ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1861/13 от 19.07.2013 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

22 июля 2013 года Дело № А10-1861/2013

Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 22 июля 2013 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой Н.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шаталовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ к обществу с ограниченной ответственностью «Центр эстетического развития детей «Буратино» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

заявителя: Астраханцевой Е.П. (служебное удостоверение), Тесленко Ю.В., представителя по доверенности от 12.07.2013;

лица, привлекаемого к административной ответственности: Сулиева В.Ф., представителя по доверенности от 089.07.2013, Сулиевой Н.Л. – директора;

установил:

Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ (далее – прокурор) обратился в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Центр эстетического развития детей «Буратино» (далее – Общество) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Прокуроры в судебном заседании заявленные требования поддержали и пояснили, что прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ проведена проверка соблюдения Обществом лицензионных требований в сфере образовательной деятельности. В результате проверки установлено, что Общество является дошкольным общеобразовательным учреждением, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В. и Комаровой Т.С. В., а также иные образовательные программы, в том числе «Мини Буряд орон», Фантазия, «План программа педагогического процесса в детском саду» под редакцией А.И. Герцена, З.А. Михайловой». В соответствии с действующим законодательством лицензированию подлежит образовательная деятельность по образовательным программам. Однако, Общество лицензии на образовательную деятельность не имеет. В связи с этим, в его действиях усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель Общества заявленные требования не признал и пояснил, что согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года №174, образовательная деятельность, подлежащая лицензированию, должна сопровождаться итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании. Общество не проводит итоговой аттестации и не выдает документов, свидетельствующих о получении образования, соответственно, получение лицензии не требуется. Организация осуществляет присмотр и уход за детьми, обеспечивая их досуг и времяпровождение, а не целенаправленный процесс воспитания и обучения в целях реализации образовательных программ, результатом которого является выдача документа об образовании. Образовательные программы Обществом не реализуются, в процессе организации досуга воспитателями используются лишь элементы различных программ. Факт проведения занятий с детьми в форме игровой деятельности, рисования, чтения, письма, музыки и т.д., Обществом не оспаривается. Однако, данное обстоятельство подтверждает только факт осуществления деятельности по организации досуга и социальной адаптации детей, а не образовательных функций. Результатом таких занятий не может являться систематизированное приобретение ребенком тех или иных навыков по определенной образовательной программе. Общество осуществляет интенсивное эстетическое развитие, а не образование детей, что предполагает использование в организации досуга элементов музыки, лепки, рисования, а не математики, иностранных языков, письма и т.д. Согласно объяснениям воспитателей Антонченко Т.В. и Хамаевой О.Д. письменно оформленной образовательной программы у Общества нет. Указание на то, что в своей деятельности данные лица руководствуются программой под редакцией Васильевой М.А., не свидетельствует о реализации данной программы. Доказательства того, что названная программа используется Обществом целиком и полностью, в материалах дела отсутствуют. План, сетка занятий, различные объявления используются в целях самоконтроля и дисциплины. Факт использования программ «Мини Буряад орон», «Фантазия», «Методических рекомендаций к программе воспитания и обучения в детском саду» ничем не подтвержден. Проводимые с детьми занятия, отраженные в сетке, не свидетельствуют об оказании образовательных услуг, поскольку периодичность и количество занятий определяются воспитателями с учетом мнения родителей, могут носить разовый характер. Доводы о том, что воспитатели придерживаются плана воспитательно-образовательной работы, являются голословными. Данный план составлен воспитателями по привычке. Из содержания указанного плана следует, что в нем содержатся только элементы программы под редакцией Васильевой М.А. Следовательно, данный план не отвечает по своему содержанию признакам образовательной программы. Справка специалиста Министерства образования и науки Республики Бурятия носит декларативный характер и составлена на основании записей в журнале воспитателей, без учета возрастных особенностей детей, материально-технической оснащенности. В справке указано, что Общество использует просмотр и обсуждение мультфильмов, телепередач, однако, техническая возможность просмотра видеозаписей в учреждении отсутствует. Также отсутствует возможность проведения закаливающих процедур. Доказательств оформления выставок работ народных мастеров, книг с иллюстрациями, тематических выставок и т.д. не представлено. Более половины детей, посещающих учреждение не достигли 3 лет, в связи с чем, указание в справке на использование ряда мероприятий (ситуативные разговоры, дежурство) является абсурдным в силу возрастных особенностей детей. Программа под редакцией Васильевой М.А. хотя и соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вместе с тем, в силу возрастной специфики содержит элементы как чисто образовательные, так и воспитательные, а также элементы уходы, организации режима, подхода к воспитанию детей. Реализация целого ряда элементов, указанных в программе Васильевой М.А., невозможна ввиду отсутствия материальной и технической базы. Использование отдельных элементов программы не делает деятельность Общества образовательной. Кроме этого, Общество осуществляет эстетическое развитие детей и использует в своей работе программу «Радуга».

