ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1289/11 от 29.06.2011 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Улан-Удэ Дело № А10-1289/2011

«30» июня 2011 г.

Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 30 июня 2011 г.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении аудиозаписи и протокола судебного заседания секретарем Будаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Селенгинский Целлюлозно-картонный комбинат» о признании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Бурятия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Объединение сельхозпроизводителей Республики Бурятия» незаконными, об обязании аннулировать запись,

при участии:

заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 20.05.2011 № АП-19-дов.86,

ответчика: ФИО2 - представителя по доверенности от 25.04.2011 № 03-13/02613,

установил:

Открытое акционерное общество «Селенгинский Целлюлозно-картонный комбинат» (далее - общество, ОАО «Селенгинский ЦКК») обратилось в суд с заявлением о признании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Бурятия (далее – налоговый орган, налоговая инспекция) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Объединение сельхозпроизводителей Республики Бурятия» незаконными, об обязании аннулировать запись.

В обоснование требований заявитель пояснил, что 24.02.2011 налоговой инспекцией внесены в ЕГРЮЛ сведения о ликвидации ООО «Объединение сельхозпроизводителей Республики Бурятия» на основании определения Арбитражного суда Республики Бурятия о завершении конкурсного производства от 11.02.2011 по делу № А10-2075/2007.

В соответствии с положением пункта 2 статьи 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ – конкурсный управляющий по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Эти требования закона выполнены не были. Определение суда было представлено в регистрирующий орган ранее срока – тридцать дней. Государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, произвел действия по внесению сведений о ликвидации юридического лица ранее срока, установленного законом, что лишило заявителя возможности обжаловать определение суда, в сроки установленные законом.

Пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 296-ФЗ ухудшает положение общества, уменьшая количество дней для обжалования, в противовес статье 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей месячный срок для обжалования определения суда.

Статьей 54 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Просили требования удовлетворить.

Ответчик требования не признал, сослался на следующее.

Конкурсное производство завершилось 11.02.2011, определение суда поступило в налоговую инспекцию 16.02.2011.

Запись о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией внесена в ЕГРЮЛ 24.02.2011, что отвечает требованиям пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которым государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

В статье 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции этого закона применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Федерального закона № 296-ФЗ.

ООО «Объединение сельхозпроизводителей Республики Бурятия» признано несостоятельным 10.12.2007. Исполнение и обжалование определения о завершении конкурсного производства, введенного до вступления в силу Федерального закона № 296-ФЗ, осуществляется по правилам статьи 149 старой редакции Закона.

Согласно Положению о Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Бурятия, утвержденному Управлением ФНС России по Республике Бурятия 28.04.2009, налоговая инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, местом нахождения которых является, в том числе Кабанский район Республики Бурятия. По акту приема-передачи регистрационных дел юридических лиц, индивидуальных предпринимателей из Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Бурятия переданы 05.10.2009 регистрационные дела юридических лиц. На 24.02.2011 налоговый орган обладал полномочиями по государственной регистрации в отношении ООО «Объединение сельхозпроизводителей Республики Бурятия».

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, ООО «Объединение сельхозпроизводителей Республики Бурятия» создано 3 июля 2003 г. за основным государственным регистрационным номером 1030300851460.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 декабря 2007 г. по делу № А10-2075/2007 должник ООО «Объединение сельхозпроизводителей Республики Бурятия» признан несостоятельным (банкротом), в отношении данного общества открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, утвержден конкурсный управляющий.

На основании указанного решения Арбитражного суда Республики Бурятия 24 декабря 2007 г. Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Бурятия внесена запись в реестр о признании юридического лица банкротом и открытии конкурсного производства.

Определением суда от 13.08.2010 конкурсное производство в отношении общества было продлено.

Определением суда от 11.02.2011 конкурсное производство ООО «Объединение сельхозпроизводителей Республики Бурятия» завершено.

В определении от 11.02.2011 суд указал, что по настоящему делу подлежат применению нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» без учета изменений, внесенных начиная с 30.12.2008. В связи с чем, в соответствии со статьей 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в указанной редакции, определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Данное определение суда поступило в налоговую инспекцию 16.02.2011.

24.02.2011 регистрирующим органом вынесено решение № 766Б о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства – общества с ограниченной ответственностью «Объединение сельхозпроизводителей Республики Бурятия».

Запись о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией внесена в ЕГРЮЛ 24.02.2011.

Не согласившись с указанными действиями регистрирующего органа, ОАО «Селенгинский ЦКК» обратилось в суд с заявлением о признании их незаконными и обязании Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Бурятия аннулировать в ЕГРЮЛ запись о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «Объединение сельхозпроизводителей Республики Бурятия».

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

На основании п.2 ст.21 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего из арбитражного суда. В случае поступления в регистрирующий орган определения о принятии к производству жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственная регистрация приостанавливается до поступления в регистрирующий орган судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения указанной жалобы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

На основании статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон № 296-ФЗ) данный закон вступает в силу с 31.12.2008.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 296-ФЗ Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции этого закона) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Федерального закона № 296-ФЗ.

На основании Федерального закона № 296-ФЗ в пункте 2 статьи 149 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о несостоятельности) слова "в течение пяти" заменены словами "по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти".

Пункт 2 статьи 149 Закона о несостоятельности, в редакции, действовавшей до 31.12.2008, предусматривал, что конкурсный управляющий в течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Названная норма, в редакции Федерального закона № 296-ФЗ, установила, что конкурсный управляющий по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Таким образом, пункт 2 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающий обязанность арбитражного суда направлять в регистрирующий орган определения о завершении конкурсного производства по истечении тридцати дней, не применим к делам о банкротстве, возбужденным до 31.12.2008.

