ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-3376/09 от 23.09.2009 АС Брянской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, 6

Именем Российской Федерации

Решение

город Брянск Дело №А09-3376/2009

30 сентября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Брянской области в составе: судьи Богдановой М.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Богдановой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО «Брянскрегионгаз», г.Брянск

к ЖСК «Серебряный ручей», г.Брянск

о взыскании 208 142 руб. 78 коп.

третье лицо: Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области

при участии в заседании:

от истца: ФИО1 (доверенность №1а-09/252юр от 29.12.2008г.);

от ответчика: ФИО2 – председатель (протокол учредительного собрания от 04.07.2005г.);

от третьего лица: не явились, извещены

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Брянская региональная компания по реализации газа» (далее – ООО «Брянскрегионгаз»), г.Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Жилищно-строительному кооперативу «Серебряный ручей» (далее – ЖСК «Серебряный ручей»), г.Брянск, о  взыскании 405 183 руб. 09 коп.

В процессе рассмотрения дела истцом было заявлено ходатайство об уточнении размера исковых требований в связи с увеличением периода образования задолженности и частичной оплатой долга ответчиком. Согласно уточненным исковым требованиям, истец просил взыскать с ответчика 334 250 руб. 47 коп. долга за период с февраля по апрель 2009г. Ходатайство было удовлетворено судом в соответствии со ст.49 АПК РФ.

До принятия решения по делу истцом было заявлено ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 208 142 руб. 78 коп. в связи с частичной оплатой ответчиком долга за вышеуказанный период. Ходатайство судом удовлетворено в соответствии со ст.49 АПК РФ.

Определением суда от 24.08.2009г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области.

Представитель истца поддержал исковые требования в сумме 208 142 руб. 78 коп. по основаниям, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях по возражениям ответчика.

Представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и письменных пояснениях.

Третье лицо поддержало позицию истца по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено судом надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представители сторон не возражали против рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица.

Дело рассмотрено по имеющимся материалам в отсутствие представителя третьего лица в порядке, установленном ст.156 АПК РФ.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между ООО «Брянскрегионгаз» (Поставщик) и ЖСК «Серебряный ручей» (Покупатель) был заключен договорпоставки газа №07-5-20955 от 01.02.2009г. с протоколом согласования разногласий от 24.03.2009г. к данному договору.

По условиям данного договора (п.2.1. договора) Поставщик обязался поставлять газ и обеспечивать его транспортировку силами газораспределительной организации (ГРО) по газопроводам, принадлежащим ГРО до границ трубопроводов, из которых отбирает газ Покупатель (по каждому конечному потребителю исходя из объемов газа по отдельным точкам подключения) с 01.02.2009г. по 31.12.2012г., а Покупатель - принимать газ и нести затраты за услуги по транспортировке, снабженческо-сбытовым услугам и оплачивать газ в согласованных объемах (тыс.н.куб.м). Согласно Таблице №1 «Распределение объемов поставки по периодам поставки и их назначение» договорной объем поставки газа в 2009г. составляет 543 (тыс.н.куб.м). В таблице о потреблении газа по точкам подключения конечных потребителей к распределительным сетям указаны две крышные котельные (ж.<...> и корп.3).

Согласно п.5.1 договора цена на газ на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя по каждому конечному потребителю Покупателя газа по отдельным точкам подключения, складывается из оптовой цены с периодом поставки газа с 1 января по 14 апреля 2009г. в размере 2551руб./1000куб.м (без НДС), с 15 апреля по 30 июня 2009г. в размере 2426руб./1000куб.м (без НДС), с 1 июля по 15 сентября 2009г. в размере 2844руб./1000куб.м (без НДС) и в период с 16 сентября по 31 декабря 2009г. в размере 3041руб./1000куб.м (без НДС), установленной Правительством РФ на 2009г., тарифной ставки за услуги по транспортировке газа и платы за снабженческо-сбытовые услуги. Порядок перерасчета оптовой цены на газ и соответствующая формула для перерасчета в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от расчетной был согласован сторонами в пункте 5.2. договора.

