241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
город Брянск Дело № А09-8601/2020
ноября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 10.11.2020г.
Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Солдатова А.А.,
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кучерявой О.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Техноэлектромонтаж», г.Брянск (ИНН <***> ОГРН <***>);
к ассоциации саморегулируемой организации «Брянское Объединение Строителей», п.Путевка Брянского района Брянской области (ИНН <***> ОГРН <***>);
о признании незаконным решение саморегулируемой организации об исключении из членов организации
при участии:
от истца: ФИО1, (доверенность от 08.09.2020),
от ответчика: ФИО2, (доверенность от 13.02.2020),
У С Т А Н О В И Л :
общество с ограниченной ответственностью «Техноэлектромонтаж», г. Брянск, (далее – истец, ООО «Техноэлектромонтаж») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к ассоциации саморегулируемой организации «Брянское Объединение Строителей», пос.Путёвка Брянского района Брянской области, (далее – ответчик, А СРО «БОС») о признании незаконным решения совета ассоциации Саморегулируемая организация «Брянское Объединение Строителей», оформленного протоколом №12 от 08.06.2020, в части применения меры дисциплинарного воздействия в виде исключения из членов организации.
Определением суда от 14.09.2020 исковое заявление ООО «Техноэлектромонтаж» принято к производству.
Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дал пояснения по существу рассматриваемого спора.
Представители истца и ответчика представили дополнительные пояснения.
Документы, представленные истцом и ответчиком, приобщены судом к материалам дела.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, в том числе дополнительно представленные, суд установил следующее.
ООО «Техноэлектромонтаж» являлось членом саморегулируемой организации - Ассоциация Саморегулируемая организация «Брянское Объединение Строителей» (далее – А СРО «БОС») по 08.06.2020.
Поскольку истцом не были оплачены членские взносы за 1-4 кварталы 2019 года, а также за 1 квартал 2020 года, что явилось грубым нарушением требований устава и внутренних документов Ассоциации Саморегулируемая организация «Брянское Объединение Строителей», 08.06.2020 Советом ответчика было принято решение об исключении истца из членов саморегулируемой организации по следующему основанию: неоднократная неуплата в течение одного года или неоднократное нарушение в течение одного года срока оплаты в Ассоциацию членских взносов согласно п.п. 3 п. 14.2 ст. 14 Устава Ассоциации и п.п. 3 п. 5.4. Положения о членстве Ассоциации.
Не согласившись с указанным решением и полагая, что оно принято с нарушением требований закона, ООО «Техноэлектромонтаж» обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения совета ассоциации Саморегулируемая организация «Брянское Объединение Строителей», оформленного протоколом №12 от 08.06.2020, в части исключения из членов организации.
Суд полагает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, А СРО «БОС» является некоммерческой корпоративной саморегулируемой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации (Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ),Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ)и от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон № 315-ФЗ), и основанной на членстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
Статус саморегулируемой организации приобретен ею в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона № 7-ФЗ компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с названным законом и иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона № 315-ФЗ особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.
Статьей 55.7 ГрК РФ установлено, что членство индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации прекращается по основаниям и в случаях, которые указаны в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях».
Часть 1 статьи 55.7 ГрК РФ гласит, что саморегулируемая организация имеет право установить внутренними документами саморегулируемой организации дополнительные основания для исключения из членов саморегулируемой организации.
Саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица также при неисполнении двух и более раз в течение одного года предписаний органов государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, в иных случаях, установленных внутренними документами саморегулируемой организации (п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ).
Основания и порядок прекращения членства в Ассоциации установлены разделом 5 Положения о членстве в Ассоциации Саморегулируемой организации «Брянское Объединение Строителей», в том числе о требованиях к членам Ассоциации, о размере, порядке расчета и уплаты вступительного взноса, членских взносов, утвержденным решением Общего собрания членов Ассоциации от 27.03.2019 (протокол № 20).
К числу таких оснований, в соответствии с п.п.2 п.5.1 Положения о членстве, относится исключение из членов Ассоциации по решению Ассоциации.
