АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,
e-mail: asrb@burnet.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ Дело №А10-14/2009
27 апреля 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 27 апреля 2009 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Салимзяновой Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саган А.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» ФИО1
к муниципальному образованию «Баунтовский эвенкийский район» в лице Местной Администрации МО «Баунтовский эвенкийский район»
о взыскании 11 769 939 руб. 90 коп.
при участии
от истца: ФИО1 - конкурсный управляющий, ФИО2 - представитель по доверенности от 10.03.2009г.
от ответчика: ФИО3 - представитель по доверенности от 02.05.2006г., ФИО4 - представитель по доверенности от 17.04.2008г., ФИО5 - представитель по доверенности от 17.04.2008г.
установил: конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» ФИО1 обратилась с Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к муниципальному образованию «Баунтовский эвенкийский район» в лице Местной Администрации Муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» о взыскании в соответствии со ст. 56 ГК РФ, п. 4 ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в порядке субсидиарной ответственности 11 769 939 руб 90 коп – суммы задолженности.
В обоснование исковых требований истец указал, что решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2007 года по делу №А10-253/07 МУП «Жилкомсервис» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства. Согласно уставу МУП «Жилкомсервис» учредителем и собственником имущества МУП «Жилкомсервис» является Муниципальное образование «Баунтовский эвенкийский район». В период с 30 ноября 2006г. по 12 апреля 2007г Администрацией МО «Баунтовский эвенкийский район» приняты распоряжения, на основании которых у МУП «Жилкомсервис» были изъяты из хозяйственного ведения основные средства балансовой стоимостью 54 798 733 руб. 48 коп. Изъятое имущество было передано ООО «Энергосервис» в аренду. Параллельно с изъятием имущества во вновь созданное предприятие были переведены работники МУП «Жилкомсервис». Конкурсный управляющий указал, что в результате данных действий предприятие лишилось всех основных фондов и производственного персонала, и прекратило свою деятельность. По мнению истца, изъятие имущества является основной причиной прекращения деятельности предприятия и последующего признания его несостоятельным (банкротом). Наличие имущества на балансе предприятия позволило бы расплатиться с кредиторами по долгам. Поскольку собственник своими действиями по изъятию имущества у МУП « Жилкомсервис» вызвал наступление банкротства, истец просит в порядке применения субсидиарной ответственности , предусмотренной п.3ст.56 Гражданского кодекса РФ, п.4 ст.19 ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)», п.2 ст.7 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», взыскать с собственника имущества – Муниципального образования «Байунтовский район» сумму кредиторской задолженности предприятия в размере 11 769 939 руб 90 коп.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования.
Ответчик исковые требования не признал. В обоснование возражений ответчик указал, что не совершал каких-либо действий и не давал указаний, которые могли бы довести предприятие до банкротства. Ответчик пояснил, что имущество из владения предприятия не выбывало, так как одновременно с изданием распоряжения от 30 ноября 2006г № 417 « О включении имущества в состав муниципальной казны имущества» данное имущество по распоряжению № 416 от 30 ноября 2006г было передано МУП « Жилкомсервис» в безвозмездное пользование. Целью изъятия имущества было устранить недостатки в оформлении прав на имущество. Ответчик указал, что издание распоряжения о передаче имущества в муниципальную казну обусловлено тем, что в ходе ревизии договоров о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения выявлено несоответствие договора о закреплении муниципального имущества № 20 от 01.11.2001 г., заключенного между МУП «Жилкомсервис» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО «Баунтовский эвенкийский район», действующему законодательству РФ. Ответчик указал, что право хозяйственного ведения на имущество за МУП «Жилкомсервис» не было зарегистрировано в установленном порядке, следовательно, право хозяйственного ведения у предприятия не возникло.
Предприятие ходатайствовало о расторжении договора о закреплении муниципального имущества и было согласно на его передачу в казну. Распоряжение № 417 от 30 ноября 2006г « О включении в состав муниципальной казны имущества» и № 416 « О передаче имущества в безвозмездное пользование МУП « Жилкомсервис» в установленном порядке не обжалованы, незаконным не признаны.
