ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-8744/16 от 21.09.2016 АС Брянской области

Арбитражный суд Брянской области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации  

Решение

город Брянск Дело № А09-8744/2016

  сентября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 21.09.2016г.

Арбитражный суд Брянской области в составе: судьи Кулинич Е.И.,    

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волвенковой Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения "Брянский клинико - диагностический центр" 

к ГУ МЧС по Брянской области

о признании незаконным предписания от 05.04.2016г. №149/1/1

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Соколина И.В. - представитель (д. б/н от 04.07.2016), Егорова Е.С. - представитель (д. б/н от 04.07.2016),

от ответчика: Якушев В.Н. - старший инспектор (д. №27 от 25.05.2016),

установил:

Государственное автономное учреждение здравоохранения "Брянский клинико - диагностический центр" (далее – ГАУЗ "Брянский клинико - диагностический центр") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным предписания от 05.04.2016г. №149/1/1, вынесенного старшим инспектором ОНД по г.Брянску ГУ МЧС по Брянской области по устранению в срок до 01.02.2017г. нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование, представитель ГУ МЧС по Брянской области требования не признал.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее:

В период с 16.03.2016 по 12.04.2016 на основании Распоряжения начальника ОНД по г.Брянску ГУ МЧС по Брянской области №149 от 03.03.2016г. в отношении ГАУЗ "Брянский клинико - диагностический центр" проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. По проверки составлен акт проверки № 149 от 05.04.2016 и вынесено предписание №149/1/1 от 05.04.2016 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Согласно выданному предписанию, ГАУЗ "Брянский клинико - диагностический центр" в срок до 01.02.2017 надлежит поменять пожарные шкафы (в лестничной клетке № 2 главного корпуса (со второго по восьмой этажи) и технический этаж здания;на восьмом этаже в клинико-диагностической лаборатории и отделении клинической морфологии; на седьмом этаже в медико-генетической консультации; на шестом этаже в отделении УЗИ и ФД и на пятом этаже в поликлиническом отделении; на третьем этаже в администрации; на втором этаже в лазерном офтальмологическом центре; в рентгенблоке с первого по второй этаж; на первом этаже главного корпуса (коридор- 2ПШ), кафе-1ПШ, зал заседаний (актовый зал)-1ПШ, выполненные из горючих материалов на металлические.

Ссылаясь на нарушение прав и законных интересов заявителя в виде возложения ГУ МЧС на заявителя обязанности по замене пожарных шкафов и незаконность предписания №149/1/1 от 05.04.2016, а также отсутствие денежных средств, ГАУЗ "Брянский клинико - диагностический центр" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Исходя из части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным правовым актом понимается акт, носящий индивидуально-разовый характер, содержащий властно-распорядительные предписания, затрагивающие права и законные интересы конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учреждением оспаривается предписание ОНД ГУ МЧС по Брянской области, которое является документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для заявителя распоряжения в силу статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности». Невыполнение в срок законного предписания является основанием для привлечения к административной ответственности.

Таким образом, предписание является ненормативным правовым актом, обжалование которого возможно в арбитражном суде.

Предписание должностного лица должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие нарушения должны быть доказанными, а требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание. Предписание должно содержать четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Содержащиеся в предписании требования должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Несоблюдение указанных требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".

В силу п.57 Правил, руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).

Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении.

Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов.

Согласно пунктам 1-8 предписания учреждению необходимо устранить нарушение требований пожарной безопасности, выразившееся в том, что корпуса пожарных шкафов, выполнены из горючих материалов и не соответствуют требованиям, установленным статьями 2, 37, 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», пунктом 4.4 НПБ 151-00, статьи 4, частью 4 статьи 107 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, частью 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании».

Согласно статье 2 Закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Федеральным законом №123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. В силу пункта 1 части 2 статьи 1 положения Федерального закона обязательны для исполнения, в том числе, при эксплуатации объектов защиты.

Согласно части 4 статьи 107 указанного Федерального закона пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов.

В силу пункта 4.4 НПБ 151-2000 "Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний", утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 27.12.2000 N 79, пожарный шкаф должен изготавливаться из листовой стали любой марки толщиной 1,0...1,5 мм. Допускается изготавливать ШП из других материалов, обеспечивающих выполнение требований настоящих норм.

В ходе проверки установлено, что пожарные шкафы, установленные на объекте защиты, выполнены из горючих материалов (древесные - ДСП и полимерные - пластик). При таких обстоятельствах требование контролирующего органа об устранении нарушения является правомерным.

