ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-5305/2022 от 17.10.2022 АС Брянской области

      Арбитражный  суд  Брянской  области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации  

Решение

город Брянск                                                              Дело № А09-5305/2022

  октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 17.10.2022.

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Частиковой О.В.,

при ведении протокола  судебного заседания секретарем  с/з  Гришиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области»

к государственному учреждению  - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области

о признании недействительными решений от 30.03.2022,

по встречному  заявлению государственного учреждения -Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области

к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области»

о взыскании 805 000 руб.,

при участии:

от заявителя (по первоначальному иску) до перерыва: ФИО1 (доверенность от 19.10.2021 № 24, диплом), после перерыва: не явились,

от заинтересованного лица (по первоначальному иску) до перерыва: ФИО2 (доверенность от 01.10.2021 № 36/2021, диплом), после перерыва: не явились,

                                                            установил:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области»    (далее – ФКУ ИК-1  России УФСИН по Брянской области, казенное учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о  признании недействительными решений государственного учреждения  - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области (далее  - Отделение Пенсионного фонда,   ОПФР, заинтересованное  лицо) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022 №042S19220000189, №042S19220000190, №042S19220000191, №042S19220000192, №042S19220000193, №042S19220000194, №042S19220000195 в  части размера штрафов.

Отделение Пенсионного фонда  заявленные требования не признало по изложенным в отзыве основаниям, заявило встречный иск о  взыскании  с ФКУ ИК-1  России УФСИН по Брянской области  805 000 руб.  финансовых санкций  за непредставление  (несвоевременное  представление)  страхователем  в установленный   срок  сведений  о застрахованных лицах   и несоблюдение  порядка  представления сведений  в форме  электронных  документов в органы Пенсионного  фонда.

Определением от 28.07.2022 встречное исковое заявление принято судом к производству в порядке ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее  - АПК  РФ) для рассмотрения совместно с первоначальным заявлением.

Дело рассмотрено в судебном заседании после перерыва в порядке ст.ст. 156, 163 АПК РФ, в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Изучив материалы дела,  суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ФКУ ИК-1  России УФСИН по Брянской области  является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе, сведения по форме СЗВ-М.

Отделением Пенсионного фонда  была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в ходе которой выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении сроков представления сведений в форме электронных документов на застрахованных лиц ФКУ «ИК №1 УФСИН по Брянской области».

По результатам проверки составлены акты  о выявлении  правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части  непредставления в установленный   срок сведений от 16.02.2022  № 042S18220000142, № 042S18220000143, № 042S18220000144, №042S18220000145, №042S18220000146, № 042S18220000147, №042S18220000149, и приняты решения от 30.03.2022 №042S19220000189, №042S19220000190, №042S19220000191, №042S19220000192, №042S19220000193, №042S19220000194, №042S19220000195 о привлечении страхователя  к ответственности за совершение  правонарушения, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон N 27-ФЗ),  в виде   финансовых  санкций  в размерах 123500 руб., 126500 руб., 120500 руб., 126000 руб., 134000 руб., 169000 руб., 3500 руб., соответственно.

Основанием для принятия решений послужил вывод ОПФР о  непредставлении казенным учреждением   в установленные сроки  сведений по форме  СЗВ-М за   июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь  2019 года.

Не  согласившись   с   решениями ОПФРот 30.03.2022 №042S19220000189, №042S19220000190, №042S19220000191, №042S19220000192, №042S19220000193, №042S19220000194, №042S19220000195 в части размера  штрафов,  казенное учреждение обратилось     в арбитражный   суд  с настоящим  заявлением.

На основании указанных решений Отделением Пенсионного фонда  в адрес   ФКУ ИК-1  России УФСИН по Брянской области выставлены требования от 20.04.2022 №042S01220000202, №042S01220000203, №042S01220000204,  №042S01220000205, №042S01220000206, №042S01220000207, №042S01220000208 об уплате  финансовых санкций в обще размере 803 000 руб.

