ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-5896/2023 от 30.11.2023 АС Брянской области

Арбитражный суд Брянской области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Решение

город Брянск Дело №А09-5896/2023

07 декабря 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 30.11.2023.

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Мишакина В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Орловой М.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транспортные системы 2000»

к Управлению Федеральной налоговой службы по Брянской области

о признании недействительным решения от 29.12.2022 №5,

при участии:

от заявителя: Ревков Е.Н.- представитель (дов. от 07.06.2022 №2022/06/07),

от заинтересованного лица: Селюкова Е.А. - представитель (дов. от 29.05.2023 №41),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Транспортные системы 2000» (далее – ООО «ТС 2000», общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области (далее – инспекция, налоговый орган) от 29.12.2022 №5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Определением суда от 29.06.2023 произведена замена заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области на правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее – УФНС России по Брянской области, Управление).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования.

Управление заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.

Межрайонной ИФНС России № 5 по Брянской области проведена выездная налоговая проверка ООО «ТС 2000» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов, страховых взносов за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.

По результатам рассмотрения материалов проверки (с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, представленных возражений и дополнительных возражений по акту налоговой проверки) Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области принято решение от 29.12.2022 №5 о привлечении ООО «ТС 2000» к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в размере 101 370 руб. (с учетом применения положений статей 112, 113 НК РФ).

Кроме того, ООО «ТС 2000» предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 2 635 850 руб., соответствующих пени в сумме 1 488 450,83 руб.; недоимку по налогу на прибыль в сумме 4 788 руб., соответствующих пени в сумме 412,96 руб.; недоимку по транспортному налогу в сумме 1 092 руб., соответствующих пени в сумме 408,49 руб.; недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 152 849 руб., соответствующих пени в сумме 96 330,45 руб.

Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в Управление с апелляционной жалобой.

Решением УФНС России по Брянской области от 28.04.2023 апелляционная жалоба налогоплательщика частично удовлетворена, решение инспекции от 29.12.2022 № 5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменено в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ в размере 600 руб.

Полагая, что решение налогового органа от 29.12.2022 №5 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ООО «ТС 2000» обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

В обоснование заявленных требований общество указывает на отсутствие возможности ознакомления с документами, на которые налоговый орган ссылается в акте выездной проверки № 14-1-05/5дсп от 12.08.2022 (выписки по расчетным счетам ООО «Чермет», ООО «Пром-трейд», ООО «Грузовые перевозки», книг покупок-продаж, расчетным счетам контрагентов второго звена ООО «Транспортные системы», а также контрагентов последующих звеньев, повестки о вызове на допрос свидетелей).

Также ООО «ТС 2000» указывает на нарушение срока направления акта выездной проверки, что, по его мнению, влечет признание недействительным оспариваемого решения.

Кроме того, общество считает, что им были представлены все надлежащим образом оформленные документы для получения налоговых вычетов, включая УПД и спецификации, при этом отсутствие документов, подтверждающих транспортировку товара, факты отсутствия отплаты, а также расчетных счетов у ООО «Транспортные системы» не опровергает того обстоятельства, что данная организация являлась действующим юридическим лицом и дееспособным участником экономической деятельности.

Налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа о нереальности взаимоотношений с ООО «Промитей», ООО «Грэйс», считает, что указанные лица являются организациями, зарегистрированными в установленном законом порядке, а выявленные налоговым органом недостатки в документах (договорах с ООО «Промитей», ООО «Грейс») в части реквизитов контрагентов, а также иные обстоятельства (отсутствие ведения финансово-хозяйственной деятельности, отсутствие деловой переписки, путевых листов, оплаты за выполненные работы и т.п.) не свидетельствуют о невыполнении работ заявленными контрагентами и необоснованности завяленных налоговых вычетов.

ООО «ТС 2000» ссылается на добровольное уточнение налоговых вычетов, заявленных в отношении контрагентов ООО «Транспортные системы», ООО «Грейс», ООО «Промитей», а также о представлении уточненных налоговых деклараций в связи с тем, что в ходе выездной проверки были выявлены документы, ошибочно выставленные в адрес покупателей. Как указывает заявитель, камеральные налоговые проверки представленных уточненных налоговых деклараций завершены без выявленных нарушений.