Согласно подпункту 3 пункта 5.4 Положения о членстве Ассоциация вправе принять решение об исключении из членов Ассоциации индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае неоднократной неуплаты в течение одного года или неоднократное нарушение в течение одного года срока оплаты в Ассоциацию членских взносов.
В соответствии со ст. 55.7 ГрК РФ, п. 5.5 Положения о членстве, решение об исключении из членов Ассоциации индивидуального предпринимателя или юридического лица принимается постоянно действующим коллегиальным органом управления Ассоциации.
Истец в исковом заявлении со ссылкой на часть 9 статьи 9 Закона № 315-ФЗ полагает, что в случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.
Статья 9 Закона № 315-ФЗ регламентирует порядок осуществления контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов и часть 8 статьи 9, а не 9, как указано в исковом заявлении, действительно обязывает орган контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации в случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации материалы проверки передавать в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, который, в соответствии со статьей 19 Закона № 315-ФЗ, относится к специализированным органам саморегулируемой организации и в обязательном порядке создается постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации (Советом).
Вопросы, отнесенные к компетенции Совета, установлены частью 7 статьи 17 Закона № 315-ФЗ. К таким вопросам относятся, в том числе, принятие решения о вступлении в члены саморегулируемой организации или об исключении из членов саморегулируемой организации.
Статья 10 Закона № 315-ФЗ регламентирует порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации, обязательный для органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия (далее - Дисциплинарная комиссия).
Дисциплинарная комиссия согласно частям 1 и 2 статьи 10 Закона № 315-ФЗ рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, условий членства в саморегулируемой организации. Процедура рассмотрения жалоб и дел, содержание указанных нарушений определяются внутренними документами саморегулируемой организации.
Процедура рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов Ассоциации определена Положением о процедуре рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов Ассоциации саморегулируемой организации «Брянское Объединение Строителей», утвержденным решением Общего собрания членов Ассоциации от 12.04.2020 (протокол № 12) (далее - Положение о рассмотрении жалоб).
Данным Положением устанавливаются требования к содержанию жалоб и обращений, поступающих в Ассоциацию, порядок, сроки и процедура их рассмотрения, порядок принятия решений по жалобам и обращениям, а также порядок обжалования таких решений (п. 2.1 Положения о рассмотрении жалоб).
Согласно п. 2.1.1 Положения о рассмотрении жалоб, жалоба - это письменное обращение физического или юридического лица в Ассоциацию о нарушении членом Ассоциации обязательных требований, о неисполнении или ненадлежащем исполнении членом Ассоциации договорных обязательств, содержащее доводы заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена Ассоциации нарушают или могут нарушить права заявителя.
Таким образом, часть 3 статьи 10 Закона № 315-ФЗ устанавливает для Дисциплинарной комиссии обязанность приглашать на свои заседания лиц, направивших жалобу, то есть, письменное обращение физического или юридического лица в Ассоциацию о нарушении членом Ассоциации обязательных требований, о неисполнении или ненадлежащем исполнении членом Ассоциации договорных обязательств, а также членов саморегулируемой организации, в отношении которых рассматриваются дела о применении мер дисциплинарного воздействия по результатам рассмотрения жалоб.
Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия в случаях, установленных саморегулируемой организацией, вправе принять решение о применении меры дисциплинарного воздействия - рекомендации об исключении лица из членов саморегулируемой организации, подлежащей рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации (п. 4 ч. 4 ст. 10 Закона № 315-ФЗ).
Согласно ст. 17.3. Устава Ассоциации специализированным органом ответчика по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия является дисциплинарная комиссия, действующая на основании Положения о дисциплинарной комиссии, принятого решением Света ответчика от 06.04.2017 (Протокол № 09).
В соответствии с п. 2.1. Положения о дисциплинарной комиссии, дисциплинарная комиссия является специализированным органом Ассоциации по рассмотрению дел о применении в отношении членов Ассоциации мер дисциплинарного воздействия, образованным в соответствии с Уставом Ассоциации.
Согласно п. 4.1. Положения о дисциплинарной комиссии, дисциплинарная комиссия рассматривает дела о применении в их отношении мер дисциплинарного воздействия в соответствии с порядком и процедурой, установленными Положением о системе мер дисциплинарного воздействия.
