ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1527/16 от 31.05.2016 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Улан-Удэ

07 июня 2016 года Дело № А10-1527/2016

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 07 июня 2016 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгировой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании недействительным в части приложения приказа №1/32 от 10.12.2015 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия №1/23 от 17.12.2014 «Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы»,

при участии в заседании

заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 29.01.2016 №14, ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 07.12.2015, ФИО3, представителя по доверенности от 10.05.2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании недействительным в части приложения приказа №1/32 от 10.12.2015 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия №1/23 от 17.12.2014 «Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы».

Представители заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование. Пояснил, что оспариваемым приказом утверждены размеры необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, в том числе для ООО «КрМЗ-ТЕЛЕКОМ». Общество не согласно с исключением при расчете НВВ расходов по статьям амортизация, налог на имущество, работы производственного характера. Считает, что служба должна была учесть предложенное обществом увеличение амортизационных отчислений на 130, 08 тыс. руб. в связи с вводом новых основных фондов, модернизации/реконструкции существующих, а также связанное с этим увеличение на 18, 5 тыс. руб. по статье «налог на имущество». В адрес службы материалы, обосновывающие указанные расходы, направлялись письмами от 24.04.2015 №173, от 19.11.2015 №02/577/1. Фактически увеличение расходов связано с приобретением обществом в 2015 году движимого имущества- двух трансформаторов, его доставкой и монтажом, а также в связи с выполнением работ по строительству новой воздушной линии 10 кВ с железобетонными опорами, установкой КТПН-10/0,4 кВ с трансформатором и прокладкой кабельных линий 0,4кВ в целях осуществления технологического присоединения двух жилых домов в мкр.Моложеный, п.Каменск Республики Бурятия. По статье «работы и услуги производственного характера» службой необоснованно исключены фактически понесенные обществом в 2014 году затраты на обслуживание электросетевого хозяйства в размере 1271,19 тыс. руб., материалы их обосновывающие, также представлялись в службу. Указал, что приобретение и установка трансформаторов была необходима. На двух трансформаторных подстанциях имелось по одному трансформатору, которые в зимний период времени работали с перегрузом до 5% выше номинальной мощности, что свидетельствует о несоответствии технических характеристик объектов заводским. Во избежание аварии и отключения потребителей (для разгрузки) было принято решение о приобретении дополнительно двух трансформаторов. График ППР на 2015 год, годовой план работ, на официальном сайте общества размещались в разделе «раскрытие информации». Процедура закупки проводилась путем мониторинга существующего рынка и телефонных переговоров с потенциальными поставщиками/подрядчиками. Обязанности размещать на официальном сайте сведения о закупке в данном случае отсутствовала, поскольку стоимость закупки не превышала 100 тыс. руб. При этом, выбор подрядчика на выполнение работ по тех. присоединению проведен с соблюдением процедуры, установленной 223-ФЗ. Информация по проведению конкурса размещена на сайте компании в разделе «закупки» и на официальном сайте гос. закупок. Планы графиков выполнения работ по договору на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства от 23.09.2014 №39-2014И составлялись в соответствии с перечнем работ, указанным в приложении №2 к договору и объемом работ, который направлялся в адрес подрядной организации в целях заключения указанного договора. Отчеты о выполненном объеме составлялись на основании разработанных планов-графиков выполнения работ по договору №39-2014И и направлялись в адрес ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ», после проверки и подписания акта производилась оплата. У службы имелась возможность установления в рамках каких договорных отношений составлялись представленные в обоснование планы-графики. Обосновывающие материалы соответствовали пункту 17 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». Запрос об уточнении обоснования предложений общества регулирующий орган не направлял.

