ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А09-9647/14 от 08.04.2015 АС Брянской области

Арбитражный  суд  Брянской  области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации  

Решение

город Брянск           Дело № А09-9647/2014

14 апреля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 08.04.2015 года

Арбитражный суд  Брянской области в составе: судья  Черняков А.А. ,    

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбаневой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «МиниМед» о признании незаконным и отмене постановления Брянской таможни от 14.08.2015 года №10102000-937/2014 о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя: Акулова Д.В. - представитель (доверенность б/н от 20.06.2014 года);

от административного органа: Супроненко О.Н. - заместитель начальника ю/о (доверенность №06-62/08 от 12.01.2015 года); Островская Т.В. - старший уполномоченный (доверенность №06-62/25 от 12.01.2015 года);

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «МиниМед»  (далее – ООО  «МиниМед», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Брянской  таможни ( далее - административный орган, таможенный орган) по делу об административном правонарушении №10102000-937/2014 от 14.08.2015.

         Административный орган заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 17.04.2014 на Фокинский таможенный пост Брянской таможни декларантом ООО «МиниМед» подана в электронном виде ДТ № 10102150/170414/0007525 на товар «парафин твердый синтетический» (код ТН ВЭД 2412209000), вес брутто 1507 кг, вес нетто 1500 кг, перемещаемый ж/д транспортом на условиях поставки DАТ-Чимкент, заявленная таможенная процедура ЭК-10, отправитель товара ООО «МиниМед», получатель товара - ТОО «Контакт» (Республика Казахстан).

В выпуске парафина Обществу было отказано ввиду запрета на вывоз указанного товара с территории Российской Федерации, установленного Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов от 09 декабря 2010 года с изменениями, внесенными Протоколом от 24.12.2013, подписанным в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2013 № 2502-р.

Постановлением от 19.06.2014 № 10102000-697/2014 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП Российской Федерации с назначением ему  наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

При этом, 18.04.2014 на Брянский таможенный пост Брянской таможни (Центр электронного декларирования) декларантом - ООО «МиниМед»  подана в электронном виде ДТ № 10102180/180414/0000917 на тот же самый товар «парафин твердый синтетический» (код ТН ВЭД 2412209000), вес брутто 1507 кг, вес нетто 1500 кг, перемещаемый ж/д транспортом на условиях поставки DАТ-Чимкент, заявленная таможенная процедура ЭК-10, отправитель товара ООО «МиниМед», получатель товара - ТОО «Контакт» (Республика Казахстан).

В выпуске парафина Обществу также отказано по указанным выше основаниям.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 29.05.2014 должностным лицом таможенного органа в отношении Общества дела об административном правонарушении и проведения административного расследования. 

27.06.2014 административным органом  в отношении ООО «МиниМед» составлен протокол об административном правонарушении 10102000-937/2014, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 КоАП Российской Федерации.

Постановлением от 14.08.2014 №10102000-937/2014 ООО «МиниМед» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП Российской Федерации с назначением  наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Полагая, что постановление от 14.08.2014 №10102000-937/2014  не соответствует закону, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению  по  следующим основаниям.

Частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

Согласно статье 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) запреты и ограничения – это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (частью 1 статьи 152 ТК ТС).

Согласно части 3 статьи 152 ТК ТС товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В силу части 1 статьи 213 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении запретов и ограничений.

В статье 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе, применения таможенного законодательства Российской Федерации.

 Согласно статье 6.1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов от 09.12.2010, в целях обеспечения охраны окружающей природной среды с 01.01.2014 запрещается вывоз из Российской Федерации в Республику Казахстан нефтепродуктов согласно перечню, являющемуся Приложением 2 к указанному Соглашению, в том числе парафинов (код ТН ВЭД ТС 2712).

Судом из материалов дела установлено, что декларантом ООО «МиниМед»  18.04.2014 на Брянский таможенный пост Брянской таможни подана в электронном виде ДТ № 10102180/180414/0000917 на товар «парафин твердый синтетический», вес брутто 1507 кг, вес нетто 1500 кг, перемещаемый ж/д транспортом на условиях поставки DАТ-Чимкент, заявленная таможенная процедура ЭК-10, отправитель товара ООО «МиниМед», получатель товара - ТОО «Контакт» (Республика Казахстан).

Таможенным органом в выпуске парафина Обществу было отказано ввиду запрета на вывоз из Российской Федерации в Республику Казахстан товара «парафин твердый синтетический».

