ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-3692/09 от 31.07.2009 АС Брянской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

241050, г.Брянск, пер.Трудовой, д.6

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  город Брянск Дело №А09-3692/2009

« 31 » июля 2009 г.

Арбитражный суд в составе: судьи Саворинко И.А.

при ведении протокола судебного заседания судьёй Саворинко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокуратуры Брянской области, г.Брянск

к государственному учреждению «Отдел вневедомственной охраны при УВД по Советскому району г.Брянска», г.Брянск

о понуждении заключить договор на условиях истца

при участии в заседании:

от истца: ФИО1, дов. от 10.02.2009г. № 08/2009

от ответчика: ФИО2, дов. от 23.01.2009г. № 144,

ФИО3, дов. от 22.05.2006г. № 3564

у с т а н о в и л:

Прокуратура Брянской области обратилась в Арбитражный суд Брянской области с иском о понуждении государственного учреждения «Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Советскому району г.Брянска» (далее – ГУ «ОВО при УВД по Советскому району г.Брянска») заключить с прокуратурой Брянской области государственный контракт на охрану здания прокуратуры области, расположенного по адресу: <...>, на условиях истца – стоимость 1 часа охраны 79,58 рублей, соответственно с общей стоимостью услуг по контракту 697 173руб. 84коп., ежемесячный платеж 58 097руб. 82коп..

Представитель прокуратуры Брянской области в судебном заседании иск поддержал в полном объеме.

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования отклонили по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.27-28).

Материалами дела также установлено:

На протяжении ряда лет охрану здания прокуратуры Брянской области, расположенного по адресу: <...>, на основании ежегодно заключаемых договоров осуществляло ГУ «ОВО при УВД по Советскому району г.Брянска».

С 2005 года услуги по охране оказывались по смете, подготовленной отделом вневедомственной охраны; их стоимость составляла 55907,82 руб. в месяц. В 2007 году по предложению отдела вневедомственной охраны оплата услуг по охране прокуратурой области осуществлялась из расчета 79,58 руб. за 1 час. Указанная стоимость услуг применялась вплоть до 31 декабря 2008 года.

В текущем году ГУ «ОВО при УВД по Советскому району г.Брянска» представило в прокуратуру области проект государственного контракта по охране здания на 2009 год со стоимостью оплаты услуг в размере 102,48 руб. за 1 час.

20.02.2009года прокуратура Брянской области направила в адрес ГУ «ОВО при УВД по Советскому району г.Брянска» письмо с целью урегулирования вопроса по стоимости оплаты услуг, и предложила заключить государственный контракт по цене 79,58 рублей за 1 час оказания услуг по охране.

ГУ «ОВО при УВД по Советскому району г.Брянска» письмом от 10.03.2009года отказалось от подписания контракта на предложенных прокуратурой области условиях, настаивая на заключении договора с предложенной ими ценой в размере 102,48 рублей за 1 час услуг по охране.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения прокуратуры Брянской области в суд с иском о понуждении ГУ «ОВО при УВД по Советскому району г.Брянска» заключить с прокуратурой Брянской области государственный контракт на охрану здания прокуратуры области, расположенного по адресу: <...>, на условиях истца – стоимость 1 часа охраны 79,58 рублей, соответственно с общей стоимостью услуг по контракту 697 173руб. 84коп., ежемесячный платеж 58 097руб. 82коп..

Согласно п.1 ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Исходя из смысла указанной нормы, субъекты гражданского права свободны в выборе контрагента по договору.

При этом свобода договора ограничена в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих обязанность заключить договор.

Как установлено при исследовании материалов дела, государственный контракт на охрану здания прокуратуры области, с иском, о понуждении которого обратился истец, в силу ст.426 ГК РФ не относится к числу публичных договоров. Однако ГУ «ОВО при УВД по Советскому району г.Брянска» в рассматриваемом случае является стороной, для которой заключение договора обязательно.

В соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержден постановлением Правительства РФ от 14.08.1992г. № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности». В соответствии с абзацем вторым Перечня, государственной охране подлежат здания органов прокуратуры.

Согласно ст.9 Закона РФ от 18.04.1991г. №1026-1 «О милиции», к милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок создания, реорганизации и ликвидации которых определяется министром внутренних дел Российской Федерации.

Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 указанного закона, милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество (п.11).

