Арбитражный суд Республики Бурятия
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52
Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ
г. Улан-УдэДело № А10-1122/08
"19" июня 2008 г.
Резолютивная часть Решения объявлена 10.06.2008 г.
В полном объёме Решение изготовлено 19.06.2008 г.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе председательствующего Рабдаевой Л.Ю., судей Найданова О.С., Дружининой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Овчинниковой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью Пассажирские перевозки «Универсал»к Улан-Удэнскому городскому Совету депутатово признании незаконными нормативно-правовых актов органа местногосамоуправления,
при участии:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 10.04.08 г.;
ФИО2, представитель по доверенности от 08.02.07 г.;
от ответчика: ФИО3, представитель по доверенности № 262 от 08.04.08 г.;
ФИО4, представитель по доверенности № 345 от 06.05.08 г.;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Пассажирские перевозки «Универсал» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Улан-Удэнскому городскому Совету депутатов о признании недействующими нормативные правовые акты -Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.06.2006 г. №437-46 (в редакции решений Городского Совета депутатов от 21.09.2006 г. №470-50, от 26.10.2007 г. №704-72, от 20.03.2008 г. №811-82) «О порядке организации и проведении конкурса на право транспортного обслуживания населения автобусными пассажирскими перевозками на территории города Улан-Удэ» и утвержденные им положения «О конкурсе на право транспортного обслуживания населения автобусными пассажирскими перевозками на территории города Улан-Удэ» (Приложение №1), «О конкурсной комиссии» (Приложение №2), «Критерии оценки конкурсных предложений» (Приложение №3), «Перечень информации, предоставляемой участниками конкурса» (Приложение №4), как не соответствующие Федеральным законам «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» №131-Ф3 от 06.10.2003 г., «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128-ФЗ, «О защите конкуренции» №135-Ф3 от 26.07.2006 г. и обязать ответчика привести их в соответствие с указанными Федеральными законами.
В судебном заседании представитель заявителя в порядке ст.49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просит признать указанные нормативные правовые акты несоответствующими Федеральным законам, указанным в исковом заявлении, а также Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005г. (в ред. от 20.04.2007г.) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные и уточненные требования и пояснил, что оспариваемое Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов и Положения, утвержденные данным решение, приняты ответчиком с нарушением Федеральных законов: ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-Ф3 от 06.10.2003 г., ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128-ФЗ, ФЗ «О защите конкуренции» №135-Ф3 от 26.07.2006 г., ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.05 г. № 94-ФЗ (в редакции от 20.04.07 г.).
Приложение № 1 к оспариваемому Решению - «Положение о конкурсе на право
транспортного обслуживания населения автобусными пассажирскими перевозками на
территории города Улан-Удэ» принято с нарушением Федеральных законов
«О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О защите конкуренции».
В пункте 5.9 данного Приложения говорится о том, что в случае приобретения победителем конкурса новых автобусов большой и средней вместимости, договоры на них заключаются сроком на 5 лет, а для всех остальных на год.
В пункте 4 Приложения № 3 «Критерии оценки конкурсных предложений», в дополнении Приложения № 4 п. 11 «Копия сертификата «Одобрение типа транспортного средства», а также, содержащееся там же в п. 4, требование об указании общего пробега, года выпуска, становится ясно, что претенденты заведомо ставятся в неравные условия, что является нарушением ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции». Тем самым происходит ограничение конкуренции.
Приложение № 2 «Положение о конкурсной комиссии» не предусматривает
порядок обжалования.
Решение комиссии о приеме документов на конкурс и допуске к участию в конкурсе оформляется протоколом, в котором указываются претенденты, признанные участниками конкурса. Прием документов осуществляется в отсутствии претендента, что дает возможность отклонить документы без каких-либо объяснений.Хотя все должно быть сделано в присутствии претендента. Это не соответствует ФЗ «О защите конкуренции» и означает ограничение доступа на товарные рынки. В Положении о конкурсе отсутствуют условия о том, что документы, представляемые претендентами до составления протокола комиссией, предусмотренного в 5.1 Положения, рассматриваются комиссией в присутствии претендента и указания на возможность обжалования данного протокола в судебном порядке.
