ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1387/2021 от 17.08.2021 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

23 августа 2021 года Дело № А10-1387/2021

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 23 августа 2021 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Путинцевой Н.Г. при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Жамбаловой Б.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Республиканского агентства занятости населения (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

о взыскании 60 000 руб.,

при участии в заседании

от истца: ФИО2 – представитель по доверенности от 17.03.2021;

от ответчика: не явился, извещен (информация о движении дела размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Бурятия: http://buryatia.arbitr.ru),

установил:

Республиканское агентство занятости населения (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО1) о взыскании суммы полученного гранта индивидуальным предпринимателем, открывшем собственное дело при содействии органов службы занятости, в целях поддержки занятости граждан в размере 60 000 руб.

Определением от 26.03.2021 рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства.

Определением от 24.05.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Ответчик представил отзыв на исковое заявление, согласно которому 28.07.2020 ФИО3 был принят на работу, на должность водителя автобуса с окладом 18 195 руб. на основании приказа №5 от 28.07.2020. Районной администрацией было рекомендовано в целях превентивных мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции приостановить перевозки с 27.07.2020 по 05.10.2021. 11.01.2020 ФИО3 был уволен по собственному желанию. Рабочее место для работы по должности было создано, трудовые отношения с гр. ФИО3 возникли на основании приема его на работу и фактического допущения к работе. Средства гранта были использованы по целевому назначению.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 30 мин. 17 августа 2021 года.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, дав пояснения по обстоятельствам дела так, как они указаны в исковом заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Суд на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав представителя истца, участвующего в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что10 июля 2020г. между агентством и ИП ФИО1 (получатель) заключен договор № 11 о предоставлении гранта из республиканского бюджета индивидуальному предпринимателю, открывшему собственное дело при содействии органов службы занятости, в целях поддержки занятости граждан.

Согласно п.1.1 договора предметом договора является предоставление Получателю из республиканского бюджета в 2020 году гранта на создание дополнительных рабочих мест в количестве 1 (одной) единицы и трудоустройство граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, и граждан, признанных в установленном порядке безработными, по направлению органов службы занятости в целях недопущения социальной напряженности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в размере 60 000 руб. на создание 1 (одного) рабочего места.

Грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с указанными направлениями использование гранта в обосновании необходимости создания рабочих мест в целях поддержки занятости граждан (п.1.2 договора).

Договором установлено, что получатель гранта обязуется, в том числе:

- создать 1 рабочее место и обеспечить занятостью на этих рабочих местах лиц из числа граждан зарегистрированных в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, и граждан, признанных в установленном порядке безработными, направленных центром занятости населения, не менее 3 месяцев (п.4.3.2 договора);

- при приеме на работу безработных граждан заключать с ними трудовой договор на неопределенный срок с соблюдением требований трудового законодательства Российской Федерации (п.4.3.3 договора);

- направлять грант на финансовое обеспечение затрат, определенных порядком (п.4.3.5 договора);

- обеспечить достижение значений результатов предоставления гранта, установленных порядком;

- представлять в агентство занятости отчет, подтверждающий понесенные затраты и достижение результата (показателя) предоставления гранта по форме, являющейся приложением №1 к договору в течение 15 рабочих дней после истечения срока использования гранта (6 месяцев со дня перечисления гранта). К отчету прикладываются документы, подтверждающие обоснованность расходов по гранту и подтверждающие трудоустройство граждан, по направлению органов службы занятости (п.4.3.8 договора);

- в случае получения от агентства занятости требования в соответствии с пунктом 4.1.7 договора: устранять факты нарушения порядка, целей и условий предоставления гранта в сроки, определенные в указанном требовании; возвращать в республиканский бюджет грант в размере и в сроки, определенные в указанном требовании (п.4.3.10 договора).

Согласно п.5.2 договора в случае нецелевого использования гранта и (или) нарушений условий договора получатель обязан вернуть полученный грант (п.5.2 договора).

Срок использования гранта составляет не более 6 месяцев. Срок использования гранта может быть продлен по решению агентства занятости, но не более чем на 3 месяца (п.6.2 договора).

В соответствии с п.6.3 договора грант может быть использован предпринимателями:

- на приобретение оборудования, материалов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;

- на выплату заработной платы работникам, трудоустроенным на созданные рабочие места, в объеме не выше минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, с начислениями на фонд оплаты труда;

- на приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности;

- на приобретение сельскохозяйственных животных, в том числе птицы;

- на уплату расходов, связанных с доставкой и монтажом оборудования;

- на оплату аренды помещений, где осуществляется предпринимательская деятельность.

В рамках исполнения договора №11 от 10.07.2020 агентство занятости выплатило ИП ФИО1 из республиканского бюджета грант в форме субсидий в размере 60 000 руб., что подтверждается платежным поручением №892172 от 16.07.2020.

Ответчик факт получения субсидии в указанной сумме не отрицал.

