241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
город Брянск Дело № А09-4500/2018
июня 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 07.06.2018.
Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Петрунина С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Брянской области
к ООО ЧОП "Виктория"
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 - представитель (дов. №204/25-3781 от 28.12.2017);
от ответчика: ФИО3- представитель (дов. №02/18 от 12.03.2018, ФИО4- представитель (дов. №02/18 от 12.03.2018);
установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Брянской области (далее – Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Виктория" (далее – ООО ЧОП "Виктория", Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Суд, реализуя право, закрепленное в части 4 статьи 137 АПК РФ, завершил предварительное заседание и продолжил рассмотрение дела в судебном заседании первой инстанции.
Заслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в период с 05.02.2018 по 09.02.2018 административным органом проведена внеплановая проверка соблюдения лицензионных требований ООО ЧОП "Виктория", в ходе которой выявлены нарушения лицензионных требований, а именно:
- в нарушение пп. "б", "е" п. 127, п. 147, пп. "б" п. 148 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 12.04.1999 N 288, в книге проверки наличия и технического состояния оружия и патронов на листе №1 в столбце №3 не указывается должность, имя, отчество проверяющего оружие; в списке лиц, допущенных к производству работ с оружием и патронами, включен работник, не имеющий право допуска к оружию; приказы о создании инвентаризационной комиссии, в том числе в связи со сменой руководителя юридического лица, в ООО ЧОП "Виктория" подготовлены с нарушением срока, а также не определены сроки работы комиссии и порядок предоставления документов по инвентаризации; инвентаризация при смене руководителя юридического лица проведена не на день приема-передачи дел;
- в нарушение ч. 2 ст. 12.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N2487-1), п. п. 3,4 Типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22.08.2011 N 960, должностная инструкция на объекте охраны не заверена подписью руководителя и печатью частной охранной организации, должностная инструкция на объекте охраны, расположенном по адресу: <...> (ОАО "КХК"), не согласована с заказчиком, находится оригинал должностной инструкции;
- в нарушение ч. 3 ст. 12 Закона N2487-1 оказание охранных услуг при внутриобъектовом и пропускном режиме на объекте охраны, расположенном по адресу: <...> (ОАО "КХК"), осуществляется без размещения данной информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию;
- в нарушение ч. 1 ст. 16 Закона N2487-1, Правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587, документы, подтверждающие приобретение частной охранной организацией специальных средств, отсутствуют; не назначено лицо, ответственное за учет и сохранность специальных средств;
- в нарушение ст. 11.2 Закона N2487-1, п.п. 4,6 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", в штатном расписании, разработанном на 2018 год, отсутствует должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны; отсутствует утвержденная руководителем ООО ЧОП "Виктория" должностная инструкция о действиях работников при обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Усмотрев в действиях ООО ЧОП "Виктория" признаки правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, Управление составило протокол №32ЛРР204222504180085 об административном правонарушении от 25.04.2018 и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ) особенности лицензирования частной охранной деятельности могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление соответствующего вида деятельности.
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно пункту 32 статьи 12 Закона N 99-ФЗ частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В частях 1 и 2 статьи 8 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ).
В силу части 2 статьи 12.1 Закона N 2487-1 действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22.08.2011 N 960 утверждены Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны (далее - Типовые требования).
Пунктом 3 Типовых требований предусмотрено, что должностная инструкция подлежит согласованию клиентом или заказчиком либо их представителем путем проставления слова "СОГЛАСОВАНО", указания должности уполномоченного лица, его личной подписи, расшифровки подписи (инициалы, фамилия) и даты согласования. Согласованная должностная инструкция утверждается руководителем либо уполномоченным представителем частной охранной организации путем проставления слова "УТВЕРЖДАЮ", указания должности лица, личной подписи, расшифровки подписи (инициалы, фамилия) и даты утверждения.
Должностная инструкция составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр должностной инструкции направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего объекта охраны в сроки, установленные для уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале оказания охранных услуг. Второй экземпляр должностной инструкции хранится в частной охранной организации. Копия должностной инструкции, заверенная подписью руководителя и печатью частной охранной организации, находится на объекте охраны (п. 4 Типовых требований).
Часть 3 статьи 12 Закона N 2487-1 устанавливает, что в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.
В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охраной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных названным Законом (ч. 1 ст. 16 Закона N 2487-1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 утверждены Правила приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности.
Согласно п. 4 Положения N498 лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 2 (1) настоящего Положения, является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалиста по обслуживанию технических средств охраны (пп."е").
В соответствии с п.6. Положения N498 лицензионными требованиями являются в том числе: наличие у лицензиата утвержденной им должностной инструкции о действиях работников при обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий, с которой ознакомлены работники, непосредственно выполняющие этот вид услуг.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
В соответствии с положениями пункта 127 Инструкции лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся учетные документы: б) книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (приложение 62), за исключением спортивных организаций и образовательных учреждений; е) список закрепления оружия, размещенного в сейфах, шкафах, пирамидах (приложение 66).
Пунктом 147 Инструкции установлено, что инвентаризацией является полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности, она проводится в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел. Приказом руководителя юридического лица за 10 дней до начала инвентаризации назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации. Инвентаризация оружия и патронов, выданных органами внутренних дел во временное пользование, производится в соответствии с порядком, установленным МВД России для данной категории оружия и патронов.
Пунктом 148 Инструкции предусмотрено, что инвентаризации проводятся: при смене лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, либо руководителя юридического лица (на день приема-передачи дел).
Факт нарушения ООО ЧОП "Виктория" вышеуказанных требований законодательства подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об осуществлении ответчиком частной охранной деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что свидетельствует о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем в рассматриваемом случае суд считает, что на момент рассмотрения заявления административного органа истек срок давности привлечения ООО ЧОП "Виктория" к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что нарушения ООО ЧОП "Виктория" лицензионных требований были выявлены административным органом в ходе проверки в период с 05.02.2018 по 09.02.2018.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об истечении трехмесячного срока давности привлечения ответчика к административной ответственности на момент рассмотрения дела в суде.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2, установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности, являются пресекательными и, в случае их пропуска, суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности, в соответствии с ч.2 ст.206 АПК РФ.
С учетом изложенного требования административного органа удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
Заявление Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Брянской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Виктория" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тула.
Судья С.М. Петрунин