Кроме того, заявитель не согласен с методами отбора инспекцией аналогичных налогоплательщиков в целях определения налога на прибыль организаций в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, в том числе по критериям «Основной вид деятельности», «Выручка», «Среднесписочная численность», «Доля расходов», по причине осуществления различных видов деятельности, наличии различий в отраслевой принадлежности, размере выручки и численности персонала.

Также общество не согласно с суммой налога на имущество организаций, ссылаясь на то, что в соответствии с пп.8 п.4 ст.374 НК РФ (в редакции, действующей в 2018 году) налог на имущество с объектов основных средств, относящихся к 1 и 2 амортизационной группе, не подлежал оплате.

По мнению общества, инспекцией не представлено доказательств отнесения имущества ООО «ТС 2000», отраженного на счете 01 «Основные средства», к иным амортизационным группам; в оспариваемом решении не отражена информация о дате принятия основных средств на учет организации; ссылка на сведения, полученные из базы данных 1С, изъятых ИФНС России по г. Брянску, не является обоснованной, в связи с тем, что проверяемый период по предыдущей выездной налоговой проверке ООО «ТС 2000» не охватывал 2013 год.

При разрешении настоящего спора суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 143 НК РФ ООО «ТС 2000» является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.

Налоговые вычеты согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Пунктами 1, 2 статьи 169 НК РФ установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Согласно материалам дела, ООО «ТС 2000» в проверяемом периоде осуществляло деятельность по аренде и лизингу железнодорожного транспорта и оборудования. Основными покупателями (заказчиками) общества являлись ООО «Грузовые перевозки», ООО «Чермет», ООО «Пром-Трейд», ОАО «Российские железные дороги».

В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлено необоснованное заявление обществом налоговых вычетов по НДС по операциям поставки товаров ООО «Транспортные системы» и выполнению работ по текущему ремонту железнодорожных вагонов контрагентами ООО «Промитей», ООО «Грейс» в проверяемом периоде.

Сумма НДС, заявленная к вычету по сделкам со спорными контрагентами, составила 2 673 446 руб.

Данное обстоятельство отражено в акте выездной налоговой проверки от 12.08.2022 № 14-1-05/5дсп.

ООО «ТС 2000» до даты вручения акта по результатам проведенной проверки представлены в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДС за проверяемый период, в которых налогоплательщик уточнил свои налоговые обязательства и исключил из состава налоговых вычетов счета – фактуры по сделкам со спорными контрагентами, в том числе с ООО «Транспортные системы» в 1 квартале 2018 года, с ООО «Промитей» и ООО «Грэйс» в 4 квартале 2019 года.

Доводы заявителя о необоснованности выводов налогового органа о нереальности взаимоотношений ООО «ТС 2000» с ООО «Транспортные системы», ООО «Промитей», ООО «Грэйс» опровергаются фактическими действиями заявителя, исключившего после окончания выездной налоговой проверки суммы НДС, предъявленных данными контрагентами, из состава налоговых вычетов.

В соответствии с показателями представленных ООО «ТС 2000» уточненных налоговых декларациях по НДС за проверяемый период, обществом уменьшена сумма реализации в адрес контрагентов ООО «Грузовые перевозки», ООО «Пром-Трейд» и ООО «Чермет» на общую сумму 10 240 890 руб., что привело к неуплате НДС в сумме 2 635 850 руб., в том числе за 1 квартал 2018 года – 984 850 руб., за 1 квартал 2019 года – 1 353 900 руб., за 4 квартал 2019 года – 297 100 руб.

Пояснения к уточненным налоговым декларациям за указанные налоговые периоды заявителем в материалы дела не представлены.

Согласно пояснениям налогового органа, в уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2018 года (корректировка № 2, дата представления 27.07.2022, регистрационный номер 1538070705) сумма налога к уплате в бюджет увеличена на 21 930 руб.

Из книги покупок (раздел 8) исключены счета-фактуры по сделкам с контрагентом ООО «Транспортные системы» № 12 от 25.01.2018, № 13 от 14.02.2018, № 14 от 21.03.2018 на общую сумму 6 600 000 руб., в том числе НДС в сумме 1 006 780 руб.

Исключены из книги продаж (раздел 9) декларации, суммы реализации в адрес ООО «Грузовые перевозки» по счетам-фактурам от 28.02.2018 № 53, от 31.03.2018 № 55 на общую сумму 6 456 240 руб., в том числе НДС в размере 984 850 руб.

В уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года (корректировка 3, дата представления 28.07.2022, регистрационный номер 1538526312) сумма налога к уплате в бюджет уменьшена на 868 руб., из книги продаж (раздел 9 декларации) исключены суммы реализации в адрес ООО «Пром-Трейд» по счетам-фактурам от 22.01.2019 № 7, от 19.02.2019 № 8 на общую сумму 8 123 400 руб., в том числе НДС в размере 1 353 900 руб.

В уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 года (корректировка 2, дата представления 28.07.2022, регистрационный номер 1538502491) сумма налога к уплате в бюджет увеличена на 17 691 руб., из книги продаж (раздел 9 декларации) исключены суммы реализации в адрес ООО «Грузовые перевозки» по счетам-фактурам от 30.10.2019 № 23, от 30.11.2019 № 24, от 31.12.2019 № 25 на общую сумму 1 742 600 руб., в том числе НДС в размере 297 100 руб., а также добавлен счет – фактура в книгу продаж (раздел 9) по сделкам с ООО «Чермет» от 23.10.2019 № 32 на сумму 1 350 000 руб., в том числе НДС в размере 225 000 руб., но в разделе 3 декларации «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 НК РФ» сумма по добавленному счету – фактуре не учтена при расчёте итоговой суммы НДС, подлежащей к уплате в бюджет.

Согласно пояснениям заявителя, озвученным в ходе рассмотрения дела, при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком были выявлены документы, ошибочно выставленные в адрес покупателей.

При этом в материалы дела представлены книги покупок ООО «Грузовые перевозки» за 1 квартал 2018 года и 4 квартал 2019 года, ООО «Пром-Трейд» за 1 квартал 2019 года, ООО «Чермет» за 4 квартал 2018 года, в которых вышеназванные счета-фактуры по сделкам с обществом отражены в полном объеме.

Доказательств уведомления контрагентов о выявленных ошибках, о направлении им корректировочных счетов-фактур, а также о представлении ими уточненных налоговых деклараций за указанные налоговые периоды заявителем в материалы дела не представлено.

Также в ходе мероприятий налогового контроля ООО «Грузовые перевозки», ООО «Чермет» в полном объеме подтвердили сумму реализации, отраженную в первичных декларациях общества, и сообщили, что корректирующих счетов-фактур за 1 квартал 2018 года, 1 и 4 кварталы 2019 года от ООО «ТС 2000» не поступало.

Кроме того, сумма реализации, отраженная в первичных декларациях общества, за 1 квартал 2018, 1 квартал 2019, 4 квартал 2019 подтверждается результатами мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов, которым покупатели проверяемого налогоплательщика перевыставляют приобретённые услуги.

Так, согласно договору №ТС-ГП 1/02-2016 аренды железнодорожных вагонов от 01.02.2016 общество передало ООО «Грузовые перевозки» во временное владение и пользование железнодорожные вагоны. ООО «Грузовые перевозки» на основании договора № АР-26/10/17 аренды железнодорожных вагонов от 26.10.2017 передало указанные железнодорожные вагоны в адрес ООО «Дмитриевский химический завод – Производство». ООО «Дмитриевский химический завод – Производство» представлены документы, подтверждающие предоставление ООО «Грузовые перевозки» в аренду железнодорожных вагонов, в том числе договор аренды, счета-фактуры, акты приема-передачи вагонов, а также сообщает, что все полученные по договору аренды вагоны использовались в текущей деятельности завода.

Следовательно, факт использования в хозяйственной деятельности ООО «Грузовые перевозки» арендованных у заявителя железнодорожных вагонов подтвержден.

Довод заявителя о том, что камеральные налоговые проверки представленных ООО «ТС 2000» уточненных налоговых деклараций по НДС за 1 квартал 2018, 1 и 4 кварталы 2019 года не выявили нарушений, судом отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии с письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок», в случае, если в ходе выездной налоговой проверки представлена уточненная декларация по тому налогу и за тот период, по которому (за который) проводится выездная проверка, мероприятия налогового контроля с целью ее проверки проводятся в рамках выездной проверки (и результаты этих мероприятий оформляются наряду с результатами выездной проверки).

Исходя из вышеизложенного, материалами дела подтверждается, что ООО «ТС 2000» в нарушение пункта 2 статьи 153 НК РФ допущено занижение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2018 года, 1 и 4 кварталы 2019 года, в размере 13 729 390 руб. (1 квартал 2018 в сумме 5 471 390 руб. – ставка НДС 18 %, 4 квартал 2019 в сумме 8 255 000 руб. – ставка НДС 20 %), сумма НДС составила 2 635 850 руб., в том числе: 1 квартал 2018 года – 984 850 руб.; 1 квартал 2019 года – 1 353 900 руб.; 4 квартал 2019 года – 297 100 руб.

