ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-2615/2023 от 25.01.2024 АС Брянской области

Арбитражный  суд  Брянской  области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Решение

25 января 2024 года                                                                              Дело № А09-2615/2023

город Брянск

Резолютивная часть решения объявлена 18.01.2024.

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Копыта Ю.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шабашовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Дизель-Ремонт» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Брянской области (Брянскстат) (ОГРН 1043244053753, ИНН 3250057541)

об оспаривании постановления от 02.03.2023 по делу об административном правонарушении №09-24/51-2023 о наложении административного штрафа,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, 

от административного органа: ФИО1 – представитель (доверенность в деле),

у с т а н о в и л :

Заявитель – общество с ограниченной ответственностью «Дизель-Ремонт» (далее – ООО «Дизель-Ремонт», Общество) – обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области от 02.03.2023 по делу об административном правонарушении №09-24/51-2023 о наложении административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ.

Административный орган – территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области (далее – Брянскстат) – просил суд в удовлетворении заявленного требования отказать по основаниям, изложенным в его письменных возражениях на заявление.

Определением суда от 14.06.2023 производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу окончательного судебного акта Арбитражного суда Брянской области по делу №А09-2733/2023.

Определением суда от 23.11.2023 производство по делу было возобновлено.

В судебное заседание 18.01.2024 заявитель, извещенный в установленном законом порядке, не явился, направил дополнительные письменные заявления, в которых просил суд на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Административный орган в судебном заседании поддержал свою правовую позицию по спору, изложенную в его письменных возражениях, просил суд в удовлетворении заявления отказать, не возражал против рассмотрения спора по существу без участия заявителя.

Дело рассмотрено судом в порядке ст.156 АПК РФ без участия заявителя.

Рассмотрев материалы дела, заслушав в судебном заседании представителя административного органа, суд установил следующее.

Юридическое лицо ООО «Дизель-Ремонт» как ответственное за сдачу статистической отчетности не представило в Брянскстат в срок до 01.02.2023 первичные статистические данные по форме №23-Н «Сведения о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии» за 2022 год, утвержденной приказом Росстата от 29.07.2022 №533 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий» (далее – Приказ №533).

По факту выявленного правонарушения должностным лицом Брянскстата в отношении ООО «Дизель-Ремонт» составлен протокол от 16.02.2023 об административном правонарушении, согласно которому действия (бездействие) Общества квалифицированы по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ.

Постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Брянскстата от 02.03.2023 по делу об административном правонарушении №09-24/51-2023 о наложении административного штрафа, ООО «Дизель-Ремонт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением и назначенным наказанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

В силу части 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (часть 1 статьи 13.19 КоАП РФ).

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в нарушении порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений.

Субъектами данного правонарушения являются юридические лица, ответственные за представление статистической информации.

Отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон №282-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 Закона №282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Основными принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются полнота, достоверность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (статья 4 Закона №282-ФЗ).

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета закреплены соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №620 (далее – Положение №620).

Как следует из разъяснений пункта 3 Положения №620, первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Согласно пункту 4 Положения №620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Так, приказом Росстата от 29.07.2022 №533 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий» (далее – Приказ №533) утверждена и подлежала применению с отчета за 2022 год прилагаемая к данному приказу, в том числе, форма федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению №23-Н «Сведения о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии» (приложение №5) (далее – Форма №23-Н).

В силу пункта 2 Приказа №533 первичные статистические данные по формам федерального статистического наблюдения, утвержденным настоящим приказом, предписано предоставлять в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

В частности, Форма №23-Н в период ее действия (утратила силу с отчета за 2023 год) подлежала представлению территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу в срок с 1-го официального рабочего дня января по 1 февраля юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства), имеющими в собственности, управлении или эксплуатирующие на другом законном основании объекты генерации электрической энергии, электрические сети, энергосбытовыми и энергоснабжающими компаниями, а также организациями, осуществляющими производство продукции (товаров, работ, услуг) добывающих, обрабатывающих производств, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.

При этом в приложении №5 к Приказу №533 отмечено, что нарушение порядка предоставления первичных статистических данных или несвоевременное предоставление этих данных, либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, ООО «Дизель-Ремонт» является респондентом, обязанным представлять в орган государственной статистики в установленный срок сведения по Форме №23-Н.