Пунктом 5.3. указанного договора,измененным Протоколом согласования разногласий от 24.03.2009г. к договору (л.д.14-15), предусмотрено, что Поставщик в срок до 25 числа месяца поставки газа выставляет счет (форма №868) на сумму стоимости договорного объема месячной поставки газа, сумму снабженческо-сбытовых услуг и тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям ГРО. Покупатель в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки, производит платеж в размере 100% от суммы стоимости фактически отобранного газа, в том числе стоимости его транспортировки и снабженческо-сбытовых услуг, на расчетный счет Поставщика путем выписки платежных поручений в которых указывается номер и дата договора поставки газа; назначение оплаты, в том числе сумма НДС. Поставщик высылает Покупателю накладную на поставленный газ, акт сдачи-приемки снабженческо-сбытовых услуг и счет-фактуру. Возмещение расходов по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги в счете-фактуре выделяются отдельной строкой. Покупатель в течение 5 дней с момента получения подписывает и направляет Поставщику экземпляр накладной на поставленный газ и акта сдачи-приемки снабженческо-сбытовых услуг. Подтверждением совершенного платежа является факт поступления денег на счет Поставщика.

Во исполнение условий договора №07-5-20955 от 01.02.2009г. (с учетом изменений, внесенных протоколом согласования разногласий от 24.03.2009г. к данному договору) ООО «Брянскрегионгаз» была произведена поставка газа ответчику.

Предъявленные ответчику счета-фактуры за фактически отобранный газ, в том числе расходы по его транспортировке и плата за снабженческо-сбытовые услуги, своевременно в полном объеме оплачены не были, в результате чего у ответчика сложилась задолженность перед истцом.

Поскольку в добровольном порядке задолженность ответчиком уплачена не была, истец обратился в суд с настоящим иском.

Как установлено судом из материалов дела и пояснений представителей сторон, ответчиком был оплачен принятый от истца в спорный период газ, исходя из розничных цен, установленных для населения.

В настоящее время предметом спора является взыскание разницы между начисленной ООО «Брянскрегионгаз» ответчику по тарифу для промышленных нужд суммой по договору поставки газа и суммой оплаты, произведенной ЖСК «Серебряный ручей» по тарифам для населения.

В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что в результате приобретения ответчиком (ЖСК «Серебряный ручей») газа для принадлежащих ему крышных котельных, жильцы домов ЖСК «Серебряный ручей» в качестве коммунального ресурса потребляют не газ, а тепловую энергию, и соответственно, ЖСК «Серебряный ручей» в этом случае исполняет функции ресурсоснабжающей организации, а значит, в соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, приобретает коммунальные ресурсы (природный газ) по ценам, используемым для расчета платы за коммунальные ресурсы (тепловую энергию), то есть по ценам для промышленных потребителей. Как указывает истец, в соответствии с п.15 названных Правил приобретение газа (в том числе ЖСК) для дальнейшей поставки его населению осуществляется по розничным ценам на газ, поставляемый населению, а для выработки тепловой энергии – по ценам для ресурсоснабжающих организаций, то есть по ценам для промышленных потребителей. При этом, плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, а также тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, установленные для группы «население», не могут применяться к тем объемам газа, которые потреблены крышными котельными ответчика.

Возражая против заявленных исковых требований, ответчик ссылается на то, что поставляемый по договору №07-5-20955 от 01.02.2009г. газ предназначен исключительно для отопления и горячего водоснабжения двух многоквартирных домов ЖСК «Серебряный ручей», расположенных по адресам: <...> и корп.3, через индивидуальные тепловые пункты, то есть тепловые пункты, предназначенные для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части. При этом, ответчик указал, что при наличии крышной котельной (которую ответчик относит не к централизованному отоплению, а к индивидуальному) подлежат применению тарифы для населения, а не тарифы для промышленных нужд.

Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно п.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.

