Арбитражный суд Брянской области
241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru e-mail:
info@bryansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
город Брянск Дело №А09-810/2011
«12» мая 2011 года
Арбитражный суд в составе: председательствующего Абалаковой Т.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сапожковой Е.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Первого заместителя прокурора области
к 1) ГКУ «Центр занятости населения Выгоничского района», п. Выгоничи Брянской области
2) ООО «Автомир-32», г. Брянск
о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1
от ответчика: 1) ФИО2, ФИО3, 2) ФИО4, ФИО5, ФИО6
установил:
Первый заместитель прокурора области обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением о признании сделки, оформленной государственным контрактом № 1 от 18.12.2010 г., заключенным между ГУ «Центр занятости населения Выгоничского района» и ООО «Автомир-32» недействительной, и применении последствий ее недействительности в виде взыскания с ООО «Автомир-32», 1043550 руб. и обязании ГУ «Центр занятости населения Выгоничского района» возвратить ООО «Автомир-32» легковой автомобиль ToyotaCamry, государственный номер <***> 2010 года выпуска.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представители ответчиков иск отклонили по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление.
Как следует из материалов дела, на основании Протокола № 334 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на закупку легкового автомобиля по заявке ГУ «Центр занятости населения Выгоничского района», между государственным заказчиком и ООО «Автомир-32» (поставщик) заключен государственный контракт № 1 от 18.12.2010 г., предметом которого является поставка легкового автомобиля марки ToyotaCamry, согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта.
Полагая, что положения указанного муниципального контракта противоречат требованиям действующего законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском о признании сделки частично недействительной по основаниям ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как сделки, не соответствующей требованиям закона.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей заявителя и ответчиков, суд полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из сделок, не противоречащих закону.
Статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статья 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации содержит перечень способов защиты гражданских прав. При этом данная статья допускает защиту гражданских прав как указанными в ней способами, так и иными способами, предусмотренными законами.
Способы защиты гражданских прав составляют систему мер, направленных на защиту и обеспечение неприкосновенности собственности и свободное осуществление субъективных гражданских прав, и предопределены правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение.
Заявляя о защите нарушенного права, заявитель должен был выбрать один из незапрещенных законом способов или использовать одновременно несколько способов, и сослаться на закон, определяющий выбранный им способ защиты нарушенного права.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляется путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Из системного толкования указанных норм права следует, что гражданское законодательство по разному определяет круг лиц, которые могут заявлять требования, связанные с недействительностью сделки. В отношении последствий недействительности ничтожной сделки требование может быть предъявлено любым заинтересованным лицом, что отвечает общественным интересам. При оспаривании сделки круг управомоченных заявителей уже, и требование может быть заявлено только указанными в Гражданском Кодексе лицами. Это ограничительное правило введено в интересах надежности имущественного оборота и устойчивости совершаемых сделок, прежде всего договоров.
Частью 1 ст. 52 АПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Как следует из представленных материалов, в рамках настоящего дела оспаривается государственный контракт № 1 от 18.12.2010 г., предметом которого является поставка ООО «Автомир-32» ГКУ «Центр занятости населения Выгоничского района» легкового автомобиля марки ToyotaCamry. Таким образом, заявитель наделен правом на обращение в арбитражный суд с настоящим иском.
В качестве оснований для признания государственного контракта № 1 от 18.12.2010 г. недействительным заявитель ссылается на ч.ч. 1 и 2 ст. 34 Закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ либо Закон о размещении заказов) документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Заявитель указал, что при этом размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд может производиться лишь в порядке, установленном Законом № 94-ФЗ, учитывая цели, указанные в ч. 1 ст. 1 данного Закона: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные, внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах. В документации об аукционе по закупке легкового автомобиля для ГУ «Центр занятости населения Выгоничского района» указаны такие требования к техническим и функциональным характеристикам поставляемого легкового автомобиля, которые не допускают изменений, в том числе и в сторону улучшения указанных параметров, и которые соответствуют только параметрам одного автомобиля - марки ToyotaCamry.
