ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-3291/15 от 14.05.2015 АС Брянской области

Арбитражный  суд  Брянской  области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации  

Решение

город Брянск Дело № А09-3291/2015

  мая 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2015 года.

Арбитражный суд Брянской области в составе: судьи Копыта Ю.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журавлевым М.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «БОНДЮЭЛЬ-КУБАНЬ» 

к Брянской таможне

об оспаривании постановления от 16.03.2015г. по делу об административном правонарушении № 10102000-2412/2014

при участии:

от заявителя: Белоусов Н.Н. – представитель (доверенность в деле), 

от административного органа: Грищенко В.В. – главный гос. инспектор (доверенность в деле), Саблин Д.Е. – старший уполномоченный (доверенность в деле),

установил:

Заявитель - общество с ограниченной ответственностью «Бондюэль-Кубань» (далее – ООО «Бондюэль-Кубань», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления Брянской таможни от 16.03.2015 по делу об административном правонарушении №10102000-2412/2014.

Брянская таможня (далее – административный орган, Таможня) с заявленным требованием  не согласилось по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела,  05.12.2014 таможенным представителем ООО«Фирма «ГТК-Сервис» по договору на оказание услуг таможенным представителем от 11.07.2008 № 0142/04-1311 с декларантом ООО «Бондюэль-Кубань» в ОТО и ТК №1 Брянского таможенного поста Брянской таможни была подана  декларация на товары ДТ №10102030/051214/0021285 в виде электронного документа, согласно которой в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40) были заявлены товары, в том числе: овощная смесь для жарки с рисом и шампиньонами свежезамороженная MEXICOMIX (состав - рис, зелёный горошек, красный сладкий перец, морковь, шампиньоны, репчатый лук, кукуруза в зёрнах) в п/э упаковках, вес содержимого 0.400 кг - 46080 упаковок (2880 коробок х 16 упаковок), изготовленная в ноябре 2014г., срок годности ноябрь1206 г. Изготовитель: BONDUELLEPOLSKAS.A. Товарный знак: BONDUELLE. Код товара по ТН ВЭД ТС 1904 90 100 0.

Товары перемещались в Россию из Польши на автотранспортных средствах. Поставка осуществлялась в рамках внешнеторгового контракта от 24.06.2011 г. № 40/11-P/PL (с последующими дополнениями), заключенного между ООО «Бондюэль-Кубань» и фирмой «BONDUELLEPOLSKAS.A.» (Польша).

05.12.2014 г. в ходе проведения документального контроля ДТ №10102030/051214/0021285 был выявлен профиль риска и с целью определения характеристик товаров, для однозначной классификации товаров, заявленных по данной ДТ в соответствии с ТН ВЭД ТС, было принято решение о назначении таможенной экспертизы №10102030/051214/ДВ/000019 от 15.12.2014.

По результатам таможенной экспертизы (заключение таможенного эксперта от 10.12.2014г. №4982), исходя из выявленных на основании заключения качественных характеристик товара, в отношении образца № 2 товара № 1 (спорный товар по настоящему делу) - «овощная смесь для жарки с рисом и шампиньонами свежезамороженная «Мексиканская» (MEXICOMIX), декларируемого по ДТ № 10102030/051214/0021285, является замороженной многокомпонентной смесью, в состав которой входят: рис (22,4%), зёрна зелёного горошка (20,5%), морковь (16,6%), грибы (12,9%), перец сладкий (12,6%), зёрна кукурузы (9,2%), лук (5,8%), предварительно подвергнутой частичной термической обработке (овощи - бланшированию, рис - отвариванию до частичной готовности и обезвоживанию), было принято решение № РКТ-10102030-14/000065 о классификации товара, согласно которому описание заявленного товара изменилось на -овощные смеси, приготовленные без добавления уксуса, замороженные, с использованием бланшированного и приготовленного на пару риса, не содержат ГМО: замороженная многокомпонентная смесь MEXICOMIX состав: рис (22,4%), зёрна зелёного горошка (20,5%), морковь (16,6%), грибы (12,9%), перец сладкий (12,6%), зёрна кукурузы (9,2%),лук (5,8%), в полиэтиленовых упаковках, вес содержимого 0,40 кг - 46080 упаковок (2880коробок х 16 упаковок), изготовленная 11.14 г., срок годности 11.16 г., и установлен кодтовара по ТН ВЭД ТС 0710 90 000 0.

Учитывая, что вышеуказанный товар - «овощная смесь для жарки с рисом и шампиньонами свежезамороженная «Мексиканская» (MEXICOMIX) (код товара по ТН ВЭД ТС 0710) включен в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной  происхождения которых являются США, страны Европейского Союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, ввоз которой на территорию Российской федерации запрещен сроком на один год, Брянской таможней в отношении ООО «Бондюэль-Кубань» 17.12.2014 возбуждено дело об административном правонарушении №10102000-2412/2014  с проведением административного расследования. 

Усмотрев в действиях ООО "Бондюэль-Кубань" признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 16.02.2015 административным органом  составлен протокол об административном правонарушении в отношении Общества и 16.03.2015 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 10102000-2412/2014 о привлечении ООО «Бондюэль-Кубань» к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ и назначении ему  наказания в виде административного штрафа в размере 101 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, ООО «Бондюэль-Кубань» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению  по  следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом (подпункт 22 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).

Ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами (подпункт 3 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).

В силу  ч. 1 ст. 152 ТК ТС, перемещение  товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

При декларировании товаров обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений возложена на декларанта – лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку (ст.186 ТК ТС).

За несоблюдение  установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса,  частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена  административная ответственность.