Факт непредставления Обществом «Дизель-Ремонт» в Брянскстат в срок до 01.02.2023 первичных статистических данных по Форме №23-Н за 2022 год подтверждается материалами настоящего дела и самим Обществом не оспаривается.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля Общества, препятствовавших надлежащим образом выполнять требования законодательства, заявителем не представлены.

При таких обстоятельствах административный орган по результатам анализа документов, представленных в дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении Общества «Дизель-Ремонт», правомерно установил событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ.

Постановление вынесено административным органом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений процедуры привлечения Общества к ответственности судом не установлено.

В свою очередь, заявитель, не оспаривая факт совершения вмененного административного правонарушения, просил суд обжалуемое постановление отменить, освободив Общество от ответственности с применением положений статьи 2.9 КоАП РФ, ввиду малозначительности допущенного нарушения.

При оценке указанных доводов заявителя суд исходил из следующего.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 18.1 названного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать отсутствие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.

Оценив в совокупности доводы заявителя и представленные в материалы дела документальные доказательства, суд в данном случае не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку характер совершенного правонарушения не позволяет сделать вывод об его исключительности. При этом материалы дела не содержат доказательств, из которых бы следовал вывод о том, что нарушение было допущено по объективным причинам, препятствующим для добросовестного исполнения соответствующей обязанности. В то же время допущенное заявителем нарушение требований действующего законодательства в области федерального статистического наблюдения свидетельствует об отсутствии со стороны Общества надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, что характеризует его пренебрежительное отношение к установленным нормативным правовым требованиям и предписаниям.

Кроме того, вопреки доводам заявителя, указывающего, что допущенное им правонарушение не повлекло вредных последствий и существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в том числе не причинило кому-либо вреда здоровью или крупного ущерба, суд исходит из того, что ответственность за выявленное правонарушение наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. При этом наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, и возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.

Таким образом, отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения.

В настоящем случае состав совершенного Обществом «Дизель-Ремонт» правонарушения является формальным, следовательно, для привлечения к административной ответственности за совершение такого правонарушения достаточно самого факта нарушения порядка предоставления статистической информации вне зависимости от наступивших в результате такого нарушения последствий.

Несвоевременное представление Обществом соответствующей нормативно установленной формы федерального статистического наблюдения создает препятствия для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Таким образом, охраняемые правоотношения, обусловленные интересами государства в соответствующих общественных сферах, по своему характеру исключают малозначительность деяния.  

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае надлежащих доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества «Дизель-Ремонт» возможности представления территориальному органу Росстата в установленный законом срок соответствующей формы федерального статистического наблюдения (Формы №23-Н за 2022 год), не представлено.

С учетом изложенного, учитывая, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, а также учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела и характер совершенного Обществом административного правонарушения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания данного нарушения малозначительным.

Вместе с тем, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, а также мнения административного органа по данному вопросу, суд считает возможным снизить размер назначенного Обществу административного штрафа в связи со следующим.

В абзаце третьем пункта 19 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в данном Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу должны учитываться характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При этом в соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Учитывая, что факт совершения административного правонарушения заявитель признает, допущенное нарушение заявителем полностью устранено 28.02.2023, то есть с незначительной просрочкой (в пределах месячного срока), при этом в настоящее время заявитель имеет статус ликвидируемого должника, признанного решением Арбитражного суда Брянской области от 29.06.2021 по делу №А09-2486/2021 несостоятельным (банкротом) с открытием в отношении него конкурсного производства, срок которого определением суда от 01.12.2023 по указанному делу продлен до 28.02.2024, суд полагает необходимым изменить обжалуемое постановление в части размера назначенного Обществу «Дизель-Ремонт» административного штрафа (500 000 руб.), поскольку в данном конкретном случае считает возможным его размер ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 13.19 КоАП РФ, но не менее половины установленного минимального размера, – до 50 000 руб.

Руководствуясь статьями 167, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Постановление территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области (Брянскстат) от 02.03.2023 по делу об административном правонарушении №09-24/51-2023 о наложении административного штрафа изменить в части назначенного обществу с ограниченной ответственностью «Дизель-Ремонт» размера административного штрафа, снизив его до 50 000 руб. 

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в 20-й Арбитражный апелляционный суд (г.Тула).

Судья                                                                                                  Ю.Д.Копыт