ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1913/15 от 30.07.2015 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

04 августа 2015 года                                                                                              Дело № А10-1913/2015

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 04 августа 2015 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д-С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гулгеновой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «БИН-Агро» (ОГРН  <***>, ИНН  <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 30 марта 2015 года по делу №2015/8-16,

при участии:

заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 12.11.2014 ;

ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 12.01.2015;

третьего лица: не явился, извещен

 установил:

Общество с ограниченной ответственностью «БИН-Агро» (далее – ООО «БИН-Агро», Общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по РБ, Управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 30 марта 2015 года по делу №2015/8-16.

Определением суда от 29 апреля 2015 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора,  привлечена Администрация муниципального образования сельского поселения «Шергинское» Кабанского района Республики  Бурятия   (далее – Администрация МО СП «Шергинское).

Представитель третьего лица – Администрация МО СП «Шергинское» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания был извещен  надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.

29 апреля 2015 года определением суда вышеуказанное заявление принято к производству с рассмотрением в упрощенном порядке.

24 июня 2015 года определением суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам административного производства. 

Представитель заявителя требования поддержал и пояснил, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене. На земельном участке, который огорожен забором, располагаются нежилые здания: проходная, два здания МТФ и гараж. Собственниками данных нежилых зданий  является муниципальное образование сельское поселение «Шергинское» Кабанского района Республики Бурятия. Полномочий оформления прав на земельный участок у Общества нет.  Если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует состав правонарушения. 

Представитель Управления в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. В ходе проведенной в отношении ООО «БИН-Агро» проверки было установлено, что в отношении земельного участка, занятым восточной территорией фермы, под зданиями, расположенного в кадастровом квартале 03:09:100101, общей площадью 45000 кв.м., обозначенного на ситуационном плане красной линией, отсутствуют  сведения в ГКН, об обременениях и ограничениях в ЕГРП. Земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Названный участок используется ООО «БИН-Агро» для размещения фермы крупно-рогатого скота  без оформленных в установленном порядке  правоустанавливающих документов.  Отсутствие в силу определенных обстоятельств оформленных прав МО СП «Шергинское» на земельный участок, не освобождает Общество от обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на используемый земельный участок. Факт использования земельного участка, в том числе занятого объектами, принадлежащими на праве собственности МО СП «Шергинское», Обществом не отрицается, в связи с чем, ООО «БИН-Агро» допущено нарушение земельного законодательства. В действиях (бездействии) Общества состав вменяемого административного правонарушения доказан материалами дела.   Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Из материалов дела следует, что ООО «БИН-Агро»  зарегистрировано в качестве юридического лица.

13 февраля 2015 года Управлением принято распоряжение №Р/282 о проведении в отношении ООО «БИН-Агро»   внеплановой, документарной проверки соблюдения земельного законодательства с целью проверки выполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 10.02.2014, определения о продлении срока исполнения предписания от 06.08.2014, срок исполнения которого истек 11.02.2015   (л.д.59-60).

24-25 февраля 2015 года должностным лицом Управления была проведена названная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 25 февраля 2015 года (.л.д.69-70).

Названным актом установлено, что земельный участок, имеющий местоположение: Республика Бурятия, Кабанский район, с.Быково, площадью около 45 000 кв.м., обозначенный на ситуационном плане красной линией, кадастровый квартал  03:09:100101, занятый частью территории фермы крупного рогатого скота, используется  ООО «БИН-Агро» без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. Выявлено нарушение земельного законодательства статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, что охватывается статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

25 февраля 2015 года уведомлением Кабанского отдела Управления было назначено время, место (16 марта 2015 года в 10 часов 10 минут) составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.72).

26 февраля 2015 года названное уведомление было направлено Обществу почтовой связью по юридическому адресу: <...>, которое было возвращено 11 марта 2015 года за истечением срока хранения.

16 марта 2015 года государственным инспектором по использованию и охране земель Кабанского отдела ФИО3 в отношении ООО «БИН-Агро» по вышеперечисленному факту нарушения был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в отсутствии законного представителя Общества (л.д.75-76).

16 марта 2015 года определением административного органа рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «БИН-Агро»   было назначено на 30 марта 2015 года в 11 часов 00 минут (л.д.77).

