241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
город Брянск Дело № А09-2804/2020
декабря 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2020 года
В полном объеме решение изготовлено 07 декабря 2020 года
Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Малюгова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чуйко В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО ПСФ «Гранитремстрой»,
к Брянской таможне,
о признании незаконными решений таможенного органа,
при участии:
от заявителя: ФИО1- представитель (доверенность б/н от 16.03.2020);
от заинтересованного лица: ФИО2- главный государственный таможенный инспектор правового отдела таможни (доверенность № 06-60/09 от 09.01.2020), ФИО3- главный государственный таможенный инспектор отдела проверок после выпуска товаров и деятельности лиц Брянской таможни (доверенность № 06-60/98 от 25.06.2020);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Производственно-строительная фирма «Гранитремстрой» (далее - ООО ПСФ «Гранитремстрой», общество, заявитель, декларант) обратилось Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской таможне о признании незаконными решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары от 24 января 2020 года по декларации на товары № 10113110/150618/0081943 (далее – ДТ) и решений о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары от 24 января 2020 года по 278
ДТ, а именно: №№ 10102032/010617/0005087, 10102032/020417/0002899, 10102032/020417/0002900, 10102032/020417/0002902, 10102032/020417/0002903, 10102032/020517/0003991, 10102032/020717/0006348, 10102032/020717/0006349, 10102032/020717/0006350, 10102032/020817/0007673, 10102032/030417/0002913, 10102032/030517/0004055, 10102032/030517/0004058, 10102032/030517/0004060, 10102032/030517/0004061, 10102032/030517/0004062, 10102032/030517/0004063, 10102032/030717/0006361, 10102032/030717/0006362, 10102032/030717/0006363, 10102032/030717/0006402, 10102032/030717/0006403, 10102032/040417/0002961, 10102032/040417/0002966, 10102032/040417/0002969, 10102032/040417/0002971, 10102032/040617/0005192, 10102032/040617/0005193, 10102032/040717/0006428, 10102032/040717/0006480, 10102032/040717/0006481, 10102032/040817/0007769, 10102032/050317/0001875, 10102032/050317/0001876, 10102032/050417/0003016, 10102032/050417/0003017, 10102032/050417/0003018, 10102032/050417/0003022, 10102032/050417/0003023, 10102032/050617/0005211, 10102032/050617/0005212, 10102032/060517/0004179, 10102032/060517/0004180, 10102032/060617/0005289, 10102032/060617/0005290, 10102032/060617/0005292, 10102032/060617/0005293, 10102032/060617/0005294, 10102032/060617/0005295, 10102032/070317/0001959, 10102032/070317/0001961, 10102032/070417/0003111, 10102032/070617/0005329, 10102032/070617/0005330, 10102032/070617/0005340, 10102032/070617/0005341, 10102032/070617/0005342, 10102032/070617/0005345, 10102032/070617/0005355, 10102032/070617/0005363, 10102032/080517/0004188, 10102032/080517/0004189, 10102032/080517/0004190, 10102032/080517/0004191, 10102032/080517/0004192, 10102032/080617/0005384, 10102032/080617/0005385, 10102032/080817/0007904, 10102032/090317/0001995, 10102032/090317/0001997, 10102032/090417/0003149, 10102032/090617/0005424, 10102032/090717/0006632, 10102032/090717/0006634, 10102032/100517/0004208, 10102032/100517/0004212, 10102032/100517/0004213, 10102032/100517/0004214, 10102032/100517/0004221, 10102032/100717/0006665, 10102032/100717/0006688, 10102032/100717/0006689, 10102032/100717/0006690, 10102032/100717/0006691, 10102032/100817/0007963, 10102032/100817/0007966, 10102032/110417/0003217, 10102032/110417/0003218, 10102032/110517/0004280, 