КОПИЯ
Арбитражный суд Республики Бурятия
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ Дело № А10-1313/08
7 августа 2008 г.
Резолютивная часть решения оглашена 6 августа 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 7 августа 2008 г.
Судья Арбитражного суда Республики Бурятия Пунцукова А.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Устиновой М.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Бурятия к войсковой части № 46108 о взыскании налогов, налоговых санкций, пени, начисленных по итогам выездной налоговой проверки,
при участии в судебном заседании представителей
от заявителя: ФИО1, доверенность от 20.11.2007 № 02, ФИО2, доверенность от 09.07.2008 № 30,
от ответчика: ФИО3, доверенность от 16.04.2008 № 221,
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований: не явился, извещен.
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Бурятия (далее налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась с заявлением к войсковой части № 46108 о взыскании налогов, налоговых санкций, пени, начисленных по итогам выездной налоговой проверки.
Налоговая инспекция в порядке статьи 49 АПК РФ уточнила заявленные требования в связи с уплатой войсковой частью налога на доходы физических лиц в сумме 1 063 616 руб., просит взыскать 1 924 771,69, в том числе сумму неуплаченных налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога в сумме 1 176 338 руб., пени за несвоевременную уплату налога (сбора) в сумме 342 456,09 руб., начисленных штрафных санкций в сумме 405 968,6 руб.
Указанное уточнение судом принято.
Определением суда от 17.06.2008 к участию в деле привлечена Улан-Удэнская КЭЧ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В обоснование своих требований налоговая инспекция указала, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка войсковой части 46108 по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления).
По итогам выездной налоговой проверки установлена неуплата налога на добавленную стоимость в сумме 174 692 руб. В 2004 и 2005 г. войсковой частью представлены налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость с «нулевым» исчислением налога к уплате в бюджет. При анализе движения денежных средств, кассовых операций, установлено поступление выручки от прочей деятельности услуг – проживание в гостинице, находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
По данным бухгалтерского учета - в главной книге за 2005 г. отражено по дебету счета 120 «Касса», Кредит 172.2 «Родительская плата» за содержание детей в детском саду, находящемся в ведении Министерства обороны РФ. В связи с тем, что войсковая часть осуществляет образовательную деятельность в детском саду № 59 «Теремок» без лицензии, в соответствии с п.2 пп.4, п.6 ст.149 НК РФ не имеет освобождения от налогообложения по НДС по услугам в сфере образования на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам.
Таким образом, в нарушение п.1 ст.146 НК РФ войсковой частью 46108 не включены в объект налогообложения услуги гостиницы и содержанию детей в дошкольных учреждениях в сумме 970 490 руб. и не исчислен НДС в сумме 174 692 руб.
В ходе проверки выявлена неуплата (неполная уплата) единого социального налога в сумме 836 877 руб., в том числе:
в Федеральный бюджет в сумме 54 793 руб., из них за сентябрь 413 руб., за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 в сумме 54 380 руб.;
в Фонд социального страхования в сумме 782 009 руб., из них за 2004 г. в сумме 216 341 руб., за 2005 год – в сумме 564 874 руб., за 2006 год - 794 руб.;
в Федеральный Фонд медицинского страхования в сумме 11 руб., из них за 2004 г. – 3 руб., за 2006 г. – 8 руб.;
в Территориальный Фонд медицинского страхования – 64 руб., из них за 2004 год – 50 руб., за 2006 г. - 14 руб.
Не исчислены авансовые платежи по единому социальному налогу за 2005 год в Федеральный бюджет – 196 150 руб.
Излишне исчислены авансовые платежи по единому социальному налогу за 2005 г. в Федеральный бюджет в сумме 196 150 руб.
Установлена неуплата (неполная уплата) налога на прибыль в сумме 164 769 руб., в том числе за 2004 г. в сумме 62 029 руб., за 2005 г. – 102 740 руб.
Войсковая часть представила налоговую декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев за 2004, 2005, 2006 гг. с «нулевыми показателями».
Войсковая часть в проверяемом периоде оказывала платные услуги по проживанию в гостинице, расходы, связанные с содержанием услуг по гостинице документально плательщиком не подтверждены.
За 2004 год налоговая база по налогу на прибыль от коммерческой деятельности составила 258 454 руб., за 2005 год – 428 084 руб., всего 686 538 руб.
По результатам проверки начислены пени в сумме 342 465,09 руб.