Представитель ответчика с требованием не согласился. Пояснил, что государственное регулирование деятельности общества, оказывающего услуги по передаче электрической энергии, осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на основе долгосрочных параметров регулирования. Долгосрочные параметры деятельности установлены приказом РСТ РБ от 28.11.2014 №1/20 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы». Приказом РСТ РБ от 17.12.2014 №1/23 определен размер необходимой валовой выручки электросетевой организации на период 2015-2019 годы (без учета оплаты потерь). Регулирующим органом в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования ежегодно проводится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования, в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. В результате проведенной РСТ РБ корректировки по статьям затрат, размер необходимой валовой выручки общества на 2016 год определен в 8 304, 90 тыс. руб. Предложенное обществом увеличение затрат по амортизационным отчислениям на 130, 08 тыс. руб., увеличение на 18, 5 тыс. руб. по статье налог на имущество признано экономически необоснованным. Согласно учетной политике общества, начисление амортизации производится линейным способом по нормам, рассчитанным исходя из срока полезного использования. Срок полезного использования определяется комиссией на основании приказа директора, исходя из ожидаемого срока использования объекта, в течение которого общество может получать экономические выгоды (доход). Согласно представленному обществом расчету сумма амортизационных отчислений за 2016 год составила 3 227,97 тыс. руб. При этом, увеличение амортизации, относительно утвержденной на 2015 год, связано с приобретением в 2015 году силовых трансформаторов ТМ 400/10 и 250/10 и введением новых объектов основных средств в связи с осуществлением технологического присоединения двух жилых домов в мкр.Молодежный, п.Каменск Республики Бурятия. Вместе с тем, обществом не представлены документы, свидетельствующие о целесообразности приобретения трансформаторов, а также документы, позволяющие в порядке, предусмотренном пунктом 29 Основ ценообразования, определить фактическое значение расходов (цен). Считает, что общество в целях подтверждения экономической обоснованности затрат должно было представить ремонтную программу на 2015 год, акты сдачи-приемки выполненных работ (КС-2, КС-3) к договору от 12.11.2014 №41-2014И, документы, свидетельствующие о заключении соответствующих договоров по результатам проведения торгов. По статье расходов «работы и услуги производственного характера» служба признала фактически понесенные в 2014 году затраты на обслуживание электросетевого хозяйства в размере 1 271, 19 тыс. руб. экономически необоснованными. Обществом в материалах, обосновывающих затраты, не представлена ремонтная программа на ремонт основных средств, годовой график планово-предупредительных ремонтов электротехнического оборудования, расположенного на территории Республики Бурятия на 2014 год. Представленные акты сдачи-приемки выполненных работ не позволяют определить объем выполненных работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства общества в границах Республики Бурятия. Не представлены формы КС-2 и КС-3. Документы ОАО «ИЭСК» также не позволили признать расходы организации на территории Республики Бурятия экономически обоснованными, поскольку деятельность ОАО «ИЭСК» на территории РБ не подлежит государственному регулированию. Кроме того, документы ОАО «ИЭСК» в части объема выполненных работ на территории Республики Бурятия не согласованы с ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ».

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление Общества не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

Общество с ограниченной ответственностью «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.08.2007 за основным государственным регистрационным номером 1022402466998, ИНН <***>. Основным видом деятельности Общества согласно Единому государственному реестру юридических лиц является передача электроэнергии.

Государственное регулирование деятельности ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на основе долгосрочных параметров регулирования.

Долгосрочные параметры деятельности установлены приказом РСТ РБ от 28.11.2014 №1/20 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы.

17 декабря 2014 года Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия издан приказ №1/23 «Об установлении необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы», согласно которому определен размер необходимой валовой выручки ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» на период 2015-2019 годы (без учета оплаты потерь) согласно приложению к настоящему приказу.

Письмом от 24.04.2015 за исх.№173 (л.д.61, т.1) Общество обратилось в РСТ РБ с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» с 01.01.2016.

Обосновывающие материалы представлены в РСТ РБ письмами от 24.04.2015 за исх.№173, от 19.11.2015 №02/577/1 (л.д.125-149, т.1, л.д.1-144, т.2).

10 декабря 2015 года Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия проведено заседание Коллегии с повесткой «О корректировке размера необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» на 2016 год», о чем составлен протокол заседания Коллегии № 1/32-4 (л.д.12-17 т.1). Из протокола заседания Коллегии следует, что Коллегией РСТ РБ принято решение о принятии объема необходимой валовой выручки Общества на 2016 год в размере 8 304, 90 тыс. руб. (без учета оплаты потерь), против предложения предприятия 17 191, 19 тыс. руб.

На основании указанного решения коллегии РСТ РБ принят приказ от 10 декабря 2015 года № 1/32 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17.12.2014 № 1/23 «Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы». Приложением к приказу РСТ РБ от 10.12.2014 № 1/32 утверждена необходимая валовая выручка ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» на 2016 год в размере 8 304,90 тыс.руб.

ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ», полагая, что приказ РСТ РБ №1/32 от 10.12.2015 в части приложения нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку при расчете необходимой валовой выручки общества на 2016 год РСТ РБ в нарушение пунктов 27, 28, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, не учла расходы общества по статьям «амортизация», «налог на имущество», «работы производственного характера», обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

На основании пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Согласно пункту 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.02.2005 № 29 (далее - Положение), РСТ РБ является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.

Пунктом 3.8 данного Положения установлено, что РСТ РБ устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Таким образом, РСТ РБ полномочно на издание оспариваемого приказа.

Пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться основные принципы, в том числе:

определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);

обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии;

обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 01 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.

Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.

Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования).

Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).

В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования - на срок не менее чем три года), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями (пункт 5 Методических указаний).

Определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 16 Основ ценообразования).

В силу пункта 17 Основ ценообразования в НВВ включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), а также расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Пунктами 18 - 34 Основ ценообразования установлены перечень расходов и критерии, в соответствии с которыми определяется экономическая обоснованность размера тех или иных видов расходов.

Из положений пункта 27 Основ ценообразования следует, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов). Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации. В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 11.06.2014 N 542)

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

Пунктом 28 Основ ценообразования предусмотрено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются в том числе: расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 30 настоящего документа); расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг (определяются в соответствии с пунктом 30 настоящего документа) и иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Как следует из материалов дела Обществом при расчете НВВ на 2016 год в целях корректировки затрат по статье расходов «амортизация» предложены расходы на амортизацию основных средств в размере 3 227, 97 тыс. руб. В обоснование расходов представлены:

- расчет НВВ по статьям расходов общества на 2016 год,

- расчет НВВ общества на 2016 год по методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки,

- смета расходов (таблица П1.15),

- расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов общества (таблица П1.17),

- расчет среднегодовой стоимости основных производственных фондов по линиям электропередач и подстанциям общества (таблица П1.17.1),

- договоры купли-продажи объектов электроснабжения от 17.09.2013 №05-к/2013, №06-к/2013,

- приказ общества от 31.12.2014 №138 «О бухгалтерской и налоговой учетной политике на 2015 год», Положение по учетной политике общества,

- договор купли-продажи движимого имущества от 01.04.2015 №43/3ЭС,

- договор транспортных услуг от 30.03.2015 №63-ЮЭС-2015/27-2015,

- договор подряда от 13.04.2015 №62-ЮЭС-2015/26-2015 (монтаж трасформаторов),

- акты о приеме-передаче основных средств,

Письмом от 19.11.2015 №02/577/1 обществом направлены в адрес РСТ РБ дополнительные материалы, согласно которым, сумма амортизационных отчислений на 2016 год увеличена до 3 358, 1 тыс. руб., в том числе:

- договоры №54-2015 от 19.06.2015, №56-2015И от 21.07.2015, заключенные с ООО «Техэнерготранс»,

- локальные сметные расчеты,

- платежные поручения и счета-фактуры,

- акты о приемке выполненных работ,

- справки о стоимости выполненных работ,

- приказы общества о вводе в эксплуатацию основных средств и изменении первоначальной стоимости основного средства от 07.09.2015 №127/3, от 07.09.2015 №127/4, от 07.09.2015 №127/5,

- акты о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств,

- акт о приеме-сдаче объекта основных средств,

- акт о приеме-сдаче здания, сооружения.

Из представленных документов следует, что увеличение сумм амортизационных отчислений за 2016 год, относительно утвержденных на 2015 год, общество связывает с приобретением в 2015 году силовых трансформаторов ТМ 400/10 и 250/10, а также в связи со строительством и вводом в эксплуатацию новой воздушной линии в рамках осуществления технологического присоединения двух жилых домов в мкр.Молодежный, п.Каменск Республики Бурятия.

Согласно учетной политике общества, начисление амортизации производится линейным способом по нормам, рассчитанным исходя из срока полезного использования. Срок полезного использования определяется специальной комиссией на основании приказа директора, исходя из ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого Общество может получать экономические выгоды (доход).

Первоначальная стоимость движимого имущества составила:

- трансформатора ТМ 400/10- 81, 76 тыс. руб.,

- трансформатора ТМ 250/10-78,36 тыс. руб.