Оценив довод общества о несвоевременном направлении в адрес налогоплательщика акта выездной проверки № 14-1-05/5 от 12.08.2022, суд приходит к выводу о том, что данное обстоятельство не является существенным нарушением процедуры принятия решения по результатам налоговой проверки, так как срок, установленный пунктом 1 статьи 100 НК РФ, не является пресекательным, его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию (п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).

Довод общества об отсутствии возможности ознакомиться в полном объеме с документами, на основании которых сделаны выводы, изложенные в акте выездной проверки, несостоятелен, поскольку налоговый орган своевременно, до принятия оспариваемого решения, устранил нарушение прав налогоплательщика на ознакомление с материалами налоговой проверки, что подтверждается письмом Межрайонной ИФНС России № 5 по Брянской области от 14.10.2022 исх. № 14-1-08/21173@, полученным ООО «ТС 2000» 21.10.2022.

ООО «ТС 2000» в течение проверяемого периода с 01.01.2018 по 31.12.2020 являлось плательщиком налога на прибыль организаций на основании положений пункта 1 статьи 246 НК РФ.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 274 НК РФ налоговой базой для целей главы 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.

В соответствии со статьей 313 НК РФ, налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

В соответствии с пунктом 12 статьи 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

В рамках выездной налоговой проверки в адрес ООО «ТС 2000» было направлено по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) уведомление от 29.12.2021 № 5 о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, полученное обществом 16.01.2022.

ООО «ТС 2000» не исполнена обязанность по обеспечению возможности должностным лицам налогового органа, проводящим выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Кроме того, в ходе выездной проверки в адрес налогоплательщика налоговым органом направлялись требования от 29.12.2021 № 11501, от 16.03.2022 №2102, от 17.03.2022 №2150, от 14.04.2022 №3019, от 08.06.2022 № 5292, от 10.06.2022 № 5318, от 14.06.2022 № 5328, от 14.06.2022 № 5348, от 16.06.2022 № 5504.

В ходе проведения выездной налоговой проверки ООО «ТС 2000» частично представлены первичные бухгалтерские документы и не представлены регистры налогового учета, подтверждающие правильность отражения доходов и расходов в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций за проверяемый период с 01.01. 2018 по 31.12.2020.

Документы и приказы по учетной политике ООО «Транспортные системы 2000», ИНН 3250511109 за проверяемый период в налоговый орган по требованию не представлены.

В этой связи налоговый орган пришел к выводу о том, что непредставление налогоплательщиком документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки в течение более двух месяцев, является основанием для определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет ООО «ТС 2000», расчетным путем в порядке, предусмотренным подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

В силу данной нормы налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках, в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем вытекает из возложенной на них обязанности по осуществлению налогового контроля в целях реализации основанных на Конституции Российской Федерации и законах общеправовых принципов налогообложения - всеобщности и справедливости налогообложения, юридического равенства налогоплательщиков, равного финансового бремени.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 №1844-О, допустимость применения расчетного пути исчисления налогов, предусмотренного подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика.

Названное законоположение не только содержит перечень оснований для применения расчетного метода определения налогового обязательства, но и закрепляет обязательное условие (устанавливает метод), при соблюдении которого определение суммы налогов в данном случае может быть признано достоверным.

Так, за основу для расчета принимаются сведения не о любых иных налогоплательщиках, а лишь о тех, которые обладают по отношению к проверяемому налогоплательщику аналогичными, то есть максимально приближенными экономическими характеристиками, влияющими на формирование налогооблагаемой базы.

Довод общества о том, что организации, отобранные налоговым органом, нельзя признать сходными с ООО «ТС 2000» по видам экономической деятельности, отраслевой принадлежности, размеру выручки и численности персонала, признается судом несостоятельным ввиду следующего.

Нормы действующего налогового законодательства не содержат строго установленных критериев выбора аналогичных налогоплательщиков.

Понятие аналогичности предполагает выбор комплекса объективных критериев деятельности иного налогоплательщика, чьи показатели используются налоговым органом для исчисления налога расчетным методом и сопоставимы с показателями деятельности проверяемого налогоплательщика.

