ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-6827/17 от 27.09.2017 АС Брянской области

Арбитражный суд Брянской области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Решение

город Брянск Дело №А09-6827/2017

02 октября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 27.09.2017.

Решение в полном объеме изготовлено 02.10.2017.

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Мишакина В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Силкиной Т.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества по добыче, переработке угля и строительству шахт – угольная компания «Донской уголь»

к Брянской таможне

о признании недействительными решений

при участии:

от заявителя: 21.09.2017 (до перерыва): ФИО1 – начальник юридического отдела (доверенность №5 от 09.01.2017); ФИО2 – представитель (доверенность №75 от 14.06.2017), ФИО3 – представитель (доверенность №74 от 14.06.2017); 27.09.2017 (после перерыва): ФИО4 – представитель (доверенность №49 от 01.03.2017); ФИО2 – представитель (доверенность №75 от 14.06.2017), ФИО3 – представитель (доверенность №74 от 14.06.2017)

от ответчика: 21.09.2017 (до перерыва): ФИО5 – главный государственный таможенный инспектор правового отдела (доверенность №06-62/11 от 03.10.2016); 27.09.2017 (после перерыва): ФИО6 – главный государственный таможенный инспектор правового отдела (доверенность №06-62/09 от 03.12.2016); ФИО7 – главный государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений (доверенность №06-62/26 от 09.01.2017)

установил:

Дело рассмотрено 27.09.2017 после перерыва, объявленного в судебном заседании 21.09.2017, в порядке ст.163 АПК РФ.

Открытое акционерное общество по добыче, переработке угля и строительству шахт – угольная компания «Донской уголь» (далее – ОАО «Донуголь», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд к Брянской таможне (далее – ответчик) с заявлением о признании недействительными решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 31 марта 2017 года.

В процессе рассмотрения дела Общество заявило ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которому просит признании недействительными решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 31 марта 2017 года, решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 31 марта 2017 года РКТ-10102000-17/000058. Ходатайство судом удовлетворено в порядке ст.49 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к нему.

Представитель заинтересованного лица с требованиями заявителя не согласен, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы далее, суд установил следующее.

ОАО «Донуголь» во исполнение внешнеторгового контракта от 17 сентября 2015 года №00465/2015 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации оборудование - новый горный очистной комбайн KGS-245N (не имеющий российского аналога для эксплуатации в условиях пласта мощностью 1-1,35 м) с двумя рабочими органами Ф1000 мм под тангенциальные резцы (типа G-NSO-22-65-38-30-140-65-DS производства NiUW Glinik sp. z.o.o.), с комплектом ЗИП и инструментами. Поставщик оборудования - фирма Famur Spolka Akcyjna. Общая стоимость оборудования (контракта) - 58 600 000,00 рублей.

Оборудование задекларировано заявителем Брянской таможне путем заявления сведений в электронной форме в ДТ №10102030/210116/0000666.

В отношении указанного товара декларантом был заявлен код по ТН ВЭД ЕАЭС 8430 39 000 0, предусматривающий отнесение к нему следующего оборудования: машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные: - врубовые машины для добычи угля или горных пород и машины туннелепроходческие: -- прочие.

При декларировании оборудования по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8430 39 000 0 заявитель указал «прочие врубовые машины для добычи угля или горных пород и машины туннелепроходческие»: несамоходная машина предназначена для двусторонней выработки (путем разрушения) и погрузки угля в очистной системе, имеет 2 дисковых рабочих органа, снабженных режущими зубьями: горный очистной комбайн KGS-245N в разобранном для транспортировки виде, с инструментом и принадлежностями ЗИП, с технической документацией и комплектом специального инструмента для монтажа, демонтажа и пуска в эксплуатацию комбайна, идентификационный номер электрического двигателя отсутствует, заводской номер изделия 354, вес брутто с поддонами (платформами) 26040 кг, изготовитель: FAMUR SPOLKA AKCYJNA, товарный знак: FAMUR.

В отношении ввезенного оборудования заявителем применена нулевая ставка таможенной пошлины - 0%.

По заявленной ОАО «Донуголь» декларации таможенным органом товар выпущен.