Также ответчик указал, что воля собственника не была направлена на банкротство предприятия. Банкротство предприятия не является следствием действий собственника имущества. Собственник из года в год оказывал финансовую поддержку предприятию, однако несмотря на оказываемую помощь, кредиторская задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды росла, что явилось причиной несостоятельности предприятия.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон , суд установил следующее.
МУП « Жилкомсервис» создано в соответствии с постановлением Администрации Баунтовского района от 01 ноября 2001г № 428/1 .
Согласно уставу МУП «Жилкомсервис», утв.постановлением главы Администрации Баунтовского района от 01 ноября № 428, имущество предприятия является муниципальной собственностью Баунтовского района , закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения в пределах, установленных договором о закреплении муниципального имущества, заключенным между предприятием и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Баунтовского района.
Договор № 20 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Баунтовского района и МУП « Жилкомсервис» заключен от 01 ноября 2001г . Согласно договору в хозяйственное ведение предприятия передано имущество на сумму 32 612,2 тыс.руб. Передача имущества подтверждается актом приема-передачи от 01 ноября 2001г на сумму балансовой стоимостью 32 612 274 руб, остаточной стоимостью 14 421 190 руб.
В соответствии со ст.299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно ст.ст. 2 и 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника.
Как предусмотрено п. 2 ст.8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В силу ст. 4 указанного закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса РФ.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Поскольку решение собственника о передаче имущества в хозяйственное ведение МУП "Жилкомсервис" принято после введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997г, права на недвижимое имущество подлежали государственной регистрации.
Согласно ответу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия от 10 апреля 2009г, представленной по запросу суда, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на недвижимое имущество МУП « Жилкомсервис» за период с 01 октября 1998г по 10 апреля 2009 отсутствуют.
Факт передачи имущества в хозяйственное ведение при отсутствии государственной регистрации права хозяйственного ведения не влечет возникновения права МУП « Жилкомсервис» на недвижимое имущество. МУП «Жилкомсервис» в установленном порядке действия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество не предпринял. Следовательно, в отношении недвижимого имущества, указанное в акте приема-передачи от 01 ноября 2001г, право хозяйственного ведения МУП « Жилкомсервис» не возникло.
Действия собственника имущества в отношении недвижимого имущества в данном случае законодательству не противоречат.
Однако в части движимого имущества норма о государственной регистрации не применима. Передача имущества произведена Комитетом по управлению муниципальным имуществом Баунтовского района, который является подразделением Администрации Баунтовского района, осуществляющим единую политику разгосударствления и приватизации, управления и распоряжения муниципальной собственностью от имени администрации Баунтовского района.( п.1.1. Положения о Комитет по управлению муниципальным имуществом Баунтовского района» , утв. постановлением администрации Баунтовского района от 31 мая 1999г № 165). Передача имущества в хозяйственное ведение предприятия произведена в рамках полномочий Комитета. Администрацией Баунтовского района договор о передаче имущества в хозяйственное ведение между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и предприятием утвержден при регистрации устава предприятия.
Доводы ответчика об отсутствии у МУП «Жилкомсервис» права хозяйственного ведения на движимое имущество необоснованны.
Распоряжением Местной Администрации Муниципального образования « Баунтовский эвенкийский район» от 30 ноября 2006г № 417 «О включении в состав казны имущества» принято решение о включении имущества МУП «Жилкомсервис» в муниципальную казну. Как следует из актов приема-передачи от МУП « Жилкомсервис» в казну МО Баунтовский эвенкийский район передано имущество балансовой стоимостью по состоянию на 01 декабря 2006г 54 798 733 руб 48 коп, остаточной стоимостью 40 391 779 руб 62 коп.