Первоначальная стоимость основного средства составила:

- высоковольтная 10кВ ТП7 линия электропередач с 07.09.2015- 1 568,74 тыс. руб. (в связи с проведением реконструкции основного средства, срок полезного использования не увеличен,

- КТПН-19 Новостройка (250кВА)- 506,10 тыс. руб.,

- КЛ 0,4 кВ КТПН-19-Новостройка-1»- 280,82 тыс. руб.

Вместе с тем, в нарушение пункта 29 Основ ценообразования общество не представило документы в целях определения фактических значений расходов (цен).

Довод общества об отсутствии необходимости представления документов, свидетельствующих о том, что договоры, представленные в обоснование расходов, заключены по результатам торгов, поскольку стоимость трансформаторов, составила менее 100 тыс. руб. и, следовательно, обязанности проведения конкурсных процедур у общества не имелось, а также об отсутствии необходимости представления документов, свидетельствующих о соблюдении обществом конкурсных процедур при выборе подрядной организации ООО «Техэнерготранс» в целях осуществления технологического присоединения двух жилых домов в мкр.Молодежный, п.Каменск Республики Бурятия, поскольку соответствующая информация размещена на официальном сайте общества в разделе закупки и на официальном сайте гос.закупок, судом отклоняется.

Из положений пункта 29 Основ ценообразования следует, что при определении фактических значений расходов регулирующий орган рассматривает расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Проведение торгов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Статьей 3 указанного Закона установлено, что одним из принципов закупки является целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Таким образом, указанное условие об определении фактических значений расходов на основании цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов, установлено в целях оценки их экономической обоснованности.

В силу пункта 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, обязанность по представлению документов, необходимых для установления тарифа возложена именно на организации, осуществляющие регулируемую деятельность.

Следовательно, общество должно было представить документы, в данном случае, подтверждающие проведение процедуры закупки в соответствии с разработанным и утвержденным Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Общества по приобретению, транспортировке и монтажу трансформаторов, в целях определения РСТ РБ фактических значений расходов, в том числе свидетельствующие об их экономической обоснованности.

Суд также соглашается с доводами регулирующего органа о необходимости представления Обществом документов, подтверждающих соблюдение конкурсных процедур при выборе подрядчика в целях осуществления работ по вновь построенным и реконструированным объектам в рамках выполнения работ по тех. присоединению.

Пунктом 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотрено право регулирующего органа запросить дополнительные материалы в обоснование предложения об установлении цен (тарифов), а не обязанность. При этом регулирующий орган не обязан самостоятельно проводить сверку информации, размещенной на официальном сайте общества в разделе закупки с информацией, размещенной на официальном сайте государственных закупок, в целях признания предложенных обществом расходов экономически обоснованными.

При рассмотрении дела представитель общества пояснила, что приобретение трансформаторов было обусловлено необходимостью приведения технических характеристик объектов в соответствии с заводскими, поскольку в двух трансформаторных подстанциях отсутствовало по одному трансформатору, а имеющиеся работали в зимний период с перегрузом до 5% выше номинальной мощности, что могло привести к аварии и отключению потребителей.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о представлении в регулирующий орган документов, подтверждающих экономическую обоснованность затрат по приобретению трансформаторов, а именно необходимость их приобретения в целях проведения ремонта объектов основных средств.

Из экспертного заключения по корректировке определенной необходимой валовой выручки сетевой организации ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» на 2016 год долгосрочного периода регулирования 2015-2019 годы для расчета единых (котловых) тарифов на территории Республики Бурятия по уровням напряжения (л.д. 146-158, т.2) следует, что обществом ремонтная программа в составе обосновывающих материалов не представлена. Годовой график планово-предупредительных ремонтов на 2015 год по объектам электросетевого хозяйства представлен на официальном сайте общества, при этом ремонтные работы в пределах границ Республики Бурятия не определены.

Представленная обществом в материалы дела выписка с сайта общества от 10.05.2016, свидетельствующая о размещении плана графика на 2015 год, не может быть признана доказательством, свидетельствующим о включении обществом в график планово-предупредительных ремонтов на 2015 год, годовой план работ, связанных с установкой дополнительных трансформаторов.

Таким образом, указанные работы не могут быть расценены судом как работы, связанные с ремонтом основных средств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

При рассмотрении дела представители лиц, участвующих в деле пояснили, что увеличение расходов по амортизации, налогу на имущество заявлено в отношении работ, связанных с реконструкцией (модернизацией) объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования, расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении.

Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата.

Поскольку заявленные обществом работы не относятся к ремонту основных средств и являются работами по реконструкции объекта, вследствие которых изменяются характеристики оборудования, а также с учетом того, что такие работы повысят надежность и качество электроснабжения потребителей, источником их реализации должна являться инвестиционная составляющая в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования.

Вместе с тем инвестиционная программа, утвержденная в установленном порядке, на момент проведения экспертизы предложения об установлении тарифов у заявителя отсутствовала.

Таким образом, вывод регулирующего органа о признании затрат по статье расходов «амортизация» экономически необоснованными является правильным.

По статье расходов «налог на имущество» обществом предложены расходы в размере 236, 8 тыс. руб. В обоснование расходов представлены:

- смета расходов (таблица №П 1.15)

- расчет амортизационных отчислений и налога на имущество основных средств, относимых на передачу электрической энергии в 2016 году в Республике Бурятия, в том числе в редакции письма общества от 19.11.2015 (л.д.113-116, т.2).

Из представленных документов следует, что сумма налога на недвижимое имущество составила на 2016 год 236, 82 тыс. руб., при этом среднегодовая стоимость недвижимого имущества составила 18 217, 04 тыс. руб., ставка налога на имущество определена обществом с учетом статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации в 1,3%.

В связи с вводом в эксплуатацию объектов основных средств, общество письмом от 19.11.2015 №02/577/1 предложило увеличить сумму налога на имущество до 255,3 тыс. руб., среднегодовая стоимость составила 19 638,55 тыс. руб., налоговая ставка 1,3%.

Регулирующий органа принял расходы в размере 269,88 тыс. руб. исходя из первоначальной стоимости объектов недвижимого имущества, рассчитанной с учетом пункта 27 Основ ценообразования и ставки налога на имущество с учетом статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1,3%.

Учитывая то, что статья расходов «налог на имущество» является производной от статьи «амортизация», суд, с учетом обстоятельств, установленных ранее, приходит к выводу об обоснованности вывода регулирующего органа о признании предложенного обществом увеличения налоговых отчислений по налогу на имущество в связи с вводом в эксплуатацию объектов основных средств, по которым также было заявлено увеличение затрат на амортизацию, экономически необоснованным.

По данным общества фактически понесенные в 2014 году затраты на обслуживание электросетевого хозяйства по статье «работы и услуги производственного характера» составили 1 271, 19 тыс. руб. В обоснование указанных затрат обществом представлены:

- смета расходов (таблица П 1.15)

- оборотно-сальдовые ведомости 20 (Р.Бурятия)

- договоры на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства от 23.09.2014 №39-201И,

- акты,

- планы графики работ сл.ЛЭП по ВЛ-0,4-10 кВ и отчеты, утвержденные главным инженером ЮЭС, акты на списание ТМЦ филиала ОАО «ИЭСК» «Южные электрические сети»,

- выписка из ведомости распределения заработной платы по категориям работников филиала ОАО «ИЭСК» «Южные электрические сети»,

- выписка из штатного расписания филиала ОАО «ИЭСК» «Южные электрические сети» (л.д.117-145, т.2).

Оценка экономической обоснованности расходов, включаемых в НВВ, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 16 основ ценообразования).

В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

В соответствии с пунктами 2.1.34, 2.2.38, 2.3.8, 2.4.15, 2.4.16 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказов Минэнерго РФ от 13.01.2003 №6, собственником объектов электросетевого хозяйства должны проводится периодические осмотры объектов электросетевого хозяйства, в ходе которых выявляются или не выявляются факты поломки (износа) и необходимость ремонта имущества организации.

Согласно пунктам 2.3.13, 2.4.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, сведения о неисправностях, обнаруженных при осмотре ВЛ и токопроводов и в процессе профилактических проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации (журнале или ведомости дефектов) и в зависимости от их характера по указанию ответственного за электрохозяйство Потребителя устранены в кратчайший срок или при проведении технического обслуживания и ремонта. Периодически, но не реже 1 раза в 6 месяцев выборочные осмотры КЛ должен проводить административно-технический персонал. В период паводков, после ливней и при отключении КЛ релейной защитой должны проводиться внеочередные осмотры. Сведения об обнаруженных при осмотрах неисправностях должны заноситься в журнал дефектов и неполадок. Неисправности должны устраняться в кратчайшие сроки.