По пункту 1 ст.122, п.1 ст.123 НК РФ применены штрафные санкции в сумме 405 968,6 руб.
12 февраля 2008 года войсковой части № 46108 направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа №№ 708, 709 об уплате недоимки в сумме 2 239 954 руб., пени в сумме 342 465,09 руб., штрафных санкций в сумме 405 968,6 руб. в срок до 3 марта 2008 года.
На момент предъявления искового заявления требования налогового органа кроме уплаты налога на доходы физических лиц исполнены не были.
Войсковая часть № 46108 с доводами заявителя не согласилась, представила письменный отзыв.
В обоснование возражений представитель ответчика указал, что в связи с выдачей свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 26 апреля 2004 года войсковая часть № 46108 не является юридическим лицом, поэтому ответчиком в соответствии со ст.29 АПК РФ не является.
Гостиница «Россия» находится на балансе Улан-Удэнской КЭЧ и войсковая часть каких-либо достоверных сведений о ее статусе, финансовом обеспечении предоставить не может.
Лицензия дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 59 «Теремок» находится в школьном отделе районного образования г.Гусиноозерска на переоформлении, в связи с реорганизацией войсковой части, о чем свидетельствует справка от 22.11.2007 № 824.
Войсковые части 13206, 34895, 21526, 421326, 61377, 25937 ликвидированы 1 декабря 2005 года.
В соответствии с телеграммой командира войсковой части 01158 генерал-майора ФИО4 от 10.12.2005 № 524 в связи с ликвидацией финансовых органов в воинских частях соединения все оправдательные денежные документы (в том числе больничные листы) переданы в архив СибВО. Данный факт подтверждает акт передачи в ФЭУ СибВО обревизованных дел, книг и журналов финансовой службы войсковой части 46108 после ликвидации финансового хозяйства от 28 апреля 2006 года.
При закрытии лицевых счетов воинским частям выдавались справки из налогового органа, которые не выдавались без предоставления справок об отсутствии задолженности перед государственными внебюджетными фондами.
Если лицевые счета воинских частей в отделении федерального казначейства закрыты, значит, вопросов по расчетам с государственными внебюджетными фондами (в том числе и с Фондом социального страхования) раньше не было.
Образование задолженности повлекло несвоевременное проведение выездной налоговой проверки, так как в нарушение п.11 ст.89 НК РФ, абз.3 пп. «а» п.2 Приказа МНС РФ от 8 октября 1999 г. № АП-3-16/318 «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок» выездная налоговая проверка при реорганизации названных выше войсковых частей не проводилась.
На основании изложенного, войсковая часть просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя в отношении неуплаченных (неполностью уплаченных) налогов, пени и штрафных санкций.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям:
Налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка войсковой части 46108 по вопросам соблюдения налогового законодательства (правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления) за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, о чем составлен акт проверки N 0318-08-15-110 от 7 декабря 2007 г. По результатам рассмотрения акта налоговым органом 29 декабря 2007 г. принято решение № 0318-08-15-109 о привлечении войсковой части к ответственности за совершение налогового правонарушения:
- по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого социального налога в сумме 131 761 руб., по налогу на добавленную стоимость - 26318,4 руб., по налогу на прибыль – 35 166 руб.,
- по статье 123 НК РФ за неправомерное неполное перечисление налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ) - штраф в сумме 212723,2 руб.
Одновременно войсковой части предложено уплатить не полностью уплаченные налоги и пени за их несвоевременную уплату (перечисление):
- налог на прибыль в сумме 164 769 руб., пени в сумме 38 174,85 руб.;
- ЕСН - 836 877 руб., пени – 173 842,61 руб.,
- НДС – 174 692 руб., пени – 55 070,84 руб.
- НДФЛ – 1 063 616 руб., пени - 75 376,79 руб.
12 февраля 2008 года налоговой инспекцией выставлены требования № 708, № 709 об уплате налогов, сборов, пени и штрафов.
В связи с тем, что войсковая часть в срок, предусмотренный данными требованиями, налоги, штрафы и пени в добровольном порядке не уплатила, налоговая инспекция обратилась за их взысканием в арбитражный суд.
Платежным поручением от 14.12.2007 войсковой частью 46108 уплачен НДФЛ по акту проверки в сумме 1 063 616 руб.