По мнению заявителя, включение заказчиком в документацию об аукционе таких жестких параметров поставляемого легкового автомобиля влечет ограничение количества участников размещения заказа и не соответствует природе аукциона (ст. 32 Закона № 94-ФЗ) и целям его проведения (ст. 1 Закона № 94-ФЗ).
Суд не может согласиться с данным утверждением в виду следующего.
Как следует из материалов дела, в приложении к информационной карте аукциона от 29.10.2010 указаны технические характеристики и комплектация легкового автомобиля: легковой автомобиль должен быть новый 2010 года выпуска, не бывший в употреблении; цвет 202 AstralBlack (черный); габаритные размеры (мм) -4815 (+- 10)/1820 (+-10)/1480 (+-10); снаряженная масса (кг) - 1540 (+-2)-1620 (+-2); двигатель 2,4 бензиновый; тип 4-цилиндровый, рядный; максимальная мощность 123 кВт (167 л.с.) при 6000 об/мин; коробка передач 5-ступенчатая автоматическая ; максимальная скорость (км/ч) 205; разгон 0-100 км/ч (сек) 9,3; расход топлива (л / 100 км): городской цикл - 13,6 загородный цикл - 7,8; смешанный цикл - 9,9; емкость топливного бака (л) - 70. Комплектация машины: антиблокировочная тормозная система (ABS); система распределения тормозного усилия (EBD); усилитель экстренного торможения; подушки безопасности: фронтальные, боковые; шторки безопасности; иммобилайзер; центральный замок с дистанционным управлением, и сигнализацией; автосигнализация б/с пейджер ж.к. (2 брелка); сирена автономная + акб; блокиратор КПП; разделительный климат-контроль; ионизатор воздуха; салонный фильтр; гидроусилитель руля; регулировка высоты и наклона рулевой колонки; многофункциональное рулевое колесо; аудиовыход AUX; CD-магнитола с поддержкой MP3/WMA и функцией Blutooth, 6 динамиков; встроенный CD-чейнджер на 6 дисков; система подсветки приборной панели; передние и задние ультразвуковые
датчики парковки; датчик дождя; датчик света; велюровый салон; отделка
салона вставками под дерево; обогрев сидений; складывающиеся задние сиденья; электрохромное зеркало заднего вида; боковые зеркала с электроприводом,функцией складывания и обогревом; электростеклоподъемники всех дверей с доводчиками; подогрев заднего стекла; передние противотуманные фары; омыватель фар; задний противотуманный фонарь; дополнительный стоп-сигнал; дисковые тормоза всех колес; брызговики передних и задних колес; легкосплавные колеса 215/60 R16; полноразмерное запасное колесо; защита картера карбон; коврики в салоне резиновые черные 4 штуки; коврик в багажнике резиновый черный 1 штука; защита колесных арок (локеры) 4 штуки; дефлекторы окон; набор автомобилиста (знак, огнетушитель, трос); тонировка задних стекол пленкой.
В соответствии с протоколом № 344 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 29.11.2010 аукцион признан несостоявшимся (п. 8.2 протокола) в связи с поступлением одной заявки - от ООО «Автомир-32».
По результатам рассмотрения заявок с единственным участником - ООО «Автомир-32» заказчиком (ГУ «Центр занятости населения Выгоничского района») 18.12.2010 заключен государственный контракт № 1 на поставку нового легкового автомобиля ToyotaCamry. Цена контракта составила 1 043 550 руб.
Указанный контракт исполнен, денежные средства в полном объеме перечислены.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов целью данного закона является обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В пункте 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов установлено, что при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе, в том числе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На основании части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно частям 1, 3 статьи 36 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов (часть 1).
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 данного закона (часть 2).
Из указанных норм следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Судом учтен факт, что антимонопольной службой на основании материалов, представленных прокуратурой Выгоничского района, по факту нарушения требования ч. 3.1 ст.34 Закона о размещении заказов возбуждено административное дело. По результатам рассмотрения которого, согласно постановлению № 28 от 08.02.2011 г., ущерба общественным отношениям обнаружено не было, в связи с малозначительностью производство по делу прекращено.
