ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-6058/2022 от 26.10.2022 АС Брянской области

Арбитражный  суд  Брянской  области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации  

Решение

город Брянск                                                              Дело № А09-6058/2022

  ноября 2022 года

 Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2022 года.

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Частиковой О.В.,    

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з  Гришиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании  дело  по исковому заявлению Департамента сельского хозяйства Брянской области

к ИП главе К(Ф)Х ФИО1

о взыскании 880 000 руб.,

при участии:

от истца: ФИО2 (доверенность от 10.01.2022 № 3-2, диплом),

от ответчика: не явились, извещены,

установил:

Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее – департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к  индивидуальному  предпринимателю  главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее –  ИП глава К(Ф)Х  ФИО1, ответчик) о взыскании  880 000 руб.,  полученных в качестве субсидий.

В судебном заседании представитель истца поддержал   исковые требования.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,  не явился,  письменный отзыв на исковое заявление либо возражений по существу заявленных исковых требований не представил, представленные истцом доказательства не оспорил.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие   ответчика.

Изучив материалы дела, заслушав доводы  представителя истца, суд установил следующее.

В целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Брянской области постановлением Правительства Брянской области от 30.01.2019 №18-п утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области».

В рамках указанной государственной программы в 2019 году реализовывался региональный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», предусматривавший предоставление субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам в виде гранта «Агростартап» за счет бюджетных средств в целях софинансирования затрат К(Ф)Х, связанных с реализацией проектов по их созданию и развитию.

ИП глава К(Ф)Х ФИО1 признан конкурсной комиссией участником регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» в 2019 году на основании поданной им заявки от 12.11.2019   и  представленного пакета документов (протокол заседания конкурсной комиссии № 2 от 09.12.2019).

 12.12.2019 с ИП главой К(Ф)Х ФИО1  заключено соглашение № 8 о предоставлении субсидии (гранта) из областного бюджета индивидуальному предпринимателю, являющемуся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с п. 1.1 указанного соглашения предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии (далее - Грант «Агростартап») в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с реализацией мероприятия «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

Приказом департамента от 23.12.2019   №417 ИП главе К(Ф)Х ФИО1 распределены средства областного бюджета в виде  гранта «Агростартап» в сумме 2 500 000,00 рублей. Платежным поручением №2517532 от 24.12.2019  бюджетные средства в сумме 2500000,00 руб. перечислены на л/счет ИП главы К(Ф)Х ФИО1

В соответствии   с подпунктами 4.5.8, 4.5.10.2 п. 4.5 соглашения № 8 получатель обязался осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее 5 лет после получения Гранта «Агростартап» и представлять в департамент отчеты о финансово-экономическом состоянии по формам и в сроки, установленные Департаментом, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации:

- за год, предшествующий году предоставления Гранта «Агростартап» (не представляется, если Получателем является крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное в год предоставления Гранта «Агростартап»);

 - за отчетный период.

Согласно графику предоставления отчетности за 2021 г. крестьянские (фермерские) хозяйства Выгоничского района обязаны были представить отчетность о финансово-экономическом состоянии по утвержденным формам не позднее 15.03.2022.

В указанный срок ИП глава К(Ф)Х ФИО1  отчет о финансово-экономическом состоянии своего крестьянского (фермерского) хозяйства за 2021 год не  представил.

В связи с ранее допущенным ответчиком бюджетным правонарушением, выразившемся в нецелевом расходовании бюджетных средств, в судебном порядке с ИП главы К(Ф)Х ФИО1  в пользу департамента взыскана часть средств полученного гранта «Агростартап» в сумме 1 620 000 руб. (решение Арбитражного суда Брянской области от 29.11.2021 по делу №А09-8745/2021).

Направленная   истцом в адрес ИП главы К(Ф)Х ФИО1  претензия  исх. №8-1650 от 22.03.2022  с  требованием  произвести   возврат    бюджетных    средств   в размере 880 000  руб. (с учетом взысканной суммы  по решению Арбитражного суда Брянской области от 29.11.2021 по делу №А09-8745/2021), оставлена    последним    без  удовлетворения, что послужило основанием для обращения департамента   в   арбитражный суд   с  настоящим    исковым   заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению   по следующим   основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК РФ).