В ходе выездной проверки, проводимой на основании Поручения Республиканского агентства занятости населения от 09.10.2020 №79-01-05-И3541/20, проведен осмотр приобретенного оборудования для оснащения автобуса, с целью создания рабочего места и проверены документы, подтверждающие трудоустройство гражданина не менее трех месяцев.

По результатам проверки установлено, что рабочее место по трудоустройству гражданина ФИО3, получившего направление от центра занятости с целью трудоустройства водителем автобуса, не создано; не обеспечена занятость на данном рабочем месте гражданина из числа зарегистрированных в центре занятости в целях поиска подходящей работы граждан, не менее 3 месяцев; документы, подтверждающие трудоустройство гражданина ФИО3, отсутствуют; финансовые документы по использованию гранта, подтверждающие понесенные затраты, в наличии.

Проверкой также установлено, что в связи с эпидемиологической ситуацией по Covid 19, решением оперативного штаба была приостановлена перевозка пассажиров автотранспортными средствами по району. Трудоустройство гражданина на заявленную работодателем потребность в работниках «водитель категории Д», не представилось возможным.

Согласно Акта выезда от 22.12.2020 установлено, что на момент подписания акта договорные обязательства работодателя по договору исполнены не полностью, на выделенную сумму гранта в размере 60 000 руб. приобретены заявленные в экономическом обосновании запасные части к автобусу (чеки имеются в наличии), однако трудоустройство гражданина из числа безработных на момент проверки не произведено.

27.01.2021 агентство занятости направило в адрес ИП ФИО1 письмо исх. № 79-01-04-И341/21 с требованием произвести возврат полученного гранта в сумме 60 000 руб.

Ответчик отказался возвратить полученный грант.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с вышеуказанным иском.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 17 Закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

На основании пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Спорные правоотношения регулируются нормами бюджетного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Грант подпадает под определение субсидии, которое дано в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В подпункте 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять в частности: категории и/или критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Вид договора определяется содержанием основных прав и обязанностей сторон по сделке.

Подписанный между сторонами договор о предоставлении гранта №11 от 10.07.2020, заключен в рамках бюджетного законодательства в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.04.2020 №207 «Об утверждении порядка предоставления грантов за счет средств республиканского бюджета индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, открывшим собственное дело при содействии органов службы занятости в целях поддержки занятости граждан».

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Условия и цели предоставления гранта определены в постановлении Правительства Республики Бурятия от 17.04.2020 №207 «Об утверждении порядка предоставления грантов за счет средств республиканского бюджета индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, открывшим собственное дело при содействии органов службы занятости в целях поддержки занятости граждан», действовавшем в спорный период.

Согласно пункту 1.2 постановления Правительства Республики Бурятия от 17.04.2020 №207, гранты предоставляются с целью создания дополнительных рабочих мест и трудоустройства граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, и граждан, признанных в установленном порядке безработными (далее - безработные граждане), по направлению органов службы занятости в целях недопущения социальной напряженности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Предоставление грантов осуществляется Республиканским агентством занятости населения (далее - Агентство занятости) в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета на соответствующий финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утверждаемых Агентству занятости в установленном порядке (п.1.4 постановления).

Срок использования гранта составляет не более 6 (шести) месяцев. Срок использования гранта может быть продлен по решению Агентства занятости, но не более чем на 3 (три) месяца. Основанием для принятия решения о продлении срока освоения гранта является документальное подтверждение предпринимателем наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих освоению средств гранта в установленный срок (п.1.7 постановления).

В соответствии с п.1.8 постановления грант может быть использован предпринимателями:

а) на приобретение оборудования, материалов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;

б) на выплату заработной платы работникам, трудоустроенным на созданные рабочие места, в объеме не выше минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, с начислениями на фонд оплаты труда;

в) на приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности;

г) на приобретение сельскохозяйственных животных, в том числе птицы;

д) на уплату расходов, связанных с доставкой и монтажом оборудования;

е) на оплату аренды помещений, где осуществляется предпринимательская деятельность.

Целевым результатом (показателем результативности) предоставления гранта является количество граждан, трудоустроенных предпринимателем по направлению Центра занятости на созданные рабочие места. Количество трудоустроенных должно быть не меньше количества рабочих мест, на которые выделялся грант (п.3.1 постановления).

Контроль за соблюдением условий, целей и порядка расходования гранта, а также исполнением обязательств получателем гранта, принятых по соглашению о предоставлении гранта, осуществляется Агентством занятости, органом государственного финансового контроля (п.4.1 постановления)

В случае несоблюдения получателем гранта целей, условий и порядка предоставления гранта, выявленного по фактам проверок, проведенных Агентством занятости и уполномоченным органом государственного финансового контроля, настоящего Порядка грант подлежит возврату в республиканский бюджет (п.4.2 постановления).

В случае если получателем гранта не достигнуты целевые результаты (показатели результативности), за исключением случаев недостижения в силу возникновения обстоятельств непреодолимой силы, грант подлежит возврату в доход республиканского бюджета в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения предпринимателем соответствующего требования Агентства занятости (п.4.3 постановления).