Вместе с тем подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ не предусматривает в качестве аналогичного налогоплательщика поиск налогоплательщика, экономические показатели и условия хозяйственной деятельности которого полностью бы совпадали с соответствующими показателями проверяемого налогоплательщика.

Определение аналогичных налогоплательщиков осуществлялось инспекцией исходя из максимально возможной совокупности критериев.

При этом учитывалось, что аналогичность налогоплательщиков не предполагает тождественности показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, выбранного для аналогии, с проверяемым лицом.

При отборе аналогов налоговый орган исходил из того, что ни один из критериев не имеет приоритета перед другими, определение аналогов осуществлялось исходя из максимально возможной совокупности критериев.

Применяя метод расчета на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках, налоговый орган в первую очередь осуществлял отбор аналогичного налогоплательщика путем анализа данных по налогоплательщикам, состоящим на учете на подведомственной территории.

В ходе проведенной проверки налоговым органом установлено, что основным видом деятельности проверяемого налогоплательщика в проверяемом периоде являлась деятельность по аренде и лизингу железнодорожного транспорта и оборудования, а также услуги железнодорожного транспорта.

В качестве аналогичных (по критериям Вид осуществляемой деятельности (Код ОКВЭД), Объем выручки, Доля расходов в доходах, Режим налогообложения, Сезонность деятельности, среднесписочная численность, Правовая форма) налоговым органом были определены следующие налогоплательщики:

- ООО «Чермет», ИНН 3252502621, КПП 325201001, зарегистрированное по адресу: 242220, Брянская область, Трубчевский район, г. Трубчевск, ул. Луначарского, 78, офис 5, вид деятельности: Аренда и лизинг железнодорожного транспорта и оборудования (ОКВЭД 77.39.12), режим налогообложения - общий;

- ООО «Грузовые перевозки», ИНН 3257038114, КПП 325701001, зарегистрированное по адресу: 241050, г. Брянск, проспект Станке Димитрова, 106, 36, вид деятельности: Аренда и лизинг железнодорожного транспорта и оборудования (ОКВЭД 77.39.12), режим налогообложения - общий;

- ООО «БЛК-Комплекс», ИНН 3257026800, КПП 325701001, зарегистрированное по адресу: 241050, г. Брянск, ул. Тухачевского, д. 3, офис 2, вид деятельности: Аренда и лизинг железнодорожного транспорта и оборудования (ОКВЭД 77.39.12), режим налогообложения – общий.

Основной доход указанных организаций был получен ими от предоставления в аренду вагонов, рефрижераторных секций и т.п., что подтверждается анализом движения денежных средств по расчетным счетам и копиями выписок о движении денежных средств по расчетным счетам ООО «Чермет», ООО «Грузовые перевозки», ООО «БЛК-Комплекс», а именно:

- «Чермет», ИНН 3252502621

2018 год - поступило 157 248 тыс. руб., в т. ч. за предоставление и аренду вагонов, рефрижераторной секции, думкаров – 81 670 тыс. руб.

2019 год - поступило 583 473 тыс. руб., в т. ч. за предоставление и аренду вагонов, рефрижераторной секции, думкаров – 375 762 тыс. руб.

2020 год - поступило 403 767 руб., в т. ч. за предоставление и аренду вагонов, рефрижераторной секции, думкаров – 273 990 тыс. руб.

- ООО «Грузовые перевозки», ИНН 3257038114

2018 год - поступило 533 234 тыс. руб., в т. ч. за предоставление и аренду вагонов, рефрижераторной секции, думкаров и т.д. – 378 350 тыс. руб.

2019 год - поступило 213 452 тыс. руб., в т. ч. за предоставление и аренду вагонов, рефрижераторной секции, думкаров и т.д. – 158 639 тыс. руб.

2020 год - поступило 98 678 руб., в т. ч. за предоставление и аренду вагонов, рефрижераторной секции, думкаров и т.д. – 96 848 тыс. руб.

- ООО «БЛК-Комплекс», ИНН 3257026800

2018 год - поступило 37 035 тыс. руб., в т. ч. за предоставление вагонов – 27 848 тыс. руб.

2019 год - поступило 63 031 тыс. руб., в т. ч. за предоставление вагонов – 51 833 тыс. руб.

2020 год - поступило 70 026 руб., в т. ч. за предоставление вагонов – 66 214 тыс. руб.

