АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ Дело №А10-1653/2011
«26» августа 2011г.
Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2011 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Ботоевой В.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Расшиваловой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Озерный горно-обогатительный комбинат» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Республике Бурятия о признании недействительным решения МРИ ФНС РФ № 7 по РБ № 12 от 21.12.2010 в части,
при участии:
заявителя: ФИО1, представителя по доверенности № 03-06-11 от 14.06.2011
ФИО2, представителя по доверенности № 158 от 24.06.2011,
ФИО3, представителя по доверенности от 01.07.2011,
ФИО4, представителя по доверенности от 14.06.2011,
ответчика: ФИО5, представителя по доверенности № 02-16/32 от 05.05.2011,
ФИО6, представителя по доверенности № 02-16/38 от 04.07.2011,
ФИО7, представителя по доверенности № 02-16 от 18.08.2011,
ФИО8, представителя по доверенности № 02-16 от 20.07.2011.
установил:
Открытое акционерное общество «Озерный горно-обогатительный комбинат» (далее – Общество)обратилось с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Республике Бурятия (далее – Инспекция) в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской федерации (далее – Кодекс) за неуплату налога на имущество в размере 859 338 руб., пени за просрочку уплаты налога на имущество в размере 843 321 руб. 92 коп., доначисления налога на имущество в размере 8593 380 руб.
При рассмотрении дела представитель заявителя пояснения дал как они изложены в заявлении и дополнениях к нему (т. 1 л. д. 1 - 8, т. 10 л .д. 56 - 72).
Считает, что объект капитального строительства, принимаемый к бухгалтерскому учету в качестве основного средства должен отвечать двум критериям: по объекту завершены капитальные вложения и его первоначальная стоимость сформирована; объект полностью подготовлен в вводу в постоянною долговременную эксплуатацию. Разрешение на ввод в эксплуатацию выдается только после завершения всех работ, предусмотренных разрешением на строительство. В 2008 году был выполнен значительный объем работ очистного комплекса, должны быть проведены индивидуальные испытания смонтированного оборудования, технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств.
В облагающую базу по налогу на имущество дополнительно внесена стоимость незавершенных строительством объектов, входящих в состав вахтового поселка, по данным оборотно-сальдовой ведомости. Как следует из решения по состоянию на 01.07.2008 стоимость данных капитальных вложений составила всего 47 970 000 руб., на 31.12.2008 – 293 935 484 руб. Шестикратность цены вызвано проведением работ, предусмотренных проектом строительства Вахтового поселка. Протоколы допроса свидетелей не подтверждают возможность ввода поселка в эксплуатацию. Ни один из допрошенных не является компетентным специалистом в области проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию.
Представители ответчика с доводами Общества не согласились и пояснения дали согласно отзывам (т. 2 л. д. 78-80).
По мнению Инспекции, общество в отношении Вахтового поселка неправильно определило должный момент постановки его на учет в качестве основного средства. Этот объект недвижимости подлежал постановке на учет как основное средство в июле 2008 года ввиду наличия у него к этому моменту признаков, определенных пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01).
Согласно названному ПБУ 6/01 объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются следующие условия:
объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев;
организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
объект способен приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.
По мнению инспекции, общество в нарушение приведенных условий неправомерно не учло построенный объект недвижимости в составе основных средств с июля 2008 года – после подписания акта приемки законченного строительством объекта 28.01.2008, разрешения № 30 на ввод в эксплуатацию Вахтового поселка от 09.02.2008 и фактического использования Вахтового поселка.
Выслушав лиц, участвующих в деле и изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в том числе и налога на имущество за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.
Проверкой установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговую базу за 2008 не включено имущество (Вахтовый поселок) стоимостью 1 178 202 385 руб. Неуплата налога на имущество за 2008 год составила 1 993 903 руб. За 2009 в налоговую базу не включено имущество (Вахтовый поселок) стоимостью 3 899 689 955 руб. Неуплата налога на имущество за 2009 год составила 6 599 477 руб. О чем составлен акт выездной налоговой проверки № 07-16/1/8 от 13.10.2010 и вынесено решение № 12 от 21.12.2010 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа за неуплату налога на имущество в размере 859 338 руб., начислении пени в размере 843 321 руб. 92 коп. за просрочку уплаты налога на имущество, об уплате налога на имущество в размере 8 593 380 руб. (т. 1 л. д. 11-102)
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия от 18.02.2011 жалоба общества оставлена без удовлетворения (т. 1 л. д. 108-111).