В п.4 ст.445 ГК РФ закреплено следующее: если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В обоснование заявленных исковых требований прокуратура Брянской области ссылается на то, что федеральные законы о бюджете Российской Федерации на 2006-2009 годы (№189-ФЗ от 26.12.2005г., №238-Ф3 от 19.12.2006г., №198-ФЗ от 24.04.2007г., №204-ФЗ от 24.11.2008г.) не позволяют пересматривать стоимость услуг, оказываемых подразделениями органов внутренних дел по охране имущества федеральных государственных учреждений, к которым относятся органы прокуратуры. Так, в соответствии с ч.3 ст.6 Федерального закона от 24.11.2008г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», стоимость услуг, оказываемых подразделениями органов внутренних дел по охране имущества федеральных государственных учреждений, в случае увеличения (индексации) расходов на денежное довольствие сотрудников и оплату труда работников вневедомственной охраны, а также по другим основаниям в 2009 году пересмотру не подлежат.

Прокуратура Брянской области полагает, что, заключение договора на условиях, влекущих повышение расходов, является недопустимым, поскольку, являясь федеральным государственным бюджетным учреждением, прокуратура финансируется на основании сметы.

В силу ст.432 ГК РФ, договор считается заключенным, если сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Условие о цене договора является существенным, однако в рассматриваемом случае сторонами не достигнуто по нему соглашение.

Как отмечено выше, в п.3 ст.6 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и п.3 ст.6 Федерального закона от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлена норма, согласно которой стоимость услуг, оказываемых подразделениями органов внутренних дел по охране имущества федеральных учреждений, в случае уве­личения (индексации) расходов по денежному довольствию сотрудников и оплате труда работников вневедомственной охраны, а также по другим основаниям в 2008 и 2009 годах пересмотру не подлежит.

В соответствии с указанием ДГЗИ МВД России от 26.03.2008 г. № 36/933 «О тарифах на услуги охраны» стоимость услуг, оказываемых как стационарными по­стами милиции, так и с помощью инженерно-технических средств, подключенных к пультам централизованного наблюдения, по охране объектов организаций (учрежде­ний), финансируемых из средств федерального бюджета, пересмотру не подлежит и сохраняется на уровне 2005 года.

Согласно приказу УВО от 30.06.2005г. № 155 стоимость одного часа милицейской охраны в г. Брянске составляет 102,48 рублей.

В настоящее время ГУ «ОВО при УВД по Советскому району г.Брянска» осуществляет посредством милицейской охраны охрану здания прокуратуры Брянской области по тарифу 79,58 за один час охраны.

Из материалов дела следует, что ГУ «ОВО при УВД по Советскому району г.Брянска» в прокуратуру Брянской области неоднократно направлялись письма (от 18.04.2006г. исх. №25/1685, от 10.07.2007г. исх. № 25/11835, от 30.07.2008г. исх. № 25/11831, от 23.09.2008г. исх. № 25/12517, от 06.11.2008г. исх. № 25/12986, от 10.03.2009г. исх. № 25/1426) с предложением о приведении тарифов за услуги охраны в соответствие с нормативными актами, так как при охране объектов по несоответствующим тарифам происходит недополучение доходов федеральным бюджетом Российской Федерации.

Как установлено судом, в результате документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности ГУ «ОВО при УВД по Советскому району г.Брянска, проводимой КРО УВД по Брянской области, были выявлены нарушения, допущенные ответчиком в части необоснованного применения заниженных тарифов оплаты охранных услуг.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992г. № 589 тарифы на охранные услуги должны соответствовать экономиче­ски обоснованным затратам и в данном случае требуют приведения на уровень 2005 года.

Таким образом, исходя из изложенного, установление стоимости услуг по охране прокуратуры Брянской области из расчета 79,58руб. за 1 час недопустимо.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Понудить ГУ «Отдел вневедомственной охраны при УВД по Советскому району г.Брянска» заключить с прокуратурой Брянской области государственный контракт на охрану здания прокуратуры, расположенного по адресу: <...>, на условиях ответчика в части

раздела 6. Сумма контракта и порядок расчетов.

п.6.1. Стоимость услуг по настоящему контракту составляет 897 724руб. 80коп. и определяется ежемесячно тарифами, указанными в прилагаемом к контракту перечне (Приложение №1), что составляет 74 810руб. 40коп., стоимость 1 часа охраны 102руб. 48коп.

По вступлении решения в законную силу выдать исполнительный лист.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока на обжалование и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья И.А.Саворинко