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что декларантом ООО «МиниМед»  при совершении действий, направленных на вывоз из Российской Федерации товара «парафин твердый синтетический» (код ТН ВЭД 2712209000), не был соблюден установленный Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов от 09 декабря 2010 года с изменениями, внесенными Протоколом от 24.12.2013, подписанным в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2013 № 2502-р, запрет на вывоз указанного товара с территории Российской Федерации, что свидетельствует о наличии в действиях ООО «МиниМед» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП Российской Федерации и правомерности вынесения оспариваемого постановления.

Довод заявителя о том, что оспариваемое постановление вынесено на основании незарегистрированного и не вступившего в силу нормативного правового акта, который не подлежит применению и не должен влечь правовые последствия, судом отклоняется ввиду следующего.

Запрет на вывоз из Российской Федерации в Республику Казахстан с 01.01.2014 нефтепродуктов (в том числе «парафина твердого синтетического) введен распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2013 № 2502-р о подписании протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов от 09.12.2010.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2013 № 2502-р с протоколом было опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http//www.pravo.gov.ru, 26.12.2013, в «Собрании законодательства РФ» 30.12.2013 № 52 (ч. П), ст. 7302.

Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 09.12.2010 подписан Договаривающимися сторонами 24.12.2013 в г. Москве.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международный договор или часть договора до его вступления в силу могут применяться Российской Федерацией временно, если это предусмотрено в договоре или если об этом была достигнута договоренность со сторонами, подписавшими договор.

В силу статьи 2 Протокола, положения Соглашения, изменяемые настоящим Протоколом, временно применяются с 01.01.2014.

При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и статье 2 Протокола действие Протокола распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014.

Также заявитель указывает, что совершенное правонарушение является длящимся, поскольку  декларантом ООО «МиниМед» 18.04.2014 в административный орган дважды подавалась ДТ на один и тот же  товар  - «парафин твердый синтетический», что, по мнению заявителя, в силу части 5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации исключает возможность повторного привлечения Общества к административной ответственности за одно и тоже правонарушение.

 Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 3 пункта 14 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Частью 1 статьи 16.3 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон №311-ФЗ) установлено, что вывоз товаров из Российской Федерации представляет собой фактическое перемещение любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации.

Сроки подачи декларации на товары установлены статьей 185 Таможенного кодекса Таможенного союза (статья 209  Закона №311-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 185 ТК ТС таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории Таможенного союза.

С учетом изложенных правовых норм в их неразрывной совокупности, подача Обществом в таможенный орган ДТ №10102180/180414/0000917 на товар «парафин синтетический» следует расценивать как действия, направленные на вывоз данного товара с территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, обязанность заявителя соблюдать запреты и ограничения, в рассматриваемом случае, ограничена моментом подачи декларации на спорный товар, что в силу изложенной выше позиции Верховного Суда Российской Федерации свидетельствует о том, что совершенное ООО «МиниМед» правонарушение не является длящимся.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что таможенный орган обоснованно в действиях ООО «МиниМед» усмотрел наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП Российской Федерации, при этом процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении и привлечении Общества к административной ответственности суд не усматривает.

Доказательства невозможности исполнения Обществом возложенных на него обязанностей в соответствии с требованиями таможенного законодательства по независящим от него причинам в материалы дела не представлены. Следовательно, действия Общества не могут быть оценены как невиновные применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации.

Однако, согласно части 2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации.

Из содержания оспариваемого постановления следует, что отягчающие обстоятельства совершения административного правонарушения административным органом не установлены, данные о таких обстоятельствах в материалах дела отсутствуют.

Вместе с тем, наказание применено административным органом не в минимальном размере, предусмотренном санкцией  части 1 статьи 16.3 КоАП Российской Федерации (100 000 руб.) и в порядке статьи 4.1 КоАП Российской Федерации не мотивировано ни в оспариваемом постановлении, ни в ходе рассмотрения дела в суде, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при назначении административного наказания у административного органа отсутствовали основания применения штрафных санкций сверх установленного минимального размера наказания (150 000 руб.).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 19 Постановления от 02.06.2004 года № 10 разъяснил, что установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, суд принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требования заявителя в части размера административного наказания, снизив размер штрафа до 100 000 руб.

В остальной части требования  заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «МиниМед» удовлетворить частично.

Признать незаконным и изменить постановление Брянской таможни от 14.08.2015 года №10102000-937/2014 о привлечении к административной ответственности в части назначения санкции в размере, превышающем 100 000 руб.

В остальной части постановление Брянской таможни от 14.08.2015 года №10102000-937/2014 оставить в силе без изменений.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тула. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.

Судья                                                                          Черняков А.А.