Из вышеприведённого нормативно-правового регулирования следует, что нарушение условий предоставления гранта имеет место не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление гранта, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами гранта.

Нарушение получателем гранта условий его использования: нарушение требований непосредственно связанных с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств, в том числе непредставление отчетности, не является нарушением условий предоставления гранта.

В судебном заседании представитель истца в качестве основания для возврата гранта сослался на нарушение ответчиком пунктов 4.3.2, 4.3.3, 4.3.7 и 4.1.4.1 договора, поскольку ответчик не обеспечил занятость на созданном за счет средств гранта рабочем месте, приказы о приемке на работу гражданина ФИО3 при его трудоустройстве ответчиком в адрес центра занятости не были представлены.

Пункты 4.3.2, 4.3.3, 4.3.7 и 4.1.4.1 договора находится в разделе 4 «Взаимодействие сторон» договора. Указанные пункты и раздел, сами по себе не являются условиями предоставления гранта, поскольку это специально не оговорено в договоре.

Исходя из смысла и содержания пунктов 4.3.2, 4.3.3, 4.3.7 и 4.1.4.1 договора, они не содержат условий предоставления грантов, т.е. условий обязательных к соблюдению при получении гранта. Указанные пункты предусматривают обязательство ответчика, которые он должен соблюдать после получения гранта.

Исходя из содержания договора условием предоставления гранта является создание дополнительных рабочих мест в количестве 1 (одной) единицы.

Нарушение ответчиком условий договора, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами гранта, истцом в ходе рассмотрения настоящего спора не доказано.

Из материалов дела следует, что 28.07.2020 ГКУ «Центр занятости населения Бичурского района» направил ответчику гражданина ФИО3 для трудоустройства на созданное рабочее место.

Гражданин был принят ответчиком на работу с 28 июля 2020г. по приказу №5 от 28.07.2020.

Трудоустройство ФИО3 у ответчика подтверждено:

- копией журнала регистрации приказов ИП ФИО1;

- копией заявления о приеме на работу от 28.07.2020;

- копией приказа №5 о приеме на работу от 28.07.2020;

- копией трудового договора с водителем автобуса от 24.12.2020;

- копией заявления ФИО3 о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы с 01.12.2020 по 31.01.2021;

- копией приказа №6 о предоставлении отпуска работнику от 31.07.2020;

- копиями путевых листов №225 от 13.10.2020, №229 от 20.10.2020;

- копией карты водителя;

- копией чека от 22.10.2020 по оплате карты водителя ФИО3;

- копией заявления об увольнении с 11.01.2021;

- копией приказа №9 об увольнении от 11.01.2021;

- копией платежной ведомости по выплате заработной платы водителю автобуса ФИО3

- оплатой сумм налога на доходы физических лиц,

- оплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

- оплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- представлением сведений о застрахованном лице ФИО3 по форме СЗВ-М за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021, январь 2021г., СЗВ-СТАЖ за 2020 год;

- пояснениями ответчика о том, что ФИО3 фактически был трудоустроен.

Материалы дела содержат копии приказов о принятии на работу, об увольнении, копии платежных ведомостей в получении денежных средств, сведения о перечислении налогов и страховых взносов.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком выполнено условие договора по созданию дополнительного рабочего места, по трудоустройству на рабочем месте гражданина.

Доказательств, свидетельствующих о недостоверности представленных ответчиком сведений для получения спорного гранта, истцом не представлено.

Доказательств нецелевого использования денежных средств истцом также не представлено.

Право ответчика на получение гранта в размере 60 000 рублей подтверждено в ходе рассмотрения спора представленными в материалы дела документами.

Истцом факт несения ответчиком затрат в размере 60 000 рублей в связи с созданием дополнительного рабочего места не опровергнут.

Ссылка истца на непредставление ответчиком документов, подтверждающих создание рабочего места и трудоустройство гражданина на дату проверки, не свидетельствует об отсутствии оснований для предоставления ответчику гранта, нецелевом расходовании ответчиком бюджетных средств, а также о нарушении условий договора получателем гранта.

В ходе рассмотрения дела истец не опроверг вышеуказанные обстоятельства, не заявил в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о фальсификации представленных ответчиком доказательств.

При установленных по делу фактических обстоятельствах суд не усматривает наличия правовых оснований для возврата ответчиком гранта, выплаченного на создание дополнительных рабочих мест в количестве 1 (одной) единицы, в связи с чем считает заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению.

Судом также принята во внимание сложившаяся в регионе ситуация в связи с распространением короновирусной инфекции. В соответствии с ответом Администрации муниципального образования «Бичурский район», пассажирские перевозки были приостановлены в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в период с 27.07.2020 по 05.10.2020. Конкурс на обслуживание муниципального маршрута с. Бичура – с. Топка районной администрацией был объявлен только 24.12.2020.

При таких обстоятельствах дела, нарушений со стороны ответчика вышеуказанных требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления о предоставлении грантов, а также условий договора, влекущих возврат предоставленного гранта, судом не установлено.

Истец в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья Н.Г. Путинцева