В соответствии с п.1 ст.424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В силу п.1 ст.426 ГК РФ договор на поставку газа является публичным и согласно пункту 2 данной статьи цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Согласно пункту 29 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ №162 от 05.02.1998г., цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах, в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Из вышеуказанных норм права следует, что доминирующий на рынке определенного товара хозяйствующий субъект в оговоренных законом случаях обязан заключить договоры с учетом цен (тарифов), установленных уполномоченными государственными органами.

Постановлением Правительства Российской Федерации №1021 от 29.12.2000г. «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» утверждены «Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», согласно которым определены принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифы на услуги по его транспортировке.

Согласно пункту 10 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по тарифам России (далее ФСТ России), данный орган исполнительной власти уполномочен осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, а также осуществлять функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлять контроль по вопросам, связанным с определением и применением цен в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 3 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом ФСТ России №194-э/12 от 23.11.2004г., розничные цены, устанавливаемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям (далее - население) для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления   и на коммерческие цели.

Согласно пункту 4 названных Методических указаний, в случае если поставка газа населению осуществляется в том числе для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в п.3  , при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в п. 3, определенный по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.

В соответствии с пунктом 11 раздела 2 Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденных Приказом ФСТ России №173-э/5 от 17.09.2008г., для целей настоящих Методических указаний в группу «население» включаются физические лица, использующие газ в качестве топлива для личных нужд, а также жилищно-эксплуатационные организации, организации, управляющие многоквартирными домами, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья (далее - население). При этом объемы потребления указанными конечными потребителями принимаются за вычетом объемов газа, используемых для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными  , арендаторами нежилых помещений, а также для коммерческих целей, которые учитываются при проведении дифференциации размера платы за снабженческо-сбытовые услуги для прочих групп конечных потребителей.

Аналогичная норма содержится в пункте 13 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России №172-э/4 от 17.09.2008г.

Как было указано выше, между ООО «Брянскрегионгаз» (Поставщик) и ЖСК «Серебряный ручей» (Покупатель) был заключен договорпоставки газа №07-5-20955 от 01.02.2009г. с протоколом согласования разногласий от 24.03.2009г. к данному договору.

В соответствии с условиями указанного договора истец обязался поставлять газ ответчику и обеспечивать его транспортировку для потребления газа двумя крышными котельными, расположенными по адресам: <...> и корп.3. Из текста договора, на который ссылается истец в обоснование исковых требований, следует, что поставка газа в рамках этого договора производится только для потребления крышными котельными ответчика, но не для потребления населением с использованием местных бытовых приборов.

Ссылаясь на необходимость применения к поставляемым истцом по вышеуказанному договору объемам газа розничных цен на газ, установленных для населения, ответчик полагает, что в данном случае ключевым понятием является понятие «центральное отопление». Так как ЖСК «Серебряный ручей» не имеет центрального теплового пункта, предназначенного для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий, как это предусмотрено Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ №115 от 24.03.2003г., и отопление каких-либо других зданий (сооружений) крышными котельными ЖСК «Серебряный ручей» не производится, ответчик считает, что пункт 4 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом ФСТ России №194-э/12 от 23.11.2004г., к спорным правоотношениям применению не подлежит.

Суд не может согласиться с данной позицией ответчика в связи со следующим.

Из пунктов 3, 4 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом ФСТ России №194-э/12 от 23.11.2004г., следует, что розничные цены на газ применяются лишь к тем объемам газа, которые реализуются населению (в том числе ЖСК) для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели.

Пунктом 4 данных Методических указаний специально оговорен случай, когда поставка газа производится не только для потребления с использованием местных бытовых приборов, но и для центрального отопления, и указано, что в этом случае розничные цены на газ применяются только на цели, указанные в п.3, то есть только на те объемы газа, которые потребляются с использованием местных бытовых приборов. При этом, в целях регулирования розничных цен на газ к центральному отоплению приравнено потребление газа крышными и иными котельными.

