ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
14 июня 2016 года Дело № А10-143/2016
Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 14 июня 2016 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д-С. при ведении протокола судебного заседания секретарем Гулгеновой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению дачного некоммерческого товарищества «Теплое» к Администрации муниципального образования «Иволгинский район» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, выраженного в письме от 23.12.2015, обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 11.02.2016;
от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 29.01.2014;
от третьего лица: ФИО3, представителя по доверенности от 19.01.2016
установил:
Дачное некоммерческое товарищество «Теплое» (далее – ДНТ «Теплое», Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия (далее – Администрация МО «Иволгинский район», Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, выраженного в письме от 23 декабря 2015 года, обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением суда от 15 февраля 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования сельское поселение «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия.
Представитель ДНТ «Теплое» заявленные требования поддержал и дал пояснения согласно поданному заявлению и дополнениям к нему (л.д.4-9 т.1, 1-7 т.2).
01 декабря 2015 года Товарищество обратилось в Администрацию МО «Иволгинский район» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 63338 кв.м. с кадастровым номером 03:08:320106:620 с местоположением в районе с.Сотниково, в местности Каменный карьер для ведения дачного хозяйства с правом строительства жилых домов на основании пунктов 1, 16 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановления Администрации МО «Иволгинский район» от 14.12.2012 №1622 «Об утверждении материалов предварительного согласования земельного участка». 23 декабря 2015 года письмом за исх.№0471 Администрация отказала в предоставлении земельного участка в аренду в связи с прекращением полномочий у муниципального района по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и рекомендовала обратиться в Администрацию МО СП «Сотниковское». Решение является незаконным, поскольку противоречит нормам Федерального закона №171-ФЗ, нарушает права и законные интересы Товарищества.
Представитель Администрации МО «Иволгинский район» требования не признал и дал пояснения согласно отзыву (л.д.103 т.1). Заявителю отказано в предоставлении земельного участка в аренду в связи с прекращением полномочий у муниципального образования по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые разграничена, в соответствии с Федеральным законом №171-ФЗ.
Представитель третьего лица - Администрации МО СП «Сотниковское» пояснил, что Товариществом испрашивается земельный участок фактически под строительство жилых домов, следовательно, указанный земельный участок должен быть предоставлен на торгах. Испрашиваемый земельный участок находится на территории МО СП «Сотниковское», следовательно, правом распоряжения указанным земельным участком обладает Администрация МО СП «Сотниковское» в силу положений Федерального закона №171-ФЗ.
Из материалов дела следует, что 30 января 2008 года ДНТ «Теплое» зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д.31 т.1).
02 декабря 2015 года Товарищество обратилось в Администрацию МО «Иволгинский район» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:08:320106:620 площадью 63338 кв.м. с местоположением Республика Бурятия Иволгинский район в районе с.Сотниково, в местности Каменный карьер, в аренду для ведения дачного хозяйства с правом строительства жилых домов (л.д.19 т.1).
23 декабря 2015 года Администрация письмом за исх.№0471 сообщила, что в связи с вступлением в силу Федерального закона №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения. Администрация рекомендовала обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в Администрацию МО СП «Сотниковское» (л.д.18 т.1).
Не согласившись с решением Администрации, изложенным в письме от 23 декабря 2015 года за исх.№0471, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: несоответствие их закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из рассматриваемого заявления следует, что Товариществом испрашивается в аренду земельный участок, площадью 63338 кв.м. с кадастровым номером 03:08:320106:620 с местоположением Республика Бурятия Иволгинский район в районе с.Сотниково, в местности Каменный карьер для ведения дачного хозяйства с правом строительства жилых домов.
Как следует из материалов дела, на данный земельный участок государственная собственность не разграничена (л.д.25 т.1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Решением Совета депутатов МО СП «Сотниковское» от 25.04.2013 №124 утверждены Правила землепользования и застройки МО СП «Сотниковское».
Таким образом, с 01 марта 2015 года правом распоряжения земельными участками, расположенных на территории поселения «Сотниковское», государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет орган местного самоуправления поселения, в рассматриваемом случае МО СП «Сотниковское».