В связи с чем, налоговой инспекцией требования в части НДФЛ уточнены, просит взыскать начисленные по результатам проверки пени на 7 декабря 2007 года в сумме 75 376,79 руб., начисленные в порядке п.1 ст.122, п.1 ст.123 НК РФ штрафные санкции в сумме 212 723,2 руб.
В ходе проверки налоговой инспекцией установлена неуплата налога на добавленную стоимость в размере 174 692 руб.
В 2004-2005 годы войсковой частью в налоговую инспекцию представлены налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость с «Нулевым» исчислением налога к уплате в бюджет.
Вместе с тем, по данным главных книг отражено поступление выручки от прочей деятельности услуг - за проживание в гостинице, находящейся в ведении Министерства обороны РФ в сумме 686 518 руб., в том числе за 2004 г. в сумме 258 434 руб., за 2005 г. в сумме 428 084 руб.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации - объектом налогообложения признаются, среди прочих, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
В нарушение указанных норм налогоплательщиком не включены в объект налогообложения платные услуги за проживание в гостинице и не исчислен налог на добавленную стоимость за 2004 год в размере 46 521 руб., за 2005 год - 77 055 руб.
Проверкой установлено, что в 2006 году войсковой частью 46108 получена родительская плата за содержание детей в детском саду, находящемся в ведении Министерства обороны РФ.
Вывод об отсутствии льготы по уплате НДС в 2006 году у войсковой части основан налоговой инспекцией на представленной войсковой частью лицензии, серии А № 072918, регистрационный номер 184, сроком действия с 21.02.2005 до 21.02.2010. Лицензия выдана Министерством образования и науки Республики Бурятия на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам детскому саду № 59 «Теремок» войсковой части № 61377, а не войсковой части 46108.
Однако налоговой инспекцией необоснованно доначислен налог на добавленную стоимость за 2006 год за содержание детей в детском саду № 59 «Теремок».
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.
В соответствии с пунктом 6 указанной статьи Кодекса перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, приведен в Федеральном законе № 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
При этом осуществляемая войсковой частью деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, в отличие от образовательной деятельности по программе дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального образования, не названа в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом № 128-ФЗ.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, выраженной в решении от 27.01.2003 N ГКПИ02-1399, определении кассационной коллегии от 03.04.2003 N КАСО03-137, указавшими, что с родителей подлежит взиманию плата только за содержание детей в дошкольных учреждениях; дошкольное образование является бесплатным.
Кроме того, статья 149 Налогового кодекса Российской Федерации также разделяет услуги по содержанию детей и услуги в сфере образования, то есть образовательную деятельность (подпункты 4 и 14 пункта 2 данной статьи).
Налоговой инспекцией доказательств оказания образовательных услуг детским садом № 59 «Теремок» не представлено.
При таких обстоятельствах вывод налоговой инспекции о том, что деятельность по содержанию детей подлежит лицензированию, а лицензия на право содержания детей в детских садах у войсковой части 46108 отсутствует, поэтому применение льготы неправомерно, не основан на законе и доначисление налоговой инспекцией налога на добавленную стоимость за 2006 год в размере 51 116 руб. необоснованно.
В соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В связи с неуплатой налога на добавленную стоимость за проверяемый период налоговой инспекцией по результатам проверки начислены пени в размере 55 070,84 руб.
С учетом неправомерности начисления НДС в сумме 51 116 руб., за 2006 год судом было предложено налоговой инспекции произвести расчет пени за проверяемый период, которая по неуплаченному НДС за 2006 год составила 6412,29 руб.
Из материалов дела следует, что налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки установлено занижение войсковой частью налоговой базы по единому социальному налогу за проверяемый период на суммы по больничным листкам, не принятым к зачету Фондом социального страхования Решением от 10.11.2006 № 30: за 2004 год в сумме 216 282 руб., за 2005 г. – 564 874 руб., 2006 г. – 794 руб.
В силу пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается налогоплательщиком на сумму самостоятельно произведенных им расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Полномочия фонда, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, выражаются в том, что фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ части единого социального налога, на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.
Сводная информация о не принятых к зачету расходах страхователя - плательщика единого социального налога представляется фондом налоговым органам ежеквартально в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Решения отделения Фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для вынесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в отношении налогоплательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом РФ мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы.
Из вышеизложенного следует, что при неисполнении страхователем решения Фонда социального страхования РФ о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен порядок взыскания со страхователя указанных сумм путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой фондом к зачету по страховым взносам.