Приложение № 3 «Критерии оценки конкурсных предложений» также не
соответствует требованиям ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», так как предложенные критерии оценки конкурсных предложений означают принятие акта, ограничивающего конкуренцию. Так в пунктах 1.1 и 1.2 отсутствует расшифровка требований к стажу и опыту безаварийной работы, не понятен метод оценки «удельный вес-0,2», нет расшифровки к стажу и опыту обслуживания пассажиров (удельный вес-0,1). Требования оценки стажа если и возможны, то видимо только с указанием минимального значения, хотя фактически это тоже будет означать ограничение конкуренции, так как право на перевозку дано претенденту лицензией. В пункте 1.3 критериев оценки об оформлении салонов транспортных средств -удельный вес 0,3. В сочетании с положением о проведении единого конкурса для всех видов автомобильного транспорта, на котором в соответствии с ФЗ «О лицензировании» могут осуществляться пассажирские перевозки, данный пункт также ставит участников конкурса в неравное положение, так как в салоне большого автобуса можно разместить больше информации, в том числе в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей», использовать красочную рекламу и прочее. Тем самым нарушается ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
Все требования должны быть доступны и понятны перевозчикам. В противном случае такая оценка претендентов означает наделение органа местного самоуправления, в лице конкурсной комиссии, полномочиями по ограничению, устранению конкуренции, что запрещено ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции».Ни оспариваемое Решение, ни утвержденные им Положения не содержат нормы, предусматривающей правовое основание объявления конкурса.
Статья 7 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» №131-Ф3 от 16.10.2003 г. предусматривает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В нарушение данных норм Федерального закона, правового акта органа местного самоуправления или должностного лица об объявлении конкурсов, проводимых с 30 апреля по 16 мая 2008 года по маршрутам № № 3, 25, 29, 30, 77, не принято.
В соответствии с Решением от 08.06.2006 года организатором пассажирских перевозок утвержден Комитет производственных технологий и потребительского рынка, который обязан обеспечить ежегодное проведение конкурса.Правового акта принятого Комитетом также нет.
В пункте 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пункт 3.1 Приложения №.1 «Положение о конкурсе на право
транспортного обслуживания населения автобусными пассажирскими перевозками на
территории города Улан-Удэ» изложен в следующей редакции: «Конкурс на право заключения договора по оказанию услуг перевозки пассажиров автотранспортом общего пользования проводится совместно по автобусам большой, средней и малой вместимости по каждому маршруту в соответствии с реестром маршрутов».
Представитель заявителя считает, что данные изменения необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе индивидуальных предпринимателей, приводят к ограничению конкуренции и ущемляет интересы претендентов, создают неравные условия для претендентов, ограничивают их доступ на товарный рынок, что является нарушением ст.ст.15 и 16 ФЗ «О защите конкуренции».
Проведение конкурса на право заключения договора по оказанию услуг перевозки пассажиров автотранспортом общего пользования совместно по автобусам большой, средней вместимости (общей вместимостью более 20 мест) и малой вместимости (общей вместимостью менее 20 мест) ставит претендентов в неравные условия, приводит к ограничению конкуренции, ограничивает доступ на товарный рынок.
Это происходит потому, что оспариваемое решение и утвержденные им Приложения предусматривают преимущества для владельцев либо пользователей автобусов большой и средней вместимости.
Заявитель считает, что ответчик должен был при издании оспариваемого Решения не нарушать Федеральный закон №94-ФЗ от 21.07.2005 г. (в ред. от 20.04.2007 г.) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В обосновании доводов пояснил, что в соответствии со ст.16 пунктом 7 Федерального Закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В статье 72 «Полномочия городской администрации в области строительства, транспорта и связи» Закона РФ от 06.07.1991г. (в редакции от 26.06.2007 г.) «О местном самоуправлении в Российской Федерации» предусмотрено, что городская администрации руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города, обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе и т.д.
В Законе РБ «Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия» в статье 5, 6 говориться о том, что понимается под организацией транспортного обслуживания. Статья 6 полностью раскрывает понятие организации пассажирских перевозок.
Таким образом, заявители считают, что за счет бюджетных средств осуществляется транспортное обслуживание населения. Транспортное обслуживание населения является муниципальными нуждами.
