ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1046/20 от 27.11.2020 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Улан-Удэ                                                                                           

2 декабря  2020 года                                                                               Дело № А10-1046/2020

Резолютивная часть решения объявлена  27 ноября  2020 года.

Полный текст решения изготовлен 2 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Николаевым Г.З.,  рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем онлайн-заседаний, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кавынах» (ОГРН 1020300794580, ИНН 0317003466) к Республиканскому агентству лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154) о признании незаконными действий по отказу в заключении договора аренды лесного участка, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов путем подготовки, подписания и направления в адрес ООО «Кавынах»  проекта договора аренды лесного участка без проведения торгов на срок до 31 декабря 2024 года,

при участии в заседании

заявителя: Кашниковой Екатерины Вячеславовны – представителя по доверенности от 25.02.2020, диплом о присуждении квалификации «Юрист» 31.05.2006;

ответчика: Кривобоковой Виктории Владиленовны – представителя по доверенности от 09.01.2020 № 82-2020, диплом о присуждении квалификации «Юрист» 11.07.2000; Баглаева Игоря Михайловича – представителя по доверенности от 09.01.2020 № 81/2020, диплом о присуждении квалификации «Юрист» 26.05.2004;

третьего лица Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу – не явился, извещен;

третьего лица Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора - не явился, извещен;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Кавынах» (далее – ООО «Кавынах», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Республиканскому агентству лесного хозяйства (далее – Агентство) с требованиями: признать незаконными отказы от 17.12.2019  № исх.-19-7091, от 24.10.2019 № исх.-19-5978 «Об отказе в предоставлении лесного участка на новый срок»; обязать Республиканское агентство лесного хозяйства устранить нарушение прав и законных интересов ООО «Кавынах» и заключить с ООО «Кавынах» без проведения торгов договор аренды лесного участка с кадастровым номером 03:17:000000:6337, площадью 47,66 га, расположенного в Республике Бурятия, муниципальное образование «Северо-Байкальский район» в границах Северо-Байкальского лесничества, Прибайкальского участкового лесничества, квартал 826, выделы 36, 38, 40, 41 части выделов 32, 34, 35, 37, 39, квартал 827, часть выдела 25, квартал 859, выдел 7, части выделов 3, 5, 6, 8, 9, 30, квартал 860, выдел 8, части выделов 1, 2, 5, 7, 9, 12, 29, 30.

Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования уточнял.

С учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований (л.д.131-135 т.2) заявитель просил:

- признать незаконными действия Республиканского агентства лесного хозяйства по отказу в заключении с ООО «Кавынах» договора аренды лесного участка с кадастровым номером 03:17:000000:6337, площадью 47,66 га, расположенного в Республике Бурятия, муниципальное образование «Северо-Байкальский район» в границах Северо-Байкальского лесничества, Прибайкальского участкового лесничества, квартал 826, выделы 36, 38, 40, 41, части выделов 32, 34, 35, 37, 39, квартал 827, часть выдела 25, квартал 859, выдел 7, части выделов 3, 5, 6, 8, 9, 30, квартал 860, выдел 8, части выделов 1, 2, 5, 7, 9,12, 29, 30.

- обязать Республиканское агентство лесного хозяйства устранить нарушение прав и законных интересов ООО «Кавынах» путем подготовки, подписания и направления в адрес ООО «Кавынах» проекта договора аренды лесного участка с кадастровым номером 03:17:000000:6337, площадью 47,66 га, расположенного в Республике Бурятия, муниципальное образование «Северо-Байкальский район» в границах Северо-Байкальского лесничества, Прибайкальского участкового лесничества, квартал 826, выделы 36, 38, 40, 41, части выделов 32, 34, 35, 37, 39, квартал 827, часть выдела 25, квартал 859, выдел 7, части выделов 3, 5, 6, 8, 9, 30, квартал 860, выдел 8, части выделов 1, 2, 5, 7, 9,12, 29, 30 без проведения торгов на срок до 31.12.2024.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора (ОГРН 1047550021936), Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1042700152990, далее - Департамент).

Представители третьих лиц  на судебное  заседание не явились, извещены надлежащим образом, Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие надлежаще  извещенных третьих лиц.

Представитель заявителя требования поддержала, пояснила, что Обществу выдана лицензия  на пользование недрами  с целевым назначением и видами работ: поиск, разведка и добыча золота россыпи руч.Кавынах (Нюрундукан) в Северо-Байкальском районе.

07.12.2018 между Обществом и Агентством заключен договор аренды  лесного участка со сроком действия до 31.12.2019.

Начиная с 10.10.2019 Общество неоднократно обращалось в Агентство с заявлениями о заключении договора аренды лесного участка на новый срок, однако Агентством отказано по различным основаниям 24.10.2019, 17.12.2019, 06.03.2020, 28.04.2020, 12.08.2020.

