ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1339/08 от 18.08.2008 АС Республики Бурятия

Арбитражный суд Республики Бурятия

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая 52

РЕШЕНИЕ 

г. Улан-Удэ Дело № А10-1339/08

“25” августа 2008 г.

Резолютивная часть решения оглашена 18.08.2008 г., решение в полном объеме изготовлено 25.08.2008 г.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Аюшеевой Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску  муниципального предприятия «Жилищник»

(наименование истца)

к муниципальному образованию «город Северобайкальск»

(наименование ответчика)

третье лицоАдминистрация муниципальное образования «город Северобайкальск»

(наименование третьего лица)

о взыскании 7 435 руб. 48 коп.

при участии:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен,

от третьего лица: не явился, извещен,

установил: 

Муниципальное предприятие «Жилищник» (далее - МП «Жилищник») обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к администрации муниципального образования «город «Северобайкальск» (далее - администрация) о взыскании 7 435 рублей 48 копеек – задолженности за пользование чужими денежными средствами.

Определением суда от 05 июня 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена Администрация муниципального образования «город Северобайкальск».

В обоснование заявленных требований истец указал следующее.

09.11.2006 решением Северобайкальского городского совета местного самоуправления № 349 создано на территории городского округа муниципальное предприятие «Жилищник», также поручено администрации муниципального образования «город Северобайкальск» передать истцу основные фонды, необходимые для осуществления деятельности по содержанию и обслуживанию жилого фонда во временном исполнении.

Администрация МО «город Северобайкальск» распоряжением № 778 от 29.12.2006, в связи с ликвидацией МП «Единый расчетно-кассовый центр» и на основании решения Северобайкальского горсовета № 369 от 05.12.2006, возложила функции паспортного стола на МП «Жилищник» с 09.01.2007.

Комитетом по экономике и имущественным отношениям Администрации был произведен расчет затрат по содержанию паспортного стола на 2007 год на сумму 870 496 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утвержден перечень лиц, ответственных за регистрацию, в том числе должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов, а также других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

Решением № 497 от 25.10.2007 Северобайкальский городской совет местного самоуправления решил: финансовому управлению Администрации внести изменения в местный бюджет на 2007 год, предусмотреть затраты МП «Жилищник», связанные с ведением регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания, то есть затраты, связанные с содержанием паспортного стола.

В письме Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 22.09.2004 № ЮТ-5712/03 «Об организации паспортно-учетной работы» указано, что паспортно-учетная работа финансируется из средств местного бюджета.

По настоящее время, то есть по день подачи иска, ответчик свои обязательства по финансированию МП «Жилищник» затрат, связанных с содержанием паспортного стола не исполняет, в связи с чем нарушает права истца.

Ссылаясь на ст.ст. 16, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации истец просил взыскать с ответчика часть суммы убытков и годовые проценты за период с 09.02.2008 по 09.03.2008 в сумме 7 435 рублей 48 копеек.

До вынесения решения истец по ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования по иску, увеличив их до указанной им первоначально суммы 870 496 рублей (указав, что это сумма неосновательного обогащения за содержание паспортного стола).

Также просил взыскать с ответчика годовые проценты в сумме 37 177 рублей 40 копеек за период с 09.02.2006 по 09.07.2008.

Ответчик и третье лицо представителей в суд не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителей.

Третье лицо направило отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, так как Решение Северобайкальского городского совета, которым было предписано финансовому управлению Администрации МО «город Северобайкальск» внести изменения в местный бюджет на 2007 год и предусмотреть затраты муниципальному предприятию «Жилищник», связанные с ведением регистрационного учета граждан, было отменено 30 ноября 2007 года.

Спор рассматривался в порядке, определяемом ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд признал его требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Предметом иска является требование о взыскании неосновательного обогащения в связи с оказанием услуг по содержанию паспортного стола за 2007 год и суммы задолженности за пользование чужими денежными средствами в сумме 37 177 рублей 40 копеек за период с 09.02.2008 по 09.07.2008.

Основание иска – сбережение ответчиком суммы затрат, связанных с ведением регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания, то есть с содержанием паспортного стола. Неосновательное обогащение возникло, так как Распоряжением Администрации муниципального образования «город Северобайкальск» № 778 от 29.12.2006 дирекции паспортного стола на 2007 год возложены на муниципальное предприятие «Жилищник». С 09.01.2007 МУП «Жилищник» предписало изменить штатное расписание, и включить три единицы паспортистов, так как МП «Единый расчетно-кассовый центр» ликвидировано.

Расчет затрат на содержание паспортного стола на 2007 год согласован Комитетом по экономике и имущественным отношениям Администрации МО «город Северобайкальск».

Решением Северобайкальского городского Совета местного самоуправления № 497 от 25 октября 2007 года предписано финансовому управлению МО «город Северобайкальск» внести изменения в местный бюджет на 2007 год, предусмотреть затраты МП «Жилищник», связанные с содержанием паспортного стола в размере 870 496 рублей.

В качестве правового обоснования истцом сделана ссылка на статьи 1105, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 22.09.2004 № 70Т-5712/03 «Об ограничении паспортно-учетной работы».

Согласно п. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Предметом доказывания по настоящему делу являются следующие обстоятельства:

- наличие между сторонами гражданских правоотношений;

- наличие у ответчика обязанности по возмещению истцу расходов по содержанию паспортного стола;

- факт понесенных истцом затрат по содержанию паспортного стола в 2007 году, их размер, установление факта просрочки;

- оплата затрат по содержанию паспортного стола, наличие оснований для применения ответственности за просрочку оплаты.