Согласно п. 5.5. Положения о дисциплинарной комиссии, при подготовке к рассмотрению на открытом заседании Дисциплинарной комиссии дел о нарушениях, лица, участвующие в деле, в письменной форме уведомляются о дате, времени и месте проведения заседания Дисциплинарной комиссии с использованием любых средств связи.
В соответствии с п. 4.1. Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел в Ассоциации Саморегулируемой организации «Брянское Объединение Строителей», утвержденной решением Общего собрания членов Ассоциации (Протокол № 20 от 27.03.2019), рассмотрение дел о применении в отношении членов Ассоциации мер дисциплинарного воздействия проводится в виде заседаний Специализированного органа Ассоциации.
Члены Ассоциации уведомляются Специализированным органом о дате, времени и месте проведения заседания Специализированного органа Ассоциации путем направления ему почтового, факсового, нарочного или иного извещения, в том числе, посредством электронной почты (п. 4.6. Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия).
Специализированный орган Ассоциации вправе рассмотреть дело в отсутствие члена Ассоциации лишь при наличии сведений о его извещении о дате и месте проведения заседания (п. 4.9. Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия).
При рассмотрении дела Специализированный орган Ассоциации должен непосредственно исследовать имеющиеся доказательства по делу, заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, а также огласить объяснения, показания, заключения, представленные в письменной форме (п. 4.10. Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия).
При рассмотрении дела член Ассоциации, в отношении которого ведется разбирательство, имеет права, закрепленные в п. 6 Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия:, в частности: 6.1.1. знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии; 6.1.2. представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, полученными в ходе мероприятий по контролю; 6.1.3. участвовать в исследовании доказательств; 6.1.4. делать заявления, давать объяснения Специализированному органу Ассоциации по существу рассматриваемых обстоятельств, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам; 6.1.5. задавать вопросы иным лицам, участвующим в деле; 6.1.6. заявлять ходатайства о назначении экспертизы, вызове свидетелей; 6.1.7. обжаловать решения Специализированного органа Ассоциации в порядке, установленном разделом 7 настоящего Положения.
Между тем, никаких заседаний дисциплинарной комиссии ответчика по рассмотрению вопроса о применении в отношении истца мер дисциплинарного воздействия не проводилось.
В соответствии с п. 7.1. Положения о дисциплинарной комиссии, решение дисциплинарной комиссии может быть обжаловано членом Ассоциации, в отношении которого принято указанное решение, в Совет Ассоциации в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения копии данного решения, либо в арбитражный суд или третейский суд.
Согласно Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия, принципами применения мер дисциплинарного воздействия являются: публичность (открытость) применения мер дисциплинарного воздействия (п. 1.З.1.); обязательность соблюдения установленной процедуры при применении мер дисциплинарного воздействия (п. 1.З.З.); применение мер дисциплинарного воздействия только в случае установления вины члена Ассоциации в нарушении обязательных требований (п. 1.3.4.); соответствие применяемой меры дисциплинарного воздействия тяжести (степени) допущенного нарушения (п. 1.3.5.).
Согласно п. 2.1. Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия, за нарушение обязательных требований к члену Ассоциации могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия: рекомендация об исключении лица из членов Ассоциации (п. 2.1.4.); исключение из членов Ассоциации (п. 2.1.5.).
Согласно п. 2.5.1. Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия, рекомендация об исключении лица из членов Ассоциации - мера дисциплинарного воздействия, предшествующая применению Ассоциацией меры дисциплинарного воздействия в виде исключения из членов Ассоциации и предоставляющая последний короткий срок (не более десяти дней) члену Ассоциации для исправления выявленных нарушений и применяется в случае неоднократной неуплаты в течение одного календарного года членских взносов (п. 2.5.2.2.).
Рекомендация об исключении лица из членов Ассоциации подлежит рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления Ассоциации (п.2.5.3. Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия), т.е. Советом Ассоциации (пп. 2 п. 17.2. Устава Ассоциации).