Кроме  того,  ОПФР вынесены   решения о привлечении страхователя  к ответственности: от 26.04.2021 №042S19210000647  за  нарушение порядка представления сведений в форме электронных документов, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе  обязательного пенсионного страхования в виде штрафа за декабрь 2020г.,  от 16.12.2021 №042S19210001512 за несвоевременное  представление   сведений по форме  СЗВ-М за  апрель 2021г.,  от 16.12.2021 №042S19210001513  -  за   август 2021г.;  страхователю   выставлены требования от 19.05.2021  № 042S01210001344, от 17.01.2022 №042S01220000003, от 17.01.2022 № 042S01220000004 об уплате финансовых санкций в  общем  размере 2000 руб.

Поскольку в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций не исполнены, Отделение Пенсионного фонда  заявило встречные требования о взыскании с ФКУ ИК-1  России УФСИН по Брянской области  финансовых санкций в   размере 805 000 руб. 

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах» (с 30.05.2021 указанные формы утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 N 103п), в соответствии с разделом 3 которого "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм». При этом код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.

Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Как усматривается из материалов дела и не оспорено заинтересованным  лицом,   заявитель в установленные законом сроки представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М  (исходная)  за     июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь  2019 года.

Сведения  по форме СЗВ-М за    июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь  2019 года  по типу «дополняющая» в отношении неучтенных  застрахованных лиц   казенным  учреждением  направлены   в ОПФР 23.12.2021.

Акты об обнаружении допущенных нарушениях составлены  Отделением Пенсионного фонда 16.02.2022, решения вынесены 30.03.2022.

Вместе    с  тем  доказательств того, что   ошибки выявлены  страхователем самостоятельно, материалы  дела  не содержат, об их наличии  заявителем  не заявлено.

 В   рассматриваемом   случае   заявитель   нарушения признал, просил суд уменьшить размер штрафных санкций до размера, соразмерного совершенному правонарушению.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал на необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).

Одновременно в данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. В указанном Постановлении отмечено, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности.

С учетом вышеизложенного, допущенные заявителем нарушения, по мнению суда, не повлекли возникновение неблагоприятных последствий для государства и застрахованных лиц. Иное из материалов дела не следует.

Также судом принимается во внимание, что в настоящем случае размер примененных санкций фактически зависит от количества лиц, указанных в представленных формах, а не от тяжести совершенного проступка. При оценке виновности действий, суд учитывает значительное количество работников учреждения, в отношении которых подавались сведения, что существенно повышает возможность возникновения ошибки в представленных сведениях.

На основании вышеизложенного, учитывая признание  заявителем факта правонарушения и вины в его совершении, принимая во внимание, что допущенные нарушения совершены страхователем не умышленно, учитывая отсутствие в материалах дела сведений о наличии задолженности страхователя по страховым взносам, а также отсутствие неблагоприятных последствий для государства и застрахованных лиц, руководствуясь принципом соразмерности, выражающим требования справедливости и предполагающим дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, суд в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение допущенного правонарушения, суд полагает возможным уменьшить размер наложенных  штрафов  по решениям от 30.03.2022 №042S19220000189 до 12 350 руб., №042S19220000190 до 12 650 руб., №042S19220000191 до  12 050 руб., 042S19220000192 до  12 600 руб., 042S19220000193 до 13 400 руб., 042S19220000194 до 16 900 руб., 042S19220000195 до 350 руб., снизив размеры финансовых  санкций   в 10 раз.

 Учитывая  изложенное, требования ФКУ ИК-1  России УФСИН по Брянской области  подлежат  удовлетворению,  оспариваемые решения Отделения Пенсионного фонда  от 30.03.2022 №042S19220000189, №042S19220000190, №042S19220000191, №042S19220000192, №042S19220000193, №042S19220000194, №042S19220000195 подлежит признанию недействительными в части размера  финансовых  санкций, превышающих  в общем  размере 80 300 руб. (12 350 руб.,  12 650 руб.,12 050 руб. ,12 600 руб., 13 400 руб., 16 900 руб.,  350 руб., соответственно).