Впоследствии по результатам камеральной таможенной проверки заинтересованным лицом принят Акт №10102000/210/310317/А0039 от 31 марта 2017 года, в котором указано, что заинтересованным лицом выявлены признаки неверной классификации товара, задекларированного по ДТ №10102030/210116/0000666.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки таможенным органом в целях разъяснения вопросов, требующих специальных познаний, и принятия законного и обоснованного решения о правильности классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, в Экспериментально-криминалистической службе регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления города Ростова-на-Дону была назначена первичная идентификационная таможенная экспертиза (решение о назначении экспертизы №10102000/200217/ПВ/000002 от 20.02.2017) с постановкой перед экспертом вопросов: «Является ли горный очистной комбайн KGS-245N, заводской номер изделия 354, самоходным?, «Идентифицируется ли горный очистной комбайн KGS-245N, заводской номер изделия 354, в соответствии с представленной документацией как «машины очистные узкозахватные, предназначенные для резания и погрузки разрушенной горной массы в угольных забоях с использованием скребкового конвейера и механизированных крепей?».

По результатам проведенной таможенной экспертизы ЭКС – филиалом ЦЭКТУ в г.Ростове-на-Дону выдано заключение таможенного эксперта ЭКС №12406004/0007111 от 09.03.2017, которое не оспаривается сторонами.

Согласно выводам указанного заключения эксперта, очистной комбайн KGS-245N является самоходным по отношению к скребковому конвейеру, так как имеет возможность перемещения по скребковому конвейеру, однако не является самоходным оборудованием подземным, ввиду того, что не имеет возможности передвижения по подземным выработкам на пневмоколесном или гусеничном ходу. Горный очистной комбайн KGS-245N, заводской номер изделия 354, в соответствии с представленной документацией идентифицируется как «машины очистные узкозахватные, предназначенные для резания и погрузки разрушенной горной массы в угольных забоях с использованием скребкового конвейера и механизированных крепей».

Постановкой вопросов перед Экспериментально-криминалистической службой регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления города Ростова-на-Дону таможенным органом фактически определен круг вопросов, согласно которому подлежит разрешению факт отнесения оборудования к той или иной группе ТН ВЭД ЕАЭС с определением наличия, либо отсутствия у оборудования признака самоходности.

По основаниям Акта камеральной таможенной проверки №10102000/210/310317/А0039 от 31 марта 2017 года таможенным органом вынесены оспариваемые решения: Решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 31 марта 2017 года, в соответствии с которым заявителю предложено представить корректировку декларации на товары и ее электронную копию, в случае корректировки таможенной стоимости товара – также декларацию таможенной стоимости и ее электронную копию, а в случае уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы – также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату; Решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с которым оборудование классифицировано по ТН ВЭД ЕАЭС 8430 50 000 2.

ОАО «Донуголь», посчитав указанные решения таможенного органа незаконными и необоснованными, нарушающими его права и законные интересы, как участника внешнеэкономической деятельности и налогоплательщика, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно правилам доказывания, установленным ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие). Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган. В данном случае заинтересованным лицом должна быть доказана законность и обоснованность вынесения рассматриваемого решения.

Пунктом 2 статьи 1 ТК ТС установлено, что таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии со статьей 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы, коды товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 ТК ТС, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.

Статьей 191 ТК ТС установлено, что изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации, внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза. Таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства Таможенного Союза.

В соответствии с пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД; проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы; в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по определенной форме.

Российская Федерация, являясь участницей Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N372 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров») (Конвенция), выполняет обязательства, установленные Конвенцией, в том числе применяет для классификации товаров по ТН ВЭД установленные Конвенцией правила классификации товаров - Основные правила интерпретации (ОПИ). Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется в соответствии с ОПИ ТН ВЭД, которые применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.

Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп, подгрупп приводятся только для удобства использования; для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. ОПИ 1 начинается с положения о том, что наименования разделов, групп, подгрупп, приводятся только для удобства использования. Следовательно, они не имеют законной силы при классификации.

Вторая часть ОПИ 1 гласит, что классификацию следует проводить: а) исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и б) если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями правил 2,3,4,5, где это применимо.

Таким образом, наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара.

Согласно Правилу 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях (подсубпозициях) товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций (подсубпозиций) и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям (подсубпозициям), а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции (подсубпозиция) на одном уровне являются сравнимыми.

