АРБИТРАЖНЫЙ СУД БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Решение
город Брянск Дело №А09-7381/2008-21
16 сентября 2008 года
Арбитражный суд в составе судьиПотаповой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания судьейПотаповой Т.Б.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
МУП «Жилкомсервис» Бежицкого р-на г. Брянска
к Управлению Росприроднадзора по Брянской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя : не явились (извещены); после перерыва – ФИО1 – нач. прав. отд. (дов. №1148 от 19.08.2008).
от ответчика : не явились (извещены); после перерыва – ФИО2 – нач. отд. фин.-прав. и кадровой работы (дов. №1561 от 09.01.2008 – пост.).
Муниципальное унитарное предприятие «Жилкомснервис» Бежицкого района города Брянска (далее – МУП «Жилкомсервис», Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Брянской области (далее – Управление Росприроднадзора по Брянской области) о признании незаконным и отмене постановления от 25.08.2008 №173 о назначении административного наказания юридическому лицу.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного судом в порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 12.09.2008.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
На основании распоряжения начальника Управления Росприроднадзора по Брянской области от 06.08.2008 №59 сотрудниками Управления была проведена плановая комплексная проверка МУП «Жилкомсервис» Бежицкого р-на г. Брянска по соблюдению требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
По итогам проверки были установлено факты нарушения МУП «Жилкомсервис» природоохранного законодательства, которые были зафиксированы в акте №225 от 08.08.2008.
11.08.2008 административным органом в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении №173.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки, административный орган 25.08.2008 вынес постановление по делу №173 о назначении административного наказания, которым МУП «Жилкомсервис» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, МУП «Жилкомсервис» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив доказательства, представленные сторонами, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.
В обоснование заявленных доводов, заявитель указывает на то, что в действиях МУП «Жилкомсервис» отсутствует вина, субъективная сторона состава вмененного административного правонарушения, Управлением Росприроднадзора не установлена.
При этом Предприятие ссылается на то, что лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами и другие разрешительные документы не были получены по независящим от МУП «Жилкомсервис» причинам: в связи с тем, что у Предприятия отсутствуют производственные помещения, следовательно отсутствует возможность получения лицензии.
В свою очередь МУП Жилкомсервис» также не может разработать и утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их разрешение, так как Предприятие не может представить лицензию в отдел экологического контроля по Брянской области по причине отсутствия таковой.
Данные доводы признаются судом необоснованными ввиду следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) определено, что обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу положений ст. 11 Закона №89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны и здоровья человека, разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Частью 1 статья 19 Закона №89-ФЗ предусматривается, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в указанном порядке учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другими лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.
В соответствии со статьей 9 Закона №89-ФЗ деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. а п. 3 Положения о лицензировании деятельности, по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006г. №524 (далее по тексту Положение о лицензировании) одним из лицензионных требований на получение лицензии, является наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям.
В ходе осуществления плановой комплексной проверки проведенной инспекторами Управления Роеприроднадзора по Брянской области, 06.08.2008г- 08.08.2008г., было установлено, что МУП «Жилкомсервис» Бежицкого района г. Брянска не имеет лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами, проекта нормативов и лимитов на размещение отходов. Предприятие не осуществляет учет отходов производства и потребления.
В соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок предусмотренных законом, а так же из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Как следует из материалов дела, право безвозмездного пользования муниципальным имуществом, возникло у Предприятия на основании договора безвозмездного пользования муниципальным движимым имуществом №4БП от 20.12.2006 и приложения к нему, в соответствии с постановлениями Брянской городской администрации от 20.11.2006 № 4077-п, от 11.04.2007 №1139-п.
На основании указанного договора Комитет по управлению собственностью города Брянска безвозмездно передал МУП «Жилкомсервис» Бежицкого района г. Брянска движимое муниципальное имущество, возвращенное МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» г. Брянска - 50 единиц автотранспортной техники, 40 единиц станков по обработке металла и дерева, 4 сварочных аппарата. В соответствии с п. 1.6 вышеуказанного договора имущество, полученное по договору, учитывается ссудополучателем (МУП «Жилкомсервис» Бежицкого района г. Брянска) на забалансовом счете.
МУП «Жилкомсервис», как следует из Постановления Брянской городской администрации от 13.10.2005г. №3560-п создано в целях организации содержания, обслуживания и ремонта муниципального жилого фонда Бежицкого рйона.
Согласно п. 1.2 Устава МУП «Жилкомсервис» Бежицкого района г. Брянска основано на праве хозяйственного ведения. В соответствии с п. 1.6 Устава в состав предприятия включены ЖЭУ (всего 11), аварийно-ремонтная служба Бежицкого района г. Брянска (АРС), производственная база предприятия (ПБП), в ремонтно-строительный участок (РСУ), участок противопожарных работ (УПР).
В соответствии с пунктами 1.З., 1.8. Устава собственником имущества предприятия является муниципальное образование - г. Брянск, а предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения.
В производственной деятельности, как следует из отчетных материалов, ежеквартально предоставляемых предприятием в Управление Ростехнадзора по Брянской области эксплуатируются автомобили.