Требования, установленные заказчиком к характеристикам автотранспорта, не влекут ограничения количества участников размещения заказа, поскольку в них отсутствует указание на принадлежность к конкретному производителю ввиду неустановления точных характеристик товара. Характеристики, указанные в документации об аукционе от 29.11.2010 г. дают возможность потенциальному поставщику предложить к поставке товар эквивалентный товару, требующемуся заказчику. Заказчик исходил из потребностей в транспортном средстве с учетом своей деятельности, имеющихся лимитов денежных средств, указал интервальные значения параметров. На основании чего, суд делает вывод о том, что указание заказчиком в документации об аукционе конкретных технических параметров товара не влечет за собой ограничения количества участников, в связи с чем, утверждение заявителя об ограничении круга участников является необоснованным.
Следовательно, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования о признании сделки, оформленной государственным контрактом № 1 от 18.12.2010 г., заключенным между ГУ «Центр занятости населения Выгоничского района» и ООО «Автомир-32» недействительной.
При обращении в суд с настоящим иском заявитель указал о применении последствий недействительности государственного контракта № 1 от 18.12.2010 г. в виде взыскания с ООО «Автомир-32» в пользу ГКУ «Центр занятости населения Выгоничского района» 1043550 руб. и обязании ГУ «Центр занятости населения Выгоничского района» возвратить ООО «Автомир-32» легковой автомобиль ToyotaCamry, государственный номер <***> 2010 года выпуска.
Указанное требование подлежит отклонению в виду следующего.
Как следует из п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно акту приема-передачи автомобиль ToyotaCamry, государственный номер <***> 2010 года выпуска передан ГУ «Центр занятости населения Выгоничского района» 28.12.2010, принят без замечаний по поводу технического стояния, что подтверждается товарной накладной № ТБР-АОР/АМ-323 от 28.12.2010. В связи с тем, что период эксплуатации автомобиля с момента его поставки на момент принятия искового заявления составляет 2 месяца, стоимость автомобиля уменьшилась на 15% от первоначальной стоимости и составляет 887 017 руб.
Поскольку требование о признании государственного контракта отклонено судом, требование о применении последствий его недействительности путем взыскания с ООО «Автомир-32» в пользу ГКУ «Центр занятости населения Выгоничского района» 1043550 руб. и обязании ГУ «Центр занятости населения Выгоничского района» возвратить ООО «Автомир-32» легковой автомобиль ToyotaCamry, является необоснованным.
При таких обстоятельствах довод истца, приведенный в обоснование заявленных требований, противоречит не только фактическим обстоятельствам дела, но и нормам закона и не подтвержден соответствующими доказательствами, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными государственная пошлина уплачивается в размере 4 000 рублей.
Следовательно, государственная пошлина по настоящему делу составляет 4 000руб.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных органов и (или) общественных интересов.
Таким образом, данная норма налогового законодательства освобождает заявителя от уплаты государственной пошлины по настоящему иску.
Одновременно с исковым заявлением истцом заявлено ходатайство об обеспечении иска. В качестве обеспечительной меры определением Арбитражного суда Брянской области от 15.02.2011 г. наложен арест на имущество, принадлежащее ГУ «Центр занятости населения Выгоничского района» - автомобиль ToyotaCamri, государственный номер <***> 2010 года выпуска.
В соответствии с ч. 5 ст. 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с отказом заявителю в иске, обеспечительная мера в виде наложения ареста на имущество, принадлежащее ГУ «Центр занятости населения Выгоничского района» - автомобиль ToyotaCamri, государственный номер <***> 2010 года выпуска сохраняет свое действие до вступления в законную силу решения суда от 12.05.2011 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Первого заместителя прокурора области о признании сделки, оформленной государственным контрактом № 1 от 18.12.2010 г., заключенным между ГУ «Центр занятости населения Выгоничского района» и ООО «Автомир-32» недействительной и применении последствий ее недействительности в виде взыскания с ООО «Автомир-32», 1043550 руб. и обязании ГУ «Центр занятости населения Выгоничского района» возвратить ООО «Автомир-32» легковой автомобиль ToyotaCamri, государственный номер <***> 2010 года выпуска, отказать.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в г.Туле.
СУДЬЯ Т.К.Абалакова