ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-9275/18 от 07.11.2018 АС Брянской области

Арбитражный  суд  Брянской  области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации  

Решение

город Брянск Дело № А09-9275/2018

  ноября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2018 года

Арбитражный суд  Брянской области в составе судьи  Грахольской И.Э. ,    

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Панченко Е.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мустанг Технологии Кормления» 

к Федеральная таможенная служба в лице Брянской таможни

о признании незаконным решения

при участии:

от заявителя: Ильина О.А. – представитель (доверенность №05 от 27.06.2017),

от заинтересованного лица: Ходотова М.А. – главный государственный таможенный инспектор  правового отдела (доверенность №03-62/144 от 07.11.2017), Аверин К.Е. – главный  государственный таможенный  инспектор отдела таможенного контроля после выпуска товаров (доверенность №06-62/14 от 17.01.2018),

В судебном заседании принимала участие Михальченко М.А. в качестве специалиста (личность судом удостоверена)

        Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Мустанг Технологии Кормления»  (в дальнейшем ООО «Мустанг Технологии Кормления», Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Федеральной таможенной службе в лице Брянской таможни о признании незаконным и отмене решения №101 02000/210/150518/Т000053 от 15.05.2018 по результатам таможенной проверки. Обязать Федеральную таможенную службу в лице Брянской таможни осуществить возврат незаконно взысканной суммы в размере 955 251,27руб.

Брянская таможня с заявлением не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

          ООО «Мустанг Технологии Кормления»(Покупатель), во исполнение внешнеторгового контракта № SINGGR-MTK/2016 от 25.07.2016 c фирмой «Gracefill Industries Pte. Ltd» (Сингапур, Продавец), задекларировало в регионе деятельности Брянской таможни в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления по ДТ №10102032/151116/0012252, №10102032/271116/0012779 товар - кормовая добавка «Актифат» для повышения продуктивности крупного рогатого скота: состав - пальмитиновая кислота - 80-85 %, олеиновая кислота - 10-12 %, миристиновая кислота - 0,5-1,5 %, линолевая кислота - 1,0-3,0 %, общее содержание жира - 99,9 %, не содержит ГМО, изготовитель «GRACEFILL INDUSTRIES SDN BHD», страна происхождения Малайзия, код ТН ВЭД ЕАЭС 2309909900. К товару применена ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%.

         16.11.2016 года товар по ДТ № 10102032/151116/0012252 выпущен в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

До выпуска товара по ДТ №10102032/151116/0012779 таможенным органом проверена достоверность заявленных сведений о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

По результатам таможенного контроля до выпуска товаров, по  ДТ                              №10102032/271116/0012779 принято решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 11.04.2017 № РКТ-10102000-17/000060. Товар классифицирован кодом ТН ВЭД ЕАЭС 1511901902. На основании данного решения к товару по ДТ                        №10102032/271116/0012779 применена ставка НДС 18%. Товар выпущен в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления 01.12.2016года.

Общество, не согласившись с принятым решением Брянской таможни о классификации товара, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о его оспаривании. Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.10.2017 по делу А09-10164/2017 решение таможенного органа о классификации товара признано незаконным и отменено. Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда  от 07.02.2018 судебное решение первой инстанции оставлено без изменений, апелляционная жалоба Брянской таможни без удовлетворения.

Во исполнение судебного решения, товар, задекларированный по ДТ                       №10102032/271116/0012779, подлежит классификации кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2309909609.

Брянской таможней в период с 12.03.2018 по 15.05.2018 проведена камеральная таможенная проверка по вопросу обоснованности применения налоговой ставки 10 процентов при уплате налога на добавленную стоимость, в отношении товаров, задекларированных ООО «Мустанг Технологии Кормления»   в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления по декларациям таможенным №10102032/151116/0012252 и №10102032/271116/0012779 .

По результатам камеральной таможенной проверки решения Брянского таможенного поста о применении налоговой ставки 10% при уплате налога на добавленную стоимость в отношении товара –  кормовая добавка «Актифат», задекларированного по ДТ №10102032/151116/0012252, ДТ №10102032/271116/0012779, признаны не соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Принято решение в области таможенного дела о взыскании налога на добавленную стоимость по ставке 18%  в отношении товара – кормовая добавка «Актифат», задекларированного по ДТ №10102032/151116/0012252, ДТ №10102032/271116/0012779.

В адрес ООО «Мустанг Технологии Кормления» направлены уведомления о  неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 26.06.2018года
№10102000/Ув2018/0000409, №10102000/Ув2018/0000410.

Обществом с ограниченной ответственностью «Мустанг Технологии Кормления» с учетом пени  оплачена сумма 955 251 рубль 27 коп.