С отказами Агентства заявитель не согласен,  поскольку спорный лесной участок не расположен в акватории озера Байкал, в его водоохранной зоне, в русле нерестовой реки и их водоохранной зоне; лесной участок не относится к особо защитному участку леса; добываемая истцом россыпь золота является песком драгоценного металла, а не металлической рудой, ООО «Кавынах» не осуществляет добычу металлических руд.

Обществом предусмотренный пунктами 1 и 7 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации срок для обращения в Агентство с заявлением о заключении договора аренды не пропущен, так как о намерении заключить договор аренды Общество уведомило Агентство 15.10.2019.

При обжаловании в судебном порядке отказов  от  06.03.2020, 28.04.2020 заявителем  срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, не пропущен, так как Общество  02.03.2020 обратилось в суд с заявлением об оспаривании отказа Агентства от 17.12.2019. Последующие действия Агентства  по отказу  заявителю в предоставлении лесного участка в аренду не создают новое нарушение прав и законных интересов заявителя, требующие самостоятельного обращения в суд. Основания требований о предоставлении в аренду лесного участка не изменились, требование касается того же предмета – аренда лесного участка с кадастровым номером  03:17:000000:6337. Статьей 49 АПК РФ  не предусмотрены процессуальные сроки для уточнения требования, с уточнением своих требований Общество обратилось до рассмотрения дела по существу.

Просила заявление удовлетворить.

Представители Агентства в ходе рассмотрения дела по заявленным требованиям возражали, представили отзыв и дополнения к нему, в обоснование возражений пояснили, что Обществу отказано в заключении договора аренды лесного участка в связи с запретом на осуществление заявленного вида использования лесов на спорном лесном участке и с подачей заявления в Агентство с нарушением установленных требований.

В нарушение статьи 74 Лесного кодекса РФ Общество подало заявление менее чем за два месяца  до истечения срока действия  заключенного ранее договора аренды лесного участка.

Представители Агентства также пояснили, что  ручей Кавынах  является нерестовым водным объектом, испрашиваемый лесной участок находится в его водоохранной зоне, на основании  постановления Правительства Российской Федерации  от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных  в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» (далее – Постановление № 643)  добыча полезных ископаемых на таком участке запрещена.

В соответствии с Постановлением № 643 запрещена добыча металлических руд.

Испрашиваемый лесной участок  входит в центральную экологическую зону Байкальской природной территории. С 1 июля 2019 года  вступили изменения в Лесной кодекс Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 119 ЛК РФ к особо защитным  участкам лесов отнесены, в том числе объекты природного наследия, к которым относится озеро Байкал.  Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях особо защитных участков лесного фонда не допускается, в том числе для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

При обжаловании отказов  от  06.03.2020, 28.04.2020 заявителем пропущен срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, так как уточнение Обществом заявлено 07.10.2020.

Просили в удовлетворении заявления Общества отказать.

Представитель Департамента в ходе рассмотрения дела представил суду письменные пояснения и указал, что 27.09.2000 Департаментом Обществу предоставлена лицензия  с целевым назначением и видами работ: поиски, разведка и добыча золота россыпи руч.Кавынах. Действие лицензии  продлено до 31.12.2024. Продление срока действия лицензии  необходимо для завершения работ по добыче остаточных запасов россыпного золота по ручью Кавынах и выполнения работ по рекультивации нарушенных площадей после завершения добычных работ. У Департамента не имелось оснований для отказа во внесении изменений в лицензию в период действия Постановления № 643. Лицензия на разработку месторождения руч.Кавынах выдана до принятия Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" и установления границ центральной экологической зоны Байкала, соответственно, эти ограничения не распространяются на данное месторождение.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению,  по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью «Кавынах»  зарегистрировано в качестве юридического лица 01.08.2000 за основным государственным регистрационным номером 1020300794580, ИНН 0317003466. Основным видом деятельности Общества является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы).

Комитетом природных ресурсов Республики Бурятия Министерства природных ресурсов Российской Федерации Обществу выдана лицензия на право пользования недрами УДЭ 00593 БР от  27 сентября 2000 года с целевым назначением и видами работ: поиски, разведка и добыча золота россыпи на ручье Кавынах (Нюрундукан). Срок окончания действия лицензии 3 июня 2013 года.  С учетом дополнения № 2 срок действия лицензии продлен до 31 декабря 2019 года (л.д.47-58 т.1).

На основании дополнения № 3 к лицензии УДЭ 00593 БР от 4 декабря 2019 года  установлен срок окончания действия лицензии – 31 декабря 2024 года (л.д.60 т.1).

На основании распоряжения Республиканского агентства лесного хозяйства от 05.12.2018 № 385-рл «О предоставлении в аренду лесного участка» между Агентством  (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) 7 декабря 2018 года заключен договор аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых № 136-18. Управлением Росреестра по Республике Бурятия произведена государственная регистрация договора 27.12.2018 (л.д.19-43 т.1).

