АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,
e-mail: : info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
“18” мая 2010 г. Дело № А10-1197/2010
Резолютивная часть решения объявлена 11.05.2010 г.
Полный текст решения изготовлен 18.05.2010 г.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Л. Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гомбоевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Закаменский мясокомбинат» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Бурятия о признании незаконным отказа в государственной регистрации ликвидации ОАО «Закаменский мясокомбинат»
при участии:
заявителя: ФИО1, председателя ликвидационной комиссии;
ответчика: ФИО2, представителя по доверенности №9 от 21.05.2009;
установил:
Открытое акционерное общество «Закаменский мясокомбинат» (далее – ОАО «Закаменский мясокомбинат») обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Бурятия (далее налоговая служба) о признании незаконным отказа в государственной регистрации ликвидации ОАО «Закаменский мясокомбинат» от 02.03.2010.
Представитель заявителя заявленные требования поддержала полностью, дала пояснения согласно заявлению. В обоснование заявленных требований пояснила, что ликвидационной комиссией выполнены все требования, предусмотренные статьей 63 Гражданского кодекса РФ и статьей 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Пояснила, что в адрес регистрирующего органа направлялся промежуточный ликвидационный баланс и уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, однако регистрирующим органом поступление указанных документов нигде не отражено. ФР
Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве. Пояснила, что обществом на государственную регистрацию был представлен промежуточный ликвидационной баланс без прошивки и указания количества листов и подписи заявителя на месте прошивки. Также в уведомлении по форме Р15003 подпись уполномоченного лица и его нотариальное заверение отсутствовали. В связи с нарушениями, имеющимися в представленных для государственной регистрации документах, МРИ ФНС № 9 по РБ принято решение об отказе в государственной регистрации по представленному Уведомлению по форме Р15003.
В связи с тем, что обществом не был соблюден порядок ликвидации, установленный действующим законодательством, Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме №Р16001 квалифицировано как не представленное и 02.03.2010 принято решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ.
Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, ОАО «Закаменский мясокомбинат» зарегистрировано в качестве юридического лица, выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 03 №000161438 от 30.07.2003.
Решением единственного участника ОАО «Бурятмясопром» от 25.05.2009 принято решение о ликвидации ОАО «Закаменский мясокомбинат», назначении ликвидационной комиссии в составе ФИО1, ФИО3, ФИО4. Председателем ликвидационной комиссии назначена ФИО1.
В Единый государственный реестр юридических лиц 09.06.2009 внесена запись о принятии решения о ликвидации общества и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица и назначении ликвидатора (конкурсного управляющего).
26.11.2009 в налоговый орган от ОАО «Закаменский мясокомбинат» представлены уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003 и промежуточный ликвидационный баланс (входящий номер № 7689А).
Налоговый орган 01.12.2009 в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» принял решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов. Основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией послужило отсутствие среди представленных для регистрации документов уведомления по форме № Р15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица – ненадлежащий заявитель (ФИО5), отсутствует нотариальное заверение подписи уполномоченного лица.
19.02.2010 в налоговый орган ОАО «Закаменский мясокомбинат» представлено Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме №Р16001, ликвидационный баланс на 22.01.2010, письмо-пояснение исх.№29-л от 25.01.2010, решение единственного акционера ОАО «Закаменский мясокомбинат», квитанция на оплату госпошлины (вх. №1657А).
Налоговый орган 02.03.2010 принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов. Основанием для принятия решения послужило следующее. Среди представленных для регистрации документов отсутствуют:
1. Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. (Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона №129-ФЗ общество обязано уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Форма Р15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса обществом не представлялась. В связи с тем, что обществом не соблюден порядок ликвидации, установленный действующим законодательством, заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме №Р16001 квалифицируется как не представленное).
2. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 татьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Считая указанный отказ в государственной регистрации ликвидации ОАО «Закаменский мясокомбинат» налогового органа незаконным, ОАО «Закаменский мясокомбинат» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования заявителя не обоснованными, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 22 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон №129-ФЗ) предусмотрено, что представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Закона.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 Федерального закона №129-ФЗ и является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона №129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона №129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Судом установлено, что основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией послужило отсутствие среди представленных для регистрации документов, в том числе уведомления по форме № Р15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица. Так, налоговый орган решением от 01.12.2009 отказал в государственной регистрации ликвидации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов. В указанном решении от 01.12.2009 налоговый орган указал на отсутствие среди представленных для регистрации документов уведомления по форме № Р15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица – ненадлежащий заявитель (ФИО5), отсутствует нотариальное заверение подписи уполномоченного лица.
Пунктом 1.2 статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ установлено, что заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Подпунктом «г» пункта 1.3. статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть, в том числе конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.
Исходя из материалов дела, ОАО «Закаменский мясокомбинат» при представлении на государственную регистрацию Уведомления по форме №Р15003 заявителем выступил участник общества ФИО5, при этом председателем ликвидационной комиссии общества является ФИО1. В уведомлении по форме №Р15003 подпись уполномоченного лица и его нотариальное заверение отсутствуют.
Следовательно, в Единый государственный реестр юридических лиц налоговым органом не были внесены сведения о предоставлении ОАО «Закаменский мясокомбинат» Уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме №Р15003.
Таким образом, суд соглашается с доводами налогового органа о том, что обществом не был соблюден порядок ликвидации, установленный Федеральным законом №129-ФЗ.
Более того, основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица (решение налогового органа от 02.03.2010) послужило и то, что среди представленных документов отсутствовал документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 татьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». При этом представление данного документа в силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона №129-ФЗ входит в обязательный перечень документов, необходимых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
Представитель заявителя в предварительном судебном заседании от 21.04.2010 указала, что заявление в пенсионный фонд не подавали.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
При таких обстоятельствах суд считает, что решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов от 02.03.2010 принято налоговым органом в соответствии с действующим законодательством, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Определением арбитражного суда от 01.04.2010 ОАО «Закаменский мясокомбинат» предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины на сумму 2 000 руб. до рассмотрения дела по существу.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию со сторон пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований заявителю отказать.
2. Взыскать с открытого акционерного общества «Закаменский мясокомбинат» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб. 00 коп.
Выдать исполнительный лист.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/
Судья Л. Ю. Рабдаева