ФЗ №94-ФЗ предусмотрено, что он регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Данный Федеральный закон должен применяться при организации пассажирских перевозок, в том числе при проведении конкурса, чего сделано не было.
Таким образом, содержащиеся в Приложении №3 «Критерии оценки конкурсных предложений» условия конкурсной оценки противоречат названному закону, так же как и Федеральному Закону «О защите конкуренции».
Оспариваемым Решением и утвержденными им положениями нарушаются права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как они не дают возможность реализовывать предпринимателям те права, которые им предоставляет лицензия. Также не позволяет законно действовать и функционировать в сфере предпринимательской деятельности. ООО «Пассажирские перевозки «Универсал» является действующим участником рынка пассажирских перевозок.
05.07.2006 г. между Управлением промышленности, транспорта и связи Комитета производственных технологий и потребительского рынка и ООО «Межтранссервис +» был заключен договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в г. Улан-Удэ по маршрутам № № 4, 44, 30, 7.
07.02.07 г. было вынесено дополнительное соглашение, где в пункте 2 предусмотрено, что договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в г. Улан-Удэ от 05.07.06 г. действует до проведения конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок по городским маршрутам № 4, 44, 30, 7. Из этих договоров возникают права и законные интересы заявителя.
Само Общество имеет лицензию, индивидуальные предприниматели имеют лицензию на осуществление перевозок.
Право администрации на проведение конкурса, а обязанность Общества – участие в этом конкурсе. Все это приводит к нарушению прав Общества как реального перевозчика в настоящее время.
Просят удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласен, поддержал доводы, изложенные в отзывах на заявление и на уточненные требования.
В судебном заседании пояснил, что при принятии оспариваемого решения от 08.06.2006 г. № 437-46 не должны были быть применены нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как данный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В данном случае размещение заказов не предусмотрено.
Конкурс на право транспортного обслуживания проводится не для обеспечения муниципальных нужд, а в целях организации безопасного транспортного обслуживания населения на городских маршрутах.
Кроме того, статья 1 ФЗ № 94-ФЗ устанавливает единый порядок размещения заказов для исполнения государственных и муниципальных нужд в целях:
1) эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;
2) обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов;
3) расширения возможностей для участия физических лиц и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия.
Таким образом, сферой правового регулирования указанного закона являются отношения, связанные с размещением государственных и муниципальных заказов, и порядок размещения заказов. Целью муниципального заказа является эффективное использованию средств - бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Конкурс проводится в целях организации наиболее комфортного и безопасного транспортного обслуживания населения путем заключения договоров на право транспортного обслуживания с хозяйствующими субъектами, срок действия договоров у которых истек.
Следовательно, к отношениям, возникающим при проведении конкурса на право транспортного обслуживания населения автобусными пассажирскими перевозками, Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ не применяется.
Довод заявителя о том, что решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.06.2006г. № 437-46 противоречит действующему законодательству РФ, является необоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 5 статьи 17 Устава города Улан-Удэ предусмотрено, что городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Бурятия, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения и соблюдения на территории городского округа.
Пунктом 7 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Во исполнение требований, содержащихся в указанных выше нормативных правовых актах, в оспариваемом Решении Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.06.2006 г. № 437-46 регламентирован порядок организации и условия проведения конкурса на право транспортного обслуживания населения на территории города Улан-Удэ.
Издание отдельного нормативного правового акта органа местного самоуправления для проведения конкурса на право транспортного обслуживания по маршрутам №№ 3, 25, 29, 30, 77 с 30 апреля по 16 мая 2008 г. не требуется, так как в решении от 08.06.2006 г. № 437-46 соответствующего требования не предусмотрено.
В критерии оценки, указанные в Приложении №1, автобусам большой, средней и малой вместимости по каждому маршруту не входит критерий вместимости автобуса. Разницы, какой автобус большой, средний или малой вместимости, не имеется, при выборе победителя учитываются иные критерии.
Таким образом, Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.06.2006 г. №437-46 принято представительным органом местного самоуправления в форме соответствующего акта, с соблюдением порядка его принятия, не противоречит действующему законодательству и является правовым основанием для проведения конкурса на право транспортного обслуживания населения.