В Методических указаниях по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденных Приказом ФСТ России №173-э/5 от 17.09.2008г., и Методических указаниях по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России №172-э/4 от 17.09.2008г. также установлена необходимость исключения из объемов потребления газа населением тех объемов газа, которые используются для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными  .

В информационном письме ФСТ России №НБ-7906/9 от 30.12.2008г. в связи с поступающими многочисленными запросами от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), регулируемых организаций, а также потребителей газа о формировании стоимости услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и снабженческо-сбытовых услуг, оказываемых поставщиками газа его потребителям, на 2009 год в связи с изменением подходов к отнесению потребителей газа к группам, по которым дифференцируются соответствующие тарифы ФСТ России, указанная служба с учетом приказов ФСТ России от 17.09.2008г. №172-э/4 и №173-э/5 сообщила о том, что плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, а также тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, установленные для группы «население», не могут применяться к тем объемам газа, которые потреблены для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными; к этим объемам применяются соответствующие тарифы, установленные для других групп потребителей.

В период рассмотрения настоящего дела истец обращался за разъяснениями в Федеральную службу по тарифам по вопросу о правомерности применения промышленных цен по договору №07-5-20955 от 01.02.2009г., заключенному с ответчиком (письмо №09-11/1983 от 05.06.2009г. - том 1, л.д.61).

В ответе на указанное письмо истца Федеральная служба по тарифам разъяснила, что при оплате топлива для производства тепла и горячей воды в случае, если в качестве топлива используется природный газ, используемый индивидуальными автономными котельными, должны применяться оптовые регулируемые цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги, установленные для прочих групп потребителей. По мнению ФСТ России, подход к формированию цен на газ для котельных крышного, пристроенного и других типов и для централизованных систем теплоснабжения должен быть идентичным, поскольку централизованные системы теплоснабжения также в основном ориентированы на удовлетворение нужд населения. ФСТ России также отмечает, что в новой редакции «Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа», находящейся на регистрации в Минюсте России, соответствующий пункт изложен в следующей редакции: «Для целей настоящих Методических указаний к группе «население» относятся физические лица, использующие газ для удовлетворения личных потребностей, а также жилищно-эксплуатационные организации, организации, управляющие многоквартирными домами, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья и другие подобные организации, за исключением объемов поставки газа для коммерческих целей, арендаторам нежилых помещений, а также для котельных всех типов.

При этом объемы потребления указанными конечными потребителями принимаются за исключением объемов поставки газа на коммерческие цели, арендаторам нежилых помещений, а также для котельных всех типов, которые учитываются при проведении дифференциации размера платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика для прочих групп конечных потребителей».

В этой редакции указание на централизованное отопление, включая крышные котельные, заменено на ссылку на котельные всех типов, что приведет к устранению ранее возникших неясностей, явившихся причиной возникновения настоящего спора.

Вместе с тем, действующие в спорный период (период образования задолженности) нормы, как указано выше, также предусматривали необходимость исключения объемов газа, потребляемого крышными котельными, из объемов газа, используемого населением для личных нужд (бытовыми приборами) и оплачиваемого по розничным ценам. Из вышеизложенных норм следует, что к объемам газа, поставляемым для потребления крышными котельными, не могут применяться установленные для населения розничные цены на газ.

С данным выводом согласился и привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области, который в своем отзыве сослался изменение приказами ФСТ России от 17.09.2008г. №172-э/4 и №173-э/5 принципов отнесения потребителей газа к группам, по которым дифференцируются соответствующие тарифы. По мнению третьего лица, данное изменение методических подходов потребовалось для обеспечения устойчивости системы тарифообразования и проведения работы по поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования в газовой отрасли между группами потребителей.

В обоснование возражений относительно иска ответчик также ссылается на необходимость применения к спорным правоотношениям пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, которым предусмотрено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Также ответчик ссылается на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007г. №57, в котором указано, что при заключении договоров ТСЖ действует не как хозяйствующий субъект с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Разрешая настоящий спор, суд учитывает следующее.