Таким образом, для юридических целей классификация товаров в подсубпозициях должна осуществляться в соответствии с наименованиями подсубпозиций и примечаниями, имеющими отношение к подсубпозициям.

«Подсубпозиция» - это в том числе классификационная группировка товаров, входящая в состав субпозиции, имеющая код, состоящий более чем из шести цифр. Правило 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиция).

Исходя из положений статьей 6, 7, 8 Конвенции, Российская Федерация берет на себя обязательства в целях обеспечения единообразной интерпретации и применения Гармонизированной системы использовать Пояснения к Гармонизированной системе, разработанные Комитетом по Гармонизированной системе, состоящим из представителей каждой договаривающейся стороны.

Пояснения к ТН ВЭД, позволяющие единообразно толковать тексты товарных позиций ТН ВЭД, являются переводом с английского языка Пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров («Explanatory Notes to the Harmonized Commodity Description and Coding System»), при этом в Пояснениях к ТН ВЭД ТС сохранена разбивка материала по томам, принятая в оригинале (в Пояснениях к Гармонизированной системе).

В силу статей 6, 7, 8 Конвенции Пояснения к ТН ВЭД, содержащие толкование текстов позиций ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат непосредственному применению в целях использования ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.

Заявитель при классификации оборудования исходил из товарной позиции 8430 «Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные», субпозиции «Врубовые машины для добычи угля или горных пород и машины туннелепроходческие:», которая включает подсубпозицию 8430 31 000 0 – самоходные (ставка 0%); и подсубпозицию 8430 39 000 0 – прочие (ставка 0%).

Таможенный орган при классификации оборудования исходит из товарной позиции 8430 «Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные», субпозиции: «Машины и механизмы самоходные прочие», которая включает подсубпозицию «Специально разработанные для подземных работ» 8430 50 000 2 – машины очистные узкозахватные (ставка 7,5%).

При этом таможенным органом принцип самоходности оборудования не раскрывается и не обосновывается, в связи с чем, суд с позицией таможенного органа не может согласиться.

Пояснения к товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС не содержат сведений о самоходных, специально разработанных для подземных работ, машинах очистных узкозахватных.

Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N796 (ред. от 17.11.2015) «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)» дано понятие самоходных машин.

В контексте Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) под самоходными машинами в Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства) (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 351). Право на управление самоходными машинами подтверждается одним из следующих документов: удостоверение тракториста-машиниста (тракториста); временное удостоверение на право управления самоходными машинами (временное удостоверение).

В соответствии с Пояснениями к подсубпозициям: 8430 41 000 2 «Машины проходческие для добычи угля на гусеничном шасси, оснащенные рабочим органом, состоящим из стрелы и вращающейся коронки, снабженной режущими зубьями (резцами), и погрузочным оборудованием», в данную подсубпозицию включаются комбайны проходческие для добычи угля на гусеничном шасси, оснащенные рабочим органом, состоящим из стрелы и вращающейся коронки, снабженной режущими зубьями (резцами), и погрузочным оборудованием, предназначенные для разрушения (отделения) массива угля и его погрузки в транспортные средства (вагонетки, конвейер, перегружатель и др.) (введено рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.09.2015 N23); 8430 50 000 2 «Машины очистные узкозахватные», в данную подсубпозицию включаются комбайны самоходные, очистные, узкозахватные, предназначенные для резания и погрузки разрушенной горной массы в угольных забоях с использованием скребкового конвейера и механизированных крепей. Они имеют симметрично расположенные шнековые исполнительные органы с горизонтальной осью вращения, снабженные режущими зубьями (резцами), которые можно регулировать по высоте подъема. Имеют встроенные механизмы подачи. Движение осуществляется передачей крутящего момента от встроенных в корпус комбайна электродвигателей к приводам подачи посредством зубчатого зацепления колес привода и конвейерной рейки (введено рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.09.2015 N23), при этом принцип самоходности не описан.

