ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-435/17 от 06.03.2017 АС Брянской области

Арбитражный суд Брянской области

  241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

  Решение

город Брянск Дело №А09-435/2017

09 марта 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 06.03.2017г.

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Грахольской И.Э. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой О.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Лесопромышленная компания Навля»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Брянской области

о признании незаконным решения ИФНС

при участии:

от заявителя – Исаченко В.Г. – представитель (доверенность б/н от 08.12.2015);

от ответчика – Моисеенкова О.И. – главный специалист-эксперт правового отдела (доверенность № 3 от 09.01.2017).

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания Навля» (далее – ООО «ЛПК Навля») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Брянской области (далее – ИФНС, налоговый орган) № 6512А от 12.10.2016 об отказе в государственной регистрации. Кроме того, заявитель просит обязать налоговый орган принять решение о государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО «ЛПК Навля» и ЕГРЮЛ о месте нахождения Общества на основании представленных 05.10.2016 на регистрацию документов.

Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

03.10.2016 Участником ООО «ЛПК Навля» принято решение № 3 об изменении адреса места нахождения общества. Согласно п. 1 указанного решения адрес места нахождения ООО «ЛПК Навля» изменен на адрес: 242135, РФ, Брянская обл., Навлинский р-н, д. Щегловка. Кроме того, указанным решением был приведен в соответствие действующему законодательству Устав Общества.

В соответствии с положениями законодательства РФ ООО «ЛПК Навля» представило в регистрирующий орган следующие документы: заявление по форме 13001; решение № 3 от 03.10.2016 г.; выписку из ЕГРП на помещение, где будет располагаться общество по новому адресу; 2 экземпляра устава в новой редакции.

05.10.2016 г. МИФНС России № 10 по Брянской области приняла решение об отказе в государственной регистрации. Решение мотивировано тем, что заявитель не указал в заявлении наименование улицы и номер дома помещения по новому адресу ООО «ЛПК Навля», что, по мнению регистрирующего органа, является недостоверными сведениями.

ООО «ЛПК Навля» посчитало незаконным и необоснованным указанное решение, в связи с чем обратилось в УФНС России по Брянской области с жалобой на указанное решение, в которой просило отменить решение ИФНС и обязать принять решение о государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО «ЛПК Навля» и ЕГРЮЛ о месте нахождения Общества на основании представленных на регистрацию документов 05.10.2016 г.

25.11.2016 г. Решением № 39 УФНС по Брянской области Решение ИФНС России № 10 по Брянской области № 6512А об отказе в государственной регистрации оставлено в силе.

Полагая, что решение Межрайонной ИФНС №10 по Брянской области № 6512А от 12.10.2016 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества, ООО «ЛПК Навля» обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Заслушав доводы представителей сторон, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд находит требования ООО «ЛПК Навля» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются положениями Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации), а также положениями Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 209-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида

В силу статьи 54 ГК РФ и п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 209-ФЗ).

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).

Согласно подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения сведений, в том числе, об адресе (месте нахождения) юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями ст. 17 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины; документы, подтверждающие наличие у юридического лица права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица. Указанный перечень является исчерпывающим.

В силу ст.9 Закона о государственной регистрации заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Согласно п.4 ст.9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 4, 17 Закона о государственной регистрации, ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.

Из смысла указанных положений Закона о регистрации и Закона об информации следует, что представленные для регистрации документы об адресе юридического лица, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.

Представленным в регистрирующий орган заявлением, Общество подтверждает, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, а также изменения, вносимые в государственный реестр, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, достоверны.

В случае отказа в регистрации изменений бремя доказывания факта представления на регистрацию не достоверных сведений возлагается на регистрирующий орган. Данная правовая позиция изложена в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ № 61 от 30.07.2013.

Из материалов дела следует, что решение о смене адреса места нахождения было принято ООО «ЛПК Навля» 03.10.2016. Руководствуясь указанными выше положениями законодательства в течение 3-х дней с даты принятия решения, а точнее 5 октября 2016 г., Общество уведомило налоговую инспекцию о смене своего адреса, тем самым выполнив требования Закона о государственной регистрации.

ООО «ЛПК Навля» представило в регистрирующий орган достоверные данные о новом адресе места нахождения Общества. Данное помещение принадлежит ООО «ЛПК Навля на праве собственности. Вместе с документами на регистрацию была представлена оригинальная выписка из ЕГРП в отношении объекта недвижимости, где располагается Общество.

Согласно выписке из ЕГРП объект недвижимости имеет следующий адрес: Брянская обл., Навлинский р-н, д. Щегловка. Указанному объекту не присвоены такие адресные ориентиры как наименование улицы и номер дома, что подтверждено сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними.

Аналогичный адрес (Брянская обл., Навлинский р-н, д. Щегловка) содержится в свидетельстве о праве собственности на указанное помещение. Следовательно, ООО «ЛПК Навля» правомерно указало адрес нового места нахождения согласно выписке из ЕГРП и свидетельству о праве собственности на объект недвижимости.