Согласно части 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
В соответствии со статьей 375 Кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 объект принимается к учету в качестве основных средств, если одновременно выполняется четыре условия:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Исходя из данных условий, следует, что объекты должны быть полностью подготовлены к выполнению производственных функций на длительный период времени.
При этом согласно пунктам 7, 8, 14 ПБУ 6/01 первоначальная стоимость объекта должна быть полностью сформирована к моменту принятия на учет в качестве основных средств.
Объекты основных средств принимаются к учету по первоначальной стоимости, представляющей собой сумму фактических затрат на их приобретение, сооружения, изготовления. Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции и т.д.
Разрешение на строительство было выдано в целом на Вахтовый поселок на 300 человек в марте 2007 г. Срок действия разрешения до 05 марта 2009 г. (т. 10 л. д. 77).
Согласно пункту 3.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82 "Об утверждении Основных положений о вахтовом методе организации работ", вахтовые поселки представляют собой комплекс жилых, культурно-бытовых, санитарных и хозяйственных зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности работников, работающих вахтовым методом, в период их отдыха на вахте, а также обслуживания строительной и спецтехники, автотранспорта, хранения запасов товарно-материальных ценностей.
Исходя из рабочего проекта «Вахтового поселка на 300 человек» (т. 4 л. д. 47) в состав Вахтового поселка относятся административно-бытовой корпус, склад ГСМ, контрольно-пропускной пункт, кухонное оборудование, модульная котельная, наружные сети канализации, водоснабжения, наружные тепловые сети, насосная установка, ограждение вахтового поселка, очистные сооружения, резервуары запаса воды, спортивный инвентарь, энергетический комплекс.
Пунктом 3.4 Основных положений о вахтовом методе организации работ предусмотрено, что готовность вахтового поселка к передаче его в эксплуатацию определяется комиссией, в состав которой включаются представители администрации предприятия, исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, профсоюзного комитета, предприятия торговли и общественного питания, санитарной и пожарной служб, органов здравоохранения. Акт комиссии о приемке вахтового поселка в эксплуатацию утверждается руководителем предприятия.
Акт приемки законченного строительством объекта составляется по форме КС-14.
Данная форма утверждена постановлением Госкомстата РФ № 71а от 30.10.1997.
В соответствии с указанным постановлением акт по форме КС-14 должен также подтверждать соответствие объекта санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам пожарной безопасности.
Между тем, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 28 января 2008 года (т. 1 л. д. 134) не содержит подписей и печатей уполномоченных лиц государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного противопожарного надзора.
Предписанием № 19 от 06.05.2008 , вынесенным государственным инспектором органа пожарного надзора (т. 2 л. д. 5) обществу необходимо было выполнить мероприятия, в том числе обеспечить вахтовый поселок противопожарным формированием, согласно приложению № 1 к СНиПу 2.07.01-89; обеспечить пожарные резервуары приемочными колодцами объемом 3 -5 м3, диаметр трубопровода соединяющего резервуар с приемным колодцем, принять из условия пропуска расчетного расхода воды на наружное пожаротушение, не менее 200 мм, согласно пункту 9.32 СНиПа 2.04..02-84; обеспечить свободный подъезд к приемным колодцам и противопожарным резервуарам, согласно пункту 9.28 СНиПа 2.04.02-84.
Из этого следует, что на дату подписания акта приемки не были выполнены мероприятия по соблюдению мер пожарной безопасности.
Предписанием № Н-216в от 05 декабря 2007 года Росприроднадзора по Республике Бурятия (т. 1 л. д. 143) указано об осуществлении эксплуатация вахтового поселка после проведения пуско-наладочных работ на очистных сооружениях, согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002.