Согласно техническим характеристикам, отраженным в руководстве по эксплуатации комбайн состоит из следующих узлов: блока электроаппаратуры ВАЕ-21Ех; приводно-питательного узла с электродвигателем для привода гидравлического насоса; двух поворотных редукторов с исполнительными органами и электродвигателями для их привода. Комбайн оснащен тремя индуктивными двигателями охлаждаемыми водой: два двигателя М1, М2 применены для привода головок исполнительных органов; один двигатель М3 для привода гидронасосов. Оборудование (комбайн КGS-245N) является узкозахватным очистным комбайном с двумя поворотными редукторами, работающими совместно с забойным конвейером и механизированной крепью, оснащенным бестяговой системой подачи расположенной со стороны завала. Комбайн применяется для двухсторонней выемки без ниш и погрузки угля в системе разработки пластов лавами, высотой 1,0-1,77 м, с продольным наклоном до 35 градусов и поперечным до 15 градусов. В случае работы комбайна на продольных наклонах свыше 12 градусов он оснащен тормозами воздействующими на системы подачи. Бесступенчатая регулировка высоты выемки органами дает возможность вести безнишевую выемку лав, в том числе также складчатых лав с разной высотой залежей. Водная установка комбайна обеспечивает охлаждение всех электродвигателей комбайна, охлаждение масла, а также благодаря установленной на комбайне системе внутреннего орошения через форсунки в исполнительных органах обеспечивает эффективное пылеподавление. Оснащение комбайна автоматической регулировкой скорости подачи, дистанционное радиоуправление, а также двойная тормозная система в значительной степени облегчает обслуживание машины и улучшает безопасность труда. Приводно-питательный блок предназначен для питания маслом гидравлических двигателей привода подачи и домкратов системы управления поворотными редукторами.

Указанные характеристики спорного товара подтверждают отсутствие самохода. Конструктивные особенности спорного товара, его функциональное назначение и область применения соответствуют наименованию товарной подсубпозиции - 8430 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, избранной заявителем. Возможность использования комбайна для добычи угля предусмотрена текстами, определенной декларантом (таможенным представителем) товарной подсубпозиций 8430 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, к которой товар отнесен.

То обстоятельство, что комбайн является самоходным по отношению к скребковому конвейеру, так как имеет возможность перемещения по скребковому конвейеру, правового значения не имеет. Правовое значение имеет вывод эксперта, что комбайн не является самоходным оборудованием подземным, ввиду того, что не имеет возможности передвижения по подземным выработкам на пневмоколесном или гусеничном ходу.

Судом отклонено ходатайство заявителя о назначении экспертизы с постановкой перед экспертным учреждением вопроса: «Является ли горный очистной комбайн KGS-245N заводской номер 354 машина очистная узкозахватная, предназначенная для резания и погрузки разрушенной горной массы в угольных забоях с использованием скребкового конвейера и механизированных крепей - самоходным подземным оборудованием, имеющим возможность передвижения по подземным выработкам?», так как экспертное заключение подготовленное экспертом Экспериментально-криминалистической службы регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления города Ростова-на-Дону №12406004/0007111 от 09.03.2017 года не оспорено, установленные таможенным экспертом идентификационные признаки в полной мере согласуются со сведениями, содержащимися в технической документации на спорный товар (Инструкции).

В данном случае экспертиза, проведенная Экспериментально-криминалистической службой регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления города Ростова-на-Дону проведена органом, определенным нормами международного права.

С учетом Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС суд приходит к выводу о неправомерности выводов таможенного органа о соответствии спорного товара тексту товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС – «машины и механизмы самоходные», «специально разработанные для подземных работ», «машины очистные узкозахватные», наименование и техническое описание спорного товара соответствует тексту товарной подсубпозиции 8430 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, при этом спорный товар представляет из себя несамоходную машину предназначенную для двусторонней, выработки (путем разрушения) и погрузки угля в очистной системе, имеет 2 дисковых рабочих органа, снабженных режущими зубьями.

Доводы таможенного органа о неверной классификации товара, в связи с тем, что горный очистной комбайн KGS-245N не является врубовой машиной, опровергаются Актом камеральной таможенной проверки №10102000/2010/310317/А0039 от 31 марта 2017 года.

Так в ходе камеральной таможенной проверки таможенным органом в адрес производителя оборудования – компании FAMUR S.A. был направлен запрос (№08-17/19698 от 10.06.2016), в котором были поставлены следующие вопросы: «Каков принцип передвижения горного очистного комбайна KGS-245N в угольной шахте? Какие дополнительные устройства способствуют самостоятельному передвижению комбайна в шахте? Входят ли указанные устройства в комплект поставки? По своему принципу работы, в том числе передвижении, является ли поставленный в адрес ОАО «Донуголь» комбайн KGS-245N самоходным (то есть передвигающимся без помощи дополнительных источников энергии)?

