ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1049/2021 от 19.05.2021 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

25 мая 2021 года                                                                                         Дело № А10-1049/2021

Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 25 мая 2021 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Серебренниковой Т.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гомбоевой С.Д.,   рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Золотинка» (ОГРН <***>,  ИНН <***>)

 к Главному управлению МЧС России по РБ в лице отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам УНДПР Главного управления МЧС России по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании действий незаконными, признании недействительными акта проверки №3 от 24.02.2021 и предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №3/1/1 от 24.02.2021,

при участии:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 05.03.2021;

от ответчика: ФИО2 – начальник отделения  - главный государственный инспектор Иволгинского и Тарбагатайского районов по пожарному надзору, служебное удостоверение № 153883 от 09.09.2016,

установил:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотинка» (далее – МБДОУ детский сад «Золотинка», Учреждение) обратилось в суд с заявлением   к Главному управлению МЧС России по РБ в лице отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам УНДПР Главного управления МЧС России по Республике Бурятия о признании действий незаконными, признании недействительными акта проверки №3 от 24.02.2021 и предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №3/1/1 от 24.02.2021.

Представитель заявителя заявленные требования поддержала, изложила свои доводы, считает, что поскольку Учреждение создано в 2015 году, то применение СП 1.13130.2020 является неправомерным. Если более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений в отношении объектов, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений, применяются ранее действовавшие требования. Считает установленные сроки исполнения оспариваемого предписания не отвечающим требованиям исполнимости и разумности.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, пояснил, что Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию Учреждению разрешен ввод построенного здания на 100 мест. Расчет пожарного риска не производился. Правила пунктов 5.1.1 и 5.2.12 СП 1.13130.2009 устанавливаются для юридических лиц с одновременным пребыванием в помещении не более 15 и 10 человек. Аналогичные требования содержатся в пунктах 5.1.2 и 5.1.4 СП 1.13130.2020.согласно техническому паспорту максимальное единовременное пребывание детей предусмотрено по 25 человек в 4-х группах. Однако списочная численность детей в группах превышает.  Таким образом, Учреждением нарушаются требования пожарной безопасности к ширине   эвакуационных выходов и   горизонтальным участкам путей эвакуации.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Распоряжением от 25.01.2021 №3 в отношении МБДОУ детский сад «Золотинка» назначена плановая выездная проверка в рамках Федерального государственного пожарного надзора с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения статье 4, 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях  пожарной безопасности» № 123 от 22.07.2008 (далее – ФЗ-123 от 22.07.2008), пунктов 5.1.4, 5.1.2 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее СП 1.13130.2020):

1. не соответствует ширина эвакуационных выходов в свету и составляет менее 1,2 м из помещений 1-го этажа:

- из помещения 25 в помещение 24 составляет 1,12м,

- из помещения 57 в помещение 58 составляет 1,12м;

Из помещений 2-го этажа:

- из помещения 74 в помещение 73 составляет 1,12 м;

- из помещения 92 в помещение 93 составляет 1,12 м;

- из помещения 83 в помещение 85 составляет 1,12 м;

Из помещения 84 в помещение 85 составляет 1.13м.

2. не соответствует ширина горизонтальных участков путей эвакуации 1-го этажа в свету составляет менее 1,2 м, а именно:

- из помещения 24 в помещение 22 составляет 1,12м;

- из помещения 58 в помещение 60 составляет 1.12м,

- из помещения 60 в помещение 21 составляет 1,12м.

2-го этажа:

- из помещения 73 в помещение 71 составляет 1,13 м,

- из помещения 71 в помещение 67 составляет 1,13м,

-  из помещения 93 в помещение 95 составляет 1,13м,

- из помещения 95 в помещение 67 составляет 1.13м.

По результатам проверки составлен Акт проверки №3 от 24.02.2021.

24.02.2021 Учреждению выдано предписание № 3/1/1, согласно которому до 31.03.2021 МБДОУ детский «Золотинка» указано устранить допущенные нарушения.

Не согласившись с указанным Предписанием, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется  Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ  «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ).

Статьей 2 Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно статье 20 Федерального закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной  безопасности относятся стандарты, нормы и   правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной    безопасности.

На основании статьи 6 Федерального закона № 69-ФЗ,  статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе, проводить проверки, выдавать организациям предписания по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьями 37 и 38  Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

На основании статьи 1 Федерального закона № 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ  «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ)  определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ).

На основании частей 2, 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом №  123-ФЗ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой  ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного пожарного надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определённые сроки.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона № 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе устройством эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре (пункт 2).

Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты (часть 1 статьи 53 Федерального закона № 123-ФЗ).

В соответствии с пунктом 24  Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона №123 установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19.03.2020 № 194 утверждён Свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. эвакуационные пути и выходы» (далее – СП 1.13130.2020).

Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.

Согласно пункту 4.1.1 СП 1.13130.2020  требования свода правил установлены для обеспечения возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей при пожаре; обеспечения возможности спасения людей при пожаре.

Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать возможность безопасного движения людей через эвакуационные выходы из данного помещения (пункт 4.1.2 СП 1.13130.2020).