Акты государственных органов (органов законодательной и исполнительной власти) и органов местного самоуправления согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации являются основанием возникновения гражданских прав и обязанностей.

Так, основанием возникновения гражданских правоотношений между истцом и ответчиком является распоряжение Администрации муниципального образования «город Северобайкальск» № 778 от 29.12.2006 «О внесении изменений в штатное расписание МП «Жилищник».

В связи с ликвидацией муниципального предприятия «Единый расчетно-кассовый центр» и на основании Решения Северобайкальского Горсовета № 369 от 05.12.2006 Распоряжением на МУП «Жилищник» возложены функции паспортного стола. С 09 января 2007 года истцу предписано внести изменение в штатное расписание, включить три единицы паспортистов, осуществить прием на работу лиц, увольняемых в связи с ликвидацией МП «Единый расчетно-кассовый центр».

Северобайкальский городской совет местного самоуправления 25 октября 2007 года принял решение № 497, обязывающее финансовое управление МО «город Северобайкальск» внести изменения в местный бюджет на 2007 год, предусмотреть затраты МП «Жилищник», связанные с ведением регистрационного учета граждан по месту жительству и месту пребывания, то есть затраты, связанные с содержанием паспортного стола в размере 870 496 рублей.

Также финансовому управлению МО «город Северобайкальск» предписано подготовить документы на возмещение затрат местному бюджету, связанные с ведением регистрационного учета граждан по месту жительству пребывания, с предъявлением их федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему регистрационный учет граждан.

При этом расчет затрат по содержанию паспортного стола на 2007 год составлен ведущим специалистом Комитета по экономике и имущественным отношениям, согласован председателем комитета МО «город Северобайкальск» (л.д. 10).

Таким образом, у истца возникла обязанность в связи с изданием названных актов обязанность вести паспортно-учетную работу у ответчика (в лице его финансового органа) – нести расходы по возмещению затрат на содержание паспортного стола.

Истцом за 207 год проведена работа по осуществлению функций паспортного стола, что подтверждено материалами дела (л.д. 30-108), в том числе:

- оборотно-сальдовыми ведомостями по счетам 20 и 26, бухгалтерским балансом на 31.12.2007; актами сверки с ЧОП «Гарант», ЧОП «Джидай», ООО УК «Теплосервис», ОАО «Бурятэнергосбыт», ОАО «Сибирьтелеком», справками по начислению заработной платы и другое.

Согласно калькуляции истца расходы по содержанию паспортного стола составляют 886 353 рубля 01 копейка, вместе с тем, в иске заявлена сумма, рассчитанная ответчиком (его комитетом по экономии и имущественным отношениям).

Таким образом, факт выполнения работы истом на сумму 870 496 рублей по осуществлению функции паспортного стола в 2007 году в городе Северобайкальске следует считать установленным. Истцом понесены затраты по содержанию паспортного стола.

Ответчику надлежало возместить затраты МП «Жилищник», этого сделано не было. Невозмещение ответчиком в лице его финансового управления затрат на содержание паспортного стола – является для ответчика неосновательным сбережением денежных средств в размере 870 496 рублей.

В силу ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том числе, где оно происходило.

В нашем случае, ответчик, возложив дополнительные функции по содержанию паспортного стола на истца, должен был израсходовать указанную сумму на оплату услуг, согласно калькуляции, но не израсходовал их.

Таким образом, ответчик обязан оплатить истцу сумму неосновательного обогащения за оказание услуг по содержанию паспортного стола в размере 870 496 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Требование истца о взыскании стоимости неосновательного обогащения и годовых процентов, начисленных на сумму неосновательного обогащения является обоснованным, подлежащим удовлетворению в силу названных статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Расчет процентов судом проверен, является правильным.

Судом не приняты во внимание доводы ответчика и третьего лица о том, что решение Северобайкальского Городского Совета местного самоуправления № 497 от 25.10.2007 о финансировании затрат истца на содержание паспортного стола отменено Решением от 30.11.2007 № 520;

- что Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 статей 16 определен исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих исполнению на территории МО «город Северобайкальск»;

- что указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928 финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФМС России, ее территориальных органов и иных входящих в систему ФМС России организаций и подразделений осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Отсюда деятельность паспортного стола не может производиться за счет средств бюджета муниципального образования.

Ссылки на Федеральный закон № 131-ФЗ и Указ Президента № 928 от 19.07.2004 сделаны верно.

Вместе с тем, в ряде федеральных законов (равно как и в законах субъектов РФ) за органами местного самоуправления в императивной форме закрепляются полномочия, которые однозначно не подпадают под перечень вопросов местного значения, в том числе: регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства при отсутствии органов миграционного учета (ст. 4 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации).

Согласно ст. 4 Федерального закона № 121-ФЗ в редакции от 18.07.2006 в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции, а в остальных населенных пунктах – местная администрация.

Также согласно письму Федерального агентства по сторительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 22.09.2004 № ЮТ-4712/03 «Об организации паспортно-учетной работы» - эта деятельность финансируется из средств местного бюджета».

При таких условиях требование истца как законные и обоснованные, подлежат удовлетворению в полном объеме, равно как и расходы по госпошлине – ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 101-112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

взыскать с муниципального образования «город Северобайкальск» в лице его казны, то есть финансового управления 907 673 рубля 40 копеек, в том числе:

- 870 496 рублей неосновательного обогащения;

- 37 177 рублей 40 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами;

- 500 рублей госпошлины в доходы федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента вынесения в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.М. Аюшеева