В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г., установлено, что коммунальной услугой газоснабжения является круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединительной сети в жилое помещение (пункт 6 Правил).

Соглашаясь с позицией истца, суд полагает, что поставка газа для приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и производства тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), не может рассматриваться как предоставление коммунальной услуги по газоснабжению. Потребление газа с целью последующей поставки тепла населению с использованием автономных систем, к которым относятся и котельные крышного типа, не относится в видам личного потребления природного газа физическими лицами, поскольку в этом случае населением потребляются непосредственно тепло и горячая вода, оплачиваемые по тарифам на соответствующие коммунально-бытовые услуги.

В данном конкретном случае гражданам, проживающим в многоквартирных домах ЖСК «Серебряный ручей», расположенных по адресам: <...> и корп.3, предоставляются коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, при этом, газ используется как топливо для подогрева воды в крышных котельных, принадлежащих ответчику. В представленных ответчиком в материалы дела счетах-квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг жильцами дома №58/1 по ул.Ромашина (том 2, л.д.23-26) в качестве предоставляемой ЖСК «Серебряный ручей» услуги также указано отопление, которое и оплачивается жильцами домов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что жильцы домов получают от ЖСК «Серебряный ручей» не коммунальную услугу по газоснабжению, а коммунальную услугу по отоплению.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г., регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В соответствии с п.18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.

Как пояснил Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области в письме №1134 от 29.07.2009г., с учетом разъяснений Федеральной службы по тарифам России, стоимость одного кубического метра газа для газовых крышных и иных котельных определяется как сумма оптовой цены для прочих потребителей, тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги соответствующей группы, установленных для соответствующей группы конечных потребителей.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеизложенных норм, суд приходит к выводу о том, что к объемам газа, потребляемым населением для личных нужд (с использование местных бытовых приборов), следует применять розничные цены на газ, установленные для населения, и обязательства ЖСК «Серебряный ручей» по оплате этих объемов газа действительно не могут быть большими, чем в случае заключения прямых договоров с жильцами домов, в которые производится поставка газа для личных нужд.

В случае же поставки газа для использования крышными котельными ЖСК розничные цены на газ, установленные для населения, применяться не могут по причинам, изложенным выше, поскольку в этом случае жильцы в качестве коммунального ресурса потребляют не газ, а тепловую энергию. Следовательно, вышеуказанные нормативные акты, изданные ФТС России, не противоречат Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г.

С учетом вышеизложенного довод ответчика о том, что при расчете размера платы за поставленный истцом газ, не подлежат применению положения пункта 4 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом ФСТ России №194-э/12 от 23.11.2004г., является необоснованным и подлежит отклонению.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные ООО «Брянскрегионгаз» исковые требования о взыскании с ответчика задолженности по договору поставки газа №07-5-20955 от 01.02.2009г., расчет которой произведен в соответствии с нормами, установленными Приказами ФСТ России №194-э/12 от 23.11.2004г., №172-э/4 и №173-э/5 от 17.09.2008г., №239-э/23 от 06.11.2008г. (с изменениями от 24.12.2008г.), №413-э/11 от 24.12.2008г. и условиями заключенного сторонами договора.

Ссылка ответчика на ранее сложившуюся судебную практику по аналогичным делам, в том числе по делу №А09-4135/07-9, не может быть принята судом во внимание, поскольку данные судебные акты вынесены по конкретным делам и не имеют преюдициального значения при разрешении настоящего спора. Кроме того, вышеуказанные приказы ФСТ России №172-э/4 и №173-э/5 от 17.09.2008г. были изданы после принятия судебных актов по делу №А09-4135/07-9 (решение Арбитражного суда Брянской области от 19.09.2007г., постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2007г., постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.03.2008г., определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2008г.), в связи с чем они не были и не могли быть учтены судами всех инстанций при рассмотрении дела №А09-4135/07-9.

В период образования заявленной ко взысканию в рамках настоящего дела задолженности названные нормативные акты действовали и не могут не применяться судом при разрешении настоящего спора.