Работы по очистному комплексу, предусмотренные рабочим проектом (т. 4 л. д. 46 -105) были выполнены только в 2010 году. Это подтверждается оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 08.3 за 2008 – 2009 годы, актами приемок (т. 10 л. д. -89 – 141).
Таким образом, ввести в эксплуатацию в 2008 году Вахтовый поселок в целом было невозможно ввиду невыполнения работ, предусмотренных проектом, в полном объеме.
Выданное решение на ввод объекта в эксплуатацию № 30 от 09 февраля 2008 года (т. 1 л. д. 142) в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о наличии у строящегося объекта состояния готовности и возможности эксплуатации, поскольку данный документ удостоверяет иные характеристики объекта, и именно его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации и выполнение строительства в соответствии с разрешением на строительство.
Согласно статье 375 Кодекса при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Проверкой установлена остаточная стоимость основных средств, подлежащая налогообложению на 01.07.20008 в размере 47 970 000 руб., на 31.12.2008 в размере 293 935 484 руб. (т. 1 л. д. 74, таблица № 1), на 31.12.2009 – 299 731 293 руб. (т. 1 л. д. 78, таблица № 3).
Стоимость модульной котельной за 2009 – 2010 гг. выросла с 6 033 650 руб. 33 коп. до 10 951 351 руб. 84 коп. (т. 2 л. д. 45 - 47), очистных сооружений с 7 843 848 руб. 35 коп. до 14 922 854 руб. 63 коп. (т. 2 л. д. 57 – 59), стоимость энергетического комплекса с 3 00 057 руб. 46 коп. до 5 061 343 руб. 5 коп. (т. 2 л. д. 33 – 35).
Таким образам, строительство Вахтового поселка завершено и было готово к полноценной эксплуатации к концу 2010 года, что и подтверждается актом приемки законченного строительством объекта от 21.10.2010 по форме КС – 14 (т. 2 л. д. 8-14).
Проверкой установлена остаточная стоимость основных средств, подлежащая налогообложению на 01.07.2008 в размере 47 970 000 руб. Налоговая база на имущество за 2008 год составили в размере 119 004 104 руб., за 2009 год - в размере 327 532 443 руб. (т. 1 л. <...>).
Обществом по результатам проверки были представлены возражения (т. 1 л. д. 45 – 65), в которых указано об увеличении дебетового остатка незавершенного строительства на начало 2008 и 2009 года ввиду осуществления капитальных вложений в строящиеся объекты. Этим самым формировалась первоначальная стоимость объектов в соответствии с пунктом 2.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации 30 декабря 19993 г. № 160. Согласно которого при строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства, в разрезе отчетных периодов до ввода объекта в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.
Принятие к бухгалтерскому учету основных средств регламентируется ПБУ 6/01 и методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости…
Между тем, в обжалуемом решении, в нарушение статьи 101 Кодекса не изложены обстоятельства совершения правонарушения и не приведены доказательства (документы) на основании которых исчислен налог на имущество не с остаточной стоимости.
В соответствии с частью 8 статьи 101 Кодекса в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Согласно части 14 статьи 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Допрошенные свидетели в силу их должностных обязанностей (т. 4 л. д. 18 – 20, 23 – 24, 31 – 32, т. 3 л. д. 80 – 89, 140 – 145) не могли дать надлежащую оценку таким обстоятельствам как готовность Вахтового поселка в соответствии с проектом. Тем более , что проект Вахтового поселка, рассчитанный на 300 человек, на момент проверки, как пояснили лица участвующие в деле, принимал не более 20 – 30 человек.
Таким образом, объект налогообложения по налогу на имущество в 2008, 2009 году еще не был сформирован. Следовательно, основания для начисления налога на имущество, пени, привлечения к ответственности отсутствовали.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление удовлетворить полностью.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Республике Бурятия № 12 от 21.12.2010 в части штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на имущество в 859 338 руб., пени за неуплату налога на имущество в 843 321 руб. 92 коп., налога на имущество в 8 593 380 руб. как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Республике Бурятия в пользу Открытого акционерного общества «Озерный горно-обогатительный комбинат» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 2 000 руб. судебных расходов, в виде уплаченной государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Судья В.И. Ботоева