Таким образом, довод заявителя о некорректном отборе аналогичных налогоплательщиков, сведения о деятельности которых, были использованы для определения налоговых обязательств ООО «ТС 2000» по налогу на прибыль организаций расчетным путем, является необоснованным.

Налоговым органом был произведен расчет средней выручки за 2018-2020 гг. на одного работника организаций, принятых в качестве аналогичных, и расчет выручки от реализации для проверяемого налогоплательщика, а также на основании расчета средней суммы расходов по аналогичным налогоплательщикам - расчет суммы расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации проверяемого налогоплательщика, в результате чего, с учетом применения расчетного метода установлено занижение ООО «ТС 2000» налоговой базы по налогу на прибыль организацией за 2019 год в сумме 18 531 915 руб.

В налоговом учете ООО «ТС 2000» в 2019 отражен убыток в размере 18 507 971 руб.

Соответственно, налоговой проверкой установлено завышение ООО «ТС 2000» убытка за 2019 год в сумме 18 507 971 руб., и неуплата налога на прибыль организаций в общей сумме 4 788 руб., в том числе:

- в федеральный бюджет в сумме 718 руб.,

- в бюджет субъекта РФ в сумме 4 070 руб.

На основании вышеизложенного, налоговые обязательства ООО «ТС 2000» по налогу на прибыль организаций определены с соблюдением требований налогового законодательства.

Оценивая правомерность и обоснованность оспариваемого решения в части доначисления налога на имущества организаций, суд исходит из следующего.

ООО «ТС 2000» в проверяемом периоде являлось налогоплательщиком налога на имущество в соответствии со статьей 373 НК РФ, проверка правильности, полноты и своевременности исчисления налога на имущество организаций ООО «ТС 2000» проведена в соответствии с главой 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» и Законом Брянской области от 27.11.2003 № 79-3 «О налоге на имущество организаций» (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ в 2017, 2018 г.г. объектом налогообложения признавалось движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

С 2019 года объектом налогообложения признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

В соответствии с пунктом 25 статьи 381 НК РФ в 2017 году освобождалось от налогообложения налогом на имущество организации движимое имущество, принятое на учет с 01 января 2013 года в качестве основных средств.

С 2018 года льгота по движимому имуществу перестала быть обязательной для регионов.

По данным бухгалтерского учета организации недвижимое имущество на балансе ООО «ТС 2000» в проверяемом периоде отсутствует.

В 2018 году по данным бухгалтерского учета ООО «ТС 2000» (подтверждается данными счета 01 оборотно-сальдовой ведомости, представленной налогоплательщиком, на балансе проверяемой организации числилось движимое имущество, учитываемое как основные средства, а именно – железнодорожные вагоны, платформы, легковой автомобиль, общей балансовой стоимостью 328 536 547 руб. (на 31.12.2018).

За тот же период в отношении вышеуказанных основных средств начислена амортизация в общей сумме 297 534 940 руб. (по данным оборотно-сальдовой ведомости по счету 02 за 2018 год). Таким образом, остаточная стоимость движимого имущества по состоянию на 31.12.2018 составила 31 001 607 руб.

В том числе, по данным, отраженным по счету 01 в базе данных 1С предприятие, предоставленной ООО «ТС 2000» в ИФНС России по г. Брянску, на балансе организации числилось движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013 года (по данным оборотно-сальдовой ведомости по счету 01 за 2018 год), общей балансовой стоимостью 60 960 130,13 руб. (на 31.12.2018).

За тот же период в отношении вышеуказанных основных средств начислена амортизация в общей сумме 34 096 290,57 руб. (по данным оборотно-сальдовой ведомости по счету 02 за 2018 год). Остаточная балансовая стоимость движимого имущества, принятого на учет после 01.01.2013 составила 26 863 839,56 руб.

При проверке правильности определения остаточной стоимости основных средств налоговым органом использовались отчеты по основным средствам, данные синтетического учета по счетам 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств». Амортизация начислялась ежемесячно, исходя из балансовой стоимости амортизируемых объектов, включенных в ведомость начисления амортизации за данный отчетный период, по нормам.

В соответствии со статьей 380 НК РФ и статьей 1 Закона Брянской области от 27 ноября 2003 № 79-З «О налоге на имущество» (с изменениями и дополнениями) ставка налога на имущества установлена в размере 2,2%.

В соответствии с подпунктом 3.3. пункта 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со статьей 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1 процента.