В соответствии с Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 классификация товаров осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации к ТН ВЭД(далее - ОПИ).

ОПИ применяются последовательно, при выборе товарной позиции каждое последующее правило применяется только в случае, когда классификация товара не может быть осуществлена в соответствии с предыдущим ОПИ.

-ОПИ 1 применяется в первую очередь. При этом, согласно ОПИ 1, названия разделов и групп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам;

-ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1. При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а;

-  ОПИ  3  применяется  в  случае  невозможности  классификации товара  в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2. При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии   с   ОПИ   3а,   затем   ОПИ   3в   -   в   случае   невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.

В объяснениях заявитель указывает, что спорный товар необходимо было классифицировать в соответствии с ОПИ 3в.

При этом согласно ОПИ 1 классификация товаров для юридических целей осуществляется исходя из наименований товарных позиций, а также примечаний к разделам и группам.

В классифицируемой смеси две составляющих, классифицируемых в разных товарных позициях: рис (1904 ТН ВЭД ТС) и овощная смесь (0710 ТН ВЭД ТС). При этом информация из пояснений к товарным позициям 0710 ТН ВЭД ТС и 1904 ТН ВЭД ТС свидетельствует о том, что классификационным признаком для данной смеси является то, что присутствие различных ингредиентов повлияло на то, что эта смесь имеет свойства блюда из риса, или блюда из овощей. В этой связи применение ОПИ 1 невозможно, что влечет необходимость применения ОПИ 2.

ОПИ 2а применяется при классификации товаров ввозимых в разобранном, несобранном, незавершенном виде, к которым спорный товар не относится. ОПИ 2б касается классификации смесей, состоящих из двух или более материалов и веществ.

Суть данного Правила заключается в том, чтобы расширить любую товарную позицию, относящуюся к материалу или веществу, включив в нее смеси или сочетания данного материала или вещества с другими материалами или веществами. Действие данного Правила также заключается в том, чтобы расширить любую товарную позицию, относящуюся к товарам, изготовленным из данного материала или вещества, включив в нее товары, изготовленные частично из этого материала или вещества.

Это, однако, расширяет товарную позицию не настолько, чтобы включать в нее товары, которые согласно Правилу 1 нельзя рассматривать как соответствующие описанию в данной товарной позиции это происходит в том случае, когда добавление другого материала или вещества лишает эти товары свойства тех видов товаров, которые упомянуты в данной товарной позиции.

Согласно заключению эксперта от 10.12.2014г. №4982 в «овощной смеси для жарки с рисом и шампиньонами свежезамороженная «Мексиканская» (MEXICOMIX)содержится около 20 % риса и почти 80 % овощей, что подтверждает правильность применения ОПИ 2в при классификации товара.

Следовательно, вывод административного органа о том, что данное блюдо не может считаться продуктом из риса и не соответствует наименованию товарной позиции 1904 ТН ВЭД ТС является правомерным, а довод заявителя о классификации товара в соответствии с ОПИ 3в необоснованным.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" постановлено органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Перечень стран и товаров, на которые распространяется указанный запрет, утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Постановление N 778)

В Приложении к Постановлению N 778 среди запрещенных к ввозу товаров указаны Овощи (сырые или сваренные в воде или на пару) замороженные, в том числе прочие овощи (код 0710 90 000 0 ТН ВЭД ТС), если страной их происхождения являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия.

Ограничения и запрет на ввоз, в частности, из стран Европейского союза, фруктов (яблок)   приняты в соответствии с положениями статей 2, 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах", ст.8 ФЗ от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности", и, действовавшими  в соответствующий период,  положениями статей 6-8 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран", предусматривающих право государств- членов Таможенного союза вводить для целей обеспечения обороны и безопасности запреты и ограничения внешней торговле товарами.

Таким образом, заявителем  был ввезен  на территорию Российской Федерации в соответствии  с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления товар – «овощная смесь для жарки с рисом и шампиньонами свежезамороженная «Мексиканская» (MEXICOMIX) (код товара по ТН ВЭД 0710 90 000 0,страна происхождения – Польша) в нарушение запретов и ограничений, принятых на основании вышеуказанных нормативных правовых актов Российской Федерации, изданных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что таможенный орган обоснованно в действиях Общества усмотрел наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.

При рассмотрении дела суд учитывает, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Часть 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусматривает назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

         Административным органом заявителю назначен административный штраф в  размере 101 000 рублей.

Вместе с тем, в силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ  при наличии исключительных обстоятельств связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо рассматривающее дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере  менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее сто тысяч рублей.

Таким образом, сопоставив характер и последствия административного правонарушения, учитывая позицию административного органа о возможности уменьшения административного штрафа, а также то, что размер наложенного административного штрафа для ООО «Бондюэль-Кубань» является значительным, суд считает, что применительно к рассматриваемому спору имеются основания для изменения постановления административного органа в части размера штрафа.

Принимая  во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд  считает возможным уменьшить размер административного штрафа, предусмотренного  ч.1 ст.16.3 КоАП РФ до 50 500 рублей.

Руководствуясь статьями 167, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Требования заявителя удовлетворить частично.

Признать незаконным и изменить постановление по делу об административном правонарушении № 10102000-2412/2014 от 16.03.2015г.  в части размера административного штрафа, снизив его для ООО «БОНДЮЭЛЬ-КУБАНЬ» менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного  ч.1 ст.16.3  КоАП РФ до 50 500 руб.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в 20-ый Арбитражный апелляционный суд (г.Тула).

Судья                                                                                                                Ю.Д. Копыт