Заявитель не уведомлялся о заседании Совета Ассоциации о дате заседания по вопросу о прекращении членства в Ассоциации. Заявителю не был предоставлен десятидневный срок для погашения долга по членским взносам.
Таким образом, очевидно усматривается нарушение установленного порядка привлечения Истца к дисциплинарной ответственности в виде исключения из членов Ассоциации.
Согласно ч. 3 ст. 55.7 ГрК РФ решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица принимается общим собранием членов саморегулируемой организации. Указанное решение саморегулируемой организации об исключении из членов саморегулируемой организации может быть обжаловано в арбитражный суд (часть 5 названной статьи).
Ст. 11 Закона № 315-ФЗ предусмотрено, что любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Ответчик в своем отзыве указывает на то, что Совет Ассоциации не является органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, а нарушение, допущенное истцом, не выявлено в ходе осуществления контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации не является жалобой, процедура исключения истца из членов Ассоциации по решению Ассоциации ее коллегиальным органом управления в рамках предоставленных ему частью 7 статьи 17 Закона № 315-ФЗ полномочий не регламентируется нормами законодательства и внутренних документов Ассоциации, на которые истец ссылается в исковом заявлении в обоснование своих требований к ответчику.
Таким образом, исходя из логики ответчика, следует, что если кто-либо обратился с жалобой, т.е. письменным обращением, о нарушении истцом как членом Ассоциации обязательных требований к членам Ассоциации, то такая жалоба подлежит сначала рассмотрению дисциплинарной комиссией, а потом Советом Ассоциации согласно правилам, установленным Положением об утверждении мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел в Ассоциации Саморегулируемой организации «Брянское Объединение Строителей».
А раз такой жалобы в отношении истца не было, то применяется иной порядок привлечения члена Ассоциации к дисциплинарной ответственности в виде исключения из членов Ассоциации.
В судебном заседании представитель ответчика подтвердил доводы, изложенные в отзыве и указал, что привлечении к дисциплинарной ответственности за неоднократную неуплату в течение одного года или неоднократное нарушение в течение одного года срока оплаты в Ассоциацию членских взносов может осуществляться двумя способами:
1) путем подачи жалобы на действия члена СРО, а затем рассмотрения этой жалобы дисциплинарной комиссией Ассоциации и последующего решения Совета Ассоциации, принятого на основании решения Дисциплинарной комиссии, т.е. в рамках дисциплинарного производства;
2) передачи сведений о задолженности (не жалобы!) непосредственно в Совет Ассоциации, который в рамках своих полномочий выносит решение об исключении из членов СРО, т.е. вне рамок дисциплинарного производства.
Как было указано, истец был лишен членства в СРО вторым способом.
Между тем, данный вывод ответчика основан на неверном толковании норм права и нарушает принцип правовой определенности (ясность, недвусмысленность и согласованность правовых норм, правоприменительных решений).
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 315-ФЗ орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами условий членства в саморегулируемой организации.
Следовательно, вывод ответчика о том, что дисциплинарная комиссия рассматривает исключительно жалобы на действия членов СРО, противоречит указанной норме права, согласно которой указанная комиссия должна рассматривать также и дела о нарушении членами СРО условий членства в саморегулируемой организации.
Условия членства в Ассоциации Саморегулируемая организация «Брянское Объединение Строителей» установлены Положением о членстве в Ассоциации Саморегулируемой организации «Брянское Объединение Строителей», в том числе о требованиях к членам Ассоциации, о размере, порядке расчета и уплаты вступительного взноса, членских взносов, утвержденных решением очередного Общего собрания членов Ассоциации Саморегулируемой организации «Брянское Объединение Строителей» (протокол № 20 от 27 марта 2019 года).
Согласно п. 1.2. Положения о членстве, указанное Положение устанавливает требования к членству в Ассоциации и определяет в том числе порядок внесения (уплаты) в Ассоциацию членских взносов, а также основания и порядок прекращения членства в Ассоциации.
В соответствии с п. 4.1. Положения о членстве размеры вступительного и членских взносов, виды и размеры иных целевых (дополнительных имущественных) взносов и порядок их уплаты устанавливаются настоящим Положением и могут быть изменены путем внесения изменений в настоящее Положение.