С 01.01.2018 согласно пункту 1 статьи 381.1 НК РФ налоговая льгота, указанная в пункте 25 статьи 381 НК РФ применяется на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Брянской областной думой изменения в Закон Брянской области от 27.11.2003 № 79-З «О налоге на имущество» в отношении льготы по движимому имуществу, принятому с 01 января 2013 года на учет в качестве основных средств, на 2018 год внесены не были.

Статьей 1 Закона Брянской области от 27 ноября 2003 № 79-З «О налоге на имущество» ставка налога на имущества определена в размере 2,2%.

Таким образом, на основании вышеизложенного, на территории Брянской области с 01.01.2018 остаточная стоимость движимого имущества, принятого на учет с 01.01.2013 в качестве основных средств, должна облагаться по налоговой ставке 1,1%.

Однако налогоплательщиком, в нарушение указанных норм, данные о наличии движимого имущества, облагаемого налогом на имущество организаций по ставке 1,1% в налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2018 год не отражены.

Таким образом, налогоплательщиком допущено занижение остаточной стоимости движимого имущества за 2018 год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 382 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Налоговым органом был произведен расчет остаточной стоимости имущества ООО «ТС 2000» за 2018 год, и установлено, что среднегодовая остаточная стоимость имущества составила 13 895 393,76 руб.

Сумма налога, исчисленная в ходе выездной налоговой проверки за 2018 год составила 152 849 руб. (13 895 393,76 х 1,1% / 100 = 152 849 руб.).

В ходе судебного разбирательства заявителем расчет остаточной стоимости, отличающийся от расчета налогового органа, представлен не был, в результате чего судом принимается размер остаточной стоимости имущества, определенный в ходе проведенной выездной налоговой проверки.

Судом установлено, что налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки в рамках статьи 93 НК РФ у общества неоднократно (требование от 14.06.2022 № 5328, требование от 01.11.2022 № 7890) были истребованы документы, подтверждающие постановку на учет, оприходование, движение и списание основных средств, состоящих на учете организации.

В связи с непредставлением налогоплательщиком документов (информации), амортизационная группа железнодорожных вагонов в ходе выездной налоговой проверки определена в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 1 от 01.01.2002 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 № 1924) «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства РФ, вагоны железнодорожные относятся к седьмой и девятой амортизационным группам.

Следовательно, налоговым органом обоснованно определены амортизационные группы объектов налогообложения.

Для определения даты принятия основных средств на учет организации при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций, были использованы сведения, внесенные налогоплательщиком в базу данных 1С бухгалтерия в отношении поставленных (состоящих) на учет основных средств (железнодорожных вагонов, легкового автомобиля и т.п.).

Таким образом, довод заявителя относительно неверного определения даты принятия к учету основных средств признается судом необоснованным.

Исследовав представленные доказательства, суд соглашается с налоговым органом в части правомерности доначисления транспортного налога, а также привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьями 119, 126 НК РФ.

Согласно сведениям ГИБДД в собственности ООО «ТС 2000» зарегистрировано транспортное средство легковой автомобиль ФИАТ DOBLO с регистрационным знаком М946НУ32, мощность двигателя - 78 л.с.

Как следует из материалов дела, налогоплательщиком в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ занижена налоговая база за 2018 и 2019 годы и не исчислен транспортный налог в отношении указанного транспортного средства в размере 1 092 руб., в том числе за 2018- 546 руб., за 2019- 546 руб.

Также ООО «ТС 2000» не представлены в налоговый орган налоговые декларации по транспортному налогу за 2018, 2019 г.г., и по налогу на имущество организаций за 2018 год, что является основанием для привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п.1 ст. 119 НК РФ.

Кроме того, общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление в установленный срок 26 документов по требованиям налогового органа.

При определении размеров штрафных санкций налоговым органом в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность за совершение налогового правонарушения, было учтено тяжелое финансовое состояние заявителя, в результате чего размеры штрафных санкций были снижены в 2 раза.

Исходя из изложенного, суд находит обоснованным и правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 126 НК РФ.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение инспекции от 29.12.2022 №5 соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Транспортные системы 2000» о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.12.2022 №5 оставить без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока
со дня принятия и может быть обжаловано в течение указанного срока в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Тула.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.

В соответствии с абз.1 ч.1 ст.177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства
в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку (абз.2 ч.1 ст.177 АПК РФ).

Судья В.А. Мишакин