АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52
e-mail: info@ buryatia.arbitr.ru web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ Дело №А10-1131/2010
«12» апреля 2010г.
Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Найданова О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мантуровой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ломбард городской центр расчетов»
к Забайкальской Государственной инспекции пробирного надзора по Республике Бурятия
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: ФИО1 - представитель по доверенности от 30.12.2009г. №40-00/2379;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Ломбард городской центр расчетов» (далее – ООО «Ломбард городской центр расчетов», Общество) обратилось с заявлением к Забайкальской Государственной инспекции пробирного надзора (далее – инспекция пробирного надзора, административный орган) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Заявитель в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
В обоснование предъявленного требования ООО «Ломбард городской центр расчетов» указало, что внутренняя инструкция «О порядке учета и хранения драгоценных металлов, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» была показана в ходе проверки в Улан-Удэнском обособленном подразделении Общества, также как Акт инвентаризации от 01.01.2010г. Инструкцией № 68н от 29.08.2001г. не предусмотрено хранение актов инвентаризации в структурных подразделениях предприятия, осуществляющего использование и обращение драгоценных металлов. ООО «Ломбрад городской центр расчетов» ведет централизованный учет в головном офисе Общества, где с помощью автоматизированной программы в электронном виде выводятся остатки драгоценных металлов на конец дня ежедневно в целом по предприятию. Транспортировка хранящихся ценностей из банка в помещение ломбарда осуществляется силами структурного подразделения. Структурное обособленное подразделение в г.Улан-Удэ является лишь рабочим местом товароведов – приемщиков ломбарда. Вся интересующая проверяющих информация и документация находится в г.Хабаровске, в месте расположения головного предприятия.
Кроме этого, заявитель указал, что дело об административном правонарушении рассмотрено без участия законного представителя Общества. ООО «Ломбард городской центр расчетов» не был извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. В адрес общества не направлялось постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Арбитражный суд, руководствуясь частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) вправе рассмотреть дело в отсутствии надлежащим образом извещенного заявителя.
Ответчик с заявлением не согласился, его представитель в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, указал, что собственная внутренняя инструкция, копия акта инвентаризации драгоценных металлов по состоянию на 01.01.2010г. представлены 10.03.2010г., спустя 30 дней после окончания проверки.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ по поручению Прокуратуры Республики Бурятия в период с 10.02.2010г. по 11.02.2010г. проведена проверка исполнения Федерального закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» структурного подразделения ООО «Ломбард городской центр расчетов», расположенного по адресу: <...>, юридический адрес: <...> с привлечением специалиста Забайкальской инспекции Государственного пробирного надзора.
Проверкой установлено следующее:
- не представлена собственная «Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении», учитывающая специфику выполняемых операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- остатки драгоценных металлов на конец рабочего дня в реестре не выводятся, указываются только операции, проведенные за день;
- отсутствует акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них, содержащий сведения о фактическом наличии драгоценных металлов по состоянию на 01.01.2010г.;
- хранение ценностей и их транспортировка не обеспечивает их сохранности. Транспортировка подлежащей к выдаче залогов и залогов, оформленных за день из ОАО «Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк» в ломбард и обратно осуществляется сотрудниками ломбарда без сопровождения вооруженной охраны.
Рассмотрев материалы проведенной проверки прокурор Советского района г. Улан-Удэ 15.02.2010г. вынес в отношении ООО «Ломбард Городской центр расчетов» постановление о возбуждении административного производства по статье 19.14.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Постановление о возбуждении административного производства направлено с материалами проверки в Забайкальскую инспекцию Государственного пробирного надзора.
Начальником Забайкальской инспекции Государственного пробирного надзора по результатам рассмотрения материалов проверки принято постановление по делу об административном правонарушении № 327 от 09.03.2010г. о наложении административного штрафа в размере 30000руб. на юридическое лицо ООО «Ломбард городской центр расчетов», предусмотренного статьей 19.14.КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий влечет в соответствии со статьей 19.14 КоАП РФ наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу статьи 22 Федерального закона от 26.03.1998г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Закон № 41-ФЗ) использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в порядке, установленном названным Федеральным законом и законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с Законом № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Правительством Российской Федерации разработаны Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (далее - Правила), которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 731 от 28.09.2000г.
Правила разработаны в целях обеспечения контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении, драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и изделий, их содержащих и распространяются на все юридические лица, а также на граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в частности, в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующих изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (далее именуются - организации).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.08.2001г. № 68н утверждена Инструкция «О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» (далее - Инструкция).
Пунктом 1.7. предусмотрено, что в соответствии с положениями настоящей Инструкции организации разрабатывают и утверждают собственные инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию (пункт 1.8. Инструкции).
Согласно требованиям пункта 16 Правил, пункта 5.1 Инструкции инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования.
Плановые инвентаризации проводятся в установленные сроки независимо от внеплановых инвентаризаций и проверок, проводимых в течение отчетного периода или в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций.
Пунктом .5.3 Инструкции, пунктом 4.2.Внутренней инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной генеральным директором ООО «Ломбард городской центр расчетов» 12.02.2008г. (далее - Внутренняя инструкция) предусмотрено, что для проведения инвентаризации приказом руководителя организации создается комиссия из числа представителей администрации, работников бухгалтерской службы и других специалистов организации. Этим же приказом устанавливаются порядок проведения, сроки начала и окончания инвентаризации, сличения ее результатов с данными учета и отражения их в учете и отчетности, а также представления на утверждение протокола заседания инвентаризационной комиссии.