Таким образом, суд считает обоснованным требование налоговой инспекции о взыскании с войсковой части недоимки по единому социальному налогу, уплачиваемому в Фонд социального страхования в сумме 782 009 руб., в том числе за 2004 год - 216 282 руб., за 2005 г. – 564 874 руб., 2006 г. – 794 руб.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками единого социального налога.
Согласно пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ, в редакции, действовавшей в проверяемый период, в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 6 НК РФ предусмотрено, что уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 240 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
По налоговым декларациям по единому социальному налогу, представленным войсковой частью в налоговую инспекцию по строке 0100 листа № 05 «Налоговая база. Всего» отражена налоговая база и начислен ЕСН.
В нарушение п.3 ст.243 НК РФ войсковая часть за три месяца отчетного периода 2004 года – за 1 квартал, неверно произвела исчисление ежемесячного авансового платежа по налогу с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, занизив налоговую базу за январь в сумме 1474 руб.
По расчету авансовых платежей по ЕСН налогоплательщика налоговая база за три месяца отчетного периода – 1 квартала составила 1 555 847 руб., по данным проверки 1 557 321 руб. Расхождение 1 474 руб.
В результате занижения налоговой базы допущено неисчисление авансовых платежей в федеральный бюджет и фонды в соответствии с процентной долей налоговой базы в размере 525 руб., в том числе в федеральный бюджет (28%) – 413 руб., фонд социального страхования (4%) – 59 руб., федеральный фонд медицинского страхования (0,2%) – 3 руб., территориальный фонд медицинского страхования (3,4%) -50 руб.
По уточненному расчету по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал 2005 г., представленному в налоговый орган 27.07.2007 налоговая база за последние три месяца составила 1552245 руб., в том числе за январь – 0 руб., за февраль – 965369 руб., за март – 586 878 руб.
Проверкой определен фонд оплаты труда по данным лицевых счетов по вольнонаемному составу с 1 января по 31 марта 2005 г. и определена налоговая база в размере 1 552 245 руб., в том числе за январь – 546 620 руб., за февраль – 418 748 руб., март – 586 876 руб.
В нарушение п.3 ст.243 НК РФ войсковая часть в течение 1 квартала 2005 года по итогам каждого календарного месяца неверно произвела исчисление ежемесячного авансового платежа по налогу с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, занизив налоговую базу за январь в сумме 546 620 руб., завысив за февраль на сумму 546 620 руб.
Налогоплательщиком начислены авансовые платежи за 1 квартал 2005 года в сумме 186 270 руб. в федеральный бюджет за январь - 0 руб., за февраль 57 922 руб., за март - 35 213 руб. Фонд социального страхования - 49 672 руб., Федеральный ФОМС – 12 418 руб., Территориальный ФОМС – 31 045 руб.
По результатам проверки за 1 квартал 2005 года выявлено расхождение с данными плательщика, в результате которых установлено: не исчислены авансовые платежи в федеральный бюджет за январь в сумме 109 324 руб., за март – 1 руб.
По уточненной налоговой декларации за 2005 год по единому социальному налогу, представленной в налоговый орган 27.07.2007, налоговая база составила 7 494 772 руб., в том числе за последние три месяца в сумме 2 385 571 руб.
По данным налогоплательщика начислено авансовых платежей за отчетный период 620249 руб., в том числе в Федеральный бюджет – 477 114 руб., за октябрь – 40 000 руб., ноябрь – 220 472 руб., декабрь – 216 642 руб.
В результате проверки лицевых счетов работников налоговая база с октября по декабрь 2005 года составила 2 385 571 руб., в том числе за октябрь – 634 124 руб., ноябрь - 1 102 361 руб., декабрь - 1 083 210 руб.
В нарушение п.3 ст.243 НК РФ войсковая часть 46108 по итогам каждого календарного месяца – с октября по декабрь 2005 г. – неверно произвела исчисление ежемесячного авансового платежа по налогу с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, занизив налоговую базу за октябрь 2005 г. в сумме 434 124 руб., за ноябрь – 335 571 руб., за декабрь в сумме 98 553 руб.
Также в нарушение указанной нормы войсковая часть в течение 3 квартала 2006 года неверно произвела исчисление ежемесячного авансового платежа по налогу с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, занизив налоговую базу за сентябрь 2006 года в сумме 684 руб.
