ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1369/17 от 18.09.2017 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

25 сентября 2017 года Дело № А10-1369/2017

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2017 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Аюшеевой Е. М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Полевым Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Обществу с ограниченной ответственностью "Рыбозавод Байкал" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 333 055 руб.,

при участии в заседании

от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 20.07.2017;

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности №844 от 12.07.2016,

установил:

Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия обратилось в Арбитражный суд РБ с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Рыбозавод Байкал" о взыскании 333 055 руб., полученные в результате субсидирования по договору о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидии на реализацию указанного выше предпринимательского проекта от 24.12.2015 №60.

Определением от 27.03.2017 рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства.

Определением от 22.05.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В обоснование заявленных требований истец указал, что между Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия (далее - Министерство) и Обществом с ограниченной ответственностью "Рыбозавод Байкал" (далее - ООО "Рыбозавод Байкал") заключен договор № 60 о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидии за счет средств республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, на основе конкурсного отбора субъектом малого и среднего предпринимательства, по условиям которого Министерство предоставляет Обществу субсидию в размере 2 075 452 руб.

В ходе проведения проверки Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия в отношении Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия было выявлено нарушение требований бюджетного законодательства, а именно: ответчику неправомерно предоставлена субсидия, вследствие отсутствия копии договора на приобретение в собственность оборудования, а именно - машина ФМ 961, конвейер входной пластинчатый, емкость расходная подвижная 4-62, емкость расходная Ч-62/Д общей стоимостью 666 110 руб. В соответствии с Порядком предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, на основе конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденным приложением №20 постановления Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 года №249 (далее Порядок) субсидии на приобретение оборудования предоставляются из расчета не более 50% произведенных затрат и в размере не более 10,0 млн. рублей в год на одного получателя поддержки (пункт 1.4.). Соответственно выплаченная сумма субсидии по указанному выше оборудованию составила 333 055 руб.

Требование, направленное ответчику 01.12.2016 о возврате в бюджет Республики Бурятия субсидии, не подтвержденной договором купли-продажи. Однако в настоящее время денежные средства не выплачены. Истец просил иск удовлетворить в полном объеме.

В обоснование заявленного требования истец сослался на статьи 307, 309, 310, 314, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации; статьи 1, 28, 34, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Ответчик против иска возражал, указал, что при отсутствии признания Протокола №45 от 10.12.2015, заключения от 10.12.2015, решения от 11.12.2015 недействительными в части предоставления субсидии ответчику, нельзя требовать от ответчика возврата субсидии. Ответчик произвел оплату за поставленное оборудование на общую сумму 2 392 450 руб. Все документы, подтверждающие факт приобретения, получения, оприходования и оплаты за поставленное оборудование, были приложены к пакету документов. Как указал ответчик – он полностью подпадает под субъект, имеющий право на субсидию. Согласно нормативным документам Республики Бурятия субсидия выдавалась ответчику на погашение части затрат только на оборудование и только за 2014 год.

Общая сумма на приобретение оборудования по Договору № 936-13 от 16.10.2013 на основании спецификации поставки (Приложение № 1 к договору) у ответчика составила 2 392 450,00 руб. От данной суммы были вычтены: транспортная тара на сумму 17 700 руб. и услуги по доставке - 34 220 руб. Так как первый платеж по договору был произведен 25.10.2013 в размере 1 674 420 руб., данная сумма так же не вошла в расчетную сумму субсидии. С учетом того, что Республикой Бурятия субсидируется 50 % затрат на приобретение оборудования, размер субсидии составил 333 055 руб.:

(2 392 450,00 - 17 700,00 - 34 220,00 - 1 674 420,00) / 2 = 333 055,00 рублей.

Полагает, что размер субсидии правомерен и соответствует нормативным документам.

Также ответчик указал, что при наличии действующего договора №60 истец имеет право требовать возврата субсидии только в порядке договора, другого порядка не существует, предварительно расторгнув договор, либо заявляя требование о его расторжении.

