Арбитражный суд Республики Бурятия
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ Дело №А10-1291/08
«22» июля 2008г.
Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 22 июля 2008 года.
Судья Арбитражного суда Республики Бурятия Мархаева Г.Д-С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кушнаревой Н.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Военного прокурора Сибирского Военного округа к Межрайонной инспекции ФНС №3 По Республике Бурятия о признании незаконным решения налогового органа
при участии:
от заявителя – ФИО1, дов. №46/4/3028 от 27.06.2008,
от ответчика – ФИО2, дов. №02 от 20.11.2007,
от третьих лиц: не явились, извещены
установил:
Военный прокурор Сибирского военного округа обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением в защиту прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации к Межрайонной инспекции ФНС №3 по Республике Бурятия (далее- МРИ ФНС №3 по РБ), о признании незаконным решения МРИ ФНС №3 по РБ от 31.12.2002 о государственной регистрации юридического лица- войсковой части 52761 (далее- в/ч 52761), зарегистрированного до 1 июля 2002 г. в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц (далее- ЕГРЮЛ), а также связанные с указанным решением регистрационные действия налогового органа, обязании МРИ ФНС №3 по РБ устранить последствия принятия решения от 31.12.2002, а также связанных с ним регистрационных действий.
В обоснование своих требований заявитель сослался на следующее.
О существовании решения налогового органа от 31.12.2002 о государственной регистрации в/ч 52761 в качестве юридического лица, зарегистрированного до 01 июля 2002 военному прокурору Сибирского военного округа стало известно 15.02.2008.
Военный прокурор в пределах трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании недействительным данного решения, незаконными действий налогового органа по внесению в/ч 52761 в ЕГРЮЛ.
Регистрация в/ч 52761 в качестве юридического лица до 01.07.2002 в установленном порядке произведена не была, у налогового органа не имелось законных оснований для внесения в ЕГРЮЛ записи о войсковой части 52761 в порядке п.3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ.
Согласно выписке из исторического формуляра в/ч 52761 была сформирована 23 сентября 1953 года на основании директивы начальника Генштаба № ОРГ/1/572451 от 11.08.1953 и директивы БВО №03/1/003019 от 21.08.1953. В настоящее время она организационно входит в состав войск Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации.
Из указанных директив не следует, что войсковая часть была создана в качестве юридического лица- государственного предприятия или государственного учреждения.
Указанными директивами не предусмотрено наделение войсковой части имуществом на праве оперативного управления, командиру войсковой части не предоставлено полномочий по приобретению и осуществлению имущественных и личных неимущественных прав от своего имени, в том числе прав на заключение договоров.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подчиненных ему организаций находится у последних на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и относится исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 11.11.1998 №1357, действовавшим на момент регистрации в/ч 52761, вопросы создания, реорганизации и ликвидации Федеральных государственных учреждений Минобороны РФ относились к компетенции Министра обороны РФ. Соответственно, государственная регистрация в/ч 52761 должна была осуществляться на основании распорядительного акта Министра обороны о создании данного юридического лица. Доказательства существования такого акта в отношении в/ч 52761 отсутствуют.
Согласно п.1 статьи 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Министерством обороны РФ устав в/ч 52761 не утверждался, какого-либо общего положения о воинских частях как юридических лицах не существует.
Следовательно, на момент вынесения оспариваемого решения не имелось доказательств регистрации в/ч 52761 в качестве юридического лица, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002. Необходимые сведения, предусмотренные подпунктами «а»-«д», «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ (далее- Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ) не представлены или не соответствуют имеющимся документам о формировании войсковой части. Следовательно, требования настоящего закона нарушены и оснований для регистрации в/ч 52761 в качестве юридического лица не имелось.
Ответчик требования не признал, сослался на следующее.
Заявителем пропущен трехмесячный срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ на обжалование ненормативного правового акта. Сведения о в/ч 52761 были внесены в ЕГРЮЛ 31.12.2002 и являются открытыми.
Войсковая часть 52761 была создана согласно директивы генштаба №ОРГ/1/572451 от 11.08.1953, директивы БВО №03/1/003019 от 21.08.1953 и полностью отвечает понятию юридического лица, закрепленного в статьях 23,24 ГК РСФСР от 11.06.1964.