Согласно п. 4.3.1. Положения о членстве размер членского взноса в Ассоциацию составляет 4500 рублей в месяц.
Согласно п. 4.3.2. Положения о членстве членские взносы уплачиваются каждым членом Ассоциации ежеквартально не позднее десятого числа первого месяца квартала (не позднее 10 января, 10 апреля, 10 июля, 10 октября) путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Ассоциации. При этом датой уплаты членского взноса считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Ассоциации.
Таким образом, обязанность по оплате членского взноса является одним из условий членства в Ассоциации СРО «БОС».
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 315-ФЗ контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок. Согласно ч. 4, 5 указанной статьи основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также иные основания для проведения внеплановой проверки.
В соответствии с ч. 8 ст. 9 Закон № 315-ФЗ в случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации условий членства в саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.
Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами условий членства в саморегулируемой организации (ч. 1 ст. 10 Закона № 315-ФЗ).
Процедура рассмотрения указанных в части 1 данной статьи жалоб и дел, содержание указанных нарушений определяются внутренними документами саморегулируемой организации (ч. 2 ст. 10 Закона № 315-ФЗ).
Согласно ст. 17.3. Устава Ассоциации специализированным органом ответчика по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия является дисциплинарная комиссия, действующая на основании Положения о дисциплинарной комиссии, принятого решением Совета ответчика от 06.04.2017 (Протокол № 09).
В соответствии с п. 2.1. Положения о дисциплинарной комиссии, дисциплинарная комиссия является специализированным органом Ассоциации по рассмотрению дел о применении в отношении членов Ассоциации мер дисциплинарного воздействия.
Согласно п. 4.1. Положения о дисциплинарной комиссии, дисциплинарная комиссия рассматривает дела о применении в их отношении мер дисциплинарного воздействия в соответствии с порядком и процедурой, установленными Положением о системе мер дисциплинарного воздействия.
Согласно п. 5.5. Положения о дисциплинарной комиссии, при подготовке к рассмотрению на открытом заседании дисциплинарной комиссии дел о нарушениях, лица, участвующие в деле, в письменной форме уведомляются о дате, времени и месте проведения заседания дисциплинарной комиссии с использованием любых средств связи.
В соответствии с п. 4.1. Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел в Ассоциации Саморегулируемой организации «Брянское Объединение Строителей», утвержденной решением Общего собрания членов Ассоциации (Протокол № 20 от 27.03.2019), рассмотрение дел о применении в отношении членов Ассоциации мер дисциплинарного воздействия проводится в виде заседаний специализированного органа Ассоциации.
Члены Ассоциации уведомляются специализированным органом о дате, времени и месте проведения заседания Специализированного органа Ассоциации путем направления ему почтового, факсового, нарочного или иного извещения, в том числе, посредством электронной почты (п. 4.6. Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия).
Специализированный орган Ассоциации вправе рассмотреть дело в отсутствие члена Ассоциации лишь при наличии сведений о его извещении о дате и месте проведения заседания (п. 4.9. Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия).
При рассмотрении дела специализированный орган Ассоциации должен непосредственно исследовать имеющиеся доказательства по делу, заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, а также огласить объяснения, показания, заключения, представленные в письменной форме (п. 4.10. Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия).
При рассмотрении дела член Ассоциации, в отношении которого ведется разбирательство, имеет права, закрепленные в п. 6 Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия, в частности: 6.1.1. знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии; 6.1.2. представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, полученными в ходе мероприятий по контролю; 6.1.3. участвовать в исследовании доказательств; 6.1.4. делать заявления, давать объяснения Специализированному органу Ассоциации по существу рассматриваемых обстоятельств, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам; 6.1.5. задавать вопросы иным лицам, участвующим в деле; 6.1.6. заявлять ходатайства о назначении экспертизы, вызове свидетелей; 6.1.7. обжаловать решения Специализированного органа Ассоциации в порядке, установленном разделом 7 настоящего Положения.
Между тем, никаких заседаний дисциплинарной комиссии Ассоциации по рассмотрению вопроса о применении в отношении истца мер дисциплинарного воздействия не проводилось.