В соответствии с пунктом 1.2 договора лесной участок имеет следующие характеристики:

площадь: 47,66га (476939 кв.м);

местоположение: Республика Бурятия, муниципальное образование «Северо-Байкальский район», вграницах Северо-Байкальского  лесничества. Прибайкальского участкового лесничества, квартал 826, выделы 36, 38, 40, 41, части выделов 32, 34, 35, 37, 39, квартал 827, часть выдела 25, квартал 859, выдел 7, части выделов 3, 5, 6, 8, 9, 30, квартал 860, выдел 8, части выделов  1, 2, 5, 7, 9, 12, 29, 30.

Лесной участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 03:17:000000:6337.

Категория защитности: леса, расположенные в водоохранных зонах, на площади – 47,66 га.

Вид разрешенного использования: для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

Согласно п.1.3 договора арендатору передается лесной участок с целью использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

15 октября 2019 года Общество обратилось в Агентство с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка на новый срок.

24 октября 2019 года письмом № исх-19-5978 Агентство отказало в предоставлении лесного участка в аренду, указав, что испрашиваемый  лесной участок  входит в центральную экологическую зону,  в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» (далее – Постановление № 643) запрещена,  в том числе добыча полезных ископаемых на акватории озера Байкал, в его водоохранной зоне, в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах, кроме добычи подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также проведения дноуглубительных работ; а также в заявлении не указано основания для предоставления без проведения торгов лесного участка (л.д.17-18 т.1).

5 декабря 2019 года Общество обратилось с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду для разведки и добычи полезных ископаемых на новый срок.

17 декабря 2019 года  письмом  № исх-19-7091 Агентство отказало  в предоставлении лесного участка в аренду со ссылкой на Постановление № 643 о запрете добычи полезных ископаемых на акватории озера Байкал, в его водоохранной зоне, в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах; а также  в связи с нарушением срока подачи  заявления о заключении договора аренды лесного участка на новый срок (л.д.13-14 т.1).

26 февраля 2020 года Общество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду на новый срок лесного участка.

6 марта 2020 года Агентство  письмом № исх-20-1120 отказало Обществу, сославшись на частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации  и указав, что  заявление подано с нарушением сроков подачи заявления  (на данный момент  действующих договоров нет), также в заявлении не указано обоснование для предоставления лесного участка в аренду без торгов (нет ссылки на лицензии на пользование недрами) (представлено с дополнениями через систему «Мой арбитр» 03.08.2020, л.д.9-11 т.2).

По заявлению Общества от 17.04.2020  Агентство письмом от  28.04.2020 № исх-20-2063 отказало в предоставлении  в аренду лесного участка со ссылкой на положения Постановления № 643. В письме также указано, что в соответствии с проектной документацией лесного участка испрашиваемый участок относится к защитным, с категорией защитности – леса, расположенные в водоохранной зоне, и входит в центральную экологическую зону Байкальской природной территории. Кроме того, указано, что в заявлении вид использования лесов указан как «геологическое изучение недр и разработка месторождений полезных ископаемых», который не предусмотрен статьями 25 и 43 Лесного кодекса РФ, Федеральным законом от 18.12.2018 № 471-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование» были внесены изменения, в том числе в статью 43 Лесного кодекса Российской Федерации, которая звучит: «Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых» (л.д.84-85 т.2).

На письмо Общества от 17.07.2020  о предоставлении в аренду  лесного участка  Агентство письмом от 12.08.2020 № исх-20-3988 отказало, указав, что испрашиваемый лесной участок относится к особо защитным участкам лесов. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на таких участках запрещена. Также указано, что  Обществу выдана лицензия на пользование недрами УДЭ 00593 БР с целевым назначением поиск, разведка и добыча россыпного золота. Данный вид  полезного ископаемого можно отнести к руде металлической. В соответствии с Постановлением № 643 в центральной экологической зоне Байкальской природной территории добыча металлических руд запрещена. Кроме того, указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6  Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов (л.д.90-91 т.2).

Общество, не согласившись  с действиями Агентства по отказу в предоставлении в аренду лесного участка, обратилось в суд по настоящему делу.

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Представители Агентства указали, что Обществом пропущен срок для обжалования решений об отказе от 24 октября 2019 года, от 6 марта, 28 апреля 2020 года, поскольку  заявитель уточнил требования и оспорил  данные отказы 7 октября 2020 года.

Данный довод Агентства по отказам от 06.03.3030, 28.04.2020 судом не принимается.

В рассматриваемом случае  заявление  в арбитражный суд направлено Обществом по почте 2 марта 2020 года, где заявлено требование об оспаривании отказов Агентства от 24.10.2019 и от 17.12.2019. Дальнейшие решения Агентства об отказе в  заключении договора аренды лесного участка   от  6 марта, 28 апреля, 12 августа 2020 года вынесены в период рассмотрения настоящего дела. Заявитель в связи с получением данных отказов требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил. Поскольку, как обоснованно указал заявитель, предмет  требования один –  оспаривание отказа в заключении договора аренды лесного участка, то суд уточнение принял к рассмотрению. Исходя из даты обращения ООО «Кавынах» в арбитражный суд 2 марта 2020 года, принимая во внимание, что  уточнение заявленного требования в порядке статьи 49 АПК РФ не является подачей нового заявления, суд приходит к выводу, что установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок в отношении оспаривания отказов от 6 марта и 28 апреля 2020 года  не пропущен.