ООО «Мустанг Технологии Кормления», считая, что его права нарушены решением о взыскании налога на добавленную стоимость по ставке 18%  в отношении товара – кормовая добавка «Актифат», обратилось  в арбитражный суд с заявлением.

Заявитель указывает, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для вынесения повторного решения в части размера, подлежащего начислению и уплате размера НДС в отношении товаров, заявленных в декларациях на товары и выставлении требований об уплате таможенных платежей.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 77  Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС) для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации декларации на товары, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза (в зависимости от классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС).

    В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового Кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации на территории Российской Федерации отдельных продовольственных товаров.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации продовольственных товаров, в том числе зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов. При этом коды видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 10 процентов, определяются Правительством Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 164 НК РФ, определяющем перечень товаров, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке 10%, кормовые добавки прямо не поименованы.

Перечень кодов видов вышеуказанных продовольственных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 908.

В Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 (далее - Перечень № 908), включены продукты, используемые для кормления животных, - код 2309 90 ТН ВЭД  (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак).

Согласно примечанию 1 к названному Перечню №908 для целей настоящего Приложения следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара.

В разделе «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы» Перечня поименованы «Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)».

В разделе «Мясо и мясопродукты» Перечня поименованы «Корма вареные из 2309 90 - корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме кормов для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц)».

В товарной подсубпозиции 2309 90 990 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются товары: «Продукты, используемые для кормления животных: прочие: прочие».

Согласно примечанию к группе 23 ТН ВЭД в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.

При этом  в соответствии с Пояснениями Коллегии Евразийской экономической комиссии к ТН ВЭД (Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4) в товарной позиции 2309 в неё включаются в том числе готовые продукты для дополнения (сбалансирования) хозяйственных, то есть произведенных в хозяйстве, кормов (кормовые добавки). «Хозяйственные» корма обычно имеют довольно низкое содержание белков, минеральных веществ или витаминов. Продукты, предназначенные для компенсации этих недостатков и обеспечения хорошо сбалансированного кормового рациона, состоят из белков, минеральных веществ или витаминов и дополнительного количества энергетических кормов (углеводов), выполняющих роль носителей для других ингредиентов.

Из текста Пояснений к ТН ВЭД следует, что в товарную позицию 2309 включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ.

Таким образом, кормовые добавки в НК РФ и Перечне прямо не поименованы, из положений ТН ВЭД ЕАЭС следует, что кормовая добавка - это не готовый продукт, предназначенный непосредственно для кормления животных, а готовый продукт, предназначенный для дополнения (сбалансирования) хозяйственных кормов для животных.

         Кроме того, кормовая добавка «АКТИФАТ» не может являться кормовой смесью и не может быть включена в Перечень согласно кода ОКП в виду следующего.

          Согласно  ГОСТ 23153-78 «Кормопроизводство. Термины и определения», а также  ГОСТ Р 52812-2007  «Смеси кормовые. Технические условия»  кормовая смесь – набор кормов, предназначенный для эффективного использования рационов животными. Кормовые смеси  вырабатываются из измельченных зерновых отходов и побочных продуктов хлебоприемных, мукомольных и крупяных предприятий с добавлением измельченного кормового зерна и минеральных компонентов, а также допускается использование побочных продуктов масложировой и сахарной промышленности.

В соответствии с ГОСТ Р 51848-2001  «Продукция комбикормовая термины и определения»   комбикорм, комбикормовая продукция представляет собой однородную смесь различных кормовых средств, предназначенную для скармливания животным конкретного вида, возраста и производственного назначения.  Комбикормовое сырье: кормовые средства и комбикормовые добавки, используемые в комбикормовом производстве. Комбикормовая добавка: природные и/или искусственные вещества или их смеси, вводимые в состав комбикормов, белково(амидо)-витаминно-минеральных концентратов в небольших количествах с целью улучшения их потребительских свойств и/или сохранения качества.

В ходе таможенного контроля до выпуска товара по ДТ 10102032/271116/0012779 произведен отбор проб и образцов товара и назначена таможенная экспертиза (по ДТ №10102032/151116/0012252 задекларирован идентичный товар).

Экспертиза проведена главным государственным таможенным инспектором отдела экспертизы пищевых товаров Экспертно-криминалистического таможенного управления г.Брянск Михальченко Натальей Алексеевной.

В соответствии с заключением таможенной экспертизы от 14.12.2016 г № 045042, товар – кормовая добавка «Актифат» для повышения продуктивности крупного рогатого скота, представляет собой пальмовый стеарин, полученный в результате фракционирования пальмового масла после кристаллизации. Пальмовый стеарин (твердые фракции пальмового масла) полноценным кормом не является, а используется в качестве добавки в корма животных. Помимо этого используется в пищевой промышленности – для производства маргаринов, закусочных масел, мучных изделий, а также в других отраслях промышленности. Товар не является готовым вареным кормом или продуктом для использования в качестве готового корма для животных. Изложенные свойства и состав товара и технология его производства Заявителем не оспариваются.

