассвет», г. Брянск, ИНН 3257008783, ОГРН 1133256013417, третье лицо: Брянский городской Совет народных депутатов, г. Брянск, ИНН 3201004674, ОГРН 1023202735302, о взыскании 834 158 руб. 34 коп. (с учетом уточнения требований)
при участии в судебном заседании:
от истца: Крючкова Д.В., ведущего специалиста отдела правового обеспечения и делопроизводства по доверенности от 09.01.2019 № 29/04-7,
от ответчика: Кузьменко Н.В., представителя по доверенности от 23.07.2019, Шинкаревой А.Н., председателя ТСЖ, протокол от 03.10.2017 № 3,
от третьего лица: Малюкова А.В., заместителя начальника экспертно-правового отдела по доверенности от 30.05.2019 № 2/904-и,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья «Рассвет» о взыскании 834 158 руб. 34 коп., в том числе 750 440 руб. неосновательного обогащения за пользование муниципальным нежилым помещением общей площадью 79,5 кв.м., расположенным по адресу г. Брянск, ул. Октябрьская, дом. 39, пом. 3 в период с 10.10.2016 по 30.07.2019 и 83 718 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточнения
требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ)).
Ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на то, что между сторонами заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска № 22С-2014 от 23.09.2014. По условиям указанного договора нежилое помещение общей площадью 79,5 кв.м., расположенное по адресу г. Брянск, ул. Октябрьская, дом. 39, пом. 3 предоставлено в пользование ТСЖ бессрочно и безвозмездно.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Брянский городской Совет народных депутатов
Третье лицо пояснило, что договор № 22С-2014 от 23.09.2014 подписан с нарушением Положения о владении, пользовании и распоряжении (управлении) муниципальным имуществом города Брянска, утвержденного постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 13.11.2002 № 396-п, поскольку отсутствует решение Брянского городского Совета народных депутатов о передаче нежилого помещения ТСЖ в безвозмездное пользование.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон и третьего лица, суд установил следующее.
Муниципальному образованию город Брянск на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 79,5 кв.м., расположенное по адресу г. Брянск, ул. Октябрьская, дом. 39, пом. 3 с кадастровым номером 32:28:00315333:448, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 32-АЖ № 454724 от 20.01.2014.
В ходе проверки использования нежилого помещения по адресу: г. Брянск, ул. Октябрьская, д. 39 специалистами отдела аренды муниципальной собственности и информационного обеспечения Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации было установлено, что помещение используется управляющей компанией ТСЖ "Рассвет" без законных оснований, о чем был составлен акт от 12.10.2016.
В связи с тем, что по мнению истца, ответчик пользовался муниципальным имуществом с октября 2016 по июль 2019, но арендную плату не платил, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Администрация обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании с ТСЖ "Рассвет" неосновательного обогащения за период с 10.10.2016 по 30.07.2019 в
сумме 760 440 руб. 25 коп. и 83 718 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.10.2016 по 15.07.2019.
В силу положений части 1 статьи 1102, части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Исходя из содержания изложенных правовых норм, в предмет доказывания по иску о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: приобретение или сбережение имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица (потерпевшего); размер неосновательного обогащения.
Возражая против иска ответчик сослался на то, что пользовался имуществом на основании заключенного между сторонами договора.
Как следует из материалов дела между Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (арендодатель) и ТСЖ "Рассвет" (арендатор) заключен договор аренды объекта муниципального нежилого форда города Брянска № 22С-2014 от 23.09.2014.
В соответствии с п. 1.1 договора арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование объект муниципального нежилого фонда: нежилое помещение, общей площадью 79,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Октябрьская, 39.
Срок аренды установлен с 25 сентября 2014 года- бессрочно (п. 2.1 договора). Согласно п. 3.1 договора объект передается безвозмездно.
Заключенный между сторонами договор № 22С-2014 от 23.09.2014 в силу специфики своего предмета и вне зависимости от его названия и наименования сторон является договором безвозмездного пользования (ссуды).
Согласно пункту 1 статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя
обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Истец полагает, что договор № 22С-2014 от 23.09.2014 является недействительным, поскольку заключен в нарушение Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и Положения о владении, пользовании и распоряжении (управлении) муниципальным имуществом города Брянска, утвержденного постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 13.11.2002 № 396-п.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии с п. 8.3 Положения о владении, пользовании и распоряжении (управлении) муниципальным имуществом города Брянска, утвержденного постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 13.11.2002 № 396-п основанием для передачи имущества в безвозмездное пользование является протокол о результатах торгов на право заключения договора безвозмездного пользования, проведенных в соответствии с действующим законодательством.