10102032/110517/0004282, 10102032/110517/0004285, 10102032/110517/0004286, 10102032/110517/0004288, 10102032/110617/0005477, 10102032/110617/0005478, 10102032/110617/0005480, 10102032/110617/0005482, 10102032/110617/0005483, 10102032/110617/0005484, 10102032/110717/0006703, 10102032/110717/0006706, 10102032/110917/0009282, 10102032/120517/0004319, 10102032/120517/0004320, 10102032/120717/0006755, 10102032/130317/0002103, 10102032/130317/0002104, 10102032/130317/0002105, 10102032/130317/0002106, 10102032/130317/0002107, 10102032/130517/0004374, 10102032/130517/0004375, 10102032/130517/0004379, 10102032/130617/0005521, 10102032/130617/0005522, 10102032/130617/0005523, 10102032/130617/0005525, 10102032/130917/0009423, 10102032/140517/0004386, 10102032/140517/0004387, 10102032/140517/0004389, 10102032/140617/0005611, 10102032/140617/0005612, 10102032/140617/0005613, 10102032/140617/0005616, 10102032/140617/0005617, 10102032/140617/0005618, 10102032/140817/0008120, 10102032/140817/0008135, 10102032/140817/0008136, 10102032/140817/0008139, 10102032/140817/0008140, 10102032/150517/0004414, 10102032/150617/0005658, 10102032/160317/0002284, 10102032/160617/0005710, 10102032/160617/0005752, 10102032/160717/0006874, 10102032/170317/0002315, 10102032/170417/0003405, 10102032/170417/0003406, 10102032/170517/0004540, 10102032/170517/0004541, 10102032/170517/0004547, 10102032/170517/0004553, 10102032/170717/0006906, 10102032/170717/0006909, 10102032/170717/0006913, 10102032/170817/0008265, 10102032/170817/0008267, 10102032/170817/0008276, 10102032/170417/0003448, 10102032/180417/0003451, 10102032/180417/0003453, 10102032/180417/0003460, 10102032/180417/0003480, 10102032/180417/0003518, 10102032/180617/0005768, 10102032/180617/0005772, 10102032/180617/0005773, 10102032/180617/0005776, 10102032/180617/0005777, 10102032/180717/0006995, 10102032/190317/0002373, 10102032/190317/0002374, 10102032/190317/0002375, 10102032/190317/0002376, 10102032/190317/0002378, 10102032/190317/0002379, 10102032/190417/0003541, 10102032/190417/0003543, 10102032/190417/0003544, 10102032/190417/0003546, 10102032/190517/0004594, 10102032/190517/0004597, 10102032/190717/0007037, 10102032/190717/0007038, 10102032/190717/0007039, 10102032/200317/0002395, 10102032/200417/0003587, 10102032/200617/0005860, 10102032/200617/0005861, 10102032/200617/0005889, 10102032/200717/0007076, 10102032/210317/0002459, 10102032/210517/0004664, 10102032/210717/0007121, 10102032/210817/0008372, 10102032/210817/0008373, 10102032/210817/0008379, 10102032/220317/0002503, 10102032/220417/0003687, 10102032/220417/0003688, 10102032/220417/0003689, 10102032/220417/0003690, 10102032/220417/0003691, 10102032/220517/0004669, 10102032/220517/0004670, 10102032/220517/0004671, 10102032/220517/0004672, 10102032/220517/0004684, 10102032/220517/0004685, 10102032/220517/0004694, 10102032/220517/0004696, 10102032/230317/0002542, 10102032/230517/0004742, 10102032/230517/0004751, 10102032/230717/0007192, 10102032/230717/0007193, 10102032/230717/0007194, 10102032/230717/0007195, 10102032/230717/0007196, 10102032/230717/0007197, 10102032/230717/0007198, 10102032/230717/0007200, 10102032/230717/0007201, 10102032/230817/0008494, 10102032/240317/0002555, 10102032/240417/0003714, 10102032/240417/0003753, 10102032/240517/0004812, 10102032/240517/0004813, 10102032/240717/0007226, 10102032/240717/0007230, 10102032/240717/0007242, 10102032/250517/0004840, 10102032/250617/0006052, 10102032/250617/0006053, 10102032/250617/0006054, 10102032/250617/0006055, 10102032/250617/0006056, 10102032/250617/0006058, 10102032/250717/0007279, 10102032/250717/0007280, 10102032/250717/0007282, 