Производитель оборудования – компания FAMUR S.A. в своем ответе (б/н от 22.06.2016) на выше указанные вопросы таможенного органа сообщила: «Горный очистной комбайн KGS-245N в угольной шахте монтируется на забойном конвейере и перемещается исключительно вдоль него, проводя выемку угольного пласта. Перемещение комбайна обеспечивается при помощи гидравлического привода подачи (входит в комплектацию), на выходе которого установлены вращающиеся зубчатые (цевочные) колеса, которые входят в зацепление с рейкой, являющейся элементом забойного конвейера.

Таким образом, комбайн может перемещаться на забойном конвейере вдоль очистного забоя с рабочей скоростью в пределах 0-6 м/мин. Горный очистной комбайн KGS-245N по своему принципу работы и потребительским свойствам является разновидностью врубовой машины, а по принципу передвижения не является самоходным, поскольку не может самостоятельно перемещаться по горным выработкам, не имеет колесный или гусеничной ходовой части».

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о верности классификации, произведенной заявителем, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа предусмотренного пунктом 3 статьи 52 Таможенного кодекса основания для принятия решения об иной классификации товара.

Согласно статье 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.

При наличии настоящего спора между Заявителем и Заинтересованным лицом суд проверяет правильность применения таможенным органом ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС при оспаривании решения таможенного органа о классификации товара, учитывая, что решение о классификации товара при внешнеэкономической деятельности является прерогативой таможенных органов.

Выбор конкретного товара ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих отнесению, а процесс отнесения связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Применение Правила ОПИ 1, 6 на которое сослался таможенный орган, противоречит правилам классификации, поскольку как указано выше, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (Правило 1 ОПИ ТН ВЭД).

Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и с примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правило 6 ОПИ ТН ВЭД).

Согласно Сертификату соответствия, выданному Органом по сертификации взрывозащищенного рудничного электрооборудования АО «Научный центр ВостНИИ по безопасности работ горной промышленности» (ОС ВРЭ ВостНИИ), 650002, <...>; Аттестат аккредитации №RA.RU.11МГ07 от 02.12.2012 выдан Федеральной службой по аккредитации, продукция – горный очистной комбайн типа KGS-245N с комплектующим оборудованием, серийного выпуска, с Кодом по ТН ВЭД ТС 8430 39 000 0 соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Сертификат выдан на основании Протокола №1ИЭ-16 от 18.01.2016 Испытательного центра взрывозащищенного и рудничного электрооборудования, изделий и материалов АО «Научный центр ВостНИИ по безопасности работ в горной промышленности» (ИЦ ВостНИИ) (Аттестат аккредитации №RA.RU.21ГБ07 от 09.12.2014); Акта ОС ВРЭ ВостНИИ (Аттестат аккредитации №RA.RU.11МГ07 от 02.12.2014) от 03.03.2016 о результатах анализа состояния производства. Таким образом, товар сертификационным центром сертифицирован по КОД ТН ВЭД ТС 8430 39 000 0.

Доказательств того, что ввезенный товар является самоходным таможенным органом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.

В данном случае заинтересованным лицом не доказана законность и обоснованность вынесения оспариваемых решений.

Исследовав и оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о правильности классификации обществом товара по таможенной декларации ДТ №10102030/210116/0000666.

При таких обстоятельствах, решения таможенного органа незаконны, нарушают права и законные интересы Общества, следовательно, подлежат признанию недействительными.

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы заявителя по уплате госпошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявление открытого акционерного общества по добыче, переработке угля и строительству шахт – угольная компания «Донской уголь» удовлетворить.

Признать недействительными решение Брянской таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 31 марта 2017 года, решение Брянской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 31 марта 2017 года РКТ-10102000-17/000058.

Взыскать с Брянской таможни в пользу открытого акционерного общества по добыче, переработке угля и строительству шахт – угольная компания «Донской уголь» судебные расходы по оплате госпошлины в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Тула. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.

Судья В.А.Мишакин