При этом заявителем пропущен установленный трехмесячный срок для обжалования отказа от 24 октября 2019 года.

На основании части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2006 № 7830/06, от 31.10.2006 № 8837/06, от 06.11.2007 № 8673/07, пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

В связи с изложенным, учитывая, что Общество ходатайство  о восстановлении пропущенного срока не заявило, при оспаривании решения Агентства об отказе  в предоставлении в аренду лесного участка на новый срок от 24 октября 2019 года заявитель пропустил  срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, следовательно, в указанной части заявление Общества удовлетворению не подлежит.

По настоящему делу спор между сторонами возник в отношении лесного участка, необходимого Обществу для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезного ископаемого – россыпного  золота.

Исходя из материалов дела, основаниями для отказа в заключении договора аренды лесного участка на новый срок явились:

- пропуск срока, предусмотренного статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации, для обращения в Агентство с заявлением о заключении договора аренды лесного участка на новый срок;

- отсутствие в заявлении обоснования для предоставления лесного участка в аренду без торгов (нет ссылки на лицензии на пользование недрами);

- нахождение испрашиваемого лесного участка в водоохранной зоне нерестового водного объекта (ручей Кавынах), где Постановлением № 643 запрещена добыча полезных ископаемых;

- запрет согласно Постановлению № 643 добычи металлических руд;

- отнесение испрашиваемого лесного участка к особо защитным участкам леса, в границах которых невозможно строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;

- запрет на Байкальской природной территории  осуществлять строительство новых хозяйственных объектов, реконструкцию действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

На основании пункта 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Пунктом 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых является одним из видов использования лесов.

Как указано ранее, у Общества имеется лицензия на пользование недрами серии УДЭ № 00593 сроком действия до 31.12.2024. В установленном порядке действие лицензии не прекращено, лицензия является действующей.

Согласно абзацу 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен такой вид использования лесов, как использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (статья 43 Лесного кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи лесные участки, необходимые для ведения работ, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, предоставляются исключительно пользователям недр на срок не менее срока соответствующей лицензии, таким образом, лицензиат в пределах срока действия выданной ему лицензии сохраняет право на осуществление недропользования.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ  "Об охране озера Байкал"  (далее - Закон № 94-ФЗ) озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.

В состав Байкальской природной территории на основании статьи 2 Закона № 94-ФЗ входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1).

При этом на Байкальской природной территории выделяется ряд экологических зон, в том числе центральная экологическая зона, которая представляет собой территорию, включающую в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2).

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 94-ФЗ  на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

На основании пункта 3 статьи 6 Закона № 94-ФЗ перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации

Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 (далее – Постановление № 643).

Согласно Постановлению № 643 в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается, в том числе добыча полезных ископаемых на акватории озера Байкал, в его водоохранной зоне, в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах, кроме добычи подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также проведения дноуглубительных работ.

Как пояснила представитель Агентства,  Обществу отказано в предоставлении лесного участка в аренду в связи с принадлежностью ручья Кавынах (Нюрундукан) в Северо-Байкальском районе  Республики Бурятия к нерестовым рекам. По мнению Общества, ручей Кавынах к нерестовым рекам не относится и отказ Агентства  по данному основанию является незаконным.

Из материалов дела следует, что  в административном отношении ручей Кавынах – приток р.Нюрундукан - находится в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия, в  Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Заявителем в материалы дела представлены:

1. «Рыбохозяйственная  характеристика руч.Кавынах – притока р.Нюрундукан», составленная Байкальским филиалом  Федерального государственного бюджетного научного учреждения  «Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства» от 13.09.2018, согласно которому дано заключение, что по данным Байкальского филиала ФГБНУ «Госрыбцентр» ручей Кавынах в период с благоприятным водным режимом (периоды паводков) формирует водный и биологический сток в р.Нюрундукан, и поэтому соответствует рыбохозяйственному водному объекту второй категории.  Согласно приказу Федерального агентства по рыболовству от 05.08.2010 № 682 «Об организации работы Федерального агентства по рыболовству, его территориальных управлений, а также подведомственных Росрыболовству научно-исследовательских организаций и федеральных государственных учреждений – бассейновых управлений по сохранению, воспроизводству   водных биоресурсов и организации рыболовства при установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них» материалы по ручью Кавынах направлены в Ангаро-Байкальское  территориальное управление Росрыболовства для установления  категорий (л.д.32-36 т.2).