Согласно пункту 5.1.2 СП 1.13130.2020 5.1.2. ширина пандусов и горизонтальных участков путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 15 человек, должна предусматриваться не менее 1,2 м.

В соответствии с пунктом 5.1.4 СП 1.13130.2020 минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 15 человек.

В ходе проверки установлено, что ширина эвакуационных выходов в свету составляет менее 1,2м из помещений 1-го и 2-го этажей, а также не соответствует ширина горизонтальных участков путей эвакуации 1-го и 2-го этажей в свету составляет менее 1,2 м.

Указанное подтверждается фототаблицей нарушений к Акту проверки.

Факт несоответствия эвакуационных выходов  указанным нормам заявителем не оспаривается. При этом представитель Учреждения указал, что у детского сада отсутствует обязанность по соблюдению требований СП 1.13130.2020 поскольку МБДОУ детский сад «Золотинка» было создано в 2015 году.

Данный довод  отклоняется судом на основании следующего.

Согласно пункту 1.3 СП 113130.2020 при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться требования настоящего свода правил в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

Строительные нормы и правила, содержащие требования пожарной безопасности, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности, которые подлежат обязательному выполнению на объектах, запроектированных и построенных до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии с пунктом 1.1 СП 1.131302020 свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.

Учреждение  ссылается на то, что здание было построено в 2015 году, то есть  до введения в действие действующих правил пожарной безопасности, в связи с чем, на них не распространяются требования СП 1.13130.2020.

Вместе с тем, требования СП 1.13130.2020 направлены на защиту жизни и здоровья граждан и подлежат соблюдению в отношении всех объектов независимо от периода их постройки.

То обстоятельство, что здание детского сада, используемое Учреждением, построено до введения в действие указанных СП 1.13130.2020, не освобождает заявителя от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности при их эксплуатации, а также от обязанности по принятию мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.

Ширина эвакуационного  выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем иди дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них   человеком.

Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 20.10.2015 № 04-508303-160-2015 выданным администрацией МО «Иволгинский район» следует, что Администрация МО «Иволгинский район» разрешает ввод в эксплуатацию построенного здания детского сада на 100 мест.

В соответствии с проектной документацией: «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» на строительство детского сада на 100 мест в с. Иволгинск следует, что на каждом этаже здания предусмотрено не менее 2-х эвакуационных выходов. Из каждой групповой ячейки предусмотрено не менее 2-х эвакуационных выходов шириной не менее 1,2 метра.

Согласно технического паспорта на здание детского сада следует, что запроектировано четыре групповые ячейки, максимальное единовременное нахождение детей в групповых ячейках предусмотрено по 25 человек.

Однако, как установлено административным органом,  списочная численность детей  в  групповой ячейки старшей группы «Теремок» 1 этаж составляет 38 человек, подготовительной группы «Радуга» 2 этаж составляет 48 человек, средней группы «Лучики» 2 этаж составляет 40 человек, младшей группы «Полянка» 1 этаж составляет 24 человека.

То есть в настоящее время количество детей в детском саду значительно увеличилось.

Таким образом, в здании детского сада МБДОУ детский сад «Золотинка» проведены изменения   функционального назначения детского сада, а именно при укомплектовании групп увеличено количество детей, находящихся в данных группах, с одновременным пребыванием в группе  более 25 человек.

Соответственно,  при  изменении функционального назначения с увеличением количества детей Учреждением должны быть соблюдены требования пожарной безопасности по  содержанию  и эксплуатации эвакуационных выходов.

Приведение ранее введённых в эксплуатацию зданий в соответствии с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.

Статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ установлены формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.

Так, оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов строительства требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится, в том числе, в формах: декларирования пожарной безопасности; независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).

Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2020 № 1084.

Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях определяется в форме независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), осуществляемой в соответствии с пп.2 п.1 ст.144 Федерального закона № 123-ФЗ и Правилами оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 № 304.

Однако расчет по оценке пожарного риска или иные документы, свидетельствующие о том, что при увеличении количества одновременно пребывающих людей в МБДОУ детский сад «Золотинка»  величина пожарного риска не превышает допустимого значения, должностным лицом Учреждения  в материалы дела  не представлено. 

Таким образом, несмотря на введение в эксплуатацию детского сада в 2015 году, то есть до введения в действие СП 1.13130.2020, указанные нормы должны соблюдаться, поскольку имеется риск для безопасности жизни и здоровья людей, в данном случае малолетних детей.

Несоблюдение требований пожарной безопасности, предъявляемых к эвакуационным выходам, при возникновении пожара в здании детского сада может привести к риску   для    безопасности   жизни и здоровья   детей дошкольного возраста и персонала.

Суд не согласен с доводом заявителя в части неисполнимости и отсутствия разумности установленных сроков исполнения предписания, поскольку Учреждение вправе самостоятельно  определить возможные для него меры для устранения нарушений требований пожарной безопасности, в том числе путем уменьшения количества пребывающих в детском саду детей.

При таких  обстоятельствах, у суда не имеется оснований для признания оспариваемого предписания незаконным.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р  Е  Ш  И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                                           Т.Г. Серебренникова