На момент государственной регистрации 31.12.2002 Постановление Правительства №71 от 10.02.2004 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений», Положение о Министерстве обороны РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082 не действовали.
У налогового органа не было оснований для отказа в государственной регистрации в/ч 52761 в качестве юридического лица, так как пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ предусматривался срок представления сведений, предусмотренных подпунктами «а»- «д», «л» п.1 статьи 5, что и было сделано войсковой частью 52761.
Как установлено судом и следует из материалов дела, военной прокуратурой Сибирского военного округа проводилась проверка соблюдения должностными лицами поднадзорных войсковых частей требований налогового законодательства, в том числе законности их государственной регистрации в качестве юридических лиц.
В ходе проверки установлено, что 31.12.2002 МРИ ФНС №3 по РБ было принято решение о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, в связи с внесением сведений в ЕГРЮЛ- войсковой части 52761.
Войсковой части выдано свидетельство серии 03 №000370781 от 31.12.2002 о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, государственный регистрационный номер записи 2050302156298.
С указанным решением и действиями налогового органа по включению войсковой части в ЕГРЮЛ прокурор не согласился и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд соглашается с доводами прокурора о соблюдении трехмесячного срока, предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ, на обращение в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта.
Прокурору об оспариваемом решении стало известно 15.02.2008, что подтверждается письмом Военного прокурора Кяхтинского гарнизона подполковника юстиции ФИО3 от 12.02.2008, поступившее к Военному прокурору Сибирского военного округа генерал- лейтенанту юстиции ФИО4 15.02.2008 (л.д.10), а 28.04.2008 прокурор обратился в суд, то есть в пределах установленного срока.
В соответствии с ч.2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие- либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ подлежат внесению в государственные реестры только сведения об индивидуальных предпринимателях и о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Согласно пункту 3 статьи 26 данного закона также предусмотрено, что уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в законную силу настоящего Федерального закона, обязано представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «а-д», «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а именно:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;
б) организационно-правовая форма;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа
юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
По смыслу пункта 3 статьи 26 данного закона сведения о юридических лицах, созданных до 01 июля 2002, также подлежат внесению в ЕГРЮЛ.
Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ от 07.11.2007 в/ч 52761 установлено, что документы, свидетельствующие о регистрации в/ч 52761 в качестве юридического лица, отсутствуют.
Согласно выписке из исторического формуляра войсковой части 52761, названная войсковая часть была сформирована 23 сентября 1953 года на основании директивы начальника Генштаба №ОРГ/1/572451 от 11.08.1953 и директивы БВО №03/1/003019 от 21.08.1953.
Статьей 24 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего в период формирования войсковой части, предусматривались виды юридических лиц- это государственные предприятия, учреждения, государственные организации, колхозы, кооперативные и общественные организации и их объединения.
Из исторического формуляра, содержащего сведения о формировании войсковой части 52761, не следует, что данная войсковая часть является юридическим лицом.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона №61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» имущество находится у Вооруженных Сил Российской федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и относится исключительно к федеральной собственности.
На основании Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне», Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 №1357, действовавшим на момент регистрации в/ч 52761, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны РФ относились к компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Министр обороны подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, определяет порядок утверждения уставов этих учреждений. Указанными нормативными актами признание войсковых частей юридическими лицами не предусмотрено.
Материалами дела установлено, что решение о создании юридического лица- войсковой части 52761 уполномоченным на то органом, то есть Министерством обороны Российской Федерации, не принималось, учредительные документы не утверждались и в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, не направлялись, что свидетельствует о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации войсковой части 52761 в качестве юридического лица, поскольку в сообщении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» отсутствуют сведения об учредителях юридического лица, то есть о Министерстве обороны Российской Федерации, единственном уполномоченном органе по вопросам создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемые прокурором решение и действия налогового органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Министерства обороны РФ и войсковой части 52761.
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия МРИ ФНС №3 по Республике Бурятия по включению войсковой части 52761 в Единый государственный реестр юридических лиц как противоречащие пункту 1 статьи 5, пункту 3 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Обязать МРИ ФНС №3 по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Г.Д-С. Мархаева