ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1889/14 от 03.06.2014 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

4 июня 2014 года Дело №А10-1889/2014

Резолютивная часть решения объявлена 3 июня 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 4 июня 2014 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д-С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Стопичевой Н.А.., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН 1110327013500) к обществу с ограниченной ответственностью «Алекс» (ОГРН 1110327007009) об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции,

при участии в заседании:

заявителя: Жаргалова А.С., представителя по доверенности от 21.04.2014;

ответчика: Дворниковой Т.В., директора,

установил:

Министерство промышленности и торговли Республике Бурятия (далее – Министерство) обратилось в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Алекс» (далее – Общество) об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Представитель Министерства в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что по результатам проведенной в отношении Общества проверки был установлен факт отсутствия сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции. По данному факту нарушения Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Однако предписание Обществом не исполнено, вышеуказанные документы Обществом не представлены, что явилось основанием для приостановления действия лицензии Общества и обращения в суд с требованиями об ее аннулировании.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования признал.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Алекс» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1110327007009, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно названной выписке одним из видов деятельности Общества является розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво.

31 октября 2012 года Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия Обществу была выдана лицензия регистрационный номер А1154 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции сроком действия с 31 октября 2012 года до 31 октября 2017 года (л.д.8).

В приложении к бланку лицензии в составе перечня объектов, в которых осуществляется лицензируемая деятельность, указан адрес: г. Улан-Удэ, п. Тулунжа, ул. Обусинская, 1а, магазин «Алекс».

21 ноября 2013 года заместителем министра издан приказ о проведении в отношении Общества внеплановой проверки с целью подтверждения фактов о нелегальной продаже алкогольной продукции указанных в обращении закрытого акционерного общества «Русский алкоголь» от 15 ноября 2013 года (л.д.9-10).

Данным приказом назначены лица, уполномоченные на проведение проверки, определены сроки проведения проверки – не более 15 часов (к проверке приступить с 25 ноября 2013 года, окончить не позднее 14 декабря 2013 года).

22 ноября 2013 года Прокуратурой Республики Бурятии согласовано решение о проведении в отношении Общества внеплановой проверки (л.д.11).

27 ноября 2013 года должностными лицами Министерства в отношении Общества была проведена проверка, о чем составлен акт по результатам мероприятий лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции №132 (л.д.12-13).

Как следует из вышеуказанного акта в нарушение статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не представлены сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на водку «Белая береза», объем 0,5 л. дата розлива 17 января 2012 года.

27 ноября 2013 года должностным лицом Министерства выдано Обществу предписание об устранении указанного выше нарушения в срок до 27 января 2014 года (л.д.14).

Копия данного предписания была вручена лично директору Общества, о чем имеется соответствующая подпись на предписании.

28 января 2014 года должностным лицом Министерства был принят приказ №01-02-1/045, которым в связи с невыполнением вышеуказанного предписания было приостановлено действие лицензии Общества регистрационный номер А1154 от 31 октября 2012 года на срок с 28 января 2014 года до 3 марта 2014 года (л.д.16).

В этот же день соответствующее уведомление о приостановлении действия лицензии направлено Обществу и получено им 22 февраля 2014 года (л.д.17-18).

10 февраля 2014 года должностными лицами Министерства произведено снятие остатков алкогольной продукции, о чем составлен соответствующий акт (л.д.19-20).

4 марта 2014 года должностным лицом Министерства в связи с не устранением в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, издан приказ №01-02-1/101, согласно которому было приостановлено действие лицензии Общества до дня вступления в законную силу принятого судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании (л.д.21).

Соответствующее уведомление о приостановлении действия лицензии 6 марта 2014 года вручено директору Обществу Дворниковой Т.В. (л.д.22).

В связи с выполнением Обществом вышеуказанного предписания, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

На основании Указа Президента Республики Бурятия от 22.07.2011 № 186 «О создании Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия» создано Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия путем реорганизации в форме слияния Республиканского агентства по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий и Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.09.2011 № 492 Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере промышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства, научно-технической и инновационной деятельности, торговли, общественного питания и бытовых услуг, реализующим полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и функции по нормативно-правовому регулированию в пределах установленной компетенции.

Названным постановлением к полномочиям Министерства отнесено, в том числе: осуществление лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, государственная регистрация выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их предоставлением; осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.

С учетом вышеназванных норм, Министерство вправе совершать действия по осуществлению контроля над деятельностью организаций, имеющих лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, обращаться в суд с заявлением об аннулировании данных лицензий.

Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона №171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьями 11, 16 и 18 Федерального закона №171-ФЗ производство и оборот алкогольной продукции, в том числе ее розничная продажа осуществляются организациями на основании лицензий.

Статьей 10.2 названного Закона определено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции) заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Из обстоятельств дела следует, что в ходе проверки Обществом Министерству не представлены документы, подтверждающие сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на водку «Белая береза».

В свою очередь нарушение статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, является основанием для выдачи Обществу предписания об устранении нарушений лицензионных требований.

Как следует из материалов дела, Министерством 27 ноября 2013 года было выдано Обществу предписание об устранении нарушения статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ в срок до 27 января 2014 года.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона №171-ФЗ действие лицензии приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами осуществляющими контроль и надзор за соблюдением указанного Закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.

Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не превышающий шести месяцев, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии. В случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.

В связи с тем, что предписание Министерства от 27 ноября 2013 года Обществом в установленный срок исполнено не было, лицензирующий орган, руководствуясь абзацем 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона №171-ФЗ, приказом от 28 января 2014 года №01-02-1/045 приостановил действие лицензии Общества на срок с 28 января 2014 года до 3 марта 2014года, а в дальнейшем - до дня вступления в законную силу принятого судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.

Из части 3 статьи 20 Федерального закона №171-ФЗ следует, что основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке является, в том числе неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Как и все правовое регулирование этой деятельности, эта мера направлена на защиту экономических интересов Российской Федерации, а также на обеспечение контроля за соблюдением законодательства в регулируемой области.

Как установлено судом, Обществом не были представлены сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства алкогольной продукции. О необходимости устранения выявленных нарушений лицензионных требований и о приостановлении действия лицензии Обществу было известно, однако какие-либо меры по устранению нарушений Обществом предприняты не были.

В ходе рассмотрения настоящего дела генеральный директор Общества с нарушениями согласилась.

Доказательств наличия причин, объективно свидетельствующих о невозможности выполнения указанных обязанностей, Обществом не представлено.

При таких обстоятельствах, требование заявителя об аннулировании лицензии подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика относятся расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования заявителя удовлетворить.

Аннулировать лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции регистрационный номер А1154 сроком действия с 31 октября 2012 года до 31 октября 2017 года, выданную обществу с ограниченной ответственностью «Алекс» (ОГРН 1110327007009), юридический адрес: Республика Бурятия, п. Тулунжа, ул. Обусинская, 1А.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Алекс» (ОГРН 1110327007009), юридический адрес: Республика Бурятия, п. Тулунжа, ул. Обусинская, 1А в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Г.Д-С. Мархаева