Довод ГАУЗ "Брянский клинико - диагностический центр" о том, что надзорным органом в ходе проверки не проводилась экспертиза горючести материалов из которых выполнены пожарные шкафы, отклоняется судом.

В соответствии со справочником «Пожароопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справ. Изд.: в 2 книгах; кн.1/ А.Н.Баратов, А.Я. Корольченко, Г.Н.Кравчук и др. М., Химия, 1990, разработанным на основании проведенных исследовательских работ, представлены физико-химические свойства газообразных, жидких и твердых веществ, а также рассмотрены показатели их пожаровзрывоопасности. Данное издание разработано для применения служебной деятельности инженерно-техническими работниками пожарной охраны, научно-исследовательскими и проектными организациями.

Древесина - материал химический состав которого, на основании проведенных исследовательских работ со своими показателями, является горючим материалом, а в случае проведения огнезащитной обработки трудногорючим материалом, но не негорючим материалом.

Пластик - материал химический состав которого, на основании проведенных исследовательских работ обуславливает его показатели пожарной опасности, данный материал является горючим материалом, а в случае изменения его химического состава, трудногорючим, но не негорючим материалом.

Исходя из применения данных научно-исследовательских работ, инспектором ОНД по г.Брянску ГУ МЧС по Брянской области установлено, что пластик и древесина являются материалами, которые не являются негорючими материалами (копии физико-химических свойств на данные материалы полученные в результате исследовательских работ прилагаются к материалам дела), на основании вышеизложенного и применяя данные результаты исследований было принято, что материалы из которых изготовлены пожарные шкафы являются горючими.

Доводы заявителя о том, что пожарные шкафы в здании ГАУЗ "Брянский клинико - диагностический центр" были установлены в 1992 году и соответствовали действовавшим в то время требованиям пожарной безопасности, а также, что у Учреждения отсутствует обязанность приведения шкафов в соответствие с действующими нормами, судом отклоняются, поскольку требование, установленное частью 4 статьи 107 Федерального закона № 123-ФЗ обязательно для исполнения при эксплуатации здания в силу пункта 1 части 2 статьи 1 Закона.

В пункте 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что требования к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения, введенного в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным с такими зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения (пункт 1 части 1 статьи 42 Закона № 384-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 80 Закона №123-ФЗ при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.

Таким образом, указанные в оспариваемом предписании нарушения носят режимно-эксплуатационный, а не объемно-планировочный характер, поэтому должно быть устранено ГАУЗ "Брянский клинико - диагностический центр".

Высокая стоимость оборудования, длительность его установки и иные обстоятельства, на которые ссылается заявитель, а также отсутствие финансирования, не являются обстоятельством, исключающим необходимость соблюдения соответствующих требований пожарной безопасности.   

Кроме того, суд отмечает, что ГАУЗ "Брянский клинико- диагностический центр" является медицинским учреждением в котором ежедневно скапливается огромное количество людей.

Административный орган выявил нарушение, касающееся их безопасности, в связи с чем дальнейшая эксплуатация здания с такими нарушениями приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей при возможности возникновения пожара.

Факт допущенных нарушений подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки № 149 от 05.04.2016, кроме того судом установлено, что фактически заявителем выявленные нарушения признаются, поскольку аналогичные шкафы в здании ГАУЗ "Брянский клинико- диагностический центр" уже заменены на шкафы, соответствующие действующему законодательству.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также принять меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения (пп.1 п.1 ст.17 Закона №294-ФЗ).

Таким образом, в отношении выявленных нарушений требований пожарной безопасности ГУ МЧС России по Брянской области обоснованно выдало предписание №149/1/1 от 05.04.2016.

Оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям. Содержащиеся в пунктах предписания, признанных судом законными, формулировки, суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю.

Сроки исполнения оспариваемого в части предписания суд считает разумными, а предписание исполнимым.

Нарушений при проведении внеплановой выездной проверки, влекущих отмену результатов проверки в силу требований ст.20 Закона №294-ФЗ, судом не установлено.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленные Государственным автономным учреждением здравоохранения "Брянский клинико- диагностический центр" требования о признании недействительным предписания, вынесенного старшим инспектором ОНД по г.Брянску ГУ МЧС по Брянской области от 05.04.2016г. №149/1/1 по устранению в срок до 01.02.2017г. нарушений обязательных требований пожарной безопасности, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.

Судья                                                                                              Кулинич Е.И.