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 3.3 Федерального закона №137-ФЗ в случае, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта, о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, предоставление земельного участка на основании этого решения в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял это решение.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №171-ФЗ) установлены дополнительные условия возможности реализации соответствующей процедуры, а именно: земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, до 1 марта 2018 года может быть предоставлен лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В соответствии со статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01 марта 2015 года, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 16 статьи 34 Федерального закона №171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
Как следует из материалов дела, 15 мая 2012 года Товарищество обратилось в Администрацию МО «Иволгинский район» о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка площадью 6,0 га, местоположение которого: Республика Бурятия, Иволгинский район, МО СП «Сотниковское», в районе с.Сотниково, местность Каменный карьер для размещения дачного некоммерческого хозяйства (л.д.10 т.2).
29 мая 2012 года комиссией составлен акт №54 выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства, согласования намечаемых проектных решений, технических условий на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям объекта, который утвержден главой Администрации МО «Иволгинский район» (л.д.27-29 т.2).
04 декабря 2012 года Администрацией МО «Иволгинский район» принято постановление №1622 «Об утверждении материалов предварительного согласования земельного участка». В соответствии с названным постановлением утверждены материалы предварительного согласования земельного участка ДНТ «Теплое» площадью 6,0 га с вышеуказанным местоположением. ДНТ «Теплое» разрешено проведение проектно-изыскательских работ (л.д.26 т.2).
24 января 2013 года Администрацией МО «Иволгинский район» принято постановление №72 «Об утверждении схемы расположения земельного участка». В соответствии с названным постановлением утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 63600 кв.м. с вышеуказанным местоположением, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства с правом строительства жилых домов (л.д.11 т.2).
22 февраля 2013 года Администрацией МО «Иволгинский район» принято постановление №240 «Об изменении разрешенного использования земельного участка». В соответствии с названным постановлением изменено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 03:08:320106:477 площадью 63600 кв.м. с вышеуказанным местоположением, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения с «для сельскохозяйственного использования» на «для ведения дачного хозяйства с правом строительства жилых домов» (л.д.31 т.2).
06 июня 2013 года филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия Товариществу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, поскольку образуемый земельный участок частично входит в зону «Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья» (л.д.12 т.2).
12 июля 2013 года Администрацией МО «Иволгинский район» принято постановление №1068 «Об утверждении схемы расположения земельного участка». В соответствии с названным постановлением утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 24996 кв.м. с вышеуказанным местоположением (л.д.13 т.2).
14 августа 2013 года филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия Товариществу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в связи с тем, что одна из границ земельного участка пересекает границу муниципального образования и населенного пункта (л.д.14 т.2).
12 июля 2013 года Администрацией МО «Иволгинский район» принято постановление №1070 «Об утверждении схемы расположения земельного участка». В соответствии с названным постановлением утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 38621 кв.м. с вышеуказанным местоположением (л.д.17 т.2).
14 августа 2013 года филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия Товариществу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в связи с тем, что одна из границ земельного участка пересекает границу муниципального образования и населенного пункта (л.д.18 т.2).
26 сентября 2013 года Администрацией МО «Иволгинский район» принято постановление №1594 «О внесении изменений в постановление Администрации МО «Иволгинский район» №1552 от 20.09.2013 «Об утверждении схемы расположения земельного участка». В соответствии с названным постановлением в связи с неправильно указанной площадью постановление Администрации МО «Иволгинский район» №1552 от 20.09.2013 «Об утверждении схемы расположения земельного участка» изложена в новой редакции, утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 38618 кв.м. с вышеуказанным местоположением (л.д.19 т.2).
14 октября 2013 года земельный участок с площадью 38618 +/-138 кв.м поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 03:08:320106:568 (л.д.20 т.2).
18 октября 2013 года Администрацией МО «Иволгинский район» принято постановление №1741 «Об утверждении схемы расположения земельного участка». В соответствии с названным постановлением утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 24719 кв.м. с вышеуказанным местоположением (л.д.15 т.2).
