ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1064/10 от 02.06.2010 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: : info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

“09” июня 2010 г. Дело № А10-1064/2010

Резолютивная часть решения объявлена 02.06.2010 г.

Полный текст решения изготовлен 09.06.2010 г.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Л. Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гомбоевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Строительное управление Сибирского военного округа» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и открытому акционерному обществу «Производственно-ремонтное предприятие» о признании недействительным решения органа исполнительной власти и применении правовых последствий судебного решения

при участии:

заявителя: ФИО1, представителя по доверенности №69 от 12.01.2010; ФИО2, представителя по доверенности №08/1 от 26.08.2009;

ответчика: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: ФИО3, представителя по доверенности №88 от 17.05.2010;

третьего лица: ОАО «Производственно-ремонтное предприятие»: не явился, извещен;

третьего лица ТУ Росимущества в Республике Бурятия: не явился, извещен;

третьего лица Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации: не явился, извещен;

третьего лица Министерства обороны РФ: не явился, извещен;

установил:

Открытое акционерное общество «Строительное управление Сибирского военного округа» (далее – ОАО «СУ СибВО», общество) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра по Республике Бурятия) и Открытому акционерному обществу (ОАО) «Производственно-ремонтное предприятие» о признании недействительным решения об аннулировании земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:0028 и об образовании новых земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:032805:36 и 03:24:032805:37, о признании недействительной (аннулировать) записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество о праве собственности ОАО «Производственно-ремонтное предприятие» на земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:36 общей площадью 17000 кв.м., и праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:37 общей площадью 21038 кв.м. и о признании недействительным (аннулировать) свидетельства о праве собственности ОАО «Производственно-ремонтное предприятие» на земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:36 общей площадью 17000 кв.м.

Определением арбитражного суда от 17.05.2010 открытое акционерное общество «Производственно-ремонтное предприятие» исключено из числа ответчиков и привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Определениями от 14.04.2010, 17.05.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия (далее - ТУ Росимущества в Республике Бурятия), Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации.

Представитель третьего лица - ОАО «Производственно-ремонтное предприятие» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской к протоколу от 26.05.2010.

Представители третьих лиц - ТУ Росимущества в Республике Бурятия, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (почтовое уведомление от 27.05.2010, уведомления телеграфом от 27.05.2010).

Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

На основании Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) №П/41 от 08.02.2010 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Бурятия реорганизовано в форме присоединения к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия. Согласно Приложению к приказу Росреестра наименование территориального органа до переименования – Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия, наименование территориального органа после переименования – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия. 13.05.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о реорганизации юридического лица в форме присоединения за государственным регистрационным номером 2100327135093.

Представитель заявителя в судебном заседании от 17.05.2010 уточнил заявленные требования, просит признать недействительным решение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Бурятия об аннулировании земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:0028 и об образовании новых земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:032805:36 и 03:24:032805:37.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали уточненные требования, дали пояснения согласно заявлению, а также дополнений к заявлению (том 1 л.д. 83-86). В обоснование заявленных требований указали, что в связи с осуществлением приватизации ФГУП «Строительное управление Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации» и созданием акционерного общества стали проводит работы по оформлению земельного участка под занятыми объектами недвижимости филиала ФГУП «Строительное управление Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации».

13.03.2009 ТУ Росимущества в Республике Бурятия распоряжением №095-Р утвердило схему расположения земельных участков, находящихся в федеральной собственности, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №03:24:032805:0028. Согласно указанному распоряжению было сформировано три самостоятельных земельных участка.

При подаче заявления о постановке на кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №03:24:032805:0028, Управление Росреестра по Республике Бурятия 20 апреля 2009 года вынесло решение о приостановлении проведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости в связи с имеющимися противоречиями между представленными сведениями и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости.

Согласно Приложению №1 к приказу Министра обороны Российской Федерации № 413 от 18 мая 2009 года «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации» (т.1 л.д.18) в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «Строительное управление Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации» вошел земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:0028, расположенный по адресу: г.Улан-Удэ, ул. Конечная, 5а.

В ходе переписки с Управлением Росреестра по Республике Бурятия выяснилось, что гражданин ФИО4 на основании доверенности, выданной Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ, 19.03.2009 подал заявление об аннулировании земельного участка с кадастровым номером №03:24:032805:0028, с разделом его на два земельных участка с кадастровыми номерами 03:24:032805:36 и 03:24:032805:37.

Считает, что Управление Росреестра по Республике Бурятия, выйдя за рамки своих полномочий, поставило на кадастровый учет два земельных участка, так как из представленной доверенности на ФИО4 следует, что ему предоставлено право на распоряжение недвижимым имуществом только ФГУП «Производственно-ремонтное предприятие МО РФ», а не Российской Федерации.

