ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1642/19 от 05.06.2019 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

11 июня 2019 года                                                                                      Дело № А10-1642/2019

Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 11 июня 2019 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Ниникиной В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Новоселовой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными уведомления от 22.01.2019 № КУВД-001/2018-3938377 о приостановлении государственного учета и государственной регистрации договора аренды № 04/12/17 от 25.12.2017, уведомления от 22.04.2019 № КУВД-001/2018-3938377 об отказе в государственном учете и государственной регистрации договора аренды № 04/12/17 от 25.12.2017, обязании зарегистрировать договор аренды № 04/12/17 от 25.12.2017,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО1
 – ФИО2 (доверенность от 01.01.2019, удостоверение адвоката),

ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Республике Бурятия – ФИО3 (доверенность от 9.01.2019 № 002, служебное удостоверение),

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра) о признании незаконными уведомления от 22.01.2019 № КУВД-001/2018-3938377 о приостановлении государственного учета и государственной регистрации договора аренды № 04/12/17 от 25.12.2017, уведомления от 22.04.2019 № КУВД-001/2018-3938377 об отказе в государственном учете и государственной регистрации договора аренды № 04/12/17 от 25.12.2017, обязании зарегистрировать договор аренды № 04/12/17 от 25.12.2017.

В обоснование заявленных требований ИП ФИО1 указала, что 25.12.2017 между ИП ФИО4 и ИП ФИО1 заключен договор аренды нежилого помещения от 25.12.2017 № 04/12/17.  На основании указанного договора заявителю было передано помещение площадью 2 404,9 кв.м под номерами на поэтажном плане 1, 2, 3 в здании, расположенном по адресу: ул. Жердева, д. 136/1, г. Улан-Удэ (ТРК «PeoplesPark»). Представитель арендодателя 12.09.2018 обратился в Управление Росреестра по Республике Бурятия с заявлением по установленной форме о государственном кадастровом учете части недвижимости и государственной регистрации договора аренды с приложением необходимых документов. Управление уведомило (письмо от 22.01.2019) арендодателя о приостановлении государственной регистрации со ссылками на нормы Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Приостановление государственной регистрации мотивировано тем, что после подачи документов на государственную регистрацию арендодатель ИП ФИО4 умер 30.12.2018. Таким образом, учитывая, что заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации договора на момент его регистрации (заключения) содержит недостоверные сведения о недействительном паспорте, а также в силу закона правообладателями имущества со дня смерти гражданина являются его наследники, государственная регистрация договора аренды повлечет внесение в Единый государственный реестр недвижимости недостоверных сведений. В связи с истечением трехмесячного срока приостановления государственной регистрации Управление уведомило (письмо от 22.04.2019) арендодателя об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права. Заявитель считает действия Управления Росреестра по Республике Бурятия по приостановлению государственной регистрации и по отказу в государственной регистрации незаконными, противоречащими статье 8.1, пункту 3 статьи 433, статье 608, пункту 2 статьи 609, пункту 1 статьи 617, статье 1112, пункту 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 26 Закона № 218-ФЗ.

Дополнительно представитель заявителя в своих устных и письменных пояснениях также указал, что форма и содержание документов, представленных на государственную регистрацию, не перестали соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в связи со смертью арендодателя. Договор аренды считается заключенным и обязательным для сторон с момента его подписания, с момента же государственной регистрации такой договор приобретает правовую силу и для третьих лиц. После смерти арендодателя договор аренды сохраняет свое действие, а круг прав и обязанностей по такому договору в силу закона переходит на его наследников. Довод стороны ответчика о недействительности документа, удостоверяющего личность, после смерти гражданина также является несостоятельным, так как процедура сдачи паспорта в органы ЗАГСа не является основанием считать данный документ недействительным.