17 марта 2015 года  определение было направлено почтовой связью по вышеуказанному адресу Общества и возвращено за истечением срока хранения.

30 марта 2015 года постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель Кабанского района   ООО «БИН-Агро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в использовании земельного участка, расположенного по адресу Кабанский район, с.Быково, кадастровый квартал 03:09:100101, обозначенного на ситуационном плане красной линией, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.    Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Постановление вынесено в отсутствие законного представителя   ООО «БИН-Агро» (л.д. 83-84)

Не согласившись с вышеуказанным постановлением о назначении административного наказания, Общество 08 апреля 2015 года обратилось в суд с настоящим заявлением.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд считает необходимым заявление удовлетворить.

 В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 7.1 КоАП РФ (в редакции, действующей до 20 марта 2015 года) установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Как следует из обжалуемого постановления, Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка, расположенного по адресу Кабанский район, с.Быково, кадастровый квартал 03:09:100101, обозначенного на ситуационном плане красной линией без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.   

В силу статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и удостоверяются документами в соответствии с данным Федеральным законом

Применительно к рассматриваемому случаю с учетом бремени распределения обязанности доказывания административный орган, принявший оспариваемое постановление, должен представить доказательства, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, в том числе использование земельного участка   без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и обязанность Общества оформить указанные документы на спорный земельный участок.   

Вместе с тем, в настоящем случае такие доказательства в оспариваемом постановлении, как и в материалах административного производства в отношении заявителя не приведены и суду не представлены.

По мнению административного органа, Общество использует земельный участок, с  местоположением: Республика Бурятия, Кабанский район, с.Быково, площадью около 45 000 кв.м., обозначенный на ситуационном плане красной линией, кадастровый квартал  03:09:100101, занятый частью территории фермы крупного рогатого скота,   без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Заявитель   отрицает вину в совершении правонарушения, ссылаясь на то, что  находящиеся на спорном земельном участке объекты недвижимого имущества Обществу не принадлежат, собственником данных нежилых зданий (строений) является  МО СП «Шергинское». Полномочий оформления прав на земельный участок у Общества нет.    

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе наличие события административного правонарушения,  виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.

 Согласно статье 26.11 КоАП РФ должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В ходе рассмотрения настоящего дела, по мнению суда, вменяемое Обществу административное нарушение не нашло своего подтверждения.

Как видно из акта проверки от 25 февраля 2015 года, при проверке исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 10.02.2014 с учетом материалов проверки от 21.06.2012 установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с.Быково, по периметру  огорожен  деревянным забором, охраняется, используется ООО «БИН-Агро» для размещения фермы крупного рогатого скота. На земельном участке расположены  два одноэтажных кирпичных зданий коровника, здание гаража, водонапорная башня, подстанция, здание зерносклада, здание конторы, два разрушенных здания, проходная. На земельном участке также расположена сельскохозяйственная техника. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) на здание проходной, два здания МТФ, гаража зарегистрировано право собственности МО СП «Шергинское» Кабанского района. Согласно сведений государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) земельный участок, занятый западной и южной территорией фермы, поставлен на государственный  кадастровый учет с кадастровым номером 03:09:100101:1070, площадью 109327 кв.м., категория земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, сведения о правах – аренда ООО «БИН-Агро». Сведения о земельном участке, занятым восточной территорией фермы, под зданиями, площадью 45 000 кв.м. (согласно обмера), обозначенный на ситуационном плане красной линией в ГКН отсутствуют. Земельный участок расположен в кадастровом квартале 03:09:100101, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно материалам передаче в ведение Шергинского сельского Совета Кабанского района Бурятской АССР от 1991 года данный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, вид угодий – несельскохозяйственные (земли под зданиями, сооружениями), которые находятся на хранении в Государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, с инв.1-дсп/281. Сведения об ограничениях, обременениях на использование земельного участка в ЕГРП, ГКН отсутствуют. Сведения о предоставлении земельного участка ООО «БИН-Агро», регистрации права на земельный участок отсутствуют.

Из приведенного следует, что на рассматриваемом земельном участке размещены несколько зданий (строений) бывшей молочно-товарной фермы.