Считает, что права и законные интересы общества нарушены, так как общество не может приватизировать земельный участок. Согласование границ не проводилось. Просят удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявлении (Том 1 л.д. 55-58). Пояснила, что учет земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:0028 площадью 38038 кв.м. был осуществлен 03.10.2007. Вид разрешенного использования - «занимаемый зданиями и сооружениями гарнизона «Комушка», земельный участок находился в собственности Российской Федерации.

В результате раздела земельного участка по заявлению от 19.03.2009 года ФИО4, по доверенности от 10.03.2009 года ( т.1 л.д.66) о разделе земельного участка 23.03.2009 года было принято Решение № Ф 24/09-969 об осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости и осуществлен государственный кадастровый учет объектов недвижимости, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:0028. Образовалось два новых земельных участка с кадастровыми номерами 03:24:032805:36 и 03:24:032805:37, которые также находились в собственности Российской Федерации.

Согласование границ со смежными землепользователями необходимо только при уточнении границ земельного участка. В данном случае согласования не требовалось, так собственник земельного участка - Российская Федерация. В разделе «сведения о заказчике кадастровых работ» титульного листа межевого плана, указано, что заказчиком работ является Российская Федерация (Министерство обороны). Межевой план содержал все обязательные для включения разделы межевого плана. Считает, что решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28 принято в соответствии с требованиями законодательства и не нарушает прав заявителя. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица – ТУ Росимущества в РБ в судебном заседании от 17.05.2010 поддержала заявленные требования, представила отзыв на заявление (Том 2 л.д. 112). Пояснила, что 13.03.2009 ТУ Росимущества в РБ издано распоряжение №095-р, согласно которому утверждена схема расположения земельных участков, являющихся собственностью Российской Федерации, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:0028. Пунктом 2 указанного распоряжения сформировано три самостоятельных земельных участка.

Согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 и №1054 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Полномочий на распоряжение данным земельным участком у ТУ Росимущества в РБ не имелось после издания Постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 и №1054.

Представитель третьего лица ОАО «Производственно-ремонтное предприятие» в судебном заседании от 26.05.2010 пояснил, что на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 26 июня 2006 года № 2351-р за ФГУП «Производственно-ремонтное предприятие» закреплено на праве хозяйственного ведения следующее имущество по перечню (т.1 л.д. 106): казарма, медпункт, штаб, столовая, овощехранилище, КПП, склад, гараж. Распоряжением от 05 декабря 2006 года № 924 утвержден акт приема - передачи указанного недвижимого имущества. В пункте 5 Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 26 июня 2006 года указано, что необходимо обеспечить государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации и хозяйственного ведения на недвижимое имущество и оформление прав на земельные участки в срок до 30 декабря 1006 года. Во исполнении указанного распоряжения и на основании выданных доверенностей (т.1 л.д.111-115) оформил право собственности на здания, поставил земельный участок на кадастровый учет, сооружения и на земельный участок. Доверенность от Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ на данные действия имелась. Считает, что все совершенные им действия законны и просит в удовлетворении требований заявителю отказать.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд выяснил следующее. ТУ Росимущества по Республике Бурятия распоряжением №265-р от 09.08.2006 предоставила ФГУ «Управление Сибирского военного округа» в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки для нужд Министерства обороны Российской Федерации, в том числе земельный участок, площадью 88908 кв.м., с кадастровым номером 03:24:032805:0022, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) земельного участка №24/06-1646/2 от 22.03.2006, расположенный по адресу (местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка). Наименование ориентира – жилой дом, почтовый адрес ориентира – г. Улан-Удэ, район Октябрьский, ул. Боевая, дом 6.

Распоряжением ТУ Росимущества по Республике Бурятия №370-р от 24.11.2006 утвержден проект раздела границ земельного участка, с кадастровым номером 03:24:032805:0022, с формированием самостоятельных земельных участков, в том числе земельного участка, площадью 38038 кв.м., с кадастровым номером 03:24:032805:28.

Земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:28 поставлен на кадастровый учет 03.10.2007. Местоположение земельного участка: участок находится примерно в 80 м по направлению на запад от ориентира – жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>. Вид разрешенного использования: занимаемый зданиями и сооружениями гарнизона «Комушка». Правообладателем земельного участка является Российская Федерация (Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия).

28.04.2008 на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом от 09.06.2005 №192-р «О предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности», Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия от 24.11.2006 №370-р «Об утверждении проекта границ раздела земельного участка, находящегося в федеральной собственности» выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:0028. Собственность Российской Федерации.

На основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом №2351-р от 26.06.2006 за федеральным государственным унитарным предприятием «Производственно-ремонтное предприятие Министерства обороны Российской Федерации» закреплено на праве хозяйственного ведения, в том числе следующее недвижимое имущество: казарма, медпункт по адресу: г. Улан-Удэ, в/г №2 «Комушки», инвентарный номер 245; штаб, столовая, по адресу: г. Улан-Удэ, в/г №2 «Комушки», инвентарный номер 247; овощехранилище по адресу: г. Улан-Удэ, в/г №2 «Комушки», инвентарный номер 248; КПП, склад, гараж по адресу: г. Улан-Удэ, в/г №2 «Комушки», инвентарный номер 246.

19.03.2009 с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28, в территориальный отдел по г. Улан-Удэ Управления Роснедвижимости по РБ обратился ФИО4 на основании доверенности от 10.03.2009, выданной Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. К заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости от 19.03.2009 приложен межевой план, подготовленный ООО «Геоинформ».

23.03.2009 Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия принято решение об осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28. В результате образовалось два земельных участка №03:24:032805:36 и №03:24:032805:37.

03.04.2009 на основании распоряжения ТУ Росимущества по РБ «О предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование» №265-р от 09.08.2006 выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:36, расположенный по адресу: <...> категории земель: земли населенных пунктов, занимаемый зданиями и сооружениями гарнизона «Комушка», площадью 17000 кв.м. Собственность Российской Федерации.

08.12.2009 на основании передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия «Производственно-ремонтное предприятие Министерства обороны Российской Федерации» от 15.05.2009, Приказа Министра обороны Российской Федерации №403 от 15.05.2009 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Производственно-ремонтное предприятие Министерства обороны Российской Федерации» - ОАО «Производственно-ремонтное предприятие» выданы свидетельства о государственной регистрации права: - на земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:36 (Том 1 л.д. 118), - на нежилое помещение – казарму, медпункт по адресу: <...> дом №3Г (Том 1 л.д.120), - на нежилое – контрольно-пропускной пункт, склад, гараж по адресу: <...> дом №3В (Том 1 л.д. 122), - на нежилое – штаб, столовая по адресу: <...> дом №3Д (Том 1 л.д. 124).

13.03.2009 на основании Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. №136-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. №432 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом «Положением о территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РБ, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005г. №37, Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 25 июля 2008г. № 186 «Об осуществлении Территориальным управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по республике Бурятия функций Федерального агентства по управлению государственным имуществом», с учетом Свидетельства о государственной регистрации права собственности РФ от 28 апреля 2008г. серии 03-АА№418078, запись регистрации №03-03-01/127/2007-2009 в ЕГРП года вынесено Распоряжением ТУ Росимущества в Республике Бурятия №095-р «Об утверждении схемы расположения земельных участков, находящихся в федеральной собственности».

Данным распоряжением утверждена схема расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 03:24:032805:0028, общей площадью 38038 кв.м., разрешенный вид использования – для размещения зданий и сооружений гарнизона «Комушка», расположенного по адресу (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка): г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ориентир – жилой дом, ул. Конечная, 22, участок находится примерно в 80 м. от ориентира по направлению на запад:

1) Земельный участок А – площадью 16603 кв.м., в том числе земельный участок А/1 – площадью 1119 кв.м.;

2) Земельный участок Б – площадью 2201 кв.м.;

3) Земельный участок В – площадью 19234 кв.м.

В пункте 2 указанного распоряжения указано: сформировать земельные участка, указанные в пункте 1 распоряжения:

- земельный участок А общей площадью 16603 кв.м., для размещения зданий и сооружений, в том числе земельный участок А/1 общей площадью 1119 кв.м. для установления сервитута;

- земельный участок Б общей площадью 2201 кв.м., для размещения зданий и сооружений;

- земельный участок В общей площадью 19234 кв.м., для размещения зданий и сооружений.

20.04.2009 Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия принято решение №Ф24/09-1488 «О приостановлении проведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости», где указано, что имеются противоречия между сведениями недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости. Земельный участок, подлежащий разделу, аннулирован на основании заявления №0324/101/09-1165 от 19.03.2009 (пункт 1 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Федеральное государственное унитарное предприятие «Строительное управление Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации» реорганизовано в форме преобразования в открытое акционерное общество «Строительное управление Сибирского военного округа», о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 18.06.2009.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственно-ремонтное предприятие Министерства обороны Российской Федерации» реорганизовано в форме преобразования в открытое акционерное общество «Производственно-ремонтное предприятие», о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 25.06.2009.

ОАО «Строительное управление Сибирского военного округа», не согласившись с решением Управления Росреестра по Республике Бурятия об аннулировании земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:0028 и об образовании новых земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:032805:36 и 03:24:032805:37, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации", основанием для признания недействительным ненормативного акта является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на лице, оспаривающем его.

Согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 и №1054 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Таким образом, суд делает вывод о том, что ТУ Росимущества в Республике Бурятия не имело право распоряжаться имуществом Министерства обороны Российской Федерации и Распоряжение ТУ Росимущества в Республике Бурятия от 13.03.2009 №095-р об утверждении схемы расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:0028, издано с нарушением Постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 и №1054.

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Закона «О государственном кадастре недвижимости».

На основании пункта 2 части 1 статьи 22, части 12 статьи 38 названного Закона при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план, форма и требования к подготовке которого установлены уполномоченным органом.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Судом установлено, что для осуществления кадастрового учета ФИО4 были представлены заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28, и межевой план. При этом из межевого плана не ясно, на основании каких правоустанавливающих документов проводился раздел земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28.

В статье 20 названного Закона приведен перечень лиц, имеющих право на обращение с заявлением о кадастровом учете.

Так, с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности.

Из материалов дела следует, что с заявлением о постановке земельных участков на кадастровый учет обратился ФИО4, действующий на основании доверенности от 10.03.2009, выданной Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (Том 1 л.д. 66). Из указанной доверенности видно, что ФИО4 наделен правом представлять интересы Министерства обороны Российской Федерации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и во всех ее территориальных органах по всем вопросам государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество (в том числе на земельные участки) подведомственного Министерству обороны Российской Федерации федерального государственного унитарного предприятия «Производственно-ремонтное предприятие» Министерства обороны Российской Федерации. Однако полномочий по разделу земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, указанной доверенностью ФИО4 представлены не были.

В судебном заседании в качестве свидетелей были допрошены ФИО5 и ФИО6, работники Улан-Удэнской КЭЧ, которые пояснили, что на спорном земельном участке находится здание общежития, принадлежащее Улан-Удэнской КЭЧ.

Заявитель не представил в суд доказательств, что при разделе земельного участка нарушены права и законные интересы заявителя ОАО «Строительное управление Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации»

в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В судебное заседание представлен Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18.05.2009 года № 413 «Об условиях приватизации ФГУП « Строительное управление Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации». В приложении к данному приказу установлен состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, в том числе и земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:28.

Суд установил, что на момент принятия приказа №413 объекта недвижимости -земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28 не существовало.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемым решением Управления Росреестра по Республике Бурятия от 23 марта 2009 года об осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28, не могли быть нарушены права и законные интересы заявителя, так как вновь образованные земельные участки находились в собственности Российской Федерации.

В судебном заседании представители заявители не представили иных доказательств нарушения своих прав и законных интересов.

Согласно статье 2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Довод заявителя о том, что на земельном участке, принадлежащим в настоящее время третьему лицу ОАО «Производственно-ремонтное предприятие» на праве собственности, расположено общежитие, принадлежащее КЭЧ Улан-Удэнского гарнизона, судом не может быть принято, так как прав и законных интересов заявителя не нарушено, а нарушаются права и законные интересы Министерства обороны РФ и само министерство вправе обратиться в суд с заявление о нарушении прав и законных интересов.

Право собственности на спорные земельные участки оспорено не было.

Кроме того, в пункте 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что упомянутое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 № 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Таким образом, заявитель должен доказать, что он обратился с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта в установленный законом срок с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, а в случае пропуска такого срока ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока с обоснованием причин уважительности пропуска срока.

Оспариваемое решение Управления Роснедвижимости по Республике Бурятия об осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28, принято 23.03.2009.

20.04.2009 Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия принято решение №Ф24/09-1488 «О приостановлении проведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости» по заявлению ОАО «Строительное управление Сибирского военного округа», где указано, что имеются противоречия между сведениями недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости. Земельный участок, подлежащий разделу, аннулирован на основании заявления №0324/101/09-1165 от 19.03.2009 (пункт 1 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

06.11.2009 Управление Роснедвижимости по Республике Бурятия письмом №ис/1974 сообщило начальнику 1063 Хозрасчетного участка о том, что аннулирование земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28 произведено на основании заявления гражданина ФИО4 за №0324/101/09-1165 от 19.03.2009 и проведения землеустроительных работ по разделу данного земельного участка с образованием двух земельных участков, заказчиком которых являлась Российская Федерация (Министерство обороны РФ).

В суд ОАО «Строительное управление Сибирского военного округа» обратилось с настоящим заявлением 25.03.2010, то есть с нарушением установленного срока.

Представителем заявителя ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлялось.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявителем нарушен трехмесячный срок на обжалование решения государственного органа, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявляли. Уважительных причин для пропуска срока на обжалование решения судом не установлено и заявителем не указано.

Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного у суда нет оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований заявителю отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/

Судья Л. Ю. Рабдаева