ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-9329/12 от 28.01.2013 АС Брянской области

Арбитражный суд Брянской области

  241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru e-mail: info@bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Решение

город Брянск Дело №А09-9329/2012

04 февраля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28 января 2013 г.

  Решение в полном объеме изготовлено 04 февраля 2013 г.

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Прудниковой М. С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полевой О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, г. Брянск (ИНН/ОГРН <***>/<***>)

к Брянской городской администрации, г. Брянск,

третье лицо - 1) Управление Федерального Казначейства по Брянской области, г. Брянск (ИНН/ОГРН <***>/<***>)

2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, г. Брянск,

3) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, г. Брянск,

о признании права федеральной собственности,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 – представитель (доверенность от 28.12.2012 г. № 01-7867),

от ответчика: 21.01.2013 г. не явился, 28.01.2013 г. ФИО2 – ведущий специалист (доверенность №1/06-2188 от 22.12.2012 г.),

от третьих лиц: 1) 21.01.2013 г. не явился, 28.01.2013г. ФИО3 – начальник юридического отдела (доверенность №6 от 27.12.2012 г.),

2) ФИО4 – ведущий специалист –эксперт (доверенность № 15-48/3 от 09.01.2013г.),

3) 21.01.2013 г. не явился, 28.01.2013 г. ФИО5 – заместитель начальника юридического отдела (доверенность №32/2012-06 от 17.02.2012 г.),

УСТАНОВИЛ:

Дело рассмотрено 28.01.2013 года после перерыва, объявленного в судебном заседании 21.01.2013 года в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее ТУ ФАУГИ в Брянской области), г. Брянск обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Брянской городской администрации, г. Брянск о признании права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества: телефонную канализацию Лит. VI, протяженностью 1065 п.м., наружные сети водопровода и канализации Лит. IV, Лит. III, протяженностью 499,8 п.м., наружный газопровод Лит. V, протяженностью 8,2 п. м., забор металлический Лит. I протяженностью 101,45 п.м., забор кирпичный Лит. II протяженностью 113,30 п.м., расположенные по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Крахмалева, д. 61.

Представитель ответчика возражает против признания права собственности на заборы как на объекты недвижимого имущества, в остальном полагает разрешение спора на усмотрение суда.

В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального Казначейства по Брянской области (далее УФК по Брянской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее Управление Росреестра по Брянской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области (далее ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области).

Представители третьих лиц УФК по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не заявили возражений против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Брянской области возражает против признания права собственности на заборы, ссылаясь на то, они не являются объектами недвижимого имущества подлежащими государственной регистрации.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон и третьих лиц, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела УФК по Брянской области на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок общей площадью 4823 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административные здания органов власти, расположенный по адресу: <...> (том 2 л.д. 143).

06.07.2007 г. Брянской городской администрацией выдано разрешение на строительство №RU32301000-119, в соответствии с которым УФК по Брянской области было разрешено строительство административного здания по адресу г. Брянск, Советский район на территории бывшего аэропорта (том 3 л.д. 30).

Согласно разрешений на ввод объекта в эксплуатацию от 10.02.2010 г. №RU32301000-499, №RU32301000-500 выданных Брянской городской администрацией построенные УФК по Брянской области объекты капитального строительства - административное здание общей площадью 4550 кв. м. и здание котельной общей площадью 43,1 кв. м., расположенные по адресу г.Брянск, Советский район, ул. Крахмалева, 61 были введены в эксплуатацию (том 1 л.д.39-42).

Право собственности на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано за Российской Федерацией в подтверждение чего в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права серии 32-АГ 791114 от 19.11.2010г., 32-АГ 792010 от 18.11.2010г. (том 2 л.д. 144, 145).

Проектом, разработанным ОАО проектно-строительная компания «Комфорт-проект» (лицензия Д 590128 регистрационный номер №ГС-1-32-02-26-0-3234031810 от 25.07.2005 г.) при строительстве административного здания УФК по Брянской области предусматривалось строительство телефонной канализации, наружных сетей водопровода и канализации, наружного газопровода, забора металлического и забора кирпичного (том 3 л.д. 73-97).

Согласно рабочей документации, актов приемки в процессе строительства административного здания и котельной были построены телефонная канализация Лит. VI, протяженностью 1065 п.м., наружные сети водопровода и канализации Лит. IV, Лит. III, протяженностью 499,8 п.м., наружный газопровод Лит. V, протяженностью 8,2 п. м., забор металлический Лит. I протяженностью 101,45 п.м., забор кирпичный Лит. II протяженностью 113,30 п.м., расположенные по адресу: <...>.

Физическое существование объектов подтверждается кадастровыми паспортами выданными ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» (том 1 л.д. 44-45, 56-57, 66-68, 89-90, 99-102).

В выдаче отдельных разрешений на ввод в эксплуатацию спорных объектов УФК по Брянской области было отказано в связи с не предоставлением документов предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса.

Управление Росреестра по Брянской области отказало истцу в государственной регистрации права собственности на спорные объекты по причине отсутствия разрешения на их строительство и ввод в эксплуатацию (том 3 л.д. 31-34, 39-42. 49-50, 56-57, 62-63).

Ссылаясь на необходимость произвести государственную регистрацию права собственности на объекты истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим исковым заявлением.

В соответствии с п.5.3 Положения о ТУ ФАУГИ в Брянской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009г. №49, территориальное управление имеет право обращаться в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.

Правоотношения, связанные с порядком приобретения права собственности, урегулированы главой 14 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Основаниями приобретения права собственности, как правило, являются сложные юридические составы, являющие собой совокупность фактических и юридических действий (а в отдельных случаях - и событий), с которыми закон связывает возникновение права собственности.

Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретаются этим лицом. По смыслу данной нормы для признания права собственности необходимо, чтобы объект недвижимого имущества был создан в соответствии с требованиями закона: на земельном участке, предоставленном в установленном порядке для строительства; с получением разрешения на строительство и иных необходимых документов; при наличии акта ввода объекта в эксплуатацию; при соответствии градостроительным и строительным нормам и правилам (статей 51, 52, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Абзацем 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации прав № 122-ФЗ установлено, что к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, относятся: земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

В соответствии с п. 1 ст. 4 названного Закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

В соответствии с п. 1 ст. 25 названного Закона право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

При этом п. 1 ст. 25.3 того же Закона установлено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из разрешения на строительство от 06.07.2007 г. №RU32301000-119 следует, что УФК по Брянской области было разрешено строительство административного здания.

В силу пункта "д" части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик к заявлению о выдаче разрешения на строительство прикладывает сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Определение сетей инженерно-технического обеспечения содержится в Правилах подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83).

Согласно пункту 2 данных Правил сетями инженерно-технического обеспечения является совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо, водоснабжения и водоотведения.

Канализация, наружные сети водопровода и канализации, наружный газопровод являются объектами инженерно-технического обеспечения административного здания.

В силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

При этом, учитывая, что объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (киоски, навесы и другие), указаны в п. 2 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а строения и сооружения вспомогательного использования отдельно обозначены в п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, последние объекты следует относить к объектам капитального строительства. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).

Законодатель не раскрывает понятия строения или сооружения вспомогательного назначения.

По мнению Минрегиона России, изложенному в письме от 25.06.2009 г. № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства», под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований». К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поэтому кроме правоустанавливающих документов на земельный участок, необходимо представить также документы, подтверждающие, что объект недвижимости, за регистрацией права собственности на который он обращается, не имеет самостоятельного назначения.

Эксплуатация административного здания невозможна без обслуживающих его объектов инженерной инфраструктуры, в том числе без телефонной канализации, наружных сетей водопровода и канализации, наружного газопровода. Поэтому телефонная канализация, наружные сети водопровода и канализации, наружный газопровод являются в данном случае сооружениями вспомогательного использования и разрешение на их строительство и на ввод в эксплуатацию не требуется в соответствии с п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

УФК по Брянской области получены технические условия на электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, газификацию, подключение к телефонной сети (том 3 л.д. 1069-113).

Согласно технических заключений ФГУП «Ростехинвентаризация» -«Федеральное БТИ» Брянский филиал от 21.05.2012 г., составленных по результатам технического обследования спорных объектов, сооружения, введенные в эксплуатацию в составе объекта административное здание, соответствуют действующим нормам и правилам, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, не создают угрозы жизни и здоровью граждан и пригодны для дальнейшей эксплуатации (том 2 л.д. 21-142).

Каких-либо споров по данным объектов с третьими лицами истец не имеет.

Учитывая, что строительство спорных объектов осуществлено за счет средств федерального бюджета, земельный участок, на котором осуществлены постройки находится в собственности Российской Федерации и предоставлен УФК по Брянской области на праве постоянного (бессрочного) пользования, сохранение построек не нарушает права и охраняемые законом интересы лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд считает требования ТУ Росимущества по Брянской области подлежащим удовлетворению в части признания права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества: телефонную канализацию Лит. VI, протяженностью 1065 п.м., наружные сети водопровода и канализации Лит. IV, Лит. III, протяженностью 499,8 п.м., наружный газопровод Лит. V, протяженностью 8,2 п. м., расположенных по адресу: <...>. При этом суд учитывает, что право федеральной собственности возникает, в том числе, и в результате хозяйственной деятельности по возведению построек государственными учреждениями.

В отношении признания права собственности на забор металлический протяженностью 101,45 п.м. и забор кирпичный протяженностью 113,30 п.м. требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку с учетом технических характеристик, обстоятельств создания и целевого назначения данные вещи не являются объектами недвижимого имущества.

Ссылка ТУ ФАУГИ в Брянской области на судебную практику в обоснование отнесения подобных объектов к недвижимому имуществу несостоятельна, поскольку вопрос о возможности распространения на тот или иной объект правового режима недвижимого имущества в каждом конкретном случае разрешается по результатам исследования в совокупности обстоятельств дела.

Довод ТУ ФАУГИ в Брянской области о том, что право собственности на заборы может быть признано и как на движимое имущество, не может быть принят во внимание. Как видно из искового заявления, ТУ ФАУГИ в Брянской области просит признать право собственности Российской Федерации на перечисленные им объекты именно как на недвижимое имущество, так как подтверждение в судебном порядке права на недвижимое имущество необходимо для последующей регистрации прав на него. Поскольку право собственности Российской Федерации на заборы никем не оспаривается и не нуждается в государственной регистрации, признания судом права собственности на него не требуется, а отказ в иске в данном случае не свидетельствует об отсутствии у истца права собственности на заборы как на движимое имущество.

Госпошлина по делу взысканию не подлежит, поскольку стороны освобождены от ее уплаты на основании ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 АПК РФ, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, г. Брянск удовлетворить частично.

Признать право собственности Российской Федерации на телефонную канализацию Лит. VI, протяженностью 1065 п.м., наружные сети водопровода и канализации Лит. IV, Лит. III, протяженностью 499,8 п.м., наружный газопровод Лит. V, протяженностью 8,2 п. м., расположенные по адресу: <...>.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Тула в месячный срок.

Судья М.С. Прудникова