В соответствии с распоряжением Местной администрации МО «Баунтовский эвенкийский район» от 30 ноября 2006г № 416 «О передаче имущества в безвозмездное пользование МУП «Жилкомсервис» по актам приема-передачи МУП « Жилкомсервис» передано имущество на сумму балансовой стоимостью 32 871 761 руб 94 коп, остаточной стоимостью 21 273 025 руб 81 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 февраля 2007г по делу № А10-253/07 принято к производству заявление Федеральной налоговой службы России, представленной МРИ ФНС РФ № 7 по Республике Бурятия, о признании должника МУП « Жилкомсервис» несостоятельным (банкротом). Определением суда от 26 февраля 2007г в отношении МУП « Жилкомсервис» введено наблюдение. Решением суда по делу № А10-253/07 от 30 мая 2007г МУП «Жилкомсервис» признан несостоятельным, открыто конкурсное производство.
12 апреля 2007г ответчик заключил договор аренды с ООО «Энергосервис» по которому передал в аренду имущество на сумму балансовой стоимостью 9 016 347 руб 76 коп, остаточной стоимостью 4 838 464 руб 35 коп.
Согласно п. 3 ст. 56 Гражданского кодекса в случае, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В соответствии с п. 4 ст. 10 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Право конкурсного управляющего на обращение с требованием о привлечении третьих лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства предусмотрена п.5 ст.129 ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)».
При этом при обращении в суд с таким требованием истец должен доказать, что своими действиями ответчик довел должника до банкротства, то есть до финансовой неплатежеспособности, до состояния, не позволяющего ему удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Как следует из определения Арбитражного суда по Республике Бурятия от 26 февраля 2007г по делу № А10-253/07 основанием для обращения Федеральной налоговой службы в арбитражный суд с заявлением о признании МУП «Жилкомсервис» несостоятельным (банкротом) послужило наличие у последнего задолженности по платежам в бюджет в сумме 10 762 723 руб 52 коп, в том числе налог – 7 908 281 руб 90 коп, пени – 2 536 933 руб 74 коп, штраф – 317 507 руб 88 коп . В обоснование указанных сумм налоговым органом были представлены решения № 63 и постановление № 58 от 21 декабря 2005г, решение № 224 и постановление № 213 от 14 июня 2006г, решение № 295, постановление № 288 от 17 сентября 2006г, решение № 412, постановление № 403 от 25 октября 2006г, решение № 466, постановление № 346 от 30 ноября 2006г.
Согласно бухгалтерского баланса МУП « Жилкомсервис» на 01 января 2007г кредиторская задолженность предприятия составляла 25 459,0 тыс.руб, в том числе по платежам в бюджет 10 795,0 тыс.руб, по платежам во внебюджетные фонды 5 706,0 тыс.руб., Из баланса следует, что на начало отчетного периода , т.е. на 01 января 2006г кредиторская задолженность составляла 18 808,0 тыс.руб, в том числе по налогам – 6 626,0 тыс.руб, по внебюджетным фондам – 3 338,0 тыс.руб. На 01 октября 2006г кредиторская задолженность предприятия составляет 24 120,0 тыс.руб, в том числе по налогам – 7 757 тыс.рут, по платежам во внебюджетные фонды – 4 590 тыс.руб.
Из материалов дела следует, что задолженность по платежам в бюджет с момента создания предприятия росла , так на 01.01.2003г задолженность составляла 554,915 тыс.руб, на 01.10.2004г – 1 659,653 тыс.руб, на 01.10.2005г – 3 159 796,34 тыс.руб, на 01.10.2006г -5 097 279,8 тыс.руб, на 01.10.2006г -10 137 733,29 тыс.руб, что подтверждается данными оперативного учета МУП « Жилкомсервис» , представленными МРИ ФНС № 7 по РБ ( л.д.105-111 т.2).
Значительная кредиторская задолженность истца возникла не по вине собственника его имущества, а вследствие неграмотной экономической политики истца.