Информация о движении дела и определения суда о принятии искового заявлении, назначении дела к судебному разбирательству, перерыве в судебном заседании опубликованы на официальном сайте Арбитражного суда Республики Бурятия в сети Интернет http://buryatia.arbitr.ru и сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://arbitr.ru.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 24 декабря 2015 года между Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия и ООО «Рыбозавод Байкал» был заключен договор №60 о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидии за счет средств республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, на основе конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства (далее -Договор), в соответствии с которым, Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия (далее - Министерство), являясь главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.03.2013 №151 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» (далее - Программа) предоставило ООО «Рыбозавод Байкал» субсидию на возмещение части расходов, связанных с приобретением оборудования для реализации предпринимательского проекта: «Организация производства по переработке рыбы «Рыбозавод Бакал» в размере 2 075 452 руб.

Основанием для предоставления субсидии ответчику явилось решение Уполномоченного лица Министерства от 11.12.2015 года, на основании заключения по итогам заседания Комиссии при Министерстве промышленности и торговли Республики Бурятия по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание государственной поддержки от 10.12.2015 года.

На основании заключенного договора истцом перечислены денежные средства ООО «Рыбозавод Байкал» в общей сумме 2 075 452 руб.

Порядок получения субсидии регламентирован постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 года №249 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).

В соответствии с Порядком предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, на основе конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства утвержденным приложением №20 постановления Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 года №249 (далее Порядок) субсидии на приобретение оборудования предоставлялись из расчета не более 50% произведенных затрат и в размере не более 10,0 млн. рублей в год на одного получателя поддержки (пункт 1.4.).

В соответствии с пунктом 4.1.6. указанного выше Порядка в качестве одного из требований к участникам конкурса, претендующим на получение субсидии является подготовка предоставление конкурсной заявки в соответствии с условиями проведения конкурса.

Порядок оформления и предоставления конкурсной заявки на участие в конкурсе на получение субсидии предусматривает предоставление в том числе заверенных подписью и печатью (при наличии) юридического лица, индивидуального предпринимателя копии заключенных договоров на приобретение в собственность оборудования (пункт 5.1.10).

В ходе проведения проверки Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия в отношении Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия было выявлено нарушение требований бюджетного законодательства в связи с тем, что субсидия на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства полученная ООО «Рыбозавод Байкал»» на реализацию мероприятия «Организация производства по переработке рыбы «Рыбозавод Байкал»» в рамках постановления Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 года №249 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства», постановления Правительства Республики Бурятия от 28.03.2013 №151 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» неправомерно предоставлена Ответчику вследствие отсутствия копии договора на приобретение в собственность оборудования, а именно: машина ФМ 961, конвейер входной пластинчатый емкость расходная подвижная 4-62, емкость расходная Ч-62/Д общей стоимостью 666 110 руб.

Правовым основанием иска указаны ст. 307, 309, 310, 314, 408 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.03.2013 №151 «Об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли», постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 года № 249 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства».

Согласно пунктам 4.1.6, пп.г. п.6.9. порядка, пп.3 п.3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения требований к участникам конкурса, министерство обеспечивает их возврат в порядке, установленном действующим законодательством.

На основании п.5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ в целях досудебного урегулирования спора 01 декабря 2016 года Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия в адрес ООО «Рыбозавод Байкал» направлено требование о возврате в бюджет Республики Бурятия суммы субсидии, в размере 333 055 руб. в течение 10 дней с момента его получения.

Указанное требование вручено ответчику 22.12.2016 года. По истечении данного срока и до настоящего времени ответчиком не осуществлен возврат субсидии, требование о возврате субсидии оставлены без удовлетворения.

В соответствии с п. 6.6. Порядка в случае отказа Получателя субсидии от добровольного возврата субсидия подлежит взысканию в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хоты и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.

Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Договор был заключен в рамках исполнения постановления Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 №249 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства».

В соответствии с п. 4.1.6. порядка, одним из требований к участникам конкурса, претендующим на получение субсидии является подготовка и представление в Министерство конкурсной заявки в соответствии с условиями проведения конкурса, определенными Порядком.