19 ноября 2013 года земельный участок с площадью 24719 +/-110 кв.м поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 03:08:320106:572 (л.д.16 т.2).
07 июля 2014 года Администрацией МО «Иволгинский район» принято постановление №954 «Об утверждении схемы расположения земельного участка». В соответствии с названным постановлением утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 63338 кв.м. с вышеуказанным местоположением (л.д.24 т.1).
16 сентября 2014 года земельный участок с площадью 63338 +/-88 кв.м. поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 03:08:320106:620 (л.д.25 т.1).
02 октября 2015 года Товарищество обратилось в Администрацию МО СП «Сотниковское» с заявлением о предоставлении земельного участка с целью ведения дачного хозяйства с правом строительства жилых домов (л.д.20 т.1).
25 ноября 2015 года Администрация МО СП «Сотниковское» по результатам рассмотрения настоящего заявления указала, что Товариществом испрашивается земельный участок с кадастровым номером 03:08:320106:620 площадью 63338 кв.м. с разрешенным использованием – для ведения дачного хозяйства с правом строительства жилых домов и расположен в зоне жилого назначения для существующей усадебной застройки и планируемых земельных участков. Администрация рекомендовала обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду, в результате чего будет опубликовано извещение о предоставлении земельного участка. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили осуществляется подготовка проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю (л.д. 22 т.1).
Как выше установлено, 02 декабря 2015 года Товарищество обратилось в Администрацию МО «Иволгинский район» с заявлением о предоставлении вышеназванного земельного участка в аренду для ведения дачного хозяйства с правом строительства жилых домов.
23 декабря 2015 года Администрация письмом за исх.№0471 отказала в удовлетворении заявления в связи с прекращением у органа местного самоуправления муниципального района полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, основанием для отказа в удовлетворении заявления ДНТ «Теплое» явилось отсутствие в рассматриваемый период, по мнению муниципального органа, полномочий по распоряжению земельным участком у Администрации МО «Иволгинский район».
Как выше установлено, ДНТ «Теплое» обратилось с заявлением в Администрацию МО «Иволгинский район» о предоставлении в аренду для размещения дачного хозяйства земельного участка площадью 6,0 га 15 мая 2012 года.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) (в редакции, действующей до 01 марта 2015 года) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Согласно пунктами 1, 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона №66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона N 66-ФЗ предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 28 Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Суд считает, что к отношениям, связанным с предоставлением земельного участка дачным некоммерческим товариществам для организации и застройки ее территории осуществляется в порядке, установленном для предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с особенностями, установленными Законом N 66-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01 марта 2015 года) установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 названной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Содержание данной правовой нормы свидетельствует о том, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу пунктов 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В рассматриваемый период порядок предоставления земельных участков на территории Иволгинского района, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Положением «О порядке предоставления земельных участков на территории Иволгинского района, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности», утвержденным Решением Совета депутатов МО «Иволгинский район» Республики Бурятия от 20 декабря 2013 года №37 (в ред. Решения от 25.03.2014 №56) (л.д.94-102 т.1).
В разделе №5 указанного Положения регламентирован порядок предоставления земельных участков гражданам для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, а также некоммерческим объединениям граждан из земель, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в муниципальной собственности.
Названным порядком предусмотрено, что утверждение постановлением Администрации схемы расположения земельного участка для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которое является основанием для проведения работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет. Предоставление земельного участка производится на основании заявления о предоставлении земельного участка в аренду с предоставлением кадастрового паспорта.
В рассматриваемом случае Товариществом испрашивался земельный участок для ведения дачного хозяйства с правом строительства жилых домов.
Учитывая, что предоставление земельных участков для дачного строительства не может быть осуществлено на торгах, предоставление земельного участка в данных целях возможно путем предварительного согласования места размещения объекта.
В разделе №3 вышеуказанного Положения регламентирован порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с названным порядком предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка.
Как видно из материалов дела, 29 мая 2012 года комиссией составлен акт №54 выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства, согласования намечаемых проектных решений, технических условий на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям объекта, который утвержден главой Администрации МО «Иволгинский район».