В целях подтверждения факта поломки (износа) и необходимости ремонта того или иного имущества составляется акт о выявленных дефектах оборудования (форма №ОС-16), который является первичным учетным документом, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

Указанный акт, утвержденный постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», составляется на дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля.

Таким образом, дефектная ведомость является документом, обосновывающим расходы предприятия на ремонт, на основании которого составляется сводная таблица ремонтов/дефектов, формируется ремонтная программа организации на ремонт основных средств, годовой график планово-предупредительных ремонтов, на основании которых определяются объемы ремонтов на определенный период.

Следовательно, в целях обоснования сметы расходов предприятия и (или) заключения договоров на проведения ремонтов подрядным способом должны быть представлены дефектные ведомости.

Вместе с тем, обществом в составе обосновывающих материалов дефектные ведомости, ремонтная программа, годовой график планово-предупредительных ремонтов основных средств, расположенных на территории Республики Бурятия, сметы на проведение ремонтных работ, формы КС-2, КС-3 не представлены. Представленные акты сдачи-приемки выполненных работ не содержат описания выполненных работ, оценки эффективности их проведения.

Анализ представленных обществом в адрес регулирующего органа документов не позволяет определить объем выполненных ОАО «ИЭСК» работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства, расположенных в п.Каменск и п.Горный Республики Бурятия.

Ссылка представителя общества на то, что объем работ согласованный в приложении №2 к договору на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства от 23.09.2014 №39-2014И определен в соответствии объемом работ, направленным в адрес подрядной организации в целях заключения указанного договора не может быть принята во внимание.

Доказательств, свидетельствующих о представлении в РСТ РБ в составе обосновывающих документов письма от 16.09.2014 №336/1 с приложением таблицы об объемах работ по эксплуатации электрохозяйства ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» в п.Камеск, п.Горный на 2014, в материалы дела не представлено. Равно как и не представлено доказательств представления в РСТ РБ документов, свидетельствующих о согласовании в приложении №2 к договору от 23.09.2014 №39-2014И объема работ, указанного в данной таблице и в планах- графиках выполнения работ сл.ЛЭП по ВЛ-0,4-10 кВ.

При этом, суд отмечает, что представленные планы- графики составлены ОАО «ИЭСК», а не ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ», в отсутствие ссылки на договор от 23.09.2014 №39-2014И.

Кроме того, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о представлении в регулирующий орган писем ОАО «ИЭСК» от 30.12.2014 №10/5621, от 28.11.2014 №10/5161, от 30.09.2014 №10/4189, от 31.10.2014 №10/4759.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности доводов РСТ РБ о непредставлении обществом документов, свидетельствующих об экономической обоснованности затрат, понесенных в 2014 году на обслуживание электросетевого хозяйства в рамках договора от 23.09.2014 №39-2014И, заключенного с ОАО «ИЭСК», в том числе ввиду не подтверждения обществом факта выполнения ОАО «ИЭСК» на территории Республики Бурятия объема работ, определенного ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» на основании дефектных ведомостей или иных документов, свидетельствующих о необходимости их проведения.

Довод заявителя на о том, что объем работ строго регламентирован и соответствует перечню, определенному в соответствии с документами, указанными в приложении №2 к договору от 23.09.2014 №39-2014И, ввиду чего представлять доказательства, свидетельствующие об определении обществом для своего подрядчика конкретного перечня выполняемых работ не было необходимости, противоречит представленным в материалы дела отчетам по планам-графикам, в которых в том числе указано на проведение внеплановых работ, что свидетельствует о самостоятельном определении ОАО «ИЭСК» объема выполняемых работ исходя из согласованной стоимости.

Довод представителя заявителя о том, что при формировании тарифа регулирующим органом затраты на основании договора от 23.09.2014 №39-2014И были включены в НВВ 2014 года судом также не может быть принят во внимание, поскольку в данном случае тариф устанавливался впервые, а непринятие указанных затрат на 2016 год связано с выводом регулирующего органа о наличии избытка средств в размере 1 271, 19 тыс. руб. и признании расходов по статье «работы и услуги производственного характера в указанном размере экономически необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Судья Н.А.Логинова