ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1893/19 от 02.07.2019 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

09 июля 2019 года Дело № А10-1893/2019

Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 09 июля 2019 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т. при ведении протокола судебного заседания секретарем Лахиной Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене постановления от 11 марта 2019 года № 05-13/9-2019,

при участии в заседании

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 27.12.2018 №00/241,

от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 29.04.2019 №06-82/1923,

от третьего лица: не явился, извещен,

установил:

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распорядительная сетевая компания Сибири» (далее – ПАО «МРСК «Сибири», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Бурятское УФАС России, Управление) об отмене постановления № 05-13/9-2019 от 11.03.2019 о привлечении ПАО «МРСК Сибири» к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО3.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объеме.

ПАО «МРСК «Сибири» в обоснование заявленных требований указано на получение 18 марта 2019 года постановления от 06.03.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 05-13/9-2019, вынесенное руководителем Бурятского УФАС России. Общество не согласно с назначенным наказанием в виде штрафа в сумме 622 000 рублей, считает его значительным и несоразмерным правонарушению. Общество указало на возможность применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа. В связи с длительным периодом не выдачи Администрацией муниципального образования сельского поселения «Турунтаевское» разрешения на вырубку зеленых насаждений на территории <...> для целей строительства линии электропередач, Обществом указано на отсутствие вины в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению жилого дома, расположенного по адресу: <...>, и отсутствии в связи с этим состава правонарушения в действиях Общества. В рамках выполнения мероприятий по договору технологического присоединения требовалось строительство ЛЭП 10/0,4 кВ и трансформаторной подстанции 10/0,4кВ. Для начала строительства ЛЭП требовалась вырубка зеленых насаждений вдоль внутриквартальных проездов и подъездов к земельному участку на территории сельского поселения. Также указано, что договор технологического присоединения от 18.10.2017 № 20.0300.3953.17 заключен ПАО «МРСК «Сибири» с потребителем ошибочно, поскольку на дату заключения договора отсутствовали сведения о фактическом присоединении дома к электрической сети.

В судебном заседании представитель заявителя просила отменить оспариваемое постановление в связи с отсутствием вины ПАО «МРСК «Сибири» либо изменить постановление в части назначения наказания, учесть наличие смягчающих обстоятельств, наличие оснований для признания правонарушения малозначительным.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.

В отзыве на заявление Бурятским УФАС России указано, что 18 октября 2017 года в Управление поступило заявление ФИО3 (вх. №6529) о нарушении филиалом ПАО «МРСК «Сибири» - Бурятэнерго» Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила). ФИО3 в заявлении указал на затягивание технологического присоединения и просил обязать ПАО «МРСК «Сибири» обеспечить надлежащее электроснабжение жилого дома в соответствии с условиями договора от 18.10.2017 № 20.0300.3953.17 и дополнительным соглашением, а именно присоединить энергопринимающие устройства, максимальная мощность которых увеличивается по сравнению с ранее присоединенными. По результатам рассмотрения дела, Бурятское УФАС России установило нарушение филиалом ПАО «МРСК «Сибири» - Бурятэнерго» пп. «б» п. 16 Правил, выразившееся в не осуществлении в установленный срок мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающего устройства потребителя к электрическим сетям и возбудило дело об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Постановлением от 11.03.2019 № 05-13/9-2019 ПАО «МРСК Сибири» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 622 000 рублей. При назначении наказания в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ учтена повторность совершенного административного правонарушения, являющаяся обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения. Определение суда о принятии заявления к производству вручено ФИО3 25 апреля 2019 заказным письмом № 67000834890421.

Согласно части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.

В соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная компания Сибири» зарегистрировано в качестве юридического лица. Основным видом его деятельности является передача электроэнергии.

На основании приказа Федеральной службы по тарифам от 28 мая 2008 года N 179-э ПАО «МРСК Сибири» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии».

19 сентября 2017 года ФИО3 и ФИО4, являющиеся собственниками квартиры, расположенной по адресу: Республика Бурятия, <...>, обратились в прокуратуру Прибайкальского района Республики Бурятия, Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия, филиал ПАО «МРСК «Сибири» - Буряэнерго, Прибайкальское РЭС филиала ПАО «МРСК «Сибири» - Буряэнерго, АО «Читаэнергосбыт», Администрацию МО «Турунтаевское» сельское поселение с заявлением об обязании электроснабжающих организаций устранить аварийное состояние линии электропередач, выровнять уровень напряжения и обеспечить бесперебойную подачу электрической энергии.