04 декабря 2012 года Администрацией МО «Иволгинский район» принято постановление №1622 «Об утверждении материалов предварительного согласования земельного участка». В соответствии с названным постановлением утверждены материалы предварительного согласования земельного участка ДНТ «Теплое» площадью 6,0 га с вышеуказанным местоположением. ДНТ «Теплое» разрешено проведение проектно-изыскательских работ.
07 июля 2014 года Администрацией МО «Иволгинский район» принято постановление №954, которым утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 63338 кв.м. с вышеуказанным местоположением.
16 сентября 2014 года земельный участок с площадью 63338 +/-88 кв.м. поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 03:08:320106:620.
Из приведенных обстоятельств видно, что вся процедура рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка до этапа принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка проведена до 01 марта 2015 года.
При таких обстоятельствах суд считает, что начатая процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должна быть завершена в установленном законом порядке.
Из смысла положений пунктов 1, 16 статьи 34 Федерального закона №171-ФЗ рассмотрение заявления Товарищества о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка и принятие решения по вопросу предоставления земельного участка относятся к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района, в рассматриваемом случае Администрации МО «Иволгинский район», независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
Оспариваемым отказом от 23 декабря 2015 года, оформленным письмом за исх.№0471, Администрация МО «Иволгинский район» по существу отказала в рассмотрении заявления ДНТ «Теплое» в предоставлении земельного участка в аренду на этапе принятия решения в связи отсутствием, по ее мнению, в рассматриваемый период у органа местного самоуправления муниципального района полномочий на указанные действия.
Между тем, данный отказ Администрации МО «Иволгинский район» не соответствует вышеперечисленным нормам Федерального закона №171-ФЗ, принят при отсутствии как фактических, так и правовых оснований.
Оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы некоммерческого объединения граждан в экономической деятельности, поскольку препятствует реализации права на предоставление земельного участка в заявленных целях.
Поскольку единственным основанием для отказа в удовлетворения заявления Товарищества в предоставлении испрашиваемого земельного участка, явилось, по мнению Администрации, отсутствие полномочий у муниципального органа на принятие решения о предоставлении земельного участка, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Между тем, суд обращает внимание на следующие обстоятельства.
Как выше установлено, отношения, связанные с предоставлением земельного участка для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, регулируются нормами Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
При этом, Федеральным законом №66-ФЗ (в редакции, действующей до 1 марта 2015 года) установлены определенные требования к порядку создания садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, нахождения испрашиваемого земельного участка в фонде перераспределения земель и пр.
С учетом вышеуказанного основания оспариваемого отказа в предмет исследования по настоящему делу не входила проверка вышеуказанных вопросов, поскольку Администрация по существу не рассмотрела заявление Товарищества, сославшись на отсутствие полномочий.
В любом случае, по мнению суда, у муниципального органа имелись полномочия и обязанность рассмотреть заявление Товарищества с принятием решения в удовлетворении поданного заявления или в отказе в нем. В последнем случае заявитель вправе обжаловать отказ в установленном порядке.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения требования заявителя о признании оспариваемого решения незаконным в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом судом отмечается, что указание в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенное нарушение не поставлено законом в зависимость от волеизъявления заявителя, а находится в исключительной компетенции суда.
В рассматриваемом случае суд считает необходимым обязать Администрацию МО «Иволгинский район» устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения его заявления от 01 декабря 2015 года за вх.№2130 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:08:320106:620 в аренду.
При обращении в суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей, которая подлежит взысканию в его пользу с Администрации МО «Иволгинский район».
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Заявленные требования дачного некоммерческого товарищества «Теплое» удовлетворить полностью.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия от 23 декабря 2015 года за №0471 в предоставлении земельного участка как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Администрацию муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления дачного некоммерческого товарищества «Теплое» от 01 декабря 2015 года за вх.№2130 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:08:320106:620 в аренду.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия в пользу дачного некоммерческого товарищества «Теплое» расходы по уплате государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья Г.Д-С.Мархаева