Основанием для передачи имущества в безвозмездное пользование органам государственной власти, государственным учреждениям, финансируемым из федерального бюджета, государственным учреждениям, финансируемым из бюджета
Брянской области, социально ориентированным некоммерческим организациям и иным организациям в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, имеющим право на заключение договоров безвозмездного пользования без проведения торгов, является решение Брянского городского Совета народных депутатов (принятое в предусмотренных законом случаях по согласованию с управлением Федеральной антимонопольной службы по Брянской области); для передачи имущества в безвозмездное пользование органам местного самоуправления, муниципальным предприятиям и учреждениям, имеющим право на заключение договоров безвозмездного пользования без проведения торгов, - постановление Брянской городской администрации (принятое в предусмотренных законом случаях по согласованию с управлением Федеральной антимонопольной службы по Брянской области).
Поскольку ответчик является товариществом собственников жилья предоставление ему муниципального имущества в безвозмездное пользование не противоречит закону.
В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно статье 3 ГК РФ под законами, содержащими нормы гражданского права, понимаются сам Гражданский кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, а под иными правовыми актами - указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Другие нормативные акты: акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (инструкции, приказы, положения и т.п.), а также акты органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - к законам и иным правовым актам не отнесены (постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 № 2142/10).
Утвержденное Брянским городским Советом народных депутатов Положение о владении, пользовании и распоряжении (управлении) муниципальным имуществом
города Брянска от 13.11.2002 № 396-п относится к нормативным актам органов местного самоуправления, поэтому в силу статьи 3 Кодекса не является правовым актом, содержащим нормы гражданского права, в связи с чем отсутствуют основания, предусмотренные статьей 168 ГК РФ, для признания сделки недействительной, как нарушающей требования закона или иного правового акта.
На основании пункта 1 статьи 173.1 ГК РФ сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе.
В пункте 90 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25) разъяснено, что сделка может быть признана недействительной по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 173.1 ГК РФ, только тогда, когда получение согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления (далее в этом пункте - третье лицо) на ее совершение необходимо в силу указания закона (пункт 2 статьи 3 ГК РФ). Не может быть признана недействительной по этому основанию сделка, получение согласия на которую необходимо в силу предписания нормативного правового акта, не являющегося законом.
Поскольку основанием ничтожности договора отсутствие Решения Брянского городского Совета народных депутатов на передачу имущества в безвозмездное пользование законом не предусмотрено, то в соответствии со статьями 168, 173.1 ГК РФ признание договора недействительным может быть осуществлено только в судебном порядке посредством предъявления соответствующего иска.
Доказательств, подтверждающих признание на момент рассмотрения настоящего дела спорного договора недействительным в установленном законом порядке, не представлено (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Довод истца о том, что договор является незаключенным, поскольку не зарегистрирован в установленном законом порядке, суд считает ошибочным.
В соответствии с п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 ст. 164 ГК РФ установлено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действующей на момент возникновения спорных правоотношений) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В силу п. 2 ст. 689 ГК РФ правила о государственной регистрации договора аренды здания, заключенного на срок не менее года, к договору безвозмездного пользования применению не подлежат.
Таким образом, государственная регистрация договора безвозмездного пользования нежилым помещением законом не предусмотрена.
Ссылка истца на то, что представленный ответчиком договор от 23.09.2014 № 22С- 2014 не является надлежащим доказательством, поскольку скреплен не "гербовой" печатью Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, а печатью "для документов" не принимается, поскольку при наличии подписей сторон скрепление печатью договоров в обязательном порядке законодательством не предусмотрено. Подпись начальника Управления имущественных и
земельных отношений Брянской городской администрации на спорном договоре истцом не оспаривается.
Ссылка истца на то, что договор является незаключенным, поскольку за номером
Поскольку договор № 22С-2014 от 23.09.2014 не расторгнут и не признан недействительным, оснований для взыскания с ответчика неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации к Товариществу собственников жилья «Рассвет» о взыскании 834 158 руб. 34 коп. неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тула. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.
Судья М.С. Прудникова
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 13.06.2019 9:28:20
Кому выдана Прудникова Марина Сергеевна