Регистрирующий орган с заявленными требованиями не согласился, представил письменные возражения, согласно которым Управление Росреестра по Республике Бурятия является территориальным органом, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению Единого государственного реестра недвижимости. Деятельность Управления регулируется Законом № 218-ФЗ. Статьей 29 Закона № 218-ФЗ установлен порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, согласно которому государственный кадастровый учет  и (или) государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Порядок проведения правовой экспертизы документов определен Административным регламентом Росреестра, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 (далее - Регламент). Так, согласно пунктам 216, 223 Регламента государственный регистратор устанавливает наличие всех необходимых документов, наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя, действительность поданных заявителем документов, соответствие документов требованиям законодательства, право- и дееспособность сторон, соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке. 12.09.2018 представителем ИП ФИО4 – ФИО5 были представлены заявление и документы на государственный кадастровый учет части объекта недвижимости и государственную регистрацию договора аренды. 22.01.2019 было принято решение о приостановлении учетно-регистрационных действий на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ. Согласно указанной норме осуществление кадастрового учета и регистрация прав приостанавливается, если форма и (или) содержание документов не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений. В случае если правоустанавливающим документом является договор или односторонняя сделка, государственный регистратор прав при проверке его законности, в том числе, устанавливает право- и дееспособность сторон (пункт 223 Регламента). В ходе правовой экспертизы представленных на регистрацию документов из средств массовой информации стал общеизвестным факт смерти 30.12.2018 ФИО4 - арендодателя по договору аренды нежилого помещения от 25.12.2017 № 04/12/17. В силу вышеизложенного придать юридическую силу договору аренды нежилого помещения путем его государственной  регистрации в случае утраты правоспособности арендодателя, по мнению Управления Росреестра, не представляется возможным. Более того, государственная регистрация договора аренды и, следовательно, его заключение после смерти арендодателя повлечет нарушение прав наследников арендодателя на владение, пользование и распоряжение имуществом, которое согласно пункту 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства.

Дополнительно в обоснование своей правовой позиции ответчик пояснил, что регистрирующий орган не мог зарегистрировать договор, стороной по которому являлось лицо, утратившее право-и дееспособность в результате смерти. Наследники арендодателя по отношению к договору аренды выступают в качестве третьих лиц, для которых в связи с отсутствием государственной регистрации договора он не приобрел должной юридической силы с последующими вытекающими из него правами и обязанностями умершего арендодателя (л.д. 81-82).

В судебном заседании от 30.05.2019 объявлялся перерыв до 05.06.2019.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик в судебном заседании выступил против удовлетворения требований заявителя, полагая их безосновательными.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующие имеющие значение для дела обстоятельства.

Из материалов дела следует, что 25.12.2017 между ИП ФИО4 С.А (арендодатель) и
ИП ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения № 04/12/17, согласно пункту 1.1. которого предметом договора выступает аренда части нежилого помещения, расположенного в Торгово-развлекательном комплексе «People’s Park» по адресу: <...>, для использования в коммерческих целях. Общая площадь арендуемого помещения составляет 2 404, 9 кв.м, номера помещений 1, 2, 3. В рамках заключенного договора арендодатель принял на себя обязательство в течение 30 дней от даты заключения договора поставить арендуемое помещение на кадастровый учет и зарегистрировать данный договор в реестре прав на недвижимое имущество (абзац 5 пункта 1.1. договора аренды).

В пункте 1.2. договора аренды оговорено, что передаваемое помещение находится в собственности арендодателя, что подтверждается свидетельством о праве собственности серии 03-АА № 748734 от 05.11.2015.

В приложении № 1 к договору отображена план-схема помещения, переданного в аренду.

Фактическая передача помещения арендатору произведена по акту приема-передачи от 25.12.2017.

Аренда указанного помещения является долгосрочной и установлена на 15 лет и 6 дней: с 25 декабря 2017 года до 31 декабря 2032 года (пункт 2.1. договора аренды).

В пункте 3.1. стороны согласовали размер арендной платы и порядок ее оплаты по договору.

12.09.2018 через Многофункциональный центр Республики Бурятия представитель арендодателя ИП ФИО4 - ФИО5, действующая на основании доверенности от 17.10.2016, обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете части объекта недвижимости и государственной регистрации договора аренды (л.д. 32-41). К указанному заявлению были приложены технический план здания от 16.11.2017, доверенность на представителя, договор аренды нежилого помещения от 25.12.2017, квитанция об оплате госпошлины от 07.09.2018.

02.10.2018 представитель арендодателя обратился непосредственно в регистрирующий орган с заявлением о представлении дополнительных документов – технического плана здания от 16.11.2017.