Что касается Договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в г. Улан-Удэ от 05.07.06 г. и дополнительного соглашения от 07.02.07 г. Так, договор действует до проведения конкурса. Это стороны об этом договорились, никто не может ограничивать их в этом.
Участие в конкурсе это не обязанность Общества, а их право: участвовать в конкурсе или нет. В данном случае права заявителя не могут быть нарушены.
Что касается первого условия для признания недействующим нормативного правового акта – оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, то доводы заявителя необоснованны.
Считают, что права и законные интересы заявителя не нарушаются, так как участие в конкурсе это право участника, а проигрыш либо не участие в конкурсе – не является нарушением прав и законных интересов заявителя.
Просят отказать в удовлетворении требований заявителя.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя и представителя ответчика, суд установил следующее.
08.06.2006 г. Улан-Удэнским городским Советом депутатов принято Решение «О порядке организации и проведении конкурса на право транспортного обслуживания населения автобусными пассажирскими перевозками на территории г. Улан-Удэ»№ 437-46. 21.09.2006 г. за №470-50 , 26.10.2007 г. за №704-72, 20.03.2008 г. за №811-82 изменена редакция оспариваемого Решения Городского Совета депутатов.
Данным Решением утверждены Положения «О конкурсе на право транспортного обслуживания населения автобусными пассажирскими перевозками на территории города Улан-Удэ» (Приложение №1), «О конкурсной комиссии» (Приложение №2), «Критерии оценки конкурсных предложений» (Приложение №3), «Перечень информации, предоставляемой участниками конкурса» (Приложение №4).
Данное Решение и Приложения к решению опубликованы в газете «Правда Бурятия» №29 от 29.06.2006 г., №49 от 01.11.2007 г., №15 от 29.03.2008 г.
Согласно указанного решения, в целях улучшения транспортного обслуживания населения и повышения безопасности перевозки пассажиров, руководствуясь п. 7 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Законом Республики Бурятия от 23.11.1999 № 292-II "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия" Улан-Удэнский городской Совет депутатов решил:
1.Утвердить Положение "О конкурсе на право транспортного
обслуживания населения автобусными пассажирскими перевозками на
территории города Улан-Удэ" (приложение № 1).
2. Утвердить Положение "О конкурсной комиссии" (приложение № 2).
3. Утвердить "Критерии оценки конкурсных предложений" (приложение № 3).
4. Утвердить "Перечень информации, предоставляемой участниками конкурса" (приложение № 4).
5. Организатором пассажирских перевозок на муниципальной
маршрутной сети города Улан-Удэ утвердить Комитет производственных
технологий и потребительского рынка (ФИО5).
6. Комитету производственных технологий и потребительского рынка
(ФИО5) обеспечить ежегодное проведение конкурса на право
транспортного обслуживания населения автобусными пассажирскими
перевозками на территории города Улан-Удэ.
7. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой
информации.
8.Контроль за выполнением настоящего решения возложить на Комитет
городского хозяйства Улан-Удэнского городского Совета депутатов (Супоня
СИ.).
Согласно п.п. 20 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что организация транспортного обслуживания населения находится в ведении муниципальных образований и отнесена к вопросам местного значения.
Согласно ст.43 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Из приведенных норм следует, что на органы местного самоуправления возложены организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения.
Согласно ст. 17 Устава городского округа «город Улан-Удэ» Улан-Удэнский городской Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления города Улан-Удэ.
Пунктом 5 ст. 17 Устава города Улан-Удэ предусмотрено, что городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Бурятия, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения и соблюдения на территории городского округа.
Таким образом, решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов являются нормативными правовыми актами.
Статья 192 АПК РФ предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормам ряда федеральных законов и нарушает его права и законные интересы, обратился с данным заявлением в арбитражный суд.
Пунктом 7 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.06.2006 г. №437-46 регламентирован порядок организации и условия проведения конкурса на право транспортного обслуживания населения на территории города Улан-Удэ.
В соответствии с п. 2.1 Приложения №1к оспариваемому решению от 08.06.2006 г. №437-46 Положение «О конкурсе на право транспортного обслуживания населения автобусными пассажирскими перевозками на территории города Улан-Удэ"целью организации и проведения конкурса является организация наиболее комфортного и безопасного транспортного обслуживания населения на городских и пригородных маршрутах г. Улан-Удэ.