Из материалов дела следует, что 28 сентября 2009 года общество с ограниченной ответственностью «Центр эстетического развития детей «Буратино» зарегистрировано в качестве юридического лица.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию).

В период с 19 апреля по 19 мая 2013 года помощниками прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ с привлечением специалиста отдела контроля качества образования Комитета по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Республики Бурятия Жалсаповой Е.С. проведена проверка деятельности Общества на предмет соблюдения лицензионных требований в области образовательной деятельности. По результатам проверки составлен акт. В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет образовательную деятельность по реализации образовательных программ без лицензии.

20 мая 2013 года прокурором Железнодорожного района г. Улан-Удэ в отношении Общества в присутствии его законного представителя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ по факту осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, дело об административном правонарушении возбуждено полномочным на то лицом.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").

В соответствии со статьей 33.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон) лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

В силу статей 12 и 18 названного Закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). К образовательным относятся дошкольные учреждения. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Анализ данных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что лицензированию подлежит деятельность организаций, в т.ч. дошкольных негосударственных учреждений, связанная с реализацией образовательных программ.

Статьей 9 Закона определено, что образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются, в т.ч. общеобразовательные образовательные программы (основные и дополнительные). К основным общеобразовательным относятся программы дошкольного образования.

Согласно статье 14 Закона содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

В силу статьи 15 Закона организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года №2562 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, которое для негосударственных дошкольных образовательных учреждений выполняет функцию примерного.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Типового положения дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Пунктом 19 Типового положения определено, что содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой им самостоятельно.

Судом установлено, что Общество является дошкольным образовательным учреждением, расположенным по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Чертенкова 100 «а» и реализующим образовательную программу «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Общество за плату обеспечивает воспитание, обучение, развитие, а также присмотр и уход за детьми. Вместе с тем, лицензия на право осуществления образовательной деятельности у Общества отсутствует. Нарушение Обществом законодательства о лицензировании выявлено прокурором в ходе проверки, проведенной с 19 апреля по 19 мая 2013 года.

Факт осуществления Обществом образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии) подтверждается совокупностью представленных прокурором доказательств, а именно: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 20.05.2013, объяснениями Антонченко Т.В., Митюхиной Л.А., Хамаевой О.Д., договорами возмездного оказания услуг, режимом дня, актом от 20.05.2013, справкой по итогам проверки ООО ЦЭРД «Буратино», составленной ведущим специалистом отдела контроля качества образования Комитета по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки РБ, планами воспитательно-образовательной работы в ООО ЦЭРД «Буратино», трудовыми договорами, должностной инструкцией воспитателя.

Обществом не оспаривается, что «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. является образовательной программой. Данная программа допущена к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации.

О реализации данной программы Обществом свидетельствуют следующие обстоятельства.

Основным видом деятельности Общества является дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Штат Общества состоит из педагогов-воспитателей, что подтверждается трудовыми договорами с Митюхиной Л.А., Антонченко Т.В. Хамаевой О.Д., Ивашинниковой А.И., Кобелевой О.А.