В результате занижения налоговой базы за сентябрь войсковая часть допустила неисчисление авансовых платежей за сентябрь 2006 года в федеральный бюджет и каждый фонд в соответствии с процентной долей налоговой базы в размере 178 руб., в том числе в федеральный бюджет – 137 руб., фонд социального страхования – 20 руб., Федеральный ФОМС – 8 руб., в территориальный ФОМС – 13 руб.
В соответствии с п.2 ст.243 Налогового кодекса Российской Федерации - сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
За 2006 год налогоплательщиком произведена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Федеральный бюджет в сумме 2 932 200 руб.
По данным войсковой части за 2006 год уменьшен единый социальный налог в федеральный бюджет на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащей уплате в Федеральный бюджет в сумме 2 986 444 руб.
В соответствии с абзацем 4 п.3 ст.243 НК РФ - в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу. Войсковой частью в нарушение абзаца 4 п.3 ст.243 НК РФ неправомерно уменьшен единый социальный налог в Федеральный бюджет на сумму неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 54 380 руб., в том числе за сентябрь – 136 руб., за декабрь – 54 244 руб.
По результатам проверки единого социального налога за 2004, 2005, 2006 годы, выявлена неуплата ЕСН в сумме 836 877 руб.:
в Федеральный бюджет в сумме 54 793 руб., в том числе за 2004 год - 413 руб., за 2006 год – 54 380 руб.;
в Фонд социального страхования в сумме 782 009 руб., в том числе за 2004 год – 216 341 руб., за 2005 г. – 564 874 руб., за 2006 г. – 794 руб.
в Федеральный ФОМС – 11 руб., в том числе за 2004 г. – 3 руб., за 2006 г. – 8 руб.,
в Территориальный ФОМС – 64 руб., в том числе за 2004 г. – 50 руб., за 2006 г. – 14 руб.
Установлено неисчисление авансовых платежей по единому социальному налогу за 2005 год в Федеральный бюджет в сумме 196 150 руб., излишнее исчисление авансовых платежей по единому социальному налогу за 2005 год в сумме 196 150 руб.
Таким образом, суд считает обоснованным требование налогового органа о взыскании с войсковой части 46 108 недоимки по единому социальному налогу в сумме 836 877 руб.
На основании статьи 75 НК РФ в связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате ЕСН войсковой части на сумму недоимки начислены пени в размере 173 842,61 руб., в том числе в Фонд социального страхования – 2,51 руб., в Федеральный ФОМС - 173840,10 руб.
Порядок и сроки уплаты налога на доходы физических лиц определены нормами главы 23 НК Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Особенности исчисления НДФЛ налоговыми агентами, в том числе порядок и сроки уплаты ими налога, установлены статьей 226 НК РФ.
Так, исчисление налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам налогоплательщика. Удержание начисленной суммы налога производится из доходов налогоплательщика при фактической выплате денежных средств.
В соответствии с п.6 статьи 226 Налогового кодекса РФ - налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
В нарушение названных статей Налогового кодекса Российской Федерации войсковая часть допустила несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц с выплаченной заработной платы за проверяемый период в сумме 1 063 612 руб.
Однако до вынесения решения налоговой инспекцией от 29.12.2007 войсковой частью налог на доходы физических лиц уплачен согласно платежному поручению от 14.12.2007 № 310 полностью.
За несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц с выплаченной заработной платы войсковой части начислены пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, действовавшей на момент расчета – 07.12.2007 - в сумме 75 376,79 руб.
В ходе проверки установлена неуплата (неполная уплата) налога на прибыль в сумме 164 769 руб., в том числе за 2004 год - 62 029 руб., за 2005 год – 102 740 руб.
Средства, полученные за счет внебюджетных источников (от оказания услуг, в результате использования федеральной собственности, закрепленной за Министерством обороны на праве оперативного управления, осуществления иной приносящей доход деятельности), в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов военных учреждений.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации общество, является плательщиком налога на прибыль организаций.
Пунктом 1 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог на прибыль организаций определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 названного кодекса, подлежащей налогообложению.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии со ст.321.1 НК РФ, в редакции, действовавшей в проверяемый период, налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
В целях настоящей главы иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 271, пункту 1 статьи 272 Кодекса в целях главы 25 Кодекса доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса.
Из содержания пункта 3 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено настоящей главой, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 настоящего Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг)) в их оплату.
Войсковой частью 46108 представлены налоговые декларации по налогу на прибыль за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев за 2004, 2005, 2006 гг. с «нулевыми показателями».