Прибайкальской районной Администрацией Республики Бурятия письмом от 07.10.2017 №17-31/0070/17 сообщено ФИО3, ФИО4 о том, что в бюджете на 2018 год будет предусмотрено финансирование расходов на выполнение работ по изготовлению технической документации для постановки линии электропередач в реестр бесхозного имущества с целью последующей передачи сетевой организации (л.д. 54).

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Баргузинском районе письмом от 16.10.2017 №10.3./135-15-24 сообщено ФИО3 об отсутствии факта нарушения прав потребителей, связанных с ненадлежащим оказанием услуг по электроснабжению (л.д 40).

2 октября 2017 года ПАО «МРСК «Сибири» в лице филиала Бурятэнерго» направлен ФИО3 проект договора об осуществлении технологического присоединения (л.д. 41).

18 октября 2017 года между ПАО «МРСК «Сибири» в лице филиала Бурятэнерго» (Сетевая организация) и ФИО3 (заявитель) подписан договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №10.0300.3953.17.

В соответствии с условиями договора ПАО «МРСК «Сибири» в лице филиала Бурятэнерго» приняло на себя обязательства в течении 6 месяцев со дня заключения договора осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств ФИО3 - жилого дома по адресу: Республика Бурятия, <...>, с учетом следующих характеристик: максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт, категория надежности - третья, класс напряжения электрических сетей - 0,38 кВ.

Приложением к договору являются технические условия №8000326666, в соответствии с которым максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт. (л.д. 44).

15 февраля 2018 года филиалом ПАО «МРСК «Сибири» - Буряэнерго направлено в адрес ФИО3 письмо с предложением о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 18.10.2017 №10.0300.3953.17 в связи с невозможностью проведения законной рубки зеленых насаждений на территории Муниципального образования сельского поселения «Турунтаевское» (л.д. 48).

28 июня 2018 года между ПАО «МРСК «Сибири» в лице филиала Бурятэнерго» (Сетевая организация) и ФИО3 (заявитель) подписано дополнительное соглашение к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 18.10.2017 №10.0300.3953.17, в соответствии с которым срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению установлен до 01.08.2018.

12 сентября 2018 года филиал ПАО «МРСК Сибири» – «Бурятэнерго» на основании поступившего запроса направил Уполномоченному по правам человека в Республике Бурятия письмо №1.2/14/4726-исх, в котором сообщил, что электрические сети, от которых осуществляется электроснабжение жилого дома ФИО3, расположенного по адресу: Республика Бурятия, <...>. не входят в имущественный состав филиала и числятся как бесхозяйный объект электросетевого имущества. Также сообщено, что для начала строительства линии электропередач требуется вырубка зеленых насаждений вдоль внутриквартальных проездов и подъездов к земельным участкам (л.д. 63-64).

Согласно сообщению Прибайкальского РЭС от 19.10.2018 №1.2/24.12/4598-исх-РЭС жилой дом, принадлежащий ФИО3, расположенный по адресу: Республика Бурятия, <...>, до подписания договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 18.10.2017 №10.0300.3953.17 был запитан от ВЛ 0,4 вК фидер №6 от ЗТП -12П4 «ПОХ» от бесхозяйных электрических сетей (л.д. 66-67).

Актом проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии от 10.08.2016 №0333223817 представителями Прибайкальского РЭС филиала ПАО «МРСК «Сибири» - Буряэнерго произведена проверка работы прибора учета потребителя ФИО3 по адресу: Республика Бурятия, <...> (л.д. 68-69).

10 июля 2018 года филиалом ПАО «МРСК «Сибири» - Буряэнерго направлен в адрес ФИО3 ответ на обращение, согласно которому указано на проведение работ по согласованию вырубки лесных насаждений для осуществления мероприятий по строительству электросетевых объектов до границ земельного участка, также указано на планирование осуществить мероприятия по технологическому присоединению в срок до 01.08.2018 (л.д.49).

18 сентября 2018 года Прибайкальской районной Администрацией Республики Бурятия письмом №П-31/0100/18 сообщено ФИО3 о продаже сетей электроснабжения по ул. Сосновой с. Турунтаевой ПАО «МРСК «Сибири» (л.д. 55).

18 октября 2018 года в Управление поступила жалоба ФИО3 (вх. №6529) о нарушении филиалом ПАО «МРСК «Сибири» - Бурятэнерго» Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила). ФИО3 в заявлении указал на затягивание технологического присоединения и просил обязать ПАО «МРСК «Сибири» обеспечить надлежащее электроснабжение жилого дома в соответствии с условиями договора от 18.10.2017 №20.0300.3953.17 и дополнительным соглашением, а именно присоединить энергопринимающие устройства, максимальная мощность которых увеличивается по сравнению с ранее присоединенными (л.д.33-34).