Факт отсутствия вышеуказанному объекту недвижимости, по которому располагается новый адрес ООО «ЛПК Навля», налоговым органом не опровергнут.

В соответствии с п. 4 правил ведения ЕГРП, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765 каждый раздел Единого государственного реестра прав содержит записи: об описании объекта недвижимого имущества, о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества, в том числе сведения о его правообладателе, о подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации ограничениях (обременениях) этих прав и сделках с этим объектом недвижимого имущества.

В соответствии с п. 7 правил ведения ЕГРП каждый раздел состоит из трех подразделов. В подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных настоящими Правилами. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав (приложение № 1).

В соответствии с п. 29 правил ведения ЕГРП Подраздел I Единого государственного реестра прав содержит краткое описание объекта недвижимого имущества. По объекту недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, в подразделе I Единого государственного реестра прав указываются только: вид, кадастровый номер, а также при наличии кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства (для здания, сооружения или объекта незавершенного строительства), кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение (для помещений), кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната (для комнаты).

То есть по объектам, включенным в государственный кадастр недвижимости, сведения об адресах заносятся из Государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с пп. 3.1 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, запись об объекте недвижимости в Реестре имеет следующую структуру: адрес объекта недвижимости в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) на основании сведений, представленных оператором федеральной информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра.

В случае отсутствия в государственном адресном реестре адреса объекта недвижимости, присвоенного в порядке, установленном до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», адрес объекта недвижимости вносится в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости.

При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса объекта недвижимости в Реестр вносится описание его местоположения с указанием субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (при наличии) в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС). Для линейных сооружений в качестве описания местоположения указываются наименования всех субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, на территории которых расположены такие сооружения.

Из анализа указанных норм следует, что достоверные сведения об адресе о любом объекте недвижимости содержаться в ГКН и ЕГРП.

Суд находит обоснованным довод заявителя о том, что самостоятельное определение адресных ориентиров не входит в полномочия собственника и не зависит от его воли. Адрес помещения, в котором в настоящее время находится заявитель, определен компетентным органом и проверка его соответствия требованиям закона, внутренней документации Федеральной налоговой службы, а также попытка обязать заявителя до смены адреса найти способ и реализовать его, которым выполнить процедуру присвоения более конкретных адресных ориентиров помещению, выходит за пределы компетенции регистрирующего органа.

Ссылка налогового органа на то, что по указанному заявителем адресу находится несколько зданий и сооружений общей площадью 540 кв. м., в связи с чем Инспекция не может с достоверностью установить адрес места нахождения ООО «ЛПК «Навля» судом не принимается, поскольку все указанные здания площадью 540 кв. м., по данному адресу принадлежат заявителю.

В налоговую инспекцию передавалась выписка в отношении одного из указанных зданий, а именно конторы общей площадью 166,3 кв. м., в которой находится рабочее место единого исполнительного органа (директора). Следовательно, именно указанное здание обоснованно указано заявителем местом нахождения Общества.

Кроме того, представитель заявителя в ходе судебного разбирательства пояснил, что фактически ООО «ЛПК «Навля» находится на всей территории комплекса зданий и сооружений общей площадью 540 кв. м., других организаций на территории расположения комплекса нет, в подтверждение представлены выписки из ЕГРП на все объекты недвижимости.

Таким образом, адрес объекта недвижимости в д.Щегловка, принадлежащего ООО «ЛПК Навля», в документах на государственную регистрацию был указан верно. Выводы регистрирующего органа не подтверждаются материалами дела.

При рассмотрении данного спора суд исходит из следующего.

Государственная регистрация носит заявительный характер, за достоверность представленных для регистрации сведений несет ответственность заявитель.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, суд пришел к выводу, что к заявлению о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, ООО «ЛПК Навля» были приложены все необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие право собственности Общества на помещение и подтверждающие полный адрес места нахождения помещения, в котором в настоящее время располагается ООО «ЛПК Навля», с указанием соответствующего кадастрового номера.

Отсутствие в предоставленных на регистрацию документах указания на конкретные элементы адреса, адресных ориентиров объекта недвижимости, которые настоящему объекту фактически не присвоены, не может свидетельствовать о непредоставлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица.

При таких обстоятельствах суд находит, что решение Межрайонной ИФНС №10 по Брянской области №6512А от 12.10.2016 об отказе в государственной регистрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем указанное решение признается судом недействительным.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Суд находит, что в рассматриваемом случае устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя достигается путем принятия решения Межрайонной ИФНС №10 по Брянской области о государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО «ЛПК Навля».

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика и подлежат взысканию с последнего в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания Навля» удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Брянской области № 6512А от 12.10.2016 об отказе в государственной регистрации.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №10 по Брянской области устранить допущенные нарушения, принять решение о государственной регистрации изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания Навля».

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Брянской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания Навля» судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Тула. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.

Судья Грахольская И.Э.