За 2-й квартал 2008г. МУП «Жилкомсервис» Бежицкого района г. Брянска эксплуатировались 37 единиц передвижных автотранспортных средств находящихся на балансе предприятия. Как следует из расчета платы за размещение отходов МУП «Жилкомсервис» за 2-й квартал 2008г. на предприятии образовалось 66,776 куб. м. отходов. При этом, при подготовке расчета предприятие использовало лимиты установленные для другого предприятия - МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Бежицкого района», без организованного на предприятии учета отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плата, в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного вредного воздействия», осуществляется за выбросы, сбросы и размещение отходов производства и потребления.
Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 №545 «Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и от 24.11.2005 №867 «О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному и/или передвижному (транспортные средства и др., работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе).
Плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном приказом Ростехнадзора от 23.05.2006 №459 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».
МУП «Жилкомсервис» Бежицкого района г. Брянска ежеквартальные отчеты за выбросы (сбросы), размещение отходов загрязняющих веществ в природную среду (расчет платы за выбросы) составляло на основании разрешительных документов МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Бежицкого района».
Как следует из материалов административного дела, представленных ответчиком суду, в ходе проверки в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области направлялся запрос о выдаче разрешительных документов МУП «Жилкомсервис» Бежицкого района г. Брянска.
Как следует из ответа на запрос исх.№04-02-05/4784 от 25.08.2008г. МУП «Жилкомсервис» Бежицкого района г. Брянска лицензию по обращению с опасными отходами не переоформило. На предприятии отсутствует лимит на размещение отходов производства и потребления. Предприятие осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду: в 2007г. - в сумме 67 853 руб. 64 коп., в первом полугодии 2008г. - в сумме 74 284 руб. 61 коп.
Представитель МУП «Жилкомсервис» пояснил, что в 2005-2006г.г. Предприятие обращалось в Управление Ростехнадзора по Брянской области о продлении разрешительных документов, выданных МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Бежицкого района». Оплату за негативное воздействие предприятие осуществляет по расчетам МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Бежицкого района», самостоятельно заявитель расчеты оплаты не производил, за получением лицензии не обращался.
Как следует из материалов дела, мероприятия по оформлению лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами, и других разрешительных документов МУП «Жилкомсервис» Бежицкого района г. Брянска начало осуществлять еще в 2006г. однако после получения письма Управления Ростехнадзора по Брянской области от 11.03.2005г. исх.№ 194, о необходимости получения лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами, посчитало, что в силу требований пп. а п. 3 Положения о лицензировании деятельности, по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006г. №524 предприятие не может получить лицензию, по обращению с опасными отходами, представить для утверждения проект нормативов и лимиты на размещение отходов.
Документов, подтверждающих что юридическое лицо - МУП «Жилкомсервис» Бежицкого района г. Брянска обращалось за получением лицензии в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области и по вышеуказанной причине ему было отказано в получении лицензии, заявителем в ходе проверки и в ходе судебного заседания не представлено.
Как установлено ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ предусмотрено, что административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Как усматривается из обстоятельств, установленных в ходе проверки административным органом и подтвержденных представленными суду доказательствами, МУП «Жилкомсервис» Бежицкого района г. Брянска предвидело возможность наступления вредных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя и должно было и могло их предвидеть.
На основании вышеизложенного суд отклоняет доводы заявителя о том, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с отсутствием вины Предприятия, обусловленной невозможностью получения лицензии по обращению с опасными отходами по независящим от него причинам.
При таких обстоятельствах выводы административного органа о том, что МУП «Жилкомсервис» допустило нарушение требований природоохранного законодательства, а именно: требований ст.ст. 9, 11, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обоснованы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Указанное нарушение правомерно квалифицировано административным органом по статье 8.2 КоАП РФ, согласно которой несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как предусмотрено ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что процессуальных нарушений со стороны административного органа, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не выявлено.
Процедурность принятия административным органом обжалуемого постановления заявителем не оспаривается.
Вопрос о наличии обстоятельств, указанных в частях 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ, был исследован Управлением Росприроднадзора по Брянской области УФАС при рассмотрении материалов административного дела и вынесении постановления о наложении штрафа, однако таких обстоятельств административным органом выявлено не было, в связи с чем МУП «Жилкомсервис» было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 руб., т.к. нарушения природоохранного законодательства, допущенные Предприятием, образуют несколько деяний, подпадающих под диспозицию ст. 8.2 КоАП РФ (отсутствует лицензия на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, отсутствует проект нормативов и лимитов на размещение отходов, не осуществляется учет отходов производства и потребления).
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения административным органом процедуры рассмотрения дела и привлечения Предприятия к административной ответственности.
Учитывая, что факт нарушений, допущенных МУП «Жилкомсервис» Бежицкого р-на г. Брянска, подтвержден материалами дела, вина заявителя в его совершении подтверждена доказательствами, представленными ответчиком, административным органом соблюдена процедура привлечения к административной ответственности, предусмотренная гл. 28, 29 КоАП РФ, административное наказание соразмерно совершенным правонарушениям, оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления Росприроднадзора по Брянской области от 25.08.2008 №173 о назначении административного наказания отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 180, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» Бежицкого района города Брянска о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Брянской области от 25.08.2008 №173 о назначении административного наказания, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) в десятидневный срок.
Судья Потапова Т.Б.