При рассмотрении заявления ФИО3 Бурятским УФАС России, филиал ПАО «МРСК Сибири» – «Бурятэнерго» письмом от 06.11.2018 №1.2/18/57814-исх сообщил, что договор технологического присоединения от 18.10.2017 №20.03.00.3953.17 заключен с ФИО3 ошибочно, поскольку на дату заключения договора у сетевой организации отсутствовали сведения об имеющемся фактическом технологическом присоединении жилого дома к электрической сети ПАО «Ростелеком» (л.д. 59-60).

С целью проверки информации о принадлежности ПАО «Ростелеком» электрических сетей (отпайка №ВЛ 0,4 вК фидер № 6 от ЗТП-12П4 «ПОХ») Бурятское УФАС России направило 8 ноября 2018 года запрос №05-30/5262.

Бурятский филиал ПАО «Ростелеком» письмом от 14.11.2018 №0709/05/4847-18 сообщил, что указанные электрические сети ПАО «Ростелеком» не принадлежат.

17 января 2019 года Бурятским УФАС России направлено в филиал ПАО «МРСК «Сибири» - Буряэнерго уведомление о составлении 01.02.2019 в 10 час. 00 мин. протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

1 февраля 2019 года ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Бурятского УФАС России в отношении ПАО «МРСК «Сибири» составлен протокол об административном правонарушении части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

7 марта 2019 года в Бурятское УФАС России поступило заявление от ФИО3 об оставлении без рассмотрения жалобы по вопросу технологического присоединения жилого дома в связи с проведением мероприятий по строительству новых электрических сетей.

Определением от 13 февраля 2019 года срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлен до 13 марта 2019 года.

Постановлением Бурятского УФАС России от 11 марта 2019 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №05-13/9-2019 ПАО «МРСК «Сибири» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 622 000 рублей.

Общество посчитав, что указанное постановление нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

На основании пункта 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в том числе, за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к газораспределительным сетям.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

На основании статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

На основании пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Процедура технологического присоединения определена пунктом 7 Правил и состоит из следующих этапов:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

В соответствии с пунктом 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Пунктом 14 Правил установлено, что в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны: а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) место жительства заявителя; в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил; г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

На основании пункта 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что ПАО «МРСК Сибири» как субъект естественной монополии осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и является сетевой организацией, в связи с чем, общество обязано осуществлять в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.

ФИО3 относится к категории потребителей, предусмотренных пунктом 14 Правил: физические лица, которые осуществляют технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данном точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Как следует из материалов дела, мероприятия по технологическому присоединению жилого дома ФИО3 проведены с нарушением установленного договором срока (с учетом дополнительного соглашения от 28.06.2018 срок выполнения установлен до 1 августа 2018 года). Мероприятия по технологическому присоединению в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения от 18.10.2017 №20.0300.3953.17 выполнены 5 апреля 2019 года.

Таким образом, в действиях ПАО «МРСК Сибири» наличествуют признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

То есть для привлечения ПАО «МРСК Сибири» к административной ответственности необходимо доказать не только противоправность его действий (бездействия), но и наличие вины.

В соответствии со статьей 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (часть 1); обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (часть 2); неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (часть 3).

В пункте 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N 934-О-О указано, что несмотря на то что названные конституционные положения по своему буквальному смыслу направлены на закрепление презумпции невиновности в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления, их значение выходит за рамки уголовного преследования. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.

По сути, аналогичная правовая позиция выражена также и в других решениях Конституционного Суда Российской Федерации (например, Постановления от 7 июня 2000 года N 10-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 17 июля 2002 года N 13-П, Определение от 9 апреля 2003 года N 172-О).

В соответствии с правовыми позициями, выраженными в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 30 июля 2001 года N 13-П, от 24 июня 2009 года N 11-П и от 17 ноября 2016 года N 25-П, в качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем; федеральный законодатель, устанавливая меры взыскания штрафного характера, может предусматривать - с учетом особенностей предмета регулирования - различные формы вины и распределение бремени ее доказывания.

Закрепляющий общие положения и принципы административно-деликтного законодательства КоАП Российской Федерации исходит из того, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5); лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке (часть 2 статьи 1.5); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5).