В должностной инструкции воспитателя, с которой ознакомлена Хамаева О.Д., прямо указано на то, что в своей деятельности воспитатель руководствуется базисной программой развития ребенка-дошкольника под редакцией Васильевой М.А. Директор Общества, в ходе рассмотрения дела, подтвердил факт того, что указанная инструкция является действующей.

Согласно договорам возмездного оказания услуг, заключенным Обществом с родителями 30 августа, 27 октября 2010 года, 31 октября, 14 ноября 2011, 03 апреля 2013 года, исполнитель (Общество) обязуется за плату в размере 7000 рублей ежемесячно оказать заказчику следующие услуги: содержание, уход, кормление, воспитание и обучение ребенка по программе интенсивного эстетического развития в течение его пребывания в детском саду.

Из объяснения Антонченко Т.В. от 27 февраля 2013 года известно, что она работает в Обществе в качестве воспитателя. В функциональные обязанности входит утренний прием детей, гимнастика, прогулки, организация и проведение игровой деятельности, организация и проведение занятий с детьми в соответствии с разработанной «сеткой занятий» на неделю. Данная сетка разработана с перспективой на учебный год - рисование, лепка, аппликация, ознакомление с художественной литературой, математика, развитие речи, что соответствует общепринятой образовательной программе по методу Васильевой. В то же время общая образовательная программа, оформленная в письменном виде, отсутствует. Каждый воспитатель имеет рабочие программы, написанные в период работы в ДОУ «Буратино». В рамках реализации программы развиваются навыки и способности детей. Работа с детьми носит не разовый, а системный характер. В учреждении имеется режим дня работы с воспитанниками.

Данное объяснение Антонченко Т.В. полностью подтвердила 15 мая 2013 года.

Опрошенная прокурором 27 февраля 2013 года Митюхина Л.А. пояснила, что является работником Общества с 2010 года. Выполняет функции воспитателя, в т.ч. принимает детей, занимается с ними изодеятельностью (рисование, лепка), развитием речи, дидактическими играми. С детьми старшего дошкольного возраста занимается математикой. Музыкой занимается приходящий педагог. В обязательном порядке занимается с детьми физическими упражнениями, гимнастикой. Занятия с детьми проводятся воспитателями в рамках режима дня и сетки занятий на неделю. В работе с детьми используются следующие программы – «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., «План-программа педагогического процесса в детском саду» под редакцией Герцена А.И., Михайловой З.А., «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» составитель Русскова Л.В. Фактически ее работа соответствует работе воспитателя в детском саду. В учреждении 1 группа.

15 мая 2013 года Митюхина Л.А. названное объяснение подтвердила.

Согласно объяснению Хамаевой О.Д. от 27 февраля 2013 года в должности воспитателя она состоит с сентября 2012 года. Перечень ее обязанностей соответствует перечню обязанностей воспитателя дошкольного образовательного учреждения – детского сада. С детьми она занимается в системном режиме: изобразительным искусством, гимнастикой, развитием речи и т.д. В работе используются образовательные программы, в т.ч. под редакцией Васильевой М.А. В рамках реализации этой программы развиваются способности и навыки детей. Группа разновозрастная, включает три подгруппы в зависимости от возраста: от 2 до3 лет, от 3 до 4 лет, от 4 до 5 лет. Образование детей проводится в соответствии с режимом дня и пятидневной сеткой занятий (с перспективой на учебный год). На одну группу приходится три воспитателя. Учреждение не имеет оформленной письменно образовательной программы. Каждый воспитатель пользуется рабочими программами по определенной тематике, разработанными в период работы в ДОУ №181.

Режим дня в дошкольном учреждении включает в себя прием детей, гимнастику, завтрак, занятия, прогулку, обед, время для сна, водные и воздушные процедуры, самостоятельную деятельность детей, занятия по подгруппам, полдник, игровую и индивидуальную деятельность детей, уход домой.