Согласно п. 1.2. Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия в данном Положении устанавливается система мер дисциплинарного воздействия в отношении членов Ассоциации, определяются органы Ассоциации, уполномоченные на применение мер дисциплинарного воздействия, а также определяется порядок рассмотрения дел о применении к членам Ассоциации мер дисциплинарного воздействия.
Согласно п. 2.1. Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия, за нарушение обязательных требований к члену Ассоциации могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия: рекомендация об исключении лица из членов Ассоциации (п. 2.1.4.); исключение из членов Ассоциации (п. 2.1.5.).
Согласно п. 2.5.1. Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия, рекомендация об исключении лица из членов Ассоциации - мера дисциплинарного воздействия, предшествующая применению Ассоциацией меры дисциплинарного воздействия в виде исключения из членов Ассоциации и предоставляющая последний короткий срок (не более десяти дней) члену Ассоциации для исправления выявленных нарушений и применяется в случае неоднократной неуплаты в течение одного календарного года членских взносов (п. 2.5.2.2.).
Рекомендация об исключении лица из членов Ассоциации подлежит рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления Ассоциации (п.2.5.3. Положения об утверждении мер дисциплинарного воздействия), т.е. Советом Ассоциации (пп. 2 п. 17.2. Устава Ассоциации).
В соответствии с п. 16.3. Устава Ассоциации, член Ассоциации, в отношении которого в Совет Ассоциации поступили сведения о допущенном им нарушении, должен быть письменно извещен о поступлении соответствующих материалов Совет Ассоциации. Член Ассоциации вправе ознакомиться с ними, а также представить свои объяснения; названный член Ассоциации вправе присутствовать на заседании Совета Ассоциации, рассматривающего материалы о допущенном им нарушении; для обеспечении данного права Совет Ассоциации, либо по поручению Совета Ассоциации Директор Ассоциации, обязаны проинформировать члена Ассоциации о дате, времени и месте рассмотрения указанных материалов в письменном виде (в том числе с использованием средств электронной связи, сети «Интернет» и тп.) в день принятия решения о проведении заседания Совета Ассоциации, но не позднее, чем за семь дней до рассмотрения соответствующих материалов.
Таким образом, процедура исключения члена саморегулируемой организации по причине неуплате членского взноса урегулирована как положениями Закона № 315-ФЗ, так и внутренними документами ответчика.
Ответчиком нарушены указанные процессуальных норм при решении вопроса о прекращении членства истца в Ассоциации СРО «БОС», а именно:
1) отсутствие внеплановой проверки, выявившей задолженность истца по оплате членских взносов, результаты которой должны были быть направлены в дисциплинарную комиссию;
2) отсутствие рассмотрения дела в отношении истца в дисциплинарной комиссии;
3) отсутствие рекомендации об исключении лица из членов Ассоциации, принятой дисциплинарной комиссией;
4) отсутствие уведомления истца о заседании Совета Ассоциации.
Таким образом, очевидно усматривается нарушение установленного порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде исключения из членов Ассоциации.
Также необходимо отметить, что само по себе наличие долга по оплате членских взносов не имеет правового значения в настоящем споре, т.к. истцом оспаривается именно нарушение процедуры при привлечении члена СРО к дисциплинарной ответственности в виде исключения и членов СРО.
При изложенных обстоятельствах требования истца о признании недействительным решения совета ассоциации «организации «Брянское Объединение Строителей», оформленного протоколом №12 от 08.06.2020, в части исключения из членов организации подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 6000 руб.
При подаче искового заявления в суд истцом по чеку-ордеру от 08.09.2020 операция 70 уплачена государственная пошлина в размере 6000 руб.
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 6000 руб. относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Совета Ассоциации «Саморегулируемая ассоциация строителей», оформленное протоколом №12 от 08.06.2020г. в части применения к ООО «Техноэлектромонтаж» меры дисциплинарного воздействия в виде исключения из членов Ассоциации «Саморегулируемая организация «Брянское объединение строителей».
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тула. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.
Судья А.А. Солдатов