2. Заключение Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства о согласовании осуществления деятельности по объекту: «Отработка россыпи золота руч.Кавынах (Нижний участок) в Северо-Байкальском районе  Республики Бурятия» от 25.01.2019 № ИС-274, где указано: «Ручей Кавынах является наиболее крупным левым притоком р.Нюрундукан (р.Тыя – оз.Байкал), имеет протяженность около 11 км. При площади водосбора 36 кв.км он имеет небольшое количество коротких крутопадающих боковых притоков, наиболее крупные из которых правые притоки ручьи Пыхтун, Литвинцевский и Октокыткон имеют длину от 1,0 до 2,5 км.

В связи с тем, что руч.Кавынах частично пересыхает в летнее время, и постоянный сток сохраняется только на однокилометровом участке от устья ручья, именно на этой площади обитает молодь хариуса.

На основании вышеизложенного, по видовому составу ихтиофауны и рыбохозяйственному значению, а также в соответствии с ГОСТом 17.12.04-77 «Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов» и Приказом Росрыболовства от 17.09.2009  № 818 «Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения...» руч.Кавынах соответствует рыбохозяйственным водным объектам первой категории» (л.д.105-107 т.2).

Агентством в материалы дела представлено письмо Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства (далее – Управление) от  17.07.2020 № ИС-2906, где на запрос Агентства о принадлежности ручья Кавынах (Нюрундукан) в Северо-Байкальском районе к нерестовым рекам, установления границ его водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, указано, что  Управление определяет категории  водных  биоресурсов, характеризующих  рыбохозяйственное значение  водных объектов, представляемых Байкальским филиалом ФГБНУ «ВНИРО» и Байкальским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» (л.д.18 т.2).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в редакции, действующей с 01.01.2019)  рыбохозяйственные бассейны включают в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения. Критерии и порядок отнесения водного объекта или его части к водным объектам рыбохозяйственного значения, порядок определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 206 утверждено  Положение об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения (далее – Положение № 206), согласно  п.5 которого водные объекты рыбохозяйственного значения подразделяются на высшую, первую и вторую категории.

В соответствии с пунктом 7 Положения № 206 первая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций водных биологических ресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам (при наличии одного из показателей) и (или) используются для добычи (вылова) таких водных биологических ресурсов при осуществлении всех видов рыболовства, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов.

Вторая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций водных биологических ресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам (при наличии одного из показателей) и (или) используются для добычи (вылова) таких водных биологических ресурсов при осуществлении всех видов рыболовства, за исключением промышленного и прибрежного рыболовства, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов (пункт 8).

Ранее, до 26.04.2019,   действовали Категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства, утвержденные Приказом Росрыболовства от 17.09.2009 № 818, согласно пункту 1 которых первая категория устанавливается на основании данных государственного мониторинга водных биоресурсов для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые используются для добычи (вылова) водных биоресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам, и являются местами их размножения, зимовки, массового нагула, искусственного воспроизводства, путями миграций. Вторая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам.

Информация о категории водного объекта рыбохозяйственного значения в установленном порядке вносится в государственный рыбохозяйственный реестр (пункт 2).

Таким образом,  документы, предоставленные сторонами в материалы дела, содержали различную информацию, касающуюся отнесения ручья Кавынах к нерестовым рекам и категориям водных объектов рыбохозяйственного значения.

Для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, руководствуясь статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд истребовал документы и сведения:

- у Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства  выписку из Государственного рыбохозяйственного реестра в отношении ручья Кавынах (Нюрундукан) в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия, сведения  о категории рыбохозяйственного значения, к которой отнесен ручей Кавынах (Нюрундукан),  сведения об отнесении ручья Кавынах к нерестовым рекам;

- у Байкальского филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (Байкальского филиала ФГБНУ «ВНИРО») и Байкальского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (Байкальского филиала ФГБУ «Главрыбвод») информацию о принадлежности ручья Кавынах  (Нюрундукан) в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия к нерестовым рекам, о его протяженности, о границах его водоохранной зоны либо прибрежной защитной полосы, сведения  о категории рыбохозяйственного значения, к которой отнесен ручей Кавынах (Нюрундукан).

Из представленных данными организациями писем следует, что ручей Кавынах не является нерестовой рекой.

В частности, согласно письму Байкальского филиала ФГБУ «Главрыбвод» от 10.11.2020 № 03-6/2913,  в августе 2018 года сотрудниками Байкальского филиала ФГБНУ «Госрыбцентр» проведены натурные исследования на ручье Кавынах. Работы проводились в период затяжных дождей и совпали с летним паводком, что дало возможность оценить гидрологический режим водотока на всём протяжении. Таким образом, на ручье было выделено несколько характерных участков:

верховье ручья(11-9 км от устья) - сток воды не наблюдается; отстойники,оставшиеся от предыдущих отработок золота (9-8 км от устья) - мелководные пересыхающие водоёмы, расположены непосредственно в русле ручья, вода дренирует вниз по течению через тело дамб;

среднее и нижнее течение ручья(8-1,5 км от устья) - участок ручья горного типа, со скоростью течения воды до 0,5 м/с.;

устьевой участок(участок отработки россыпи золота - 1,5-0 км от устья) - сток воды не наблюдается, ручей распадается на несколько сухих проток, часть из которых зарастает растительностью, а в период весеннего паводка формируются новые протоки.