Разделом V порядка предусмотрено положение о порядке оформления и предоставления конкурсной заявки на участие в конкурсе на получение субсидии. Пункт 5.1.10. которого предусматривает наличие в конкурсной заявке заверенные подписью и печатью (при наличии) юридического лица, индивидуального предпринимателя копии заключенных договоров на приобретение в собственность участника оборудования. Однако указанный выше документ в заявке ООО «Рыбозавод Байкал» на оборудование: машина ФМ 961, конвейер входной пластинчатый, емкость расходная Ч-62/Д общей стоимостью 666 ПО (шестьсот шестьдесят шесть тысяч сто десять) рублей отсутствовал.

В соответствии с пи. 3. п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае нарушения Получателем субсидии условий, целей и правил предоставления субсидий, бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В Постановлении от 25 января 2001 года № 1-П по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации указал, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд, на основании статьи 120 Конституции Российской Федерации самостоятельно решая вопрос о том, подлежит ли та или иная норма применению в рассматриваемом им деле, уясняет смысл нормы, т.е. осуществляет ее казуальное толкование. В актах, разрешающих дело по существу, суд определяет действительное материально-правовое положение сторон, т.е. применяет нормы права к тому или иному конкретному случаю в споре о праве.

В пункте 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации говорится о возможности применения норм об обязательствах из неосновательного обогащения к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Поскольку неосновательным признается получение денежных средств без установленных законом или сделкой оснований, поэтому лицо, предъявляющее требование о его взыскании, обязано в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, факт отсутствия правовых оснований для получения имущества ответчиком, размер неосновательного обогащения.

Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности совокупности фактов, подтверждающих неосновательное приобретение или сбережение ответчиком имущества за счет истца.

В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 4 Информационного письма № 49 от 11.01.2000 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой стороне о возврате ошибочно исполненного.

Доводы ответчика о том, что при отсутствии признания Протокола №45 от 10.12.2015, заключения от 10.12.2015, решения от 11.12.2015 недействительными в части предоставления субсидии ответчику, предварительного расторжения договора нельзя требовать от ответчика возврата субсидии, судом во внимание не приняты.

Действительно основанием для заключения договора о предоставлении субсидии являлся протокол заседания комиссии №45 от 0.12.2015 года, заключение от 10.12.2015 года по итогам заседания Комиссии при Министерстве промышленности и торговли Республики Бурятия по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание государственной поддержки и решение уполномоченного лица Министерства о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной поддержки. Однако указанные ответчиком документы регулирует предоставление субсидии Ответчику без разбивки по видам и категориям оборудования. Отсюда было принято решение о предоставлении государственной поддержки в размере 2 075 452 руб., без разбивки по наименованиям продукции, а взыскиваемая сумма государственной поддержки составляет 333 055 руб. В целом, признать конкурс недействительным в части 333 055 руб. не представляется возможным, в связи с принятием решения о ее предоставлении в общем объеме, без разбивки по видам и категориям оборудования. Кроме того, взыскиваемую сумму государственной поддержки за оборудование и невозможно увидеть ни в отдельном платежном поручении, ни в отдельном договоре, так как она вошла в общую сумму государственной поддержки. Истец не лишен права обратиться за возвратом субсидии, не расторгнув договор, либо не заявляя требования о признании его недействительным.

Подобный порядок возврата субсидий соответствует сложившейся практике как в Восточно-Сибирском округе, так и в других округах( например, в Центральном округе-Постановление Девятнадцатого Арбитражного Апелляционного Суда по делу А14-16941/2016 от 11.07.2017.)

На основании изложенного, исковые требования Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия Республики Бурятия подлежат удовлетворению.

Расходы по оплате государственной пошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 101-112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) по делу №А10-1369/2017 удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Рыбозавод Байкал" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) 333 055 руб.сумму полученной субсидии.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Рыбозавод Байкал" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доходы федерального бюджета 9 661 руб. – государственной пошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья Е.М. Аюшеева