Из сетки занятий на неделю известно, что она включала в себя, в т.ч. развитие речи (ознакомление с художественной литературой), аппликацию (конструирование), математику и т.д.

Из справки специалиста отдела контроля качества образования Комитета по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Республики Бурятия Жалсаповой Е.С. известно, что обществу выдано Санитарно-эпидемиологическое заключение №03.БЦ.03.110М.001205.10.10 от 04.10.2010 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.1249-03 помещения используемого для осуществления образовательной деятельности ООО ЦЭРД «Буратино» по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Чертенкова, 100 а.

Обществом в 2010 году открыта 1 разновозрастная дошкольная группа. Среднесписочное количество воспитанников составляет 25 человек, возрастной состав от 1,8 до 4 лет. Из объяснений директора и воспитателей следует, что в работе с детьми используется комплексная программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., программа «Радуга». Цель программы «Воспитание и обучение в детском саду» - всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. У воспитателей имеются авторские программы для дошкольников с внешними рецензиями, которые, по сути, являются программами дополнительного образования детей. Воспитатели работают по плану воспитательно-образовательной работы, который составляют на основе вышеперечисленных программ. В плане прописаны контингент воспитанников, режим дня, комплексы утренней гимнастики, сетка занятий и ежедневное описание воспитания и обучения детей в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников, согласно сетке занятий. Воспитательно-образовательный процесс в детских садах условно подразделен на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной, чтения и т.д.), образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями детей по реализации программы дошкольного образования. Представленный план воспитательно-образовательной работы включает время, отведенное на вышеперечисленные виды деятельности, и представляет собой совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Режим дня дошкольной группы Общества соответствует примерному режиму дня, который включен в программу «Воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., с учетом разновозрастной группы. Организованная образовательная деятельность (занятия) проводится в первую половину дня согласно сетке занятий (расписания). В сетку включены занятия по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, музыке, развитию речи, рисованию, лепке, физической культуре. Занятия проводятся согласно программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., на что свидетельствуют указание страниц в плане воспитательно-образовательной работы, где описаны разнообразные формы работы с детьми: игры, физкультурные и музыкальные занятия, чтение книг, заучивание стихотворений, рассматривание картинок, наблюдения, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и др. Педагоги самостоятельно дозируют объем образовательной нагрузки. К организованной образовательной деятельности относятся: игры, просмотр и обсуждение мультфильмов и видеофильмов, чтение, создание ситуаций выбора, специальные рассказы, наблюдения, оформление выставок, инсценирование и драматизация, разучивание стихотворений, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, продуктивная деятельность, слушание, пение, танцы, физкультурные занятия. К образовательной деятельности при проведении режимных моментов относятся: физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Перечисленные формы работы используют воспитатели Общества, на что указывают их записи в плане воспитательно - образовательной деятельности. Таким образом, Общество осуществляет образовательную деятельность по программам дошкольного образования, дополнительного образования детей. Организация образовательного процесса строится на основе образовательной программы «Воспитание и обучение в детском саду», авторских программ, сетки занятий.

Судом исследованы Планы воспитательно-образовательной работы Общества, которые включают в себя: комплекс утренней гимнастики с различными физическими упражнениями, работу с детьми (например, формирование навыков самообслуживания, учить определять цвета, величины и т.д., л.д.55), с родителями (например, привлекать родителей к формированию у детей интереса к явлениям природы, л.д.55), а также план занятий на неделю (например, беседа с детьми «Как я встретил Новый год», чтение новогодних стихов, учить детей катать мяч, рисование «Елочка», лепка «Мандарины и апельсины», конструирование «Домик для собачки», сравнение предметов, образование числа 10, установка соотношений по длине, наблюдение за рыбками, рисование «Новогодняя елка», лепка «Утенок», развитие речи – чтение рассказа Чаплиной В., аппликация «Новогодняя елка», математика – сравнение двух предметов, развитие представления о том, что считать можно в любом направлении, л.д.60).

