ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1441/11 от 15.06.2011 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ 

670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: : info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

“20” июня 2011 г. Дело № А10-1441/2011

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 20 июня 2011 г.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Раднаевой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования «город Северобайкальск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Главному государственному инспектору г. Северобайкальск РБ по пожарному надзору о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении №26 от 18.04.2011г.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности от 18.05.2011г., удостоверение ГПН №39287.

установил:

Администрация муниципального образования «город Северобайкальск» обратилась в суд с заявлением к Главному государственному инспектору г. Северобайкальск РБ по пожарному надзору о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении №26 от 18.04.2011г.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствии заявителя.

В заявлении Администрация муниципального образования «город Северобайкальск» (далее- Администрация) сослалась на то, что субъектом административного правоотношения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является. Согласно статьи 19 Закона «О пожарной безопасности», пункта 11 Правил пожарной безопасности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях, создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, оказывают необходимую помощь пожарной охране, создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров, организуют проведение противопожарной пропаганды, принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника от его содержания, обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

Пункт 116 Правил пожарной безопасности не устанавливает порядок оснащения, оповещения и привлечения добровольных противопожарных формирований, пункт 114 предусматривает установку средств звуковой сигнализации в сельских населенных пунктах. СНиП 2.04.02.-84, пункт 2.11, таблица 6 должны соблюдаться при проектировании централизованных постоянных наружных систем водоснабжения населенных пунктов, администрация не выполняет функции по проектированию, застройке. Уборка пешеходных переходов, тротуаров и площадей на территории города осуществляется на основании муниципального контракта. СНиП 2. 2.07.01-89(2000) должен соблюдаться при проектировании новых и реконструкции поселений. Администрация не осуществляет функции по проектированию, застройке. В оспариваемом постановлении не установлена вина юридического лица.

Административный орган требования не признал, сослался на нарушение администрацией правил пожарной безопасности, технического регламента о требованиях пожарной безопасности: не установлен порядок оснащения, оповещения и привлечения добровольных противопожарных формирований, не во всех микрорайонах установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре, не выполнено на территории наружное противопожарное водоснабжение (СНиП 2.04.02-84), не организована и не проводится противопожарная пропаганда, обучение населения мерам пожарной безопасности – под роспись. Территория города в пределах противопожарных расстояний между зданиями, а также участки к жилым домам несвоевременно очищаются от горючих отходов мусора (п. 21), не в полном объеме выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах (п. 112), градостроительство, планирование и застройка – противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов менее 15 метров (СНиП 2.07.01-89(2000).

Дело рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено материалами дела, 30.03.2911г. главным государственным инспектором г. Северобайкальск Республики Бурятия проведена проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на территории г. Северобайкальск. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.

В адрес Администрации направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении 04.04.2011г. в 11 час. 00 мин. Уведомление получено 01.04.2011г., на составление протокола об административном правонарушении представитель Администрации не явился.

04.04.2011г. главным государственным инспектором по пожарному надзору ФИО2 составлен протокол №27 об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протоколом зафиксированы нарушения Правил пожарной безопасности: не установлен порядок оснащения, оповещения и привлечения добровольных противопожарных формирований для ликвидации пожаров; не вовсе микрорайона города установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара г. Северобайкальск п. Заречный, не организовано и не проводится противопожарная пропаганда (изготовление листовок, баннера, информационных стендов) и обучение населения мерам пожарной безопасности под роспись в полном объеме; не выполнено на территории наружное противопожарное водоснабжение из пожарных водоемов, гидрантов с расходом воды на тушение пожара не менее 5 л/с в 15 микрорайоне и п Заречный; территория города в пределах противопожарных расстояний между зданиями, а также участки к жилым домам не своевременно очищаются от горючих отходов, мусора опавших листьев, сухой травы и т.п.; не выполнены в полном объеме, мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах (устройство защитных минерализованных полос, посадка лиственных насаждений, удаление сухой растительности и другое) в г. Северобайкальск и п. Заречный; противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов – менее 15 метров в 15 микрорайоне и п. Заречный.

В адрес Администрации 04.04.2011г. направлено определение о назначении времени и места рассмотрения 18.04.2011г. в 14 час. 00 мин. дела об административном правонарушении, предусмотренном часть 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Определение вручено 14.04.2011г., на рассмотрение дела представитель Администрации не явился.

18.04.2011г. главным государственным инспектором вынесено постановление о привлечении Администрации к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.

С указанным постановлением Администрация не согласилась и обратилась в суд с заявлением о признании его незаконным.

Изучив представленные документы, заслушав объяснения административного органа, суд признает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса влечет административную ответственность юридических лиц в виде взыскания штрафа в размере от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 18.06.2003г. №313.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 20.12.1994г. №69 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственника имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу части 6 статьи 210 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Из анализа указанных норм Закона, Правил следует, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Административную ответственность за нарушение пожарной безопасности согласно статье 38 указанного Закона несут руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно пункту 11 Правил, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

Следовательно, Администрация муниципального образования «город Северобайкальск» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласно Закону «О пожарной безопасности», являются собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, а также должностные лица, руководители органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Кроме того, согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.

Как следует из текста оспариваемого постановления, при его вынесении административный орган ограничился лишь констатацией выявленного нарушения.

В то же время в ходе производства по делу об административном правонарушении административный орган должен был исследовать и установить наличие у юридического лица возможности соблюдения требований пожарной безопасности, а также установить, что юридическим лицом для этого не были приняты все зависящие меры. Однако, в обжалуемом постановлении не указано, в чем конкретно состоит вина юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в совершении вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 стать 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного оспариваемое постановление №26 от 18.04.2011г. является незаконным и подлежащим отмене полностью.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

  Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить полностью.

Признать постановление главного государственному инспектора г. Северобайкальск РБ по пожарному надзору №26 от 18.04.2011г. о привлечении Администрации муниципального образования «город Северобайкальск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб. незаконным и подлежащим отмене полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме).

Решение суда первой инстанции, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Апелляционная жалоба и кассационная жалоба подаются в арбитражный суд апелляционной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Судья Н.В. Устинова