В письме также указано, что по данным мониторинговых исследований Байкальского филиала ФГБНУ «Госрыбцентр» руч.Кавынах является водотоком периодического действия, гидрологическая связь с нижележащим водным объектом речной сети - р.Нюрундукан - прослеживается только в период снеготаяния и, возможно, паводков редкой обеспеченности. В связи с тем, что на устьевом участке ручья большую часть года сток воды отсутствует (вода появляется только в период весеннего паводка), ихтиофауны в ручье нет.

В письме  Байкальского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («БайкалНИРО») от 24.11.2020 № 2206 указано, что «ручей Кавынах (приток р.Нюрундукан) в соответствии с государственным водным рыбохозяйственным реестром является не рекой, а ручьём, протяженностью 11 км. Согласно ст.65 Водного кодекса РФ на ручье Кавынах определена водоохранная зона шириной - 100 метров от береговой линии по правому и левому берегу.

Первые рыбохозяйственные исследования на ручье Кавынах и р.Нюрундукан проведены в июне 1994 года сотрудниками ВостсибНИИРХ. В настоящее время, непосредственный исполнитель полевых работ, выполненных на ручье в 1994 году, работает в БайкалНИРО (Кильдюшкин В.А.). Затем, в 2018 году сотрудниками Байкальского филиала ФГБНУ «Госрыбцентр» (в настоящее время   Байкальский филиал ФГБНУ «ВНИРО») проведены натурные исследования   на   ручье   Кавынах.   Целью   данной   работы   было   определение рыбохозяйственного значения ручья Кавынах - притока р.Нюрундукан.       Таким образом,   по   данным    БайкалНИРО,    основанным    на   натурных рыбохозяйственных исследованиях ручья в 1994 и 2018 годах, ручей Кавынах соответствует рыбохозяйственному водному объекту второй категории, и не является нерестовой рекой».

Кроме того, согласно письму Ангаро-Байкальского территориального управления от 03.11.2020 № ИС-4474, в соответствии с ч.3 ст.17 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", п.13 Положения № 206, п.2 приказа Федерального агентства по рыболовству от 05.08.2010  № 682 «Об организации работы Федерального агентства по рыболовству, его территориальных управлений, а также подведомственных Росрыболовству научно-исследовательских организаций и федеральных государственных бюджетных учреждений - бассейновых управлений по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства при установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них», п.8.1.10 Положения об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.09.2013 № 683, территориальное управление определяет категории водных объектов на основании данных государственного мониторинга водных биоресурсов и данных ресурсных исследований водных биоресурсов, характеризующих рыбохозяйственное значение водных объектов, представляемых Байкальским филиалом ФГБНУ «ВНИРО» и Байкальским филиалом ФГБУ «Главрыбвод».

В письме также указано, что данные государственного мониторинга водных биоресурсов и данные ресурсных исследований водных биоресурсов, в установленной Росрыболовством форме, в отношении руч.Кавынах (Нюрундукан) на территории Северо-Байкальского района Республики Бурятия в территориальное управление указанными организациями не представлялись, в связи с чем, категория для данного водного объекта не определялась и сведения в государственный рыбохозяйственный реестр не вносились. Какие-либо сведения о ручье Кавынах (Нюрундукан) на территории Северо-Байкальского района Республики Бурятия в Государственном рыбохозяйственном реестре отсутствуют.

Таким образом, исходя из материалов дела и учитывая названные письма, категория спорного водного объекта фактически не установлена, ручей Кавынах к нерестовым рекам  не отнесен, доказательств обратного  Агентством  не представлено и материалы дела таких доказательств не содержат.

В связи с изложенным, названное обстоятельство  не могло являться основанием для отказа  Обществу в заключении договора аренды лесного участка на новый срок.

Вместе с тем основанием для отказа в предоставлении лесного участка в аренду среди прочих явился вывод Агентства о запрете на испрашиваемом участке  осуществлять добычу россыпного золота на основании Постановления № 643, как металлической руды.

Суд полагает обоснованным данный вывод Агентства на основании следующего.

Согласно перечню, приведенному в Постановлении № 643, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается,  в том числе добыча металлических руд.

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее – ОКПД 2, Общероссийский классификатор).

Согласно введению Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.

Объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы).

ОКПД 2 предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных с:

- классификацией и кодированием продукции (услуг, работ) для целей государственной статистики;

- разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;

- реализацией комплекса учетных функций в рамках работ по государственной статистике, связанных с обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о продукции по видам экономической деятельности при решении аналитических задач;

- обеспечением системы государственной контрактации и оптовой торговли на внутреннем рынке;

- подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;

- размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд;

- налогообложением;

- обеспечением классификации основных фондов, используемой в Общероссийском классификаторе основных фондов;

- стандартизацией и обязательным подтверждением соответствия продукции;

- классификацией и кодированием услуг, оказываемых населению хозяйствующими субъектами.