 В отношении встречного заявления Отделения Пенсионного фонда  суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Учитывая, что решения Отделения Пенсионного фонда от 30.03.2022 №042S19220000189, №042S19220000190, №042S19220000191, №042S19220000192, №042S19220000193, №042S19220000194, №042S19220000195   в части взыскания финансовых санкций в  общем размере 80 300 руб. признаны судом законными и обоснованными, встречное заявление ОПФР   в   части   взыскания  финансовых   санкций   по  требованиям, выставленным  на основании  оспариваемых  решений,  подлежит частичному  удовлетворению  в размере 80 300 руб.

Кроме того, как следует  из материалов   дела,  ОПФР  также вынесены   решения о привлечении страхователя  к ответственности: от 26.04.2021 №042S19210000647  за  нарушение порядка представления сведений в форме электронных документов, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе  обязательного пенсионного страхования в виде штрафа за декабрь 2020г.,  от 16.12.2021 №042S19210001512 за несвоевременное  представление   сведений по форме  СЗВ-М за  апрель 2021г.,  от 16.12.2021 №042S19210001513  -  за   август 2021г.;  страхователю   выставлены требования от 19.05.2021  № 042S01210001344, от 17.01.2022 №042S01220000003, от 17.01.2022 № 042S01220000004 об уплате финансовых санкций в  общем  размере 2000 руб.

Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей ( часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).

Из  материалов   дела    судом  установлено,  что  заявителем  сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель, август 2021г.  представлены   в ОПФР с нарушением    установленного срока,    а  при  представлении   сведений  за декабрь 2020г.  казенным  учреждением нарушен порядок представления сведений в форме электронных документов -  отчетность по форме СЗВ-М представлена на бумажном   носителе. 

При таких обстоятельствах применение к заявителю  финансовых санкций, предусмотренных частями 3, 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ , является правомерным.

В связи с чем, страхователь правомерно и обоснованно привлечен к ответственности в виде штрафных санкций в сумме 2 000 руб. (1 застрахованное лицо x 500 руб., 1 застрахованное лицо x 500 руб.,  1000 руб.).

Доказательств уплаты штрафа  в указанном размере в добровольном порядке на момент рассмотрения спора по существу материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах требование  ОПФР в части   взыскании с   ФКУ ИК-1  России УФСИН по Брянской области  финансовых  санкций в общем размере 2000 руб. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 216, 199  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области»  удовлетворить.

Признать недействительным решение государственного учреждения  - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022 №042S19220000189 в  части размера штрафа,  снизив  размер штрафа до 12 350 руб.

Признать недействительным решение государственного учреждения  - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022 №042S19220000190 в  части размера штрафа,  снизив  размер штрафа до 12 650 руб.

Признать недействительным решение государственного учреждения  - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022  №042S19220000191 в  части размера штрафа,  снизив  размер штрафа до  12 050 руб.

Признать недействительным решение государственного учреждения  - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022 №042S19220000192 в  части размера штрафа,  снизив  размер штрафа до  12 600 руб.

Признать недействительным решение государственного учреждения  - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022 №042S19220000193, в  части размера штрафа,  снизив  размер штрафа до 13 400 руб.

Признать недействительным решение государственного учреждения  - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства  Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022 №042S19220000194 в  части размера штрафа,  снизив  размер штрафа до 16 900 руб.

Признать недействительным решение государственного учреждения  - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022 №042S19220000195 в  части размера штрафа,  снизив  размер штрафа до 350 руб.

Встречное  заявление  государственного учреждения -Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области» в пользу государственного учреждения  - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области 82 300 руб. финансовых  санкций.

В  удовлетворении остальной части  требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Тула. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.

Судья                                                                                                     О.В. Частикова