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2016 года N 14-П указано, что по смыслу статьи 49 Конституции Российской Федерации и конкретизирующей ее положения статьи 1.5 КоАП Российской Федерации, обязательным признаком состава административного правонарушения и, как следствие, основанием административной ответственности является наличие вины привлекаемого к ней лица. Иная интерпретация условий наступления административной ответственности, допускающая наложение административного наказания за действия (бездействие) при наличии лишь признаков объективной стороны состава административного правонарушения, противоречила бы вытекающему из статьи 49 Конституции Российской Федерации принципу виновной ответственности за такого рода деликты, приводила бы к объективному вменению и в конечном счете - в нарушение принципов юридического равенства и справедливости - к несоразмерному ограничению прав и свобод (преамбула; статья 1, часть 1; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации).

В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что Бурятским УФАС России не представлено убедительных доказательств вины ПАО «МРСК Сибири» в совершении вмененного ему административного правонарушения исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что принадлежащий ФИО3 жилой дом, расположенный по адресу: Республика Бурятия, <...>, до заключения договора технологического присоединения от 18.10.2017 №10.0300.3953.17 с ПАО «МРСК Сибири», представленного филиалом «Бурятэнерго, был запитан от ВЛ 0,4 вК фидер №6 от ЗТП -12П4 «ПОХ» от бесхозяйных электрических сетей. Максимальная мощность присоединенных энергопринимающих устройств составляла 7 кВт согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон №104047 (л.. 50-51).

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго, получив заявку на технологическое присоединение объекта ФИО3, рассмотрело возможность осуществления необходимых мероприятий непосредственно от сетей сетевой организации.

В соответствии с условиями договора технологического присоединения от 18.10.2017 №10.0300.3953.17 максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств – 15 кВт.

Для осуществления технологического присоединения в пределах отведенной территории по договору технологического присоединения от 18.10.2017 №10.0300.3953.17 необходимо было осуществить вырубку зеленых насаждений, расположенных по адресу: <...>.

Порядок получения разрешений на вырубку зеленых насаждений на территории Республики Бурятия урегулирован Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 14.06.2012 №243 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на вырубку (снос), пересадку зеленых насаждений».

Согласно части 3 статьи 10 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 №1997-IV «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Республики Бурятия» (принят Народным Хуралом РБ 26.04.2011) вырубка (снос) зеленых насаждений на территории населенных пунктов Республики Бурятия осуществляется на основании разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений, выдаваемого в порядке, установленном органом местного самоуправления поселения или городского округа.

Полномочия на выдачу разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений возложены на органы местного самоуправления, в данном случае Муниципальное образование сельское поселение «Турунтаевское».

В соответствии со статьей 2 Устава Муниципального образования сельского поселения «Турунтаевское» Прибайкальского района Республики Бурятия, принятого решением Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Турунтаевское» от 21.02.2014 № 25, к вопросам местного значения относятся, в том числе: вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Организация проведения мероприятий по охране зеленых насаждений, расположенных на землях общего пользования на территории муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение, в том числе в парках, скверах, водоохранных зонах и на других озелененных участках, осуществляется Администрацией муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение (раздел 11 «Озеленение» Правил благоустройства территории МО СП «Турунтаевское»).

Из материалов дела следует, что ПАО «МРСК Сибири» принимались все возможные меры для получения разрешения на вырубку зеленых насаждений для осуществления технологического присоединения.

Так, 27 декабря 2017 года филиалом ПАО «МРСК Сибири» - Бурятэнерго направлено письмо №1.2/16.3/9077-исх главе муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение о согласовании возможности предоставления разрешения на рубку и в случае возможности указано на необходимость направления перечня мероприятий для получения разрешения (л.д. 136).

Администрация муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение в письме от 15.01.2018 № 11 сообщило ПАО «МРСК Сибири», что решение вопроса о предоставлении разрешения на вырубку зеленых насаждений не входит в законодательно установленный перечень вопросов местного значения и не относится к полномочиям муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение (л.д. 137).

20 февраля 2018 года филиалом ПАО «МРСК Сибири» - Бурятэнерго направлено письмо №1.2/16.3/752-исх главе Администрации МО «Прибайкальский район» с просьбой оказать содействие в выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений от Администрации муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение и дать разъяснения по вопросам местного значения муниципального района (л.д. 138-139).