В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде: ХХ класс; ХХ.Х подкласс; ХХ.ХХ группа; ХХ.ХХ.Х  подгруппа; ХХ.ХХ.ХХ вид.

Согласно данному Общероссийскому классификатору в раздел В «Продукция горнодобывающих производств» входит класс 07 «Руды металлические», который  включает  вид 07.29.14 «Руды и концентраты драгоценных металлов».

Кроме того, виды экономической деятельности, осуществляемые субъектами хозяйственной деятельности содержатся и классифицированы в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности "ОК 029-2014 (далее - ОКВЭД 2, Классификатор), который входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации (введение к ОКВЭД 2).

Согласно введению к ОКВЭД 2 данный Классификатор используется при решении следующих основных задач, связанных с:

- классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;

- определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами;

- разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;

- осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за субъектами национальной экономики и социальной сферы;

- подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;

- кодированием информации по видам экономической деятельности в информационных системах и ресурсах;

- обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (предоставление услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство продукции (товаров или услуг), процессом производства и выпуском продукции (предоставлением услуг).

В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД 2 используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс производства (технологию). В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак "используемое сырье и материалы".

В ОКВЭД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Кодовое обозначение для идентификации группировок видов экономической деятельности состоит из двух - шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде: ХХ класс; ХХ.Х подкласс; ХХ.ХХ группа; ХХ.ХХ.Х подгруппа; ХХ.ХХ.ХХ вид.

Согласно ОКВЭД 2 в раздел В «Добыча полезных ископаемых» входит класс 07 «Добыча металлических руд», содержащий подгруппу 07.29.4 «Добыча руд и песков драгоценных металлов и руд редких металлов» и вид  07.29.41 «Добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы).

Исходя из разъяснений ОКВЭД 2 группировка 07 включает добычу металлических полезных ископаемых (руды) подземным и открытым способом и с морского дна.  Эта группировка также включает: обогащение и очистку руды, например, дробление, измельчение,  промывка, просушка, спекание, прокаливание или выщелачивание, операции гравитационного разделения или флотации; группировка 07.29 включает: добычу и подготовку  руд цветных металлов, не содержащих железа: алюминия (боксита), меди, свинца, цинка, олова, марганца, хрома, никеля, кобальта, молибдена, тантала, ванадия, а также руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины).

На основании изложенного, добыча россыпного золота в соответствии с  ОКПД 2 и ОКВЭД 2 относится к добыче руды металлической, и как указано выше, такая деятельность  согласно Постановлению № 643 запрещена  в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Следовательно, данное основание обоснованно указано Агентством в качестве обстоятельства, в связи с которым отказано  Обществу в заключении  договора аренды лесного участка на новый срок.

Их оспариваемых решений следует, что Агентством отказано, в том числе в связи с отнесением испрашиваемого лесного участка  к особо защитным участкам лесов и запрет  осуществлять деятельность, не связанную с созданием лесной инфраструктуры.

В соответствии с  Законом № 94-ФЗ озеро Байкал является уникальной экологической системой Российской Федерации, объектом всемирного природного наследия.

Как указано ранее, на основании статьи 2 Закона № 94-ФЗ центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал. При этом граница центральной экологической зоны совпадает с границей участка объекта всемирного природного наследия "Озеро Байкал".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и её экологических зон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 94-ФЗ на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

Согласно абзацу 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Статьей 25.1 Закона о недрах установлено, что земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.

На основании пункта 11 части 1 статьи 25 ЛК РФ осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых является одним из видов использования лесов.

В соответствии со статьей 8 Закона о недрах пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения охраны окружающей среды.

Согласно статье 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды:  защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса.

Частью 4 статьи 12 ЛК РФ предусмотрено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

На основании статьи 111 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1).

Выделяются категории защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;  леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса; городские леса (часть 2).

В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6).

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости  об основных характеристиках  и зарегистрированных правах на объект недвижимости   от 14.11.2018  земельный участок с кадастровым номером 03:17:000000:6337, расположенный в Северо-Байкальском районе, Северо-Байкальском лесничестве, Прибайкальском участковом лесничестве, квартал 826 выделы 36, 38, 40, 41, части выделов 32, 34, 35, 37, 39, квартал 827 часть выдела 25, квартал 859 выдел 7, части выделов 3, 5, 6, 8, 9, 30, квартал 860 выдел 8, части выделок 1, 2, 5, 7, 9, 12, 29, 30; категория земель:  земли лесного фонда; вид разрешенного использования: защитные леса, ценные леса, резервные леса.