При проверке правильности определения доходов от реализации в нарушение п.1 ст.249 и п.1 ст.271 Налогового кодекса Российской Федерации установлено занижение доходов от реализации.
Ответчик в 2004, 2005 гг. оказывал платные услуги по проживанию в гостинице, доходы от которых являются доходами от коммерческой деятельности.
За 2004 год доходы от услуг по проживанию в гостинице, т.е. налоговая база по налогу на прибыль, составили - 258 454 руб., за 2005 год – 428 084 руб.
Войсковая часть в нарушение статьи 286 Налогового кодекса РФ не исчислила и не уплатила налог на прибыль организаций в сумме 164 769 руб. (686 538 руб. х 24%), в том числе за 2004 год в сумме 62 029 руб., за 2005 год – 102 740 руб.
Войсковой частью представлены суду ксерокопии документов, подтверждающих расходы на содержание гостиницы в 2004 году. Однако данные документы судом не приняты, поскольку ксерокопии низкого качества, документы наложены друг на друга, из представленных копий невозможно сделать однозначный вывод о том, какие расходы они подтверждают.
Судом войсковой части предложено совместно с налоговой инспекцией исследовать подлинники первичных бухгалтерских документов, подтверждающих расходы, представить главную книгу, отчетные документы по внебюджетным поступлениям, документы на оприходование и на списание товарно-материальных ценностей и другие необходимые документы, для чего судом объявлялся перерыв в судебном заседании с 23 июля до 11 час.00 мин. 29 июля 2008 года, рассмотрение дела откладывалось с 29 июля 2008 г. до 11 час.00 мин. 6 августа 2008 года. Однако ответчиком в налоговую инспекцию необходимые документы в подтверждение имеющихся расходов по содержанию гостиницы в 2004, 2005 годах не представлены. Суду иные доказательства, подтверждающие расходы, войсковой частью также не представлены.
Кроме того, войсковой частью представлены реестры расходов гостиницы «Россия» войсковой части 46108 за 2004, 2005 годы, куда среди прочих входит расходы по начислению заработной платы.
Данные реестры судом не принимаются, поскольку согласно смете доходов и расходов, получаемых бюджетным учреждением Сибирского военного округа в осуществлении разрешенной законодательством РФ деятельности в 2005 году ОФК по Селенгинскому району РБ (войсковая часть 46108 лицевой счет <***>), утвержденной командиром части ФИО5, в расходы не включено начисление заработной платы.
Таким образом, суд считает обоснованными доводы налоговой инспекции об имеюшихся доходах от услуг по проживанию в гостинице и неуплате налога на прибыль за 2004, 2005 гг. в размере 164 769 руб.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на прибыль в 2004, 2005 гг. налоговой инспекцией правомерно начислены пени в размере 38 174,85 руб.
Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Согласно ст.113 НК РФ в связи с истечением срока давности лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года.
Налоговая инспекция привлекла войсковую часть к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ по налогу на добавленную стоимость 26 318,4 руб. с учетом положения статьи 113 НК РФ за неуплату НДС за 4 квартал 2004 года, 2005, 2006 годы; по единому социальному налогу в размере 131 761 руб., налогу на прибыль - 35 166 руб.
С учетом вывода суда о неправомерности начисления суммы НДС за 2006 год, сумма штрафных санкций должна быть уменьшена до 17 462 руб.
В соответствии со статьей 123 НК РФ - неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
На основании статьи 123 НК РФ налоговой инспекцией применены штрафные санкции в размере 212 723,20 руб.
Статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. При этом предусмотренный перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации суд вправе признать в качестве смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи.
Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако суд установил, что сумма налоговых санкций определена налоговой инспекцией без учета положений статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом характера совершенного правонарушения, статуса налогоплательщика, налоговым органом при вынесении решения неправомерно не применены смягчающие ответственность обстоятельства при определении налоговой санкции войсковой части 46108 за неуплату налогов.
На основании указанных обстоятельств, а также частичной уплаты налогов (НДФЛ) по результатам проверки до вынесения решения, отсутствия необходимых документов по уплате ЕСН в связи с поступлением приказа вышестоящего органа о сдаче оправдательных документов в архив, добросовестности налогоплательщика, отсутствия умысла в действиях налогоплательщика, суд считает возможным снизить штрафные санкции до 100 000 рублей.