10102032/250717/0007286, 10102032/250717/0007324, 10102032/250717/0007325, 10102032/260317/0002591, 10102032/260317/0002592, 10102032/260317/0002593, 10102032/260317/0002596, 10102032/260317/0002598, 10102032/260417/0003819, 10102032/260717/0007361, 10102032/260717/0007363, 10102032/270317/0002614, 10102032/270317/0002616, 10102032/270317/0002619, 10102032/270317/0002620, 10102032/270417/0003885, 10102032/270617/0006115, 10102032/270617/0006118, 10102032/270617/0006119, 10102032/270617/0006120, 10102032/270617/0006168, 10102032/270717/0007425, 10102032/280417/0003914, 10102032/280417/0003915, 10102032/280617/0006176, 10102032/280817/0008670, 10102032/290517/0004952, 10102032/290517/0004953, 10102032/290517/0004957, 10102032/290517/0004959, 10102032/290617/0006217, 10102032/300517/0005008, 10102032/300517/0005010, 10102032/300517/0005014, 10102032/300717/0007528, 10102032/300717/0007529, 10102032/300717/0007530, 10102032/310317/0002857, 10102032/310517/0005044, 10102032/310517/0005045, 10102032/310717/0007557, 10113110/150618/0081943.
Суд, изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, установил следующее.
В период с 01.01.2017 года по 16.07.2018 года ООО ПСФ «Гранитремстрой» декларировало в регионах деятельности Брянской, Новороссийской, Смоленской таможен товары - «изделия из натурального камня...» (Хорватия, Германия), «слябы (плиты) из натурального камня Santafiora...» (Италия), «плиты из гранита для отделочных и строительных работ...» (Китай), коды ТН ВЭД ТС 6802210000, 6802920000, 2516200000, 6802931000, ставки ввозной таможенной пошлины - 10%, 14%, 3%, 7,5%, с НДС - 18%, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Задекларированные товары были ввезены в рамках исполнения внешнеторговых контрактов, заключенных в указанный период с «KAMEN d.d. Pazin» (Хорватия), на поставку товара на условиях FCA Pazin (Хорватия).
Товары, задекларированные по ДТ № 10113110/150618/0081943, поставлялись в рамках внешнеторгового контракта, заключенного с «С.Е.А.М. S.r.I.» (Италия) на поставку товара на условиях EXW PIETRASANTA (Италия).
Таможенная стоимость товаров, задекларированных по спорным ДТ, была определена и заявлена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25.01.2008 (далее - соглашение).
В целях подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости ввезенных товаров ООО «Гранитремстрой» на этапе таможенного декларирования представлены следующие документы:
- внешнеторговые контракты купли-продажи с дополнениями (приложениями) с согласованными ценами;
- CMR;
- коммерческие инвойсы на товары;
- документы, подтверждающие оплату товаров;
-договор на перевозку грузов автомобильным транспортом в международном и междугородном сообщении и транспортно-экспедиторское обслуживание № 1702-30-2017, заключенный ООО ПСФ «Гранитремстрой» (Заказчик) с ООО «СИМУЛ плюс» (Республика Беларусь, Исполнитель);
- договор на перевозку грузов автомобильным транспортом в международном и междугородном сообщении № 0106-30-2018 от 01.06.2018, заключенный ООО ПСФ «Гранитремстрой» (Заказчик) с ИП ФИО4 (Республика Беларусь, Исполнитель);
- договор на оказание экспедиционно - транспортных услуг при перевозках грузов в международном сообщении № 13012016/LJA 10-/6/-26 от 13.01.2016, заключенный ООО ПСФ «Гранитремстрой» (Заказчик) с UAB «Limarko Jura Agentura» (Республика Литва, Исполнитель);
- счета-фактуры, представленные в формализованном виде за оказанные транспортные услуги по маршруту ФИО5 (Хорватия) - Краснодар (Россия) с разбивкой стоимости транспортных расходов от места в стране загрузки до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места назначения в Российской Федерации.