Из Лесохозяйственного регламента Северо-Байкальского лесничества, утвержденного приказом Агентства от 28 сентября 2017 года № 790, следует, что кварталы 301-1002 Прибайкальского участкового лесничества площадью 358072 га, кварталы 1-436 Северо-Байкальского участкового лесничества площадью  127 536 га расположены в водоохранных зонах (центральная экологическая зона Байкальской природной территории).

В соответствии  с частью 1 статьи 119 Лесного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 27.12.2018 № 538-ФЗ с 01.07.2019, особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

Частью 2 статьи 119 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что к особо защитным участкам лесов относятся, в том числе объекты природного наследия.

В 1996 году Решением XX Сессии Комитета Юнеско по всемирному наследию озеро Байкал включено в список объектов всемирного наследия.

В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. № 8595-XI, принят Закон № 94-ФЗ, которым определены правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.

Таким образом, как обоснованно указали представители Агентства, испрашиваемые Обществом земли лесного фонда находятся  в границах Северо-Байкальского и Прибайкальского лесничеств, полностью  включены в центральную экологическую зону, соответственно, в силу прямого указания закона (пункт 7 части 2 статьи 119 ЛК РФ) леса данных лесничеств  признаются особо защитными участками лесов как объект природного наследия.

Согласно части 4 статьи 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются:

1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;

2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;

3) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

На основании части 6 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Согласно части 7 статьи 21 ЛК РФ перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством РФ для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р  утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее – Перечень).

В соответствии с Перечнем размещение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на особо защитных участках  лесов, не предусмотрено, за исключением объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для геологического изучения недр  (геолого-геофизический профиль и(или) сейсмический профиль, пункт 1(1) Перечня).

Пунктами 1, 2, 2(1), 2(2) Перечня предусмотрены  объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах,  с оговоркой «за исключением особо защитных участков лесов».

Следовательно, Лесным кодексом РФ и Перечнем не допускается  размещение каких-либо объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на особо защитных участках лесов.

В связи с изложенным, Агентством обоснованно отказано Обществу в заключении договора аренды лесного участка без торгов по данному основанию.

Кроме того, в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах  разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется  в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно части 2 статьи 6 Закона № 94-ФЗ на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

Из указанного следует, что названная норма устанавливает специальное правило для строительства новых хозяйственных объектов и реконструкции действующих хозяйственных объектов на Байкальской природной территории.

Следовательно, с учетом положений Закона о недрах и Закона № 94-ФЗ для разработки месторождений полезных ископаемых необходимо наличие утвержденного технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Таким образом, Агентством также обоснованно приведено данное обстоятельство в качестве основания для отказа заявителю в заключении договора аренды спорного лесного участка.

Агентством также отказано Обществу в заключении договора на новый срок в связи с пропуском срока, установленного пунктом 1 части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ.

На основании пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Из вышеприведенных положений следует, что заключение договора аренды лесного участка на новый срок возможно только при соблюдении арендатором совокупности условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.

Статья 74 Лесного кодекса РФ фактически устанавливает основания, при наличии которых лицо, являющиеся арендатором находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеет преимущественное право перед другими участниками гражданского оборота на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок, а часть 2 статьи 74 ЛК РФ содержит конкретные условия, обусловленные спецификой земель лесного фонда и принципами правового регулирования отношений, связанных с оборотом лесных участков, при которых арендатор может реализовать такое право.

В рассматриваемом случае срок действия договора  аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых  № 136-18 истекал 31 декабря 2019 года, следовательно, Общество должно было обратиться в Агентство в период с 1 октября по 30 октября 2019 года.

Вместе с тем Общество с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду обратилось  5 декабря 2019 года, то есть заявление подано по истечении срока, предусмотренного  пп.1 п.2 ст.74 ЛК РФ.

Таким образом, Обществом не соблюден установленный  статьей 74 ЛК РФ срок, что также является основанием для отказа в заключении договора аренды лесного участка на новый срок.

Довод заявителя о первоначальном обращении 15 октября 2019 года судом не принимается, поскольку на момент  подачи данного заявления у Общества  истекал срок действия лицензии  31 декабря 2019 года.  При этом срок действия лицензии продлен Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу дополнением № 3 к лицензии только 4 декабря 2019 года.

То есть на момент обращения в октябре 2019 года отсутствовали основания для предоставления  без проведения торгов испрашиваемого лесного участка, в связи с чем, и было отказано  заявителю в  предоставлении лесного участка в аренду.

При таких обстоятельствах, Республиканское агентство лесного хозяйства  правомерно отказало ООО «Кавынах» в  заключении договора аренды лесного участка на новый срок. Оспариваемые Обществом действия Агентства соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  в связи с чем, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований Общества о признании незаконными действий Агентства по отказу в предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду.

В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

На основании статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче в суд заявления Обществом  излишне уплачена государственная пошлина в размере 9000 рублей, которая подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Кавынах» требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                           А.Т.Пунцукова