Как видно из материалов дела, на здание проходной, общей площадью 94,5 кв.м., здание МТФ, общей площадью 1610,7 кв.м., литер А,  здание МТФ, общей площадью 1610,7 кв.м., литер Г,  задание гаража, общей площадью 885,9 кв.м. 07 февраля 2014 года зарегистрировано право собственности МО СП «Шергинское», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации (л.д.20-23).

Основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности  данных объектов недвижимого имущества явились решения Кабанского районного суда Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года.

Из пояснений сторон следует, что вышеперечисленные объекты недвижимого имущества ранее были приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, как бесхозяйные недвижимые  вещи.

Кроме этого судом установлено, что остальные объекты недвижимого имущества, находящиеся на спорном земельном участке, также поставлены на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, как бесхозяйные недвижимые вещи. 

Таким образом, из приведенных обстоятельств видно, что на земельном участке   площадью 45 000 кв.м., обозначенным на ситуационном плане красной линией, размещены  здания бывшей молочно-товарной фермы, из которых 4 объекта недвижимого имущества находятся в собственности МО СП «Шергинское», остальные поставлены на учет как бесхозяйные недвижимые вещи.

 Следовательно, Обществу названные  здания, постройки не принадлежат, что не оспаривается ответчиком. В то же время, как следует из материалов дела, в том числе акта проверки от 25 февраля 2015 года, спорный земельный участок  фактически занят именно этими объектами, то есть используется для  их размещения.

Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01 марта 2015 года)  граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Из акта проверки следует, что спорный земельный участок   относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу вышеприведенных норм земельного законодательства, право на приобретение прав (оформление правоустанавливающих документов) на спорный земельный участок обладает исключительно собственник зданий, строений, расположенных на данном земельном участке, между тем, Общество таковым не является.

Административным органом не представлены суду доказательства, подтверждающие   обязанность Общества оформить правоустанавливающие  документы на спорный земельный участок.

 Довод Управления в обоснование своей позиции, что Общество использует спорный земельный участок для размещения фермы крупно-рогатого скота, суд находит несостоятельным.

Согласно пояснениям представителя заявителя Общество осуществило ремонт зданий, оказало помощь в оформлении прав МО СП «Шергинское» на названные объекты.  Общество использует для хранения продукции зерновых культур  одно здание МТФ, в другом  хранятся  запасные части.

Крупно-рогатый скот находится на земельном участке с кадастровым номером 03:09:100101:1070, который используется Обществом на основании договора аренды земельного участка от 30 октября 2013 года.

Данные обстоятельства не опровергнуты представителем Управления, в том числе не опровергает указанные обстоятельства и акт внеплановой, документарной проверки от 25 февраля 2015 года.

Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае документарная проверка проведена без выезда на спорный земельный участок с учетом материалов проверки от 21 июня 2012 года.

Приведенные выше обстоятельства не позволяют согласиться с выводами Управления о наличии в действиях (бездействии) Общества административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ

Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума  Высшего Арбитражного суда от 01.02.2005 №11301/04 анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.

Следовательно, если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.

По мнению суда, в рассматриваемом случае факт использования Обществом зданий, строений, находящихся на спорном земельном участке, не возлагает на него обязанность по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок, поскольку Общество не является собственником объектов, расположенных на данном земельном участке.

Совокупность приведенных выше обстоятельств позволяет прийти к выводу о недоказанности в действиях (бездействии) ООО «БИН-Агро» события вменяемого административного правонарушения и виновности указанного Общества.

Таким образом, суд находит выводы административного органа о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, в действиях ООО «Буян», виновности последнего в рассматриваемом правонарушении необоснованными.

Данные обстоятельства в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ  являются достаточными для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным, а, следовательно, и для его отмены

В соответствии со статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                           РЕШИЛ:

1. Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «БИН-Агро» (ОГРН <***>, ИНН <***>)     удовлетворить полностью.

 Признать незаконным и отменить  постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия от 30 марта  2015 года по делу №2015/8-16 о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью «БИН-Агро» за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме).

Решение суда первой инстанции, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

 Судья                                                                                                      Г. Д-С. Мархаева