Доводы истца о том, что действия ответчика по изъятию имущества из хозяйственного ведения повлекли возникновение убытков, суд отклоняет. Убытки согласно бухгалтерских балансов МУП «Жилкомсервис» возникли с на 01 октября 2006г в сумме 1 513 тыс.руб., т.е. до издания распоряжения Местной администрации МО «Баунтовкий эвенкийский район» от 30 ноября 2006г № 417 « О включении в состав муниципальной казны имущества». Увеличение по состоянию на 01 января 2007г размера убытка до 12 269 тыс.руб. с действиями ответчика по изъятию имущества из хозяйственного ведения предприятия и возникновением убытков не связано. Так хозяйственная деятельность предприятия в связи с исполнением указанного распоряжения не прекращалась. Выручка от реализации продукции по сравнению с 01.10.2006г на 01.01.2007г увеличилась с 31 646 тыс.руб до 46 076 тыс.руб ( стр.010 Отчета и прибылях и убытках). Убыток от продаж увеличился , однако по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года убыток от продаж уменьшился как по состоянию на 01.10.2006г с 25 832 тыс.руб до 19 024 тыс.руб, так и по состоянию на 01.01.2007г с 34 588 тыс.руб до 30 733 тыс.руб ( стр.050 Отчета о прибылях и убытках МУП « Жилкомсервис» на 01.01.2007г). Данные обстоятельства также опровергают доводы истца о доведении предприятия до состояния неплатежеспособности по вине собственника имущества. Обязательных к исполнению указаний собственника имущества, которые привели к возникновению убытков у истца, не установлено.
Неправомерное изъятие движимого имущества из хозяйственного ведения МУП «Жилкомсервис» не привело к невозможности использования данного имущества, поскольку оно не выбывало из владения и пользования предприятия. В соответствии с распоряжением Местной администрации МО «Баунтовский эвенкийский район» от 30 ноября 2006г № 416 « О передаче имущества в безвозмездное пользование МУП «Жилкомсервис» имущество было передано предприятию на праве безвозмездного пользования. Согласно актов приема-передачи в безвозмездное пользование МУП « Жилкомсервис» машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, передаточные устройства переданы в том же составе, на ту же сумму, что были изъяты ответчиком. Объекты недвижимости, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности предприятия ( котельные , гаражи и т.д.) также переданы предприятию.
Передача имущества в аренду ООО «Энергосервис» произведена уже после возбуждения в отношении МУП «Жилкомсервис» процедуры несостоятельности, поэтому оснований полагать, что данные действия привели к несостоятельности предприятия не имеется.
Доводы истца о том, что наличие имущества могло бы восстановить платежеспособность предприятия не подтверждены доказательствами. Кроме того, расчеты с кредиторами за счет имущества, о чем указал истец, возможны в соответствии с Законом о банкротстве только на стадии конкурсного производства. Поскольку основанием для привлечения собственника имущества к субсидиарной ответственности по долгам должника являются действия собственника имущества, приведшие к несостоятельности должника, т.е. совершенные до начала процедуры банкротства, возможность восстановления платежеспособности за счет реализации имущества должника на стадии конкурсного производства, не имеет правого значения при разрешении вопроса о привлечении собственника имущества к субсидиарной ответственности.
Предметом иска является требование о применении субсидиарной ответственности собственника имущества в порядке ст. 56 Гражданского кодекса РФ.
Требований о применении последствий недействительности сделки истец не заявлял. В предмет рассмотрения по делу возможность применения последствий недействительности сделок не входит.
Каждое лицо, участвующее в деле, согласно ст. 65 АПК РФ, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об осуществлении со стороны собственника каких-либо действий или дачи обязательных для предприятия указаний, которые вызвали банкротство предприятия.
Таким образом, основания для возложения на муниципальное образование «Баунтовский эвенкийский район» субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия отсутствуют.
Исковые требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине суд согласно ст. 110 АПК РФ относит на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с МУП «Жилкомсервис» в доход федерального бюджета 1 000 руб. 00 коп. государственную пошлину.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/
Судья Л.Ф.Салимзянова