Пунктом 5.7 Инструкции, пунктом 4.4 Внутренней инструкции установлено, что сведения о фактическом наличии драгоценных металлов и драгоценных камней по каждому отдельному наименованию материальных ценностей записываются в акты инвентаризации (описи), составляемые не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается материально ответственному лицу. Комиссия отражает результаты инвентаризации в утвержденных Государственным комитетом по статистике Российской Федерации типовых межведомственных формах №инв-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них», №инв-9 «Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них» и №инв-8а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях», которые заполняются по всем предусмотренным в них реквизитам отдельно по местам хранения и использования ценностей и материально ответственным лицам.
Пунктом 6.9 Инструкции и пунктом 5.4 Внутренней инструкции предусмотрено, что записи операций по приходу и расходу драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий производятся после осуществления каждой операции с выведением остатка на конец рабочего дня (смены).
Масса ценностей отражается в оперативном учете в точном соответствии с исходными данными первичной документации, химических анализов, показаниями весов и других измерительных приборов.
Согласно требованиям пункта 4.9 Инструкции транспортировка драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них осуществляется специализированными организациями или организациями - владельцами ценностей на транспорте, оборудованном соответствующими техническими средствами защиты, в сопровождении вооруженной охраны.
Транспортировка материалов, содержащих менее 5 процентов драгоценных металлов, может производиться почтовыми отправлениями, багажным железнодорожным или другим видом транспорта с оценочной стоимостью отгруженных материалов.
При содержании в отходах золота или платины и металлов платиновой группы менее 1% и серебра менее 5%, в зависимости от характера и вида драгоценных металлов, в каждом отдельном случае вопрос о способе отправки груза решается руководителем организации.
Ответственность за сохранность драгоценных металлов и драгоценных камней при транспортировке собственными средствами возлагается на владельца.
Во Внутренней инструкции Общества требования к транспортировке драгоценных металлов не отражены. Пунктом 3.5 предусмотрено, что ответственность за сохранность драгоценных металлов и драгоценных камней при транспортировке собственными средствами возлагается на владельца.
Как следует из материалов дела, собственная Внутренняя инструкция, приказ руководителя общества о проведении инвентаризации драгоценных металлов по состоянию на 01.01.2010г. и акт инвентаризации драгоценных металлов по состоянию на 01.01.2010г. контролеру при проведении проверки представлены не были. В ходе проверки контролеру не были предоставлены учетные остатки драгоценных металлов по состоянию на 11.02.2010г. Транспортировка подлежащей к выдаче залогов и залогов, оформленных за день из ОАО «Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк» в ломбард и обратно осуществляется сотрудниками ломбарда без сопровождения вооруженной охраны.
Обществу вменяется в вину нарушение пункта 16 Правил, пунктов 5.1, 5.3, 5.7, 6.9, 4.9 Инструкции. Несоблюдение указанных норм отражено как в постановлении о возбуждении административного производства от 15.02.2010г., так в постановление по делу об административном правонарушении № 327 от 09.03.2010г.
Поскольку установленные настоящей Инструкцией, Правилами порядок должны соблюдать все юридические лица, независимо от форм собственности, в том числе использующие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, организации обязаны разработать и утвердить собственные инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Из содержания правовых норм, установленных Инструкцией, Правилами следует, что учет, инвентаризация драгоценных металлов осуществляется во всех местах их использования и хранения. Следовательно, Внутренняя инструкция, документы учета и акты инвентаризации драгоценных металлов должны находится, в том числе в обособленных структурных подразделениях ООО «Ломбард городской центр расчетов».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Забайкальская инспекция Государственного пробирного надзора обоснованно усмотрела в действиях ООО «Ломбард городской центр расчетов» состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде нарушения установленных правил использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов.
Ссылка Общества на нарушения административным органом при составлении протокола и вынесении постановления об административном правонарушении требований части 2 статьи 28.2, а также статьи 29.10 КоАП РФ не соответствует материалам дела.
Судом проверен порядок привлечения ООО «Ломбард городской центр расчетов» к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Данными правовыми нормами лицу в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обеспечена возможность для защиты его прав и законных интересов и непосредственное участие в рассмотрении дела об административном правонарушении. Из содержания вышеприведенных правовых норм также следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть заблаговременно извещено о дне, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Местом нахождения ООО «Ломбард городской центр расчетов» является адрес: <...>.
12.02.2010г. административным органом в адрес Общества, направлена телеграмма с информацией о возбуждении дела об административном правонарушении, которая была вручена 15.02.2010г. в 06час.40мин. московского времени работнику Общества ФИО2.
Постановление о возбуждении административного производства от 15.02.2010г. получено ФИО3 - представителем ООО «Ломбард городской центр расчетов» по доверенности от 15.02.2010г.
Ответчиком в судебном заседании представлены копии уведомления о вручении телеграммы, подтверждающее надлежащее извещение, а также постановление о возбуждении административного производства от 15.02.2010г. с подписью о получении ФИО3
Оценивая вышеизложенные фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявитель был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения административного дела.
09.03.2010г. инспекцией пробирного надзора было рассмотрено дело об административном правонарушении в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя Общества.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Суд полагает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом не были нарушены положения части 2 статьи 25.1 и части 3 статьи 25.4 КоАП РФ. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, было надлежащим образом извещено, что не лишило его возможности воспользоваться своими процессуальными правами, предусмотренными частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ООО «Ломбард городской центр расчетов» о прекращении производства по делу об административном правонарушении отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.
Судья (подпись) О.С. Найданов