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Поскольку соглашение предполагает расходование бюджетных средств на предоставление гранта кооперативу, отношения сторон подлежат регулированию нормами бюджетного законодательства.

Согласно  пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, а также средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета на создание собственного бизнеса.

Как следует из материалов дела, между Департаментом сельского хозяйства Брянской области, ГКУ Брянской области «Выгоничское районное управление сельского хозяйства» и ИП главой К(Ф)Х ФИО1 заключено соглашение №8 от 12.12.2019  о  предоставлении субсидии (гранта) из областного бюджета индивидуальному предпринимателю, являющемуся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства.

Заключив соглашение № 8   ИП глава К(Ф)Х ФИО1  принял на себя ряд обязательств, связанных с использованием средств полученного Гранта.

Подпунктами 4.5.8, 4.5.10.2 п. 4.5 соглашения № 8 установлено, что  получатель обязан осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее 5 лет после получения Гранта «Агростартап» и представлять в департамент отчеты о финансово-экономическом состоянии по формам и в сроки, установленные Департаментом, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации:

- за год, предшествующий году предоставления Гранта «Агростартап» (не представляется, если получателем является крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное в год предоставления Гранта «Агростартап»);

 -  за отчетный период.

Поскольку Грант «Агростартап» предоставлен ответчику в 2019 году, то есть в год образования крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является ФИО1, ответчик освобожден от обязанности представления отчетности за 2018 год.

Вместе с тем, ИП глава К(Ф)Х ФИО1 обязан исполнять обязательство, предусмотренное абз. 2 подп. 4.5.10.2 п. 4.5 соглашения № 8 о предоставлении отчетности за соответствующие отчетные периоды, то есть в течение 5 лет деятельности, начиная с 2019 года по 2024 год.

В соответствии    с  графиком предоставления отчетности за 2021 г. крестьянские (фермерские) хозяйства Выгоничского района обязаны были представить отчетность о финансово-экономическом состоянии по утвержденным формам не позднее 15.03.2022.

Как установлено   судом    из  материалов    дела, ИП глава К(Ф)Х ФИО1  в указанный срок отчет о финансово-экономическом состоянии своего крестьянского (фермерского) хозяйства за 2021 год не  представил.

Доказательств, опровергающих  факт  неисполнения   ответчиком  требований абз. 2 подп. 4.5.10.2 п. 4.5 соглашения № 8,    в материалах дела не имеется.

На   основании   изложенного    суд    приходит   к  выводу  о  невыполнении ответчиком обязательств  по представлению в департамент в установленный срок отчета о

финансово-экономическом состоянии  своего крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с подпунктом 3.1 ст.78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктами 12, 13, 16, 17 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Брянской области установлено, что ответственность за соблюдение сельскохозяйственным товаропроизводителям условий, установленных соглашением и настоящим порядком, несет сельскохозяйственный товаропроизводитель - получатель субсидии. Возврат субсидий прошлых лет в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, осуществляется в доход соответствующих бюджетов.

Руководствуясь вышеуказанными положениями, исследовав и оценив представленные  в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Департаментом сельского хозяйства Брянской области исковых требований о взыскании    с  ИП  главы К(Ф)Х ФИО1  бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидий, в связи с чем  880 000  руб.подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Частью 3 приведенной статьи закреплено, что государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому с учетом приведенных норм права и результатов рассмотрения дела она подлежит взысканию с ответчика в сумме 20 600 руб.,   исходя из положений статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с  индивидуального  предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРН <***>) в пользу Департамента сельского хозяйства Брянской области (ОГРН <***>) денежные средства, полученные в качестве субсидий в размере 880 000  руб., а также  20 600 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тула. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.

Судья                                                                                               О.В. Частикова