Данные выводы таможенного эксперта соответствуют положениям Инструкции по применению кормовой добавки АКТИФАТ (рег. № ПВИ-2-1014/04412), в которой указано, что  данная кормовая добавка, представляющая собой  сыпучий порошкообразный продукт, используется для повышения молочной и мясной   продуктивности крупно-рогатого скота  путем введения в кормосмеси на комбикормовых заводах или кормоцехах хозяйств, с помощью  существующих технологий смешивания, норма ввода 5-10% на тонну корма.

Ввезенный Обществом товар не является готовым вареным кормом, используемым для кормления животных; не является готовым продуктом, используемым для кормления животных; является кормовой добавкой, которая может входить в состав кормов в качестве повышения продуктивности крупного рогатого скота. Из инструкции по применению кормовой добавки «АКТИФАТ» также следует, что данную кормовую добавку вводят в корма и кормовые смеси на комбикормовых заводах или кормоцехах хозяйств, используя технологии смешивания (раздел III Инструкции по применению кормовой добавки).

Таким образом, согласно заключению таможенного эксперта кормовая добавка «АКТИФАТ» не является продуктом, используемым в качестве готового корма для животных, её невозможно отнести с таким категориям товаров как зерно, комбикорм, кормовая смесь, кормовые отходы, поименованным в ст.164 НК РФ и в Перечне постановления № 908.

В ходе судебного разбирательства ООО «Мустанг Технологии Кормления» заявлено ходатайство о проведении экспертизы.

В качестве экспертного учреждения указано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов.

На разрешение эксперта заявитель просил поставить следующие вопросы:

1) является ли кормовая добавка «Актифат» для повышения продуктивности крупного рогатого скота, продуктом, используемым для кормления животных;

2) возможно ли непосредственное скармливание кормовой добавки «Актифат» животным;

3) возможно ли скармливание кормовой добавки «Актифат» как корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птичек.

Ходатайство заявителя о проведении экспертизы судом оставлено без удовлетворения.

В качестве специалиста в судебном заседании приняла участие   главный государственный таможенный инспектор отдела экспертизы пищевых товаров Экспертно-криминалистического таможенного управления г.Брянск Михальченко Наталья Алексеевна.

На вопросы, поставленные заявителем Михальченко Н.А. пояснила, что на первый вопрос давала ответ в экспертном заключении. Кормовая добавка «Актифат» является продуктом, используемым для кормления животных. По третьему вопросу – отсутствует возможность скармливание кормовой добавки «Актифат» как корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птичек. Непосредственное скармливание кормовой добавки «Актифат» животным возможно только в количествах, указанных в инструкции по применению кормовой добавки. Это количество составляет несколько граммов, поэтому возможно применение кормовой добавки только при смешивании с другими кормами.

Иных вопросов заявителем не представлено.

В целях исключения необоснованных судебных издержек, затягивания судебного разбирательства, суд отказал в проведении экспертизы.

Суд учитывает, что по данной категории споров имеется сложившаяся  судебная практика. В частности, по делам № А09-7699/2017 (заявление ООО «Ньюсайенс корм» к Брянской таможне,  № А62-4559/2017 (заявление ООО «Мустанг Технологии Кормления» к Смоленской таможне), № А14-11249/2017 (заявление ООО «Шауманн Арги» к Воронежской таможне), № А60-17665/2017 (заявление ООО «Кормимпорт» к Екатеринбургской таможне),  № А78-16285/2015 (заявление ООО «Сигма-Сибирь» к Читинской таможне) суды пришли к выводу об обоснованном применении ставки НДС 18% в аналогичных случаях.

Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации по делам №№ А78-16285/2015, А78-6000/2015, А78-12466/2015, А60-17665/2017    вынесены определения № 302-КГ 16-19133 от 25.01.2017, № 302-КГ16-16188 от 08.02.2017, от 26.11.2016 № 302-КГ16-15589, от 10.04.2018 № 309-КГ18-3403.

Ссылку Общества на Письмо Министерства финансов РФ 25.06.2018   №03-03-07/43513 и письмо Минсельхоза РФ от 28.10.2016 №ИЛ-25-23/11799 в подтверждение применения ставки 10%  по НДС суд принять не может.