Из данного плана следует, что он составлен с сентября 2012 года по май 2013 года на каждую неделю. При этом проведение занятий с детьми имеет под собой конкретные цели. Так, целью занятия «Наблюдение за рыбками» является ознакомление детей с особенностями строения рыб, уходе за ними, а также развитие наблюдательности. Целью лепки является закрепление умения лепить предметы округлой формы, раскатывая глину круговыми движениями. Целью математических занятий является обучение сравнению двух предметов.

Таким образом, анализ приведенных выше доказательств позволяет сделать вывод о том, что Общество осуществляет системную деятельность, направленную на воспитание и обучение детей. При этом такая деятельность основана на образовательной программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. и других, которую Общество реализует.

Выводы суда в данной части основаны на объяснениях Антонченко Т.В., Митюхиной Л.А., Хамаевой О.Д. о системном характере обучения, использовании данной программы в деятельности Общества, соответствии работы работе воспитателя в детском саду.

Справка специалиста также подтверждает установленные судом обстоятельства. Из нее следует, что Общество осуществляет образовательную деятельность по программам дошкольного образования, организация образовательного процесса строится на основе образовательной программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.

Оснований не доверять вышеперечисленным доказательствам у суда не имеется.

То обстоятельство, что данная программа Обществом не утверждена в письменном виде, не свидетельствует о том, что она Обществом не реализуется. На ее основе составлен план воспитательно-образовательной работы. Факт реализации Обществом данной программы установлен вышеизложенными доказательствами.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, в качестве свидетеля допрошена Жалсапова Е.С., которая показала, что является ведущим специалистом Министерства образования и науки Республики Бурятия. По поручению прокуратуры Железнодорожного района г. Улан-Удэ она участвовала в проверке Общества на предмет соблюдения законодательства о лицензировании образовательной деятельности. В результате проверки установлено, что Общество осуществляет образовательную деятельность по образовательной программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., и других. К такому выводу она пришла по результатам бесед с воспитателями, директором и анализа должностных инструкций воспитателей, договоров возмездного оказания услуг, плана воспитательно-образовательной работы. Реализация элементов данной программы также является образовательным процессом, даже при отсутствии у Общества утвержденной программы. Наличие одной группы разновозрастных детей также не является препятствием для реализации программы.

Вопреки доводам представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, справка специалиста не носит декларативного характера. Данная справка составлена не только на основании записей в журнале воспитателей, но и с учетом анализа плана воспитательно-образовательной работы, бесед с воспитателями и директором. Из справки не следует, что Общество в своей деятельности использует просмотр мультфильмов, телепередач, проводит выставки народного творчества, использует комплекс закаливающих процедур. Данные обстоятельства приведены в справке в качестве возможных форм организованной образовательной деятельности и образовательной деятельности при проведении режимных объектов. Отсутствие материально-технической оснащенности само по себе не свидетельствует о невозможности реализации Обществом указанной образовательной программы. Недостижение большинством из детей возраста трех лет также не указывает на невозможность реализации образовательной программы, поскольку данная программа применяется с рождения детей. Наличие одной группы разновозрастных детей также не является препятствием для реализации программы, т.к. названная группа разделена на 3 подгруппы.

С учетом изложенного, суд считает, что Обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Доводы представителя Общества об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности суд находит несостоятельными.

Как отмечено представителем Общества, образовательная деятельность, подлежащая лицензированию, должна сопровождаться итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании. Общество не приводит итоговой аттестации и не выдает документов об образовании.

Вместе с тем, согласно пункту 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 174, не подлежит лицензированию образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании.

Соответственно, лицензированию не подлежит образовательная деятельность при наличии двух обязательных условий: осуществлении ее путем разовых занятий и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании. Судом установлено, что образовательная деятельность, осуществляемая обществом, носит системный характер.