03.10.2018 от правомочного лица поступило заявление о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и регистрации прав на недвижимое имущество сроком до шести месяцев (л.д. 45-47).

На основании данного заявления регистрирующим органом было принято решение о приостановлении государственной регистрации сроком до 03.04.2019, что подтверждается уведомлением от 04.10.2018 № КУВД-001/2018-3938388/1 (л.д. 48).

14.12.2018 представитель правообладателя обратился с заявлением о представлении дополнительных документов – технического плана здания от 16.11.2018.

В последующем 26.12.2018 в орган регистрации поступило заявление о возобновлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (л.д. 51-53).

Из средств массовой информации стало известно о гибели 30.12.2018 ФИО4

22.01.2019 регистрирующим органом в адрес представителя правообладателя было направлено уведомление № КУВД-001/2018-3938377 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации. Основанием для приостановления государственной регистрации явилось несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям законодательства Российской Федерации, а именно утраты право-и дееспособности лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права. Обстоятельство смерти стало известно из средств массовой информации, являющимися общедоступными источниками информации. В качестве мотива действий по приостановления государственной регистрации в уведомлении также указано, что заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации договора на момент его регистрации (заключения) содержит недостоверные сведения о недействительном паспорте, в силу закона правообладателями имущества со дня смерти гражданина являются его наследники, в связи с чем государственная регистрация договора аренды повлечет внесение в Единый государственный реестр недвижимости недостоверных сведений. В целях подтверждения достоверности сведений, содержащихся в представленных на государственную регистрацию документов, как указано в уведомлении, будет направлен запрос Управление ЗАГС по Республике Бурятия  (л.д. 54-55).

По данному обстоятельству в целях проведения правовой экспертизы документов регистрирующим органом был направлен запрос от 29.01.2019 (дата согласно ответу на запрос) в Управление ЗАГСа Республики Бурятия о представлении сведений о государственной регистрации смерти ФИО4 (л.д. 56).

В ответе на запрос от 19.02.2019 № 2086 Управление ЗАГС Республики Бурятия отказало в предоставлении запрашиваемых сведений со ссылкой на закрытый перечень круга лиц, полномочных запрашивать сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния (л.д. 57).

В связи с истечением срока приостановления государственной регистрации и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права, регистрирующий орган принял решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, изложив его в уведомлении от 22.04.2019 № КУВД-001/2018-3938377 (л.д. 71-72).

Полагая действия регистрирующего органа по приостановлению и последующему отказу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации договора аренды нежилого помещения № 04/12/17 незаконными и нарушающими права ИП ФИО1 в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, а также срок, в течение которого может быть подано в арбитражный суд такое заявление, определяется главой 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Обязанность доказывания законности оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с положениями статьи 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра (пункт 1 статьи 8.1 ГК РФ).

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Законом № 218-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

К компетенции Росреестра относятся, в том числе, прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав (часть 3 статьи 3 Закона № 218-ФЗ).

Таким образом, оспариваемые решения, оформленные уведомлениями от 22.01.2019 № КУВД-001/2018-3938377, от 22.04.2019 № КУВД-001/2018-3938377, приняты надлежащим органом в рамках предоставленных ему полномочий, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В силу части 3 статьи 15 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется по заявлению:

- правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

- сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

- иного лица в установленных настоящим Федеральным законом случаях.

На основании части 6 статьи 1 Закона № 218 государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130 - 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации (пункт 1 статьи 164 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В силу пункта 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

С совершением регистрационных действий закон связывает наступление для правообладателя определенных юридических последствий: государство в лице регистратора выражает положительное отношение к изменению объема прав на недвижимость и письменно закрепляет свою волю путем внесения соответствующей записи в единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав удостоверяет и подтверждает имеющееся право.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).

Перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав содержится в статье 26 Закона № 218-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона № 218-ФЗ).

Как следует из материалов дела, договор аренды нежилого помещения заключен сторонами 25.12.2017 в письменной форме, между арендодателем и арендатором были согласованы все существенные условия данного договора. ИП ФИО4 было выражено согласие на передачу помещения во временное владение и пользование ИП ФИО6 Более того, 25.12.2017 состоялась фактическая передача имущества в пользование арендатора. Названная сделка никем не оспорена, не признана недействительной. Притязаний на предмет аренды со стороны иных лиц не заявлено.

