ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-6929/16 от 16.06.2016 АС Брянской области

Арбитражный  суд  Брянской  области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации  

Решение

город Брянск  Дело № А09-6929/2016

  июня 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 16.06.2016.

Арбитражный суд  Брянской области в составе судьи Петрунина С.М.,     

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Казачковой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело  по заявлению ООО  "Региональная управляющая компания" 

к Государственной жилищной инспекции Брянской области

о признании   незаконным  и  отмене  постановления о назначении административного наказания по делу №48/496-7.23.2 от 08.04.2016

при участии:

от заявителя: не явились;

от административного  органа:  не явились;

                                                         установил:

Общество  с  ограниченной ответственностью  "Региональная управляющая компания"    (далее – ООО "РУК", Общество,  заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Брянской области (далее - административный орган, Инспекция) о назначении административного наказания по делу №48/496-7.23.2 от 08.04.2016.

Заявитель и  административный орган,  извещенные надлежащим образом  о  времени и месте предварительного судебного заседания, своих  представителей  в  суд   не направили. 

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в случае, если в судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

Поскольку возражений относительно рассмотрения дела по существу от сторон не поступило, суд, реализуя право, закреплённое в части 4 статьи 137 АПК РФ, завершил предварительное заседание и продолжил рассмотрение дела в судебном заседании первой инстанции.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.

Административный орган  в  письменном отзыве  на  настоящее заявление  требования Общества  не признал.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 18.06.2015 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома №5  по ул. Трудовая г.Брянска  принято решение о  расторжении  договора управления с ООО "РУК" и в качестве управляющей организации выбрана ООО "ПрофГарант", что отражено в протоколе от 18.06.2015.

18.02.2016 в Инспекцию поступило обращение генерального директора ООО "ПрофГарант" по факту не передачи ООО "РУК" технической и иной документации на многоквартирный дом №5  по ул. Трудовая г.Брянска в связи с расторжением собственниками этого многоквартирного дома договорных отношений с ООО "РУК".

По результатам рассмотрения указанного обращения административным органом составлен протокол от 30.03.2016 №48/496-7.23.2 об административном правонарушении, на основании которого уполномоченным должностным лицом Инспекции вынесено  постановление №48/496-7.23.2 от 08.04.2016 о привлечении ООО "РУК" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде  административного штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с принятым постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд находит требования заявителя  не  подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. 

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных, связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов.

Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -  ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.

Из содержания пункта 5 статьи 162 ЖК РФ следует, что договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года. Изменение и (или) расторжение договора осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Частью 8.1 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено право собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

В соответствии с частью 8.2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.

Согласно пунктам 5, 6 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Пунктами 18, 19 раздела 5 Правил № 416 предусмотрено, что в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.

Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 20 раздела 5 данных Правил, техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).

Обязанность управляющей компании за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации определена пунктом 10 статьи 162 ЖК РФ.

Из  материалов дела усматривается, что согласно протоколу от 18.06.2015 собственники  многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, на общем собрании   изменили  способ управления своим многоквартирным домом с  управления управляющей организацией в лице ООО "РУК" на управление управляющей организацией в лице ООО "ПрофГарант".

На основании указанного решения собственников многоквартирного дома директор ООО "ПрофГарант" направил в ООО "РУК" письмо-уведомление  (исх. №4/06 от 30.06.2015) с  просьбой  о  передаче ООО  "ПрофГарант" технической  и иной документации   на  многоквартирный  дом  №5 по ул. Трудовая г. Брянска.

Между  тем ООО "РУК", получив 30.06.2015 уведомление  о необходимости передать техническую и иную документацию на многоквартирный жилой дом, обязанность, предусмотренную частью 10 статьи 162 ЖК РФ, не выполнило.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно требованиям ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении от 30.03.2016 № 48/496 -7.23.2 содержит  все сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

Факт неисполнения ООО "РУК" обязанности по передаче технической  и иной документации на  многоквартирный дом №5 по ул. Трудовая г.Брянска подтверждается  материалами дела.

Суд не считает существенным нарушением отсутствие указания в протоколе об административном правонарушении  перечня технической документации, подлежащей передаче от заявителя в адрес вновь выбранной управляющей компании. 

Термин "техническая документация на многоквартирный дом" употребляется в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Исходя из смысла ч.10 ст.162 ЖК РФ техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491. Такой перечень не является исчерпывающим и индивидуален применительно к тому или иному многоквартирному дому.

В спорном случае, правонарушение выразилось в отказе (бездействии) ООО "РУК" в передаче  не определенного документа из перечня технической документации, а полного пакета технической документации  на многоквартирный дом №5 по ул.Трудовая г.Брянска в том виде, в каком он находится у заявителя.

Довод заявителя о том, что в настоящее время в Советском районном суде города Брянска на рассмотрении находится дело № 2-236/2016 по иску жильцов дома о признании недействительным решения (протокола) общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 5 по ул. Трудовой г. Брянска от 18.06.2015 не имеет самостоятельного правового значения при оценке законности и обоснованности оспариваемого постановления.

Сам факт обращения в суд собственников жилого дома с требованием о признании недействительным протокола общего собрания  жильцов  не является обстоятельством  приостанавливающим или прерывающим течение 30 -дневного срока на передачу технической документации на дом ООО "РУК" вновь избранной управляющей компании.

В случае отмены протокола общего собрания жильцов дома, на котором принято решения о смене способа управления, возврат технической документации будет разрешаться в порядке, определенном в судебном акте при его исполнении.

С учетом изложенного суд приходит к выводу  о наличии в действиях (бездействии) заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела подтверждается, что Обществу было известно о возникновении обстоятельств, порождающих его обязанность передать техническую документацию на дом новой управляющей организации, при этом доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по исполнению данной обязанности и недопущению совершения вмененного правонарушения, в материалах дела не имеется. Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования закона, не представлены.

Изложенное свидетельствует о наличии в действиях (бездействии)  ООО "РУК"    состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.

В данном случае штраф назначен в минимальном размере санкции рассматриваемой нормы, полностью соответствует характеру правонарушения,  принципам соразмерности, справедливости, индивидуализации и целям административного наказания.

Проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности, суд  не установил нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

На основании изложенного у суда отсутствуют основания для отмены оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                             РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Региональная управляющая компания" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Брянской области о  назначении административного наказания по делу №48/496-7.23.2 от 08.04.2016 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тула.

Судья                                                                               С.М. Петрунин