Глава Администрации МО «Прибайкальский район» в письме от 22.03.2017 №688 сообщил ПАО «МРСК Сибири», что главам сельских поселений Прибайкальского района направлены письма об оказании содействия сотрудникам ПАО «МРСК Сибири» в заключении договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с собственниками земельных участков в рамках своевременной выдачи разрешений на вырубку зеленых насаждений в проездах и подъездах к земельным участкам (л.д. 140).

26 марта 2018 года филиалом ПАО «МРСК Сибири» - Бурятэнерго направлено письмо №1.2/16.3/1339-исх главе муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение о выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений для строительно-монтажных работ ЛЭП 10/0,4 кВ и трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ для технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: Республика Бурятия, <...> (л.д. 142-143).

Администрация муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение в письме от 15.04.2018 №258 сообщило ПАО «МРСК Сибири», что решение вопроса о предоставлении разрешения на вырубку зеленых насаждений не входит в законодательно установленный перечень вопросов местного значения и не относится к полномочиям муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение (л.д. 144).

27 апреля 2018 года филиал ПАО «МРСК Сибири» - Бурятэнерго обратился к прокурору Прибайкальского района Республики Бурятия с заявлением о бездействии Администрации муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение (л.д. 145-148).

Прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия письмом от 06.06.2018 №513ж-2018 сообщил филиалу ПАО «МРСК Сибири» - Бурятэнерго, что по результатам проверки установлено неоформление Администрацией муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение в собственность земельных участков, не установлена ставка платы за единицу объема древесины, не организован муниципальный контроль (л.д. 148).

4 сентября 2018 года филиал ПАО «МРСК Сибири» - Бурятэнерго обратился к прокурору Республики Бурятия с заявлением о повторном проведении проверки в отношении Администрации муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение (л.д. 149-150).

Прокурор Республики Бурятия письмом от 21.10.2018 №7/2-473-2018/Нп38048-18 сообщил филиалу ПАО «МРСК Сибири» - Бурятэнерго о проводимых мероприятиях по факту обращения (л.д. 151-152).

12 сентября 2018 года филиалом ПАО «МРСК Сибири» - Бурятэнерго направлено письмо №1.2/16/4738-исх главе МО «Прибайкальский район» о выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений (л.д. 153-154).

20 декабря 2018 года Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия проведено совещание по вопросу технологического присоединения ФИО3, по результатам которого рекомендовано Администрации МО СП «Турунтаевское» провести мероприятия по выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений, необходимую для осуществления технологического присоединения ФИО5 по ул. Сосновая, 1А/2 (лд. 158).

24 декабря 2018 года филиалом ПАО «МРСК Сибири» - Бурятэнерго направлено письмо №1.2/16/6742-исх главе Администрации муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение о выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений (л.д. 155).

На основании постановления Администрации муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение от 21 января 2019 года №8А выдано разрешение филиалу ПАО «МРСК Сибири» - Бурятэнерго осуществить вырубку зеленых насаждений, расположенных по адресу: <...>, для осуществления технологического присоединения в пределах отведенной территории (л.д. 159).

18 февраля 2019 года Администрацией муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение в адрес Общества направлен расчет компенсационной стоимости вырубаемых зеленых насаждений на территории Турунтаевского сельского поселения (л.д. 156).

5 апреля 2019 года филиалом ПАО «МРСК Сибири» - Бурятэнерго выполнены мероприятия по технологическому присоединению жилого дома, принадлежащего ФИО3, согласно техническим условиям от 18.10.2017, подписан акт (л.д. 161-164).

На основании изложенного, суд считает, что нарушение сроков выполнения мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №10.0300.3953.17 вызвано объективными, не зависящими от ПАО «МРСК Сибири» обстоятельствами. При этом Обществом на протяжении длительного периода времени принимались действия, направленные на получение в администрации муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение разрешения на вырубку зеленых насаждений по адресу: <...>, для осуществления технологического присоединения в пределах отведенной территории.

Доводы представителя Бурятского УФАС России об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с непредставлением доказательств ПАО «МРСК Сибири» при рассмотрении административного дела суд отклоняет. Поскольку при рассмотрении дела арбитражный суд проверяет обстоятельства наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, признаков состава правонарушения в полном объеме.

Отсутствие вины общества во вменяемом ему правонарушении свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, постановление от 11 марта 2019 года по делу № 05-13/9-2019 незаконным и подлежащим отмене полностью.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш ИЛ:

Заявление удовлетворить.

Постановление от 11 марта 2019 года по делу № 05-13/9-2019, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия, о признании публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного штрафа в размере 622 000 рублей, признать незаконным и отменить полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья А.Т.Пунцукова