Таким образом, судом не установлено противоречия заключенного сторонами договора поставки газа закону или иным нормативно-правовым актам. Следовательно, оплата за поставленный истцом ответчику газ должна производиться согласно условиям договора поставки газа №07-5-20955 от 01.02.2009г. (с учетом протокола согласования разногласий от 24.03.2009г.).

Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Статьей 454 ГК РФ предусмотрено, что по договору купли-продажи (разновидностью которого является договор поставки) одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В силу ст.486 ГК РФ, покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено ГК РФ, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с п.1 ст.516 ГК РФ, покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.

Если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком) и последний неосновательно отказался от оплаты либо не оплатил товары в установленный договором срок, поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров от покупателя (п.2 ст.516 ГК РФ).

Наличие у ответчика задолженности перед истцом в сумме 208 142 руб. 78 коп. подтверждается расчетами количества поданного-принятого газа (том 1, л.д.95-97), актами поданного-принятого газа, выставленными ответчику счетами-фактурами на общую сумму 545 681 руб. 61 коп., в том числе №2850 от 28.02.2009г. на сумму 210 940 руб. 36 коп. (т.1, л.д.17), №5628 от 31.03.2009г. на сумму 194 242 руб. 73 коп. (т.1, л.д.16), №8305 от 30.04.2009г. на сумму 140 498 руб. 52 коп. (т.1, л.д.38), и платежными поручениями на общую сумму 337 538 руб. 83 коп., в том числе №145 от 21.04.2009г. на сумму 70 932 руб. 62 коп. (том 1, л.д.68), №167 от 15.05.2009г. на сумму 40 498 руб. 52 коп. (том 1, л.д.66), №178 от 27.05.2009г. на сумму 100 000 руб. (том 1, л.д.67) и №22 от 05.08.2009г. на сумму 126 107 руб. 69 коп., подтверждающими частичную оплату газа ответчиком. Разногласий по количеству поставленного истцом ответчику в спорный период газа у сторон не имеется.

Расчет суммы задолженности проверен судом и признан правильным. Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области в своем отзыве также указал, что тариф истцом был рассчитан и применен правильно.

Следовательно, задолженность ответчика перед истцом за поставленный газ в сумме 208 142 руб. 78 коп. подтверждается материалами дела и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.

Государственная пошлина по иску с учетом уточнения истцом исковых требований и уменьшения их размера составляет 5 662 руб. 86 коп. При подаче иска истцом было уплачено 9 603 руб. 66 коп. госпошлины по платежному поручению №2507 от 20.04.2009г. Судебные расходы относятся на ответчика в соответствии со ст.110 АПК РФ, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию в пользу истца 5 662 руб. 86 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Государственная пошлина в размере 3 940 руб. 80 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета, как излишне уплаченная, в соответствии со ст.104 АПК РФ, п.п.3 п.1 ст.333.22, п.п.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса РФ.

Заявленное ответчиком ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины не может быть удовлетворено судом, поскольку государственная пошлина была уплачена истцом, расходы по ее уплате в силу ст.110 АПК РФ должны быть возмещены ответчиком истцу в сумме 5 662 руб. 86 коп. (согласно уменьшенным исковым требованиям) и основания для возврата государственной пошлины из федерального бюджета, помимо указанных выше, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясьст.ст.167-170, 176, 180 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Брянская региональная компания по реализации газа» к Жилищно-строительному кооперативу «Серебряный ручей» о  взыскании 208 142 руб. 78 коп. удовлетворить.

Взыскать с Жилищно-строительного кооператива «Серебряный ручей», г.Брянск, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Брянская региональная компания по реализации газа», <...> 142 руб. 78 коп. долга, а также 5 662 руб. 86 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Брянская региональная компания по реализации газа», г.Брянск, справку на возврат из федерального бюджета 3 940 руб. 80 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №2507 от 20.04.2009г.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в г.Туле.

Судья М.В. Богданова