Письма  не содержат разъяснений по оспариваемому решению, носят рекомендательный характер и не является нормативно правовым актом, регламентирующим порядок применения ставок НДС. Разъяснения, данные указанными ведомствами, не могут противоречить требованиям, содержащимся в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации.  Приобщенные к материалам дела протоколы Минсельхоз России от 19.05.2016 № ДХ-21/149, от 26.05.2016 № 21-38 также не содержат разъяснений по спорному вопросу и не являются нормативными правовыми актами.

По вопросу обоснованности вынесения оспариваемого решения Брянской таможней при проведении повторной проверки установлено  следующее.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.10.2017 по делу № А09-10164/2017 отменено решение о классификации товара.

Предметом же камеральной таможенной проверки, формализованной актом камеральной таможенной проверки от 15.05.18                                        №10102000/210/150518/А000053, являлась обоснованность применения к товару налоговой ставки 10%. При этом обоснованность классификации товара кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2309909609 таможенным органом не проверялась и сомнению не подвергалась. Вопрос проверки не имеет никакого отношения к классификации товара. Количество форм таможенного контроля, которые могут быть проведены в отношении одного товара, законодательством не ограничено. Следовательно, в данном случае решение таможенного органа по результатам таможенной проверки, влекущее за собой применение к товару налоговой ставки 18%, повторным не является. Соответственно, решение вынесено правомочно.   

По вопросу «двойного взыскания суммы таможенных платежей», указанного на стр. 6 заявления, Брянская таможня сообщила, что в связи с изменением кода  ТН ВЭД ЕАЭС 2309909900 товара в 2017 году, задекларированного в ДТ №10102032/271116/0012779, в соответствии с Решением по классификации ТН ВЭД ЕАЭС от 11.04.2017 № РКТ-10102000-17/000060 в товарной подсубпозиции 1511901902 ТН ВЭД ЕАЭС, НДС применен со ставкой 18%, а ввозная таможенная пошлина со ставкой 3% по указанной ДТ.  По НДС довзыскана сумма в размере 387 850,55 руб., по пене 33 755,93 руб. (с чека от 30.11.2016 № 7238 - 405 217,01 руб., с п/п от 14.09.2017 № 6320 – 16 389,48 руб.).

В соответствии с постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2018 по делу № А09-10164/2017, вынесенного по заявлению ООО «Мустанг Технология Кормления», решение Арбитражного суда Брянской области от 25.10.2017 по делу № А09-10164/2017 оставлено без изменения, а жалоба Брянской таможни – без удовлетворения. Следовательно, в ДТ № 10102032/271116/0012779 товар классифицируется кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2309909900 с применением ставки ввозной таможенной пошлины в размере 5% и сниженной ставки НДС в размере 10%. Брянской таможней приняты решения о возврате излишне уплаченных/взысканных сумм таможенных платежей от 30.08.2018 №791-794 на сумму 421 606,49руб., денежные средства возвращены в адрес Общества.

После проведения Брянской таможней камеральной таможенной проверки вынесено решение № 10102000/210/150518/Т000053 от 15.05.2018 о применении в отношении указанного товара (кормовой добавки) ставки НДС в размере 18%. В адрес общества выставлены уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пени от 26.06.2018 №10102000/Ув2018/0000409 по ДТ №10102032/271116/0012779 и уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пени от 26.06.2018 № 10102000/Ув2018/0000410 по ДТ № 10102032/151116/0012252.   По ДТ №10102032/271116/0012779 доначислено и довзыскано таможенных платежей и пеней на сумму             472 057,55 руб. (НДС в сумме 405 217,01 руб.с п/п от 10.07.2018 № 4953, пеня по НДС в сумме 66 840,54 руб. с п/п от 10.07.2018 № 4954).

По ДТ №10102032/151116/0012252 доначислено и довзыскано таможенных платежей и пеней на сумму 483 193,72 руб.

Таким образом, Решение Брянской таможни №10102000/210/150518/Т000053 от 15.05.2018 по результатам камеральной проверки по ДТ №10102032/151116/0012252, №10102032/271116/0012779 является обоснованным и соответствует нормам законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Оснований для признания оспариваемых решений недействительными и возврате излишне уплаченных таможенных платежей не имеется.

Судебные расходы по оплате госпошлины относятся на заявителя в соответствии со ст.110 АПК РФ.

ООО «Мустанг Технологии Кормления» оплачена государственная пошлина по делу в сумме 3000руб. по платежному поручению №5969 от 16.08.2018.

Руководствуясь статьями 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Обществу с ограниченной ответственностью «Мустанг Технологии Кормления» отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Брянской  таможни №10102000/210/150518/Т000053 от 15.05.2018 и в требовании о возврате незаконно взысканной суммы 955 251руб.27коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тула. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.

Судья                                                                          Грахольская И.Э.