Конкурс на право транспортного обслуживания населения автобусными перевозками проводится в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров, является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках и является и основанием для заключения договора на право транспортного обслуживания населения автобусными перевозками являются результаты конкурса.
Таким образом, задачами конкурса являются: удовлетворение потребностей населения города Улан-Удэ в пассажирских перевозках;повышение безопасности дорожного движения, укрепление транспортной дисциплины среди перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки;вовлечение водителей транспортных организаций, а также индивидуальных владельцев транспортных средств в активную профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;повышение культуры и качества обслуживания пассажиров.
Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Статья 3 Федерального закона №94-ФЗ определяет, что под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Кроме того, статья 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ устанавливает единый порядок размещения заказов для исполнения государственных и муниципальных нужд в целях:
1) эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников
финансирования;
2) обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов;
3) расширения возможностей для участия физических лиц и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия.
Таким образом, сферой правового регулирования указанного закона являются отношения, связанные с размещением государственных и муниципальных заказов, и порядок размещения заказов. Целью муниципального заказа является эффективное использованию средств - бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Конкурс на право транспортного обслуживания проводится не для обеспечения муниципальных нужд, а в целях организации безопасного транспортного обслуживания населения на городских маршрутах.
Решение от 08.06.2006 г. №437-46 регулирует порядок проведения конкурса на право транспортного обслуживания.
Конкурс проводится в целях организация наиболее комфортного и безопасного транспортного обслуживания населения путем заключения договоров на право транспортного обслуживания с хозяйствующими субъектами, срок действия договоров у которых истек.
При проведении конкурса на право транспортного обслуживания расходования средств местного бюджета или внебюджетных источников финансирования не происходит. Размещение муниципального заказа не производится.
Таким образом, судом не принимается довод заявителя о том, что при принятии Решения от 08.06.2006 г. №437-46 должны были быть применены нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», как необоснованный.
Довод заявителя о том, что право осуществления пассажирских перевозок
юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предоставляет лицензия, а
не победа в конкурсе, в данном случае также является не обоснованным по следующим
основаниям.
Суд соглашается с доводом ответчика о том, что вопросы организации пассажирских перевозок по конкретным маршрутам нормами Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» не регулируется. Поэтому подлежат применению нормы Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. №196-ФЗ. В этой связи, ссылка заявителя на нормы Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в обосновании своих доводов, является не обоснованной.
В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Конкурс на право транспортного обслуживания населения автобусными перевозками проводится в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров, является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках. Следовательно, организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством заключения договоров с перевозчиками на оказание услуг по безопасной перевозке граждан на муниципальных маршрутах.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона РБ «Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия» условия конкурса, состав конкурсной комиссии и форма договора с победителем конкурса утверждаются органом местного самоуправления. Кроме того, действующее законодательство не содержит запретов на установление определенных условий для участия в открытом конкурсе.
В соответствии с Положением «Об обеспечении безопасности перевозок пассажирским автотранспортом », утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 08. 01.1997 г. № 2, а также Законом Республики Бурятия «Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия» от 23.11.1999 г. №292-11 понятие автобус - это «автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8».
Таким образом, использование понятия «автобусные пассажирские перевозки» в названии решения от 08.06.2006 г. №437-46 не нарушает норм действующего законодательства и прав заявителя.
Суд не соглашается с мнением заявителя о том, что Приложение № 3 к решению Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.06.2006 г. №437-46 Положение «Критерии оценки конкурсных предложений», и внесенные в него изменения, не соответствуют требованиям ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» по следующем основаниям.
Согласно ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г.№ 135-ФЗ Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
2. Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В Решении Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.06.2006 г. №437-46 по каждому из критериев оценки конкурсных предложений содержится расшифровка. По критерию «стаж и опыт безаварийной работы» содержатся требования, раскрывающие содержание данного критерия: соблюдение перевозчиком (водителями перевозчика, заявленными на конкурс) требований безопасности дорожного движения и безопасности пассажирских перевозок (в т.ч. на основании данных УГИБДЦ МВД РБ, УГАДН РФ по РБ). По остальным критериям также имеются соответствующие расшифровки.