Судом не принимается довод войсковой части о том, что она не является юридическим лицом.
Согласно пункту 1 статьи 107 Налогового кодекса Российской Федерации лицами, подлежащими ответственности за совершение налоговых правонарушений, выступают организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под термином "организация" понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответчиком представлено суду свидетельство войсковой части 46108 формы Р50003 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о признании государственной регистрации организации, не являющейся юридическим лицом, недействительной на основании решения регистрирующего органа, выданное 26 апреля 2004 года налоговой инспекцией.
Представитель налоговой инспекции пояснил, что данное свидетельство выдано войсковой части ошибочно, документы, на основании которых оно могло быть выдано в налоговой инспекции отсутствуют.
Войсковой частью также не представлены заявления либо другие документы, свидетельствующие об обращении ответчика в налоговую инспекцию для получения названного выше свидетельства.
Вместе с тем, из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.05.2008 следует, что в ЕГРЮЛ сведения о ликвидации или о реорганизации войсковой части 46108 не внесены, сведений о снятии с учета юридического лица нет, ответчик имеет основной государственный регистрационный номер - 1020300819208, ИНН <***>.
Ответчиком не представлены доказательства того, что в установленном законом порядке войсковая часть 46108 реорганизована, либо прекратила свою деятельность.
Пунктом 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.
Войсковая часть сформирована и действует на основании Директивы Генерального штаба от 17.03.97 № 0117.
Кроме того, из имеющейся в материалах дела копии письма от 11.08.2003 № 50/152-03, направленного Госкомстатом по Республике Бурятия командиру войсковой части 46108, следует, что по общероссийскому классификатору войсковой части присвоен код ОКОПФ – 81.
Согласно Постановлению Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 марта 1999 г. N 97 «О принятии и введении в действие общероссийских классификаторов», в том числе Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм, код 81 соответствует организационно-правовой форме юридического лица – учреждению.
Из нормы пункта 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что учреждения являются одной из форм юридических лиц.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что факт регистрации войсковой части в качестве юридического лица ответчиком не оспаривался и не признан в установленном порядке незаконным, суд считает, что войсковая часть имеет статус юридического лица, образованного в форме учреждения, следовательно, является субъектом ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Не принимается довод ответчика о том, что в нарушение пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не провела выездную налоговую проверку реорганизованных 1 декабря 2005 года войсковых частей, что повлекло образование задолженности по налогам. Представитель ответчика суду пояснил, что войсковая часть 46108 является правопреемником расформированных войсковых частей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.
В пункте 2 названной статьи НК РФ предусмотрено, что исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков.
Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (пункт 3 статьи 50 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 11 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Из приведенных норм следует, что проведение выездной налоговой проверки при реорганизации юридических лиц является правом налоговой инспекции, а не обязанностью. На налогоплательщика-правопреемника возлагается исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица независимо от того, были ли известны правопреемнику до завершения реорганизации факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения данных обязанностей реорганизованным лицом. При этом нормы Налогового кодекса Российской Федерации не содержат запрет на проведение налоговыми органами проверки деятельности налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица.
Проведенной налоговой инспекцией проверкой, по результатам которой вынесено решение от 29.12.2007 N 0318-08-15-109, охвачены три года, предшествовавшие году вынесения данного решения, что соответствует требованиям пункта 11 статьи 89 НК РФ.
Таким образом, налоговая инспекция не нарушила положений перечисленных норм Налогового кодекса Российской Федерации и правомерно по результатам проведенной проверки возложила на войсковую часть обязанность по уплате доначисленных налогов и пеней за нарушения, допущенные, в том числе в расформированных войсковых частях.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Бурятия о взыскании с войсковой части 46108 неуплаченных налогов, пени, штрафных санкций удовлетворить частично.
Взыскать с войсковой части 46108 в доход бюджета всего – 1 611 257,97 рублей, из них:
налог на добавленную стоимость в сумме 123 576 руб.,
единый социальный налог в сумме 836 877 руб., в том числе уплачиваемый в Федеральный бюджет в сумме 54 793 руб., в Фонд социального страхования в сумме 782 009 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 11 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 64 руб.,
налог на прибыль - 164 769 руб.,
пени в сумме - 336035,97 руб.,
штрафные санкции в размере – 100 тыс.руб.
В доход федерального бюджета госпошлину - 19 306,3 руб.
Выдать исполнительный лист
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья подпись А.Т.Пунцукова