ООО «Объединение сельхозпроизводителей Республики Бурятия» признано несостоятельным (банкротом) 10.12.2007, то есть до 31 декабря 2008 года.

В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2009 № 130 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Информационное письмо от 04.06.2009) разъяснено, что согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 296-ФЗ) данный Закон вступил в силу с 31.12.2008. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 296-ФЗ Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон) в редакции этого Закона применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона N 296-ФЗ. Датой возбуждения производства по делу о банкротстве исходя из части 3 статьи 127 и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является дата вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

В Информационном письме от 04.06.2009 также указано, что в связи с этим в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 296-ФЗ Закон о банкротстве в редакции данного Закона (далее - новая редакция Закона) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве на основании заявлений, определение о принятии которых вынесено после 31.12.2008.

Из пункта 2 Информационного письма от 04.06.2009 следует, что согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 296-ФЗ к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона N 296-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу Закона N 296-ФЗ, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Законом N 296-ФЗ (далее - старая редакция Закона). Названная норма применяется также и к делам, по которым до дня вступления в силу Закона N 296-ФЗ была введена процедура наблюдения.

В соответствии с п.3 Информационного письма от 04.06.2009 в случае завершения после вступления в силу Закона N 296-ФЗ введенной до этого процедуры без введения новой процедуры (завершение конкурсного производства, прекращение производства по делу) ее завершение осуществляется по правилам старой редакции Закона. В связи с этим исполнение и обжалование определения о завершении конкурсного производства, введенного до вступления в силу Закона N 296-ФЗ, осуществляется по правилам статьи 149 старой редакции Закона.

Учитывая изложенное, а также, что ООО «Объединение сельхозпроизводителей Республики Бурятия» признано несостоятельным (банкротом) до 31 декабря 2008 года, регистрирующий орган на основании определения арбитражного суда Республики Бурятия о завершении конкурсного производства, полученным 16.02.2011, правомерно внес 24.02.2011 в ЕГРЮЛ сведения о ликвидации ООО «Объединение сельхозпроизводителей Республики Бурятия».

Доказательств нарушения налоговой инспекцией требований действующего законодательства заявителем не представлено.

Ссылки заявителя на ст.188 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.54 Конституции Российской Федерации, ухудшения положения в связи с невозможностью обжаловать определение суда в 30-дневный срок, судом не принимаются, поскольку Закон о несостоятельности в данном случае является специальным законом, в связи с чем, необходимо руководствоваться статьей 149 Закона о несостоятельности (в редакции, действовавшей до 31.12.2008).

Также не принимается судом довод заявителя о том, что ОАО «Селенгинский ЦКК» было лишено возможности обжаловать определение суда по делу № А10-2075/2007, тем самым нарушены его права. ОАО «Селенгинский ЦКК» являлось конкурсным кредитором ООО «Объединение сельхозпроизводителей Республики Бурятия». Как следует из определения суда о завершении конкурсного производства от 11.02.2011, общество было извещено о проведении судебного заседания и назначении вопроса о завершении конкурсного производства должника, однако в заседание не явилось. Апелляционная жалоба на определение суда от 11.02.2011 обществом не подавалась. Поэтому довод об отсутствии возможности обжалования названного определения суда носит предположительный характер, какими-либо доказательствами не подтвержден.

Довод заявителя о том, что сведения о ликвидации в ЕГРЮЛ должны быть внесены налоговой инспекцией по месту нахождения юридического лица, а не МРИ ФНС России № 9 по Республике Бурятия, судом отклоняется.

На основании п.1 ст.22 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Приказом Федеральной налоговой службы от 02.04.2008 № ММ-3-4/134 в целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры территориальных органов ФНС России в Республике Бурятия создана Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Бурятия.

Согласно приказу Федеральной налоговой службы от 13.03.2009 № ММ-7-6/115@, пункт 1 приказа ФНС России от 25.09.2008 «Об организации деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Бурятия» изложен в следующей редакции: Управлению Федеральной налоговой службы по республике Бурятия возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Бурятия функции единого регистрационного центра, осуществляющего на территории, в том числе Кабанского района Республики Бурятия, все виды регистрационных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, регулирующего вопросы государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

На основании приказа Управления ФНС по Республике Бурятия от 18.03.2009 № 01-03/79@ на МРИ ФНС № 9 по Республике Бурятия возложены функции единого регистрационного центра, осуществляющего все виды регистрационных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе на территории Кабанского района.

Установлена дата начала передачи функций по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей от МРИ ФНС России № 8 по республике Бурятия с 08.06.2009.

28 апреля 2009 г. руководителем Управления ФНС России по Республике Бурятия утверждено Положение о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Бурятия. Пунктами 3 и 4 данного Положения установлено, что инспекция является территориальным органом, осуществляющей все виды регистрационных действий, предусмотренные законодательством, регулирующим вопросы государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, местом нахождения которых является, среди прочих, Кабанский район Республики Бурятия.

Как следует из пояснений представителя налогового органа, регистрационные дела из МРИ ФНС России № 8 по Республике Бурятия по юридическим лицам в количестве 971 дело, по индивидуальным предпринимателям – 1896 дел, переданы в МРИ ФНС России № 9 по Республике Бурятия 5 октября 2009 г.

Таким образом, налоговой инспекцией решение от 24.02.2011 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО «Объединение сельхозпроизводителей Республики Бурятия» в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства вынесено в пределах предоставленных ей полномочий.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/

Судья подпись А.Т.Пунцукова