Удельный вес представляет собой долю каждого из пяти критериев в итоговой оценке, выносимой конкурсной комиссией. Произведение удельного веса по каждому из критериев и выставляемого балла в совокупности формирует итоговую (суммарную) оценку.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что привлечение перевозчиков на договорной основе к перевозке граждан на муниципальных маршрутах муниципального образования не противоречит ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г.№ 135-ФЗ.
Довод заявителя о том, что решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.06.2006 г. №437-46 нарушены положения ст. 16 Федерального закона «О
защите конкуренции» судом также не принимаются, как необоснованный.
Согласно п.4 ст.16 Федерального закона «О Защите конкуренции» от 26.07.2006г.№ 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В данном случае оспариваемый нормативный акт не содержит норм права, противоречащих Федеральному закону «О Защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ.
В п.4.1 Приложения №1 «О конкурсе на право транспортного
обслуживания населения автобусными пассажирскими перевозками на территории города Улан-Удэ" к решению от 08.06.2006 г. №437-46 указаны требования к информационному сообщению.
В данном перечне отсутствует требование о том, что в информационном сообщении должен быть указан правовой акт Администрации г. Улан-Удэ об утверждении состава конкурсной комиссии и при таких обстоятельствах довод заявителя о том, что информационное сообщение должно содержать указание на правовой акт Администрации г. Улан-Удэ об утверждении состава конкурсной комиссии также является необоснованным.
Поэтому суд соглашается с доводом ответчика о том, что необходимости на указания на правовой акт Администрации г. Улан-Удэ об утверждении состава конкурсной комиссии не имеется.
Суд не принимает довод заявителя о том, что в пункте 5.9 Приложения №1 говорится о том, что в случае приобретения победителем конкурса новых автобусов большой и средней вместимости, договоры на них заключаются сроком на 5 лет, а для всех остальных на год.
В данном пункте Положения говорится о действиях победителя конкура, а не о критериях отбора участника конкурса и нарушать права и интересы участника конкурса соответственно не может.
Суд, на основании изложенного, приходит к выводу о том, что Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.06.2006 г. №437-46 и утвержденные данным решением Положения приняты представительным органом местного самоуправления в форме соответствующего акта, с соблюдением порядка его принятия, не противоречит действующему законодательству и является правовым основанием для проведения конкурса на право транспортного обслуживания населения.
В судебном заседании, в нарушении ст.65 АПК РФ, заявитель не представил доказательств нарушения прав и законных интересов.
Суд приходит к выводу о том, что права заявителя в сфере экономической деятельности не нарушены, поскольку они вправе принять участие в конкурсе на равных для всех участников условиях. Положение о порядке проведения конкурса предусматривает участие неограниченного круга лиц, имеющих лицензию. Конкурс носит открытый характер, является, равнодоступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок, не нарушает единство экономического пространства, не препятствует свободному перемещению товаров, услуг и свободе экономической деятельности. Конкурсный отбор перевозчиков не оказывает влияние на конкуренцию, так как каждый хозяйствующий субъект принимает решение об участии в конкурсе, все участники которого равны между собой, самостоятельно. Победителем конкурса определяется более конкурентоспособный.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 195, 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования заявителя о признании недействующим нормативных правовых актов - Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.06.2006 г. №437-46 (в редакции решений Городского Совета депутатов от 21.09.2006 г. №470-50, от 26.10.2007 г. №704-72, от 20.03.2008 г. №811-82) «О порядке организации и проведении конкурса на право транспортного обслуживания населения автобусными пассажирскими перевозками на территории города Улан-Удэ» и утвержденные им положений «О конкурсе на право транспортного обслуживания населения автобусными пассажирскими перевозками на территории города Улан-Удэ» (Приложение №1), «О конкурсной комиссии» (Приложение №2), «Критерии оценки конкурсных предложений» (Приложение №3), «Перечень информации, предоставляемой участниками конкурса» (Приложение №4) отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно, после его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск).
Председательствующий: Л. Ю. Рабдаева
Судьи: О. Н. Дружинина
О.С. Найданов