ИП ФИО4, действуя через своего представителя ФИО5, 12.09.2018 обратился в Управление Росреестра по Республике Бурятия с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации договора аренды нежилого помещения № 04/12/17 от 25.12.2017, выразив тем самым свою волю на осуществление государственной регистрации сделки с целью придания ей соответствующих юридических последствий посредством государственного удостоверения и внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости. С заявлением предоставлены все необходимые документы.

В дальнейшем все процедуры по проверке, регистрации и внесению соответствующей записи в реестр осуществляются регистратором, совершение сторонами каких-либо юридически значимых действий в процессе самой регистрации не требуется.

Как подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 05.07.2001 № 132-О, государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

Волеизъявление на государственную регистрацию договора аренды было прямо выражено ИП ФИО4, обратившимся в регистрирующий орган в установленном порядке с соответствующим заявлением с приложением необходимых документов. Оснований полагать, что эта воля до момента смерти ФИО4 изменилась, и заявление было отозвано, не имеется.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статьей 27 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, указанные в статье 26 названного Закона.

Статьей 26 Закона № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Однако приведенные регистрирующим органом в уведомлении от 22.01.2019 № КУВД-001/2018-3938377 не конкретизированы, поэтому с определенностью нельзя сказать, что такие основания в этом перечне имеются.

При таких обстоятельствах, учитывая, что государственная регистрация договора проводилась по заявлению стороны этого договора (арендодателя ФИО4), у регистратора оснований усомниться в наличии действительного правового основания для возникновения у сторон сделки соответствующих прав и обязанностей не имелось, к заявлению приложены все необходимые документы, факт смерти арендодателя в период прохождения процедуры регистрации не мог послужить поводом приостановления государственного кадастрового учета части недвижимости и государственной регистрации договора аренды нежилого помещения № 04/12/17 от 25.12.2017, а также последующего отказа в регистрации.

Аналогичный подход при разрешении споров применен Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 03.02.2015 № 78-КГ14-47), Московским городским судом (апелляционное определение от 08.02.2018 № 33а-361/2018, определение от 17.05.2018 № 4га/5-5657/2018).

Кроме этого, оспариваемые решения приняты Управлением Росреестра по Республике Бурятия в отсутствие официальных документов, подтверждающих смерть гражданина, т.е. фактически основаны лишь на сведениях из средств массовой информации. Ссылок на какой-либо иной источник данной информации, с достоверностью свидетельствующего о факте смерти ФИО4, уведомления от 22.01.2019 № КУВД-001/2018-3938377, от 22.04.2019 № КУВД-001/2018-3938377 не содержат.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Управление Росреестра по Республике Бурятия неправомерно приостановило, а затем отказало в государственном кадастровом учете части недвижимости и государственной регистрации договора аренды нежилого помещения, в связи с чем оспариваемые решения, выраженные в уведомлениях от 22.01.2019 № КУВД-001/2018-3938377, от 22.04.2019 № КУВД-001/2018-3938377, являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требования ИП ФИО1, таким образом, подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо учитывать, что в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.

По общему правилу устранение нарушения прав и законных интересов заявителя состоит в восстановлении положения, существовавшего до принятия незаконного ненормативного акта или осуществления незаконных действий (бездействия), либо понуждении совершить действия, на которые заявитель был вправе рассчитывать при правильном исполнении вышеназванными органами и лицами требований закона и их обязанностей.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В данном случае в порядке распределения судебных расходов следует взыскать в пользу заявителя с ответчика 3 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным приостановление государственной регистрации и отказ в государственной регистрации договора аренды нежилого помещения № 04/12/17 от 25.12.2017, заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО4 и индивидуальным предпринимателем ФИО1, изложенные соответственно в уведомлениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия от 22.01.2019 № КУВД-001/2018-3938377, от 22.04.2019 № КУВД-001/2018-3938377 как несоответствующие Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав заявителя, совершив действия, связанные с государственной регистрацией договора аренды нежилого помещения № 04/12/17 от 25.12.2017, заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО4 и индивидуальным предпринимателем ФИО1, на основании заявления от 12.09.2018 и приложенных к нему документов.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                              В.С. Ниникина