Ссылка лица, привлекаемого к административной ответственности, на то, что Общество не реализует образовательных программ, а только осуществляет уход и присмотр за детьми, организацию их досуга, противоречит установленным выше судом обстоятельствам и вышеприведенным доказательствам.

Суд приходит к выводу о том, что Общество помимо ухода и присмотра за детьми, организации их досуга, на системной основе обеспечивает воспитание, обучение и развитие по образовательной программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.

В объяснении данном прокурору 20 мая 2013 года директор Общества Сулиева Н.Л. пояснила, что образовательную деятельность Общество не осуществляет, поскольку не обучает детей грамоте, счету, чтению, письму, иностранным языкам, не осуществляет подготовку детей к школе.

Однако, данное объяснение опровергается справкой специалиста, планом воспитательно-образовательной работы, объяснениями воспитателей. Из данных доказательств следует, что Общество обучает детей определенным математическим понятиям (сравнение, счет и т.д.), развивает речь, знакомит с окружающим миром и др.

Утверждение представителя Общества о том, что план и сетка занятий используются Обществом в целях самоконтроля и дисциплины, наглядности для родителей опровергается объяснениями воспитателей, согласно которым организация и проведение занятий с детьми осуществляются на основании сетки занятий на неделю. По этим же основаниям суд отвергает ссылку лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что план воспитательно-образовательной работы составлен воспитателями по привычке, с целью отчета перед директором и родителями, при этом он не отвечает по своему содержанию признакам образовательной программы.

Анализ плана воспитательно-образовательной работы, проведенный специалистом Жалсаповой Е.С., позволяет суду сделать вывод об организации образовательного процесса на основе образовательной программе под редакцией Васильевой М.А. О реализации данного плана и образовательной программы свидетельствуют объяснения воспитателей.

Вместе с тем, прокурором не доказано реализация Обществом иных образовательных программ, в том числе «Мини Буряд орон», Фантазия, «План программа педагогического процесса в детском саду» под редакцией А.И. Герцена, З.А. Михайловой».

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По мнению, суда у Общества имелась возможность для соблюдения требований законодательства о лицензировании образовательной деятельности, однако, им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Общество имело возможность получить соответствующую лицензию и на ее основе оказывать образовательные услуги, связанные с реализацией образовательных программ.

Судом проверено соблюдение процессуальных требований при привлечении Общества к административной ответственности, нарушений при этом не выявлено. Проверка в отношении него проводилась в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд не находит оснований для освобождения Общества от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является формальным, то есть существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению предусмотренных законом обязанностей.

Поскольку законодательством установлены повышенные требования к осуществлению образовательной деятельности, то допущенные Обществом нарушения представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в данной сфере. При этом лицензирование образовательной деятельности направлено на предотвращение вреда правам и законным интересам граждан, в т.ч. детей, и направлено на обеспечение высокого качества образования.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ не истек. Административное правонарушение выявлено прокурором 20 мая 2013 года по результатам проверки.

С учетом этого, при назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, совершение административного правонарушения впервые, характер деятельности общества, его имущественное и финансовое положение и приходит к выводу о назначении в качестве наказания административного штрафа в минимальном размере.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение о привлечении Общества к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленное требование удовлетворить.

2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Центр эстетического развития детей «Буратино» (ОГРН 1090327010839, ИНН 0326487051, юридический адрес: г .Улан-Удэ, ул. Чертенкова, 100 А), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Республике Бурятия (прокуратура Республики Бурятия)

Наименование платежа – административный штраф

л/с 04021098700

ИНН 0323059932

КПП 032601001

БИК 048142001

Расчетный счет 40101810600000010002

ГРКЦ НБ Республики Бурятия Банка России г.Улан-Удэ

КБК 41511690040046000140

ОКАТО 81401000000

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Решение суда первой инстанции, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Апелляционная жалоба и кассационная жалоба подаются через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Судья Н.П.Кушнарева