Заявленная декларантом в соответствии со статьей 4 Соглашения таможенная стоимость товара по рассматриваемым ДТ принята таможенными органами, товар выпущен в свободное обращение.
В рамках таможенного контроля после выпуска товаров таможней на основании статьи 332 ТК ЕАЭС в отношении общества проведена камеральная таможенная проверка в части достоверности сведений, заявленных в таможенных деклараций и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях. В период таможенного декларирования товаров по рассматриваемым ДТ декларантом представлены документы, необходимые для подтверждения таможенной стоимости в соответствии с требованиями, предусмотренными решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», действовавшего в спорный период (далее – решение № 376), в том числе:
- договор на перевозку грузов автомобильным транспортом в международном и междугородном сообщении и транспортно-экспедиторское обслуживание № 1702-30-2017, заключенный с ООО «СИМУЛ плюс» (Республика Беларусь), в соответствии с пунктами 1.1, 1.2. которого, настоящий Договор регулирует взаимоотношения Сторон при выполнении Исполнителем поручений Заказчика по планированию, организации перевозок и транспортно- экспедиционному обслуживанию грузов в международном сообщении, а также при расчетах за выполненные услуги, также по условиям Договора Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя организацию транспортноэкспедиционного обслуживания экспортно-импортных грузов в соответствии с указаниями (инструкциями) и за счет средств Заказчика;
- договор на оказание экспедиционно - транспортных услуг при перевозках грузов в международном сообщении № 13012016/LJA 10-/6/-26 от 13.01.2016, заключенный с UAB «Limarko Juru Agentura» (Республика Литва), в соответствии с пунктом 1.1. которого, Заказчик поручает, а Исполнитель берет на себя обязательства организовать транспортно-экспедиционное обслуживание Заказчика, а также предоставление Заказчику иных услуг, связанных с перевозкой грузов в международном сообщении морским, автомобильным и железнодорожным транспортом за плату и за счет Заказчика в соответствии с условиями, указанными в Заявке-поручении;
- транспортный договор на перевозку грузов автомобильным транспортом в международном и междугородном сообщении и транспортно-экспедиторское обслуживание № 0106-30-2018 от 01.06.2018, заключенный с ИП ФИО4 (Республика Беларусь), в соответствии с пунктами 1.1, 1.2. которого, настоящий Договор регулирует взаимоотношения Сторон при выполнении Исполнителем поручений Заказчика по планированию, организации перевозок и транспортноэкспедиционному обслуживанию грузов в международном сообщении, а также при расчетах за выполненные услуги, также по условиям Договора Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя организацию транспортноэкспедиционного обслуживания экспортно-импортных грузов в соответствии с указаниями (инструкциями) и за счет средств Заказчика;
- счета-фактуры экспедиторов за оказанные услуги в рамках указанных договоров с разбивкой стоимости транспортных расходов от места в стране загрузки до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места назначения в Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт от 12.12.2019, согласно которому таможенный орган пришел к выводу о том, что декларантом допущено занижение таможенной стоимости в размере стоимости транспортировки по территории ЕАЭС, в связи с чем решения Брянского таможенного поста, Новороссийского Западного таможенного поста, Смоленского таможенного поста о принятии таможенной стоимости товаров по вышеуказанным ДТ признаны не соответствующими нормам права Евразийского экономического союза.
На указанном основании Брянской таможней вынесены решения о внесении изменений в декларации на товары в сторону увеличения таможенной стоимости ввиду неправомерно заявленного вычета на стоимость транспортных услуг, оплаченных обществом при транспортировки товаров по территории Таможенного союза.
В результате проверки декларанту доначислены таможенные платежи (без учета пени) в размере 7 316 197,66 рублей.
Заявитель, не согласившись с решениями таможенного органа, обратился в суд с настоящим заявлением.
В обоснование требований заявитель приводит доводы о том, что таможенный орган не представил доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений, указанных при декларировании товара, что повлекло принятие оспариваемых решений.
В частности заявитель указывает, что декларантом представлены счета на оплату транспортных услуг с разбивкой расходов до и после таможенной границы Таможенного союза, при этом правильность расчета таможенным органом не опровергнута.
Заявитель полагает, что таможенное законодательство не устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых для подтверждения структуры таможенной стоимости, при этом приводит доводы о том, что представленные экспедитором документы, содержат полную и достоверную информацию о величине транспортных расходов для целей вычета.
При этом заявитель приводит доводы о том, что законодательством не установлено, что стоимость услуг по перевозке груза может быть достоверно подтверждена только лицом, непосредственно оказывающим такие услуги.
В подтверждение правомерности указанной позиции заявителем наряду с приобщенными в материалы дела документами в процессе рассмотрения дела по существу представлены ответы Уполномоченного при Президенте РФ при защите прав предпринимателей от 16.09.2020 и Евразийской экономической комиссии от 24.08.2020.
Таможенный орган, возражая относительно удовлетворения требований заявителя, указывает на правомерность выводов, сделанных по результатам проверки и считает, что декларант не представил документов, содержащих достоверные сведения о величине транспортных расходов, в том числе по территории Таможенного союза.
Суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)» ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 9 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно основываться на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации. Согласно положениям пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с ввозимыми товарами в значении, определённом в статье 39 ТК ЕАЭС. Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС. Пунктом 2 данной статьи определено, что в случае, если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется. В соответствии с пунктом 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров не должна включать расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов (пункт 3 рассматриваемой статьи). Согласно подпунктам 1, 4 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о 9 А62-1704/2020 документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего кодекса. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров. В пункте 2 этой статьи сказано, что в случае если в документах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами. Как следует из абзаца 7 пункта 1 приложения № 1 к решению № 376, при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнявшим декларацию таможенной стоимости, должны быть представлены договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счета-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка осуществлялась собственным транспортом декларанта), – в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза. В соответствии с пунктом 3.1. Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 № 283, при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами в значении, установленном пунктом 1 статьи 4 Соглашения, необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с такими видами договоров (соглашений), как внешнеэкономический договор (контракт), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, договор международной перевозки (транспортировки) товаров, лицензионный договор и другие.
Таким образом, подтверждением величины расходов по перевозке (транспортировке) товаров от места их прибытия на таможенную территорию Таможенного (Евразийского экономического) союза до места назначения является не внешнеторговый договор купли-продажи и/или счет-фактура (инвойс) продавца товаров, а договор по перевозке (транспортной экспедиции), счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах, предоставленных лицом, осуществившим перевозку товаров. На основании указанных нормативно правовых актов на декларанте (таможенном представителе), а не на экспедиторе лежит обязанность заявления в ДТ достоверных документально подтвержденных сведений, в том числе и сведений о транспортных вычетах. В силу пункта 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров). На основании пунктов 4 и 5 статьи 325 ТК ЕАЭС при проведении контроля таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах. Из пункта 9 названной статьи следует, что документы и (или) сведения, запрошенные в соответствии с пунктами 1 и 4 настоящей статьи, должны быть представлены лицами, у которых они запрошены, одним комплектом (одновременно) по каждому запросу. Одновременно с запрошенными таможенным органом документами и (или) сведениями лицами, у которых они запрошены, могут быть представлены иные документы и (или) сведения в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах. При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом в соответствии с пунктами 4 и 15 настоящей статьи, либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не представлены в установленные настоящей статьей сроки, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего кодекса (пункт 18 статьи 325 ТК ЕАЭС). В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительные начисления в виде расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза и в виде расходов на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза. Согласно подпункту 2 пункта 2 указанной статьи таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, – от места, определенного Комиссией при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально. Поскольку определение таможенной стоимости должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой, обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу ТК ЕАЭС» (далее – постановление № 49, ранее подобное разъяснение имело место в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18) разъяснил, что, принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК ЕАЭС судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе. Как разъяснено в абзаце 3 пункта 13 данного постановления (ранее в абзаце 3 пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18), непредставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Сведения о транспортных расходах, в том числе, их разделение на расходы до и после пересечения границы Союза должны быть основаны на сведениях лица, непосредственно оказавшего услуги по перевозке (транспортировке) товаров, т. к. именно это лицо несет расходы на ГСМ, амортизацию транспортного средства, заработную плату, командировочные и иные расходы, связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров, и зависимые от расстояния до определенных географических пунктов и на определенных территориях. Протяженность маршрута, наличие дополнительных погрузочно-разгрузочных и иных операций с товарами, определяют стоимость доставки каждой конкретной партии товаров, индивидуальны для каждого перевозчика и зависят от многих факторов, в том числе от рыночной ситуации, условий договоров, заключенных между перевозчиками и экспедиторами, иных факторов, влияющих на стоимость транспортных услуг по конкретной перевозке. Тариф как показатель, по общему правилу, включает в себя три составляющих: себестоимость перевозки, прибыль, необходимую для устойчивой экономической деятельности автотранспортной организации и дополнительную прибыль, обеспечивающую обновление основных средств.
Как следует из материалов проверки, транспортно-экспедиционные услуги по организации перевозок проверяемых товаров осуществляло ООО «СИМУЛ плюс» (Республика Беларусь), UAB «Limarko Juru Agentura» (Республика Литва) и ИП ФИО4 (Республика Беларусь) (далее – экспедиторы).
В графе 17 ДТС-1 к рассматриваемым ДТ Обществом не заявлены расходы по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на единую таможенную территорию ЕАЭС. Согласно графе 17 ДТС-1 проверяемых деклараций на товары в соответствии с условиями поставки в структуру таможенной стоимости, товаров Обществом были включены транспортные расходы по перевозке (транспортировке) товаров до места прибытия товаров на единую таможенную территорию ЕАЭС: ПП Козловичи, ПТО Верхний ФИО6, МАПП Троебортное.
Согласно представленным CMR, перевозки в адрес ООО ПСФ «Гранитремстрой» по проверяемым ДТ осуществляли следующие перевозчики: РЕ BULEZA Y.J, РЕ BULEZA Y.V, Р.Е. TALPOSH I.M., Р.Е. BILINEC О.О., Р.Е. BOBITA V.S., Р.Е. KARASLAY V.V., Р.Е. LIALYK 0.0.,, Р.Е. KHYMYNETS M.V., JURI S.R.O., Р.Е. ZAN I М, ФИО7, МММ Trans S.R.O., ЧУТП ПИНА-ТРАНС, Р.Е. ZAN YU.M.., Р.Е. ZAN YU.V., Р.Е. FELTSAN TOV VIKTORIA-TRANS, Р.Е. BULEZA М.М., V.I.P. TRANS S.R.O., TZOV KARINA TRANS IR,TOV S+V-TRANS,P.E. FIRTSAK V.I., P.E. ZHUPANYN R.R., P.E. VOROBOK M.I.,P.E. ZSHPAK JURIY MICHYLOVYTCH, P.E. ONYSKO M.M.,P.E. POLJANSKIJ I.JU., P.E. LAKATOSH II., ООО «Вестранслайн».
Согласно ст. 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Национальным стандартом Российской Федерации «Услуги транспортноэкспедиторские. Термины и определения. ГОСТ Р 52297-2004», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 147-ст, введенным в действие с 01.03.2005 (далее - Национальные стандарты), а также Правилами транспортноэкспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила), установлены термины и определения основных понятий в области транспортноэкспедиторских услуг.
Согласно пункту 2 «Термины и определения» Национальных стандартов под транспортно-экспедиторским обслуживанием понимается процесс предоставления транспортно-экспедиторских услуг в соответствии с обязательствами по договору транспортной экспедиции и требованиями действующих нормативных правовых документов.
Транспортно-экспедиционные услуги - это услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза (пункт 4 Правил).
Согласно указанным договорам, заключенным с экспедиторами, на основании предварительно поданных заявок, в которых согласовывались общие условия перевозки, экспедитор организовывал фактическую доставку товара, формировал счет на оплату (до фактического завершения перевозки), а в дальнейшем, после завершения перевозки и проставления необходимых отметок о принятии товара на CMR, направлял счет с экземпляром CMR с отметками для оплаты ООО ПСФ «Гранитремстрой».
Факт выполнения взятых на себя обязательств перед ООО ПСФ «Гранитремстрой» экспедиторы подтверждали путем двустороннего с ООО ПСФ «Гранитремстрой» согласования акта выполненных работ, составленного в соответствии с требованиями налогового законодательства, сразу после завершения перевозки.
В связи с тем, что экспедиторы не являются российскими юридическими лицами, то они не выставляли и не направляли ООО ПСФ «Гранитремстрой» счета-фактуры для отражения в налоговой отчетности.
Согласно материалам таможенной проверки, факт признания проверяемым лицом актов выполненных работ, согласованных с экспедиторами, первичным документом также подтверждается тем, что именно указанные акты выполненных работ были приложены к налоговым декларациям ООО ПСФ «Гранитремстрой» на прибыль в качестве подтверждения стоимости понесенных расходов для дальнейшего уменьшения налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль.
Таким образом, документальным подтверждением стоимости оказанной услуги по организации перевозки каждой партии товара является указанные выше договоры от 17.02.2017 № 1702-30-2017 и от 01.06.2018 №0106-30-2018, на организацию перевозки и акты выполненных работ, согласованные ООО ПСФ «Гранитремстрой» и экспедиторами, в качестве первичного документа. Информация, содержащаяся в актах выполненных работ, не совпадает с информацией, содержащейся в представленных заявителем счетах.
Согласно актам выполненных работ, полученным от проверяемого лица, соответствующим представленным из ИФНС №4 по г. Краснодару исх. от 23.10.2019 № 07-11/39060 на запрос Брянской таможни в рамках проводимой камеральной таможенной проверки, стоимость оказанных услуг определена общей суммой от отправителя в Хорватии до получателя в г. Краснодар без каких-либо делений по территориальному признаку.
Расходы за транспортно-экспедиторские услуги оплачены ПСФ «Гранитремстрой» в полном объеме со ставкой НДС 0 %.
Таким образом, представленные ООО ПСФ «Гранитремстрой» документы не подтверждают размер заявленной стоимости транспортировки до границы ЕАЭС, а являются документальным подтверждением стоимости услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию груза при доставке от отправителя до получателя ООО ПСФ «Гранитремстрой» в г. Краснодар.
Таким образом, в нарушении пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС, пункта 3 статьи 2 Соглашения, ООО ПСФ «Гранитремстрой» при декларировании заявил сведения о стоимости перевозки, как о компоненте таможенной стоимости, которые документально не подтверждены.
Так как заявленная стоимость транспортных расходов до границы документально не подтверждена, включению в структуру таможенной стоимости подлежит сумма понесенных расходов, документально подтвержденная до пункта на территории члена ЕАЭС, а именно, общая сумма, согласованная актами выполненных работ по оказанию услуг от отправителя до получателя ООО ПСФ «Гранитремстрой».
Таможенным законодательством не ограничено право заключения декларантом договоров, в соответствии с которыми осуществляется перевозка груза. Но тот факт, что организацией перевозок занимался экспедитор, а декларантом непосредственно не заключался договор с перевозчиками, не наделяет его правом заявлять транспортные расходы не в полном размере, без предоставления императивно установленных обязательных коммерческих документов перевозчика.
При невозможности получения декларантом от контрагентов указанных коммерческих документов, подтверждающих расходы на перевозку (транспортировку) товаров, требования о документальном подтверждении структуры таможенной стоимости в части заявленных доначислений, не могут в силу закона считаться выполненными.
Поэтому от лица, составившего расчет расходов с разбивкой по этапам перевозки (транспортировки) товаров до и после их прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих заявленные сведения и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.
Тем не менее, декларантом такие документы таможенному органу представлены не были.
В целях получения дополнительной информации о стоимости перевозки до границы ЕАЭС в ходе проведения камеральной таможенной проверки были направлены запросы организациям, оказывающим услуги непосредственной перевозки, ответы на которые не поступили.
Доводы общества об отсутствии у него обязанности представления документов, подтверждающих стоимость перевозки (транспортировки) товаров, в связи с заключением договоров экспедиции следует рассматривать как основанные на неправильном толковании пункта 1 Перечня и противоречащие пункту 3 статьи 2, пунктам 1 и 2 статьи 5 Соглашения, пункту 4 статьи 65 ТК ТС.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25.01.2008, действовавшего в период ввоза спорных товаров, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. Пунктом 2 статья 5 указанного Соглашения было предусмотрено, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров не должна включать перечисленные расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом (таможенным представителем), и подтверждены им документально.
В соответствии с пунктом 4 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 № 376 (далее – Порядок) ДТС и ее электронная копия представляются таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары. Подача ДТС должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена (приложение № 1 к Порядку).
При этом Перечень документов, представляемых в подтверждение заявленной таможенной стоимости, может быть сокращен в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее – Союз), или законодательством государств – членов Союза.
Согласно пункту 22 указанного Порядка в графе 22 раздела B ДТС-1 указывается величина расходов по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров от места их прибытия на таможенную территорию Союза до места назначения, если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в контракте и/или в счете-фактуре продавца, заявлены лицом, заполнившим ДТС-1, и подтверждены им документально.
Таким образом, для того, чтобы указанные расходы могли быть вычтены из таможенной стоимости товаров необходимо соблюдение трех условий: расходы должны быть выделены из цены подлежащей уплате; расходы должны быть заявлены декларантом при декларировании; расходы должны быть документально подтверждены декларантом.
Следовательно, если какое-либо из условий не соблюдается, указанные расходы остаются включенными в таможенную стоимость оцениваемых товаров, как составляющая стоимость сделки.
Из пункта 1 приложения № 1 к Порядку следует, что при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть, в частности, представлены договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Перечень документов, установленный Приложением № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, не является исчерпывающим: в соответствии с последним абзацем пункта 1 Приложения № 1 декларант может представить другие документы и сведения в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
Лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию (пункт 4 статьи 65 ТК ТС, пункт 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008, пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства»).
Таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене (здесь и далее также – предусмотренных статьей 5 Соглашения дополнительных начислениях к цене) не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18).
Таким образом, одним из обязательных условий для применения вычетов из цены товара расходов, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008, в том числе расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, является их документальное подтверждение декларантом.
В свою очередь, документы, представляемые декларантом, должны содержать достоверную и непротиворечивую информацию о цене, соотносимую с количественными характеристиками товара, условиями поставки и оплаты товара.
Следовательно, несоблюдение условия о документальном подтверждении соответствующих расходов лишает декларанта права на применение вычетов, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008.
Таким образом, счета организации экспедитора с разбивкой стоимости транспортных услуг не могут являться единственным и безусловным доказательством, свидетельствующим о правильности произведенного расчета без информации лица, непосредственно оказавшего такие услуги, а следовательно не являются документом, на основании которого должен быть предоставлен вычет из стоимости транспортных услуг на величину расходов, понесенных на транспортировку груза по территории Таможенного союза до пункта назначения.
Учитывая изложенное, исходя из представленных обществом документов, сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации.
В связи с чем, оспариваемые решения таможенных органов являются законными и обоснованными.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью Производственно-